Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод отрасли конституционного права.

Источники российского конституционного права.

Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).

Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.

Референдум: понятие и виды.

Приобретение российского гражданства: общий и упрощенный порядок. Прекращение российского гражданства.

Гражданство детей в Российской Федерации.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища. Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом

Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Государственная защита прав и свобод граждан.

Понятие и принципы избирательного права.

Избирательный процесс и его основные стадии.

Предметы ведения Российской Федерации.

Конституционный статус субъекта Российской Федерации.

Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Правовое положение главы государства в Российской Федерации: функции Президента Российской Федерации.

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности.

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.

Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.

Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации. 102 Статья 116 Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до создания нового Правительства.Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации. Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции.Полномочия Правительства РФ:1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.4) осуществление управления фед. собственностью.5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.Акты Правительства РФ.Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения

Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Конституционный статус сенатора и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.

Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный статус судебной власти в России.

Общая характеристика демократических принципов правосудия.

Суды общей юрисдикции: система и полномочия.

Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.

Конституционный статус судебной власти в России.


Судебная власть – третья самостоятельная ветвь в государственной власти, призванная сдерживать законодательную и исполнительную ветви, разрешать возникающие в обществе конфликты.

Судебная власть осуществляется в форме правосудия, т. е. разрешения споров гражданско‑правового, административного, конституционного характера, а также привлекает от имени государства к уголовной ответственности в случаях совершения преступлений.

Главное назначение судебной власти – защита прав и свобод личности, соблюдение законности, охрана конституционного строя.

Судебная власть характеризуется:

независимостью и самостоятельностью;

особым правовым статусом ее носителей – судей, судьи в РФ: несменяемы, независимы и неприкосновенны;

участием в осуществлении правосудия народных, присяжных и арбитражных заседателей;

наличием властных полномочий.

Согласно конституционным нормам (ст. 118 Конституции РФ):
1. Правосудие в РФ осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система РФ устанавливается Конституцией России и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Общими конституционными принципами судопроизводства в РФ являются:

равенство граждан перед законом и судом;

открытое судебное разбирательство;

состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве;

обеспечение презумпции невиновности и положения о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

запрет на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  1. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации..


Правосудие – это конституционно закрепленная особая форма деятельности государства в сфере осуществления судебной власти, выражающаяся в процессуальной деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел с применением государственного принуждения, основанного на законе.


Конституционные принципы правосудия можно определить как закрепленные в Конституции положения по организации и функционированию органов судебной власти, отражающие демократический характер правосудия. Принципы правосудия воспроизводят уровень правового сознания в обществе.

Все принципы находятся во взаимной связи и обусловленности, составляя систему конституционных принципов правосудия. В эту систему входят следующие принципы.

1. Законность – безусловное исполнение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, в том числе и судебными, должностными лицами и гражданами.

2. Осуществление правосудия только судом означает прерогативу суда от имени государства осуществлять правосудие..

3. Независимость судей. Суть данного принципа состоит в том, чтобы обеспечить судьям и судебным заседателям такие условия, при которых они могли бы принимать ответственные решения без какого- либо постороннего воздействия со стороны.

а) судьи не являются представителями интересов каких- либо государственных или социальных структур. С

б) никто не вправе вмешиваться в деятельность судей, давать им какие-либо указания по изучаемым или рассматриваемым судом вопросам.

в) условия, при которых принимаются решения и выносятся приговоры, исключают возможность воздействия на судей как извне, так и внутри судейской коллегии.

4. Несменяемость судей – одна из основных гарантий их независимости от законодательной и исполнительной власти. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком.

5. Неприкосновенность судей. Как и депутаты, судьи не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, за исключением случаев задержания непосредственно па месте преступления.

6. Гласность судебного разбирательства – это форма контроля со стороны общества за работой судебных органов. Дела рассматриваются в присутствии всех желающих, за исключением особых категорий дел, которые рассматриваются в закрытом судебном заседании.



7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций.

8. Устность судебного разбирательства – в ходе рассмотрения дел суд должен заслушать показания сторон, экспертов и свидетелей, огласить имеющиеся документы. В судах общей юрисдикции строго соблюдается принцип устности, так как это связано с необходимостью обеспечить судьям и участникам процесса непосредственное восприятие сведений о фактах и обстоятельствах рассматриваемого дела.

9. Участие граждан в отправлении правосудия. Такое участие чаще всего выражается в привлечении граждан в качестве присяжных либо арбитражных заседателей. Хотя участие граждан в осуществлении правосудия происходит в различных формах, оно подчинено единой цели – привлечению народа к осуществлению власти, в том числе и судебной
  1. 1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44

Общая характеристика демократических принципов правосудия.


Демократические принципы правосудия – это основополагающие, руководящие начала, закрепленные в Конституции и ином федерельном законодательстве, обязательные для законодательной, исполнительной власти, судей, правоохранительных органов и иных участников любого судопроизводства.

Принципы:

Осуществление правосудия только судом

Законность

Самостоятельность и независимость судей

Равенство всех перед законом и судом

Равноправие сторон и состязательность

Участие граждан в отправлении правосудия

Гласность правосудия

Право на национальный язык

Право на защиту

Охрана чести и достоинства личности

Право на защиту обвиняемого, подсудимого, подозреваемого

Презумпция невиновности

Справедливость
  1. Судебная система Российской Федерации.


Судебная система РФ – это совокупность всех предусмотренных федеральными конституционными и федеральными законами федеральных судов и судов субъектов РФ, действующих на территории РФ в соответствии с ее административно-территориальным делением и осуществляющих правосудие в установленных процессуальных формах судопроизводств.

К характеризующим судебную систему РФ чертам можно отнести:

1) ее двойственность устройства – федеральные суды и суды субъектов РФ;

2) простоту и доступность правосудия в судах для населения;

3) единство статуса судей в судах;

4) разрешение любого дела по существу в суде первой инстанции.

1. В соответствии со ст. 4 ФКЗ "О судебной системе РФ" судебная система РФ состоит из двух видов судов – федеральных судов и судов субъектов РФ. Каждый из этих видов судов имеет свою систему, правила и условия организации и деятельности.

К федеральным судам закон относит:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
арбитражные суды.

К судам субъектов РФ относятся:

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Двойственное построение судебной системы позволяет учитывать территориальные и национальные особенности субъектов РФ.

Субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать лишь порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей, срок их полномочий, создавать и упразднять судебные участки и должности мировых судей, осуществлять мероприятия по организационному обеспечению деятельности этих судей, выполнять некоторые другие полномочия.

Отнесение мировых судей к числу судов субъекта РФ не означает, что субъект РФ вправе каким-то образом вмешиваться в осуществление этими судами правосудия, оказывать давление на судей этих судов при разрешении ими дел. Наиболее важные начала статуса судей и принципы организации и деятельности суда, закрепленные в Конституции РФ, остаются неизменными в любом случае и по отношению к любому суду РФ.

  1. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации.


Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе

Судьями могут быть граждане РФ:

достигшие 25 лет

имеющие высшее юридическое образование

стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет

постоянно проживающие в РФ

не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Судьям судов РФ в порядке, установленном ФЗ, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ

ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. С учетом компетенции конкретного суда статус судьи может иметь специфику:

судьей КС может быть гражданин РФ, достигший 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет

судьей ВС РФ РФ —35 и 10 лет

судьей суда субъекта РФ — 30 и 7 лет

судьей районного суда — 25 и 5 лет.