Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Предмет и метод отрасли конституционного права.
Источники российского конституционного права.
Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).
Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..
Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.
Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.
Гражданство детей в Российской Федерации.
Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.
Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.
Государственная защита прав и свобод граждан.
Понятие и принципы избирательного права.
Избирательный процесс и его основные стадии.
Предметы ведения Российской Федерации.
Конституционный статус субъекта Российской Федерации.
Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.
Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации
Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.
Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.
Конституционный статус судебной власти в России.
Общая характеристика демократических принципов правосудия.
Суды общей юрисдикции: система и полномочия.
Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.
Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
Конституционный статус судебной власти в России.
Судебная власть – третья самостоятельная ветвь в государственной власти, призванная сдерживать законодательную и исполнительную ветви, разрешать возникающие в обществе конфликты.
Судебная власть осуществляется в форме правосудия, т. е. разрешения споров гражданско‑правового, административного, конституционного характера, а также привлекает от имени государства к уголовной ответственности в случаях совершения преступлений.
Главное назначение судебной власти – защита прав и свобод личности, соблюдение законности, охрана конституционного строя.
Судебная власть характеризуется:
независимостью и самостоятельностью;
особым правовым статусом ее носителей – судей, судьи в РФ: несменяемы, независимы и неприкосновенны;
участием в осуществлении правосудия народных, присяжных и арбитражных заседателей;
наличием властных полномочий.
Согласно конституционным нормам (ст. 118 Конституции РФ):
1. Правосудие в РФ осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система РФ устанавливается Конституцией России и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Общими конституционными принципами судопроизводства в РФ являются:
равенство граждан перед законом и судом;
открытое судебное разбирательство;
состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве;
обеспечение презумпции невиновности и положения о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
запрет на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
-
Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации..
Правосудие – это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.
Конституционные принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции положения по организации и функционированию органов судебной власти, отражающие демократический характер правосудия. Принципы правосудия воспроизводят уровень правового сознания в обществе.
Все принципы находятся во взаимной связи и обусловленности, составляя систему конституционных принципов правосудия. В эту систему входят следующие принципы.
1. Законность – безусловное исполнение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, в том числе и судебными, должностными лицами и гражданами.
2. Осуществление правосудия только судом означает прерогативу суда от имени государства осуществлять правосудие..
3. Независимость судей. Суть данного принципа состоит в том, чтобы обеспечить судьям и судебным заседателям такие условия, при которых они могли бы принимать ответственные решения без какого- либо постороннего воздействия со стороны.
а) судьи не являются представителями интересов каких- либо государственных или социальных структур. С
б) никто не вправе вмешиваться в деятельность судей, давать им какие-либо указания по изучаемым или рассматриваемым судом вопросам.
в) условия, при которых принимаются решения и выносятся приговоры, исключают возможность воздействия на судей как извне, так и внутри судейской коллегии.
4. Несменяемость судей – одна из основных гарантий их независимости от законодательной и исполнительной власти. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком.
5. Неприкосновенность судей. Как и депутаты, судьи не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания непосредственно па месте преступления.
6. Гласность судебного разбирательства – это форма контроля со стороны общества за работой судебных органов. Дела рассматриваются в присутствии всех желающих, за исключением особых категорий дел, которые рассматриваются в закрытом судебном заседании.
7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций.
8. Устность судебного разбирательства – в ходе рассмотрения дел суд должен заслушать показания сторон, экспертов и свидетелей, огласить имеющиеся документы. В судах общей юрисдикции строго соблюдается принцип устности, так как это связано с необходимостью обеспечить судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах рассматриваемого дела.
9. Участие граждан в отправлении правосудия. Такое участие чаще всего выражается в привлечении граждан в качестве присяжных либо арбитражных заседателей. Хотя участие граждан в осуществлении правосудия происходит в различных формах, оно подчинено единой цели – привлечению народа к осуществлению власти, в том числе и судебной
- 1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Общая характеристика демократических принципов правосудия.
Демократические принципы правосудия – это основополагающие, руководящие начала, закрепленные в Конституции и ином федерельном законодательстве, обязательные для законодательной, исполнительной власти, судей, правоохранительных органов и иных участников любого судопроизводства.
Принципы:
Осуществление правосудия только судом
Законность
Самостоятельность и независимость судей
Равенство всех перед законом и судом
Равноправие сторон и состязательность
Участие граждан в отправлении правосудия
Гласность правосудия
Право на национальный язык
Право на защиту
Охрана чести и достоинства личности
Право на защиту обвиняемого, подсудимого, подозреваемого
Презумпция невиновности
Справедливость
-
Судебная система Российской Федерации.
Судебная система РФ – это совокупность всех предусмотренных федеральными конституционными и федеральными законами федеральных судов и судов субъектов РФ, действующих на территории РФ в соответствии с ее административно-территориальным делением и осуществляющих правосудие в установленных процессуальных формах судопроизводств.
К характеризующим судебную систему РФ чертам можно отнести:
1) ее двойственность устройства – федеральные суды и суды субъектов РФ;
2) простоту и доступность правосудия в судах для населения;
3) единство статуса судей в судах;
4) разрешение любого дела по существу в суде первой инстанции.
1. В соответствии со ст. 4 ФКЗ "О судебной системе РФ" судебная система РФ состоит из двух видов судов – федеральных судов и судов субъектов РФ. Каждый из этих видов судов имеет свою систему, правила и условия организации и деятельности.
К федеральным судам закон относит:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
арбитражные суды.
К судам субъектов РФ относятся:
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Двойственное построение судебной системы позволяет учитывать территориальные и национальные особенности субъектов РФ.
Субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать лишь порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей, срок их полномочий, создавать и упразднять судебные участки и должности мировых судей, осуществлять мероприятия по организационному обеспечению деятельности этих судей, выполнять некоторые другие полномочия.
Отнесение мировых судей к числу судов субъекта РФ не означает, что субъект РФ вправе каким-то образом вмешиваться в осуществление этими судами правосудия, оказывать давление на судей этих судов при разрешении ими дел. Наиболее важные начала статуса судей и принципы организации и деятельности суда, закрепленные в Конституции РФ, остаются неизменными в любом случае и по отношению к любому суду РФ.
-
Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.
Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе
Судьями могут быть граждане РФ:
достигшие 25 лет
имеющие высшее юридическое образование
стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет
постоянно проживающие в РФ
не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Судьям судов РФ в порядке, установленном ФЗ, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ
ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. С учетом компетенции конкретного суда статус судьи может иметь специфику:
судьей КС может быть гражданин РФ, достигший 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет
судьей ВС РФ РФ —35 и 10 лет
судьей суда субъекта РФ — 30 и 7 лет
судьей районного суда — 25 и 5 лет.