Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 327
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Предмет и метод отрасли конституционного права.
Источники российского конституционного права.
Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).
Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..
Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.
Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.
Гражданство детей в Российской Федерации.
Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.
Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.
Государственная защита прав и свобод граждан.
Понятие и принципы избирательного права.
Избирательный процесс и его основные стадии.
Предметы ведения Российской Федерации.
Конституционный статус субъекта Российской Федерации.
Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.
Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации
Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.
Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.
Конституционный статус судебной власти в России.
Общая характеристика демократических принципов правосудия.
Суды общей юрисдикции: система и полномочия.
Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.
Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
Арбитражный суд округа действует в составе:
1. президиума арбитражного суда округа;
2. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
3. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.
В субъектах РФ действуют арбитражные суды первой инстанции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Состав арбитражного суда субъекта РФ представлен президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
В составе арбитражных судов РФ могут быть образованы и иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.
- 1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.
Военные суды – составная часть судебной системы РФ. Они относятся к федеральным судам общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Деятельность военных судов и их организация регламентированы ФКЗ «О военных судах РФ».
Особенности военных судов:
создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
имеют свою, специальную подсудность;
производство в военных судах ведется только на русском языке.
Военным судам подсудны дела в отношении определенных категорий лиц:
Военнослужащие – лица, проходящие военную службу по призыву или добровольно (по контракту) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, и органах (МВД, ФСБ, Служба военной разведки, МЧС и др.) и имеющие воинские звания.
Граждане, проходящие военные сборы.
В отношении указанных категорий лиц военные суды рассматривают следующие категории дел: гражданские и административные дела о защите нарушенных и/или оспариваемых их прав, свобод и охраняемых законом интересов от действий/бездействий органов военного управления, военных должностных лиц и принятых ими решений; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются указанные лица; дела об административных правонарушениях, совершенных этими лицами.
Дела о преступлениях указанных лиц подсудны военным судам независимо от того, находятся они на военной службе или на военных сборах в данный момент или уже уволены, главное, что преступление было совершено ими в период прохождения воинской службы или нахождения на военных сборах. Жалобы принимаются и рассматриваются военными судами и после увольнения этих лиц с военной службы и ли прохождения военных сборов.
Военные суды, кроме того, рассматривают материалы и принимают решения о применении в отношении подсудных лиц в качестве меры пресечения заключения под стражу или домашнего ареста, о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решения следователя и прокурора и т.д.
Система военных судов включает три звена:
первое (низшее) звено – гарнизонные военные суды;
второе (среднее) звено – окружные (флотские) суды;
третье (высшее) звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.
-
Правовой статус Прокуратуры Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т.д.).
Система органов прокуратуры – единая и централизованная. Все органы прокуратуры являются федеральными, субъекты Российской Федерации не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам.
Звеньями системы органов прокуратуры являются: Генеральная прокуратура Российской Федерации (возглавляемая Генеральным прокурором Российской Федерации); прокуратуры федеральных округов; прокуратуры субъектов Российской Федерации; районные, городские прокуратуры; специализированные прокуратуры (природоохранная, военная, транспортная) со своими подсистемами органов.
Генеральный прокурор назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором. Однако при назначении прокуроров субъектов Российской Федерации Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.
Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на территории Российской Федерации, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. Они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях – в Конституционный Суд Российской Федерации), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:
- постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);
- протест (приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору);
- представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);
- предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях).
- 1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
Принципы прокурорского надзора — это мировоззренческие идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.
Принцип законности
Реализация принципа законности имеет для прокуратуры важное значение. Выполняя функции по надзору за соблюдением законов, прокуратура должна сама строго и неуклонно соблюдать требования законодательства.
Принцип публичности
Суть принципа публичности в организации и деятельности органов прокуратуры заключается в сочетании интересов органов государственной власти в лице прокуратуры по достижению поставленных перед ними задач, с неукоснительным обеспечением законных интересов граждан и должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации прокурором своих надзорных полномочий.
Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры
Содержание принципа выражается в единстве системы органов прокуратуры в РФ, а характер ее деятельности обеспечивается непосредственно правовыми средствами.
Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры
Содержание этого принципа выражается в законодательном закреплении вертикальных связей, на основе которых строится вся система органов прокуратуры и управление ее структурными подразделениями.
Суть рассматриваемого принципа выражается в том, что все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для исполнения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров.
Принцип внепартийности
Содержание принципа заключается в том, что на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
Принцип независимости
Содержание принципа выражается в том, что, с одной стороны, прокуроры объединены в единое целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой стороны, они обладают известной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанностей.