ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование метода аналогии требует соблюдения следующих условий: общие признаки сравниваемых предметов должны быть по возможности более разнообразными: общие признаки сравниваемых предметов должны быть существенными; чем меньше существенны различия между сравниваемыми предметами, тем выше вероятность заключения.
Демонстрацию некоторые специалисты называют выводами или способами доказательства. Основное правило демонстрации: способы доказательства должны быть простыми и очень короткими.
К чему ведет нарушение и использование этих методов в споре?
Первое нарушение дедуктивного метода – не вытекает, не следует. Это тот случай, когда положение, которое требуется доказать, не вытекает из фактов и примеров, которые приводятся для доказательства. Например, очевидный тезис «земля – шар». Если мы будем доказывать, что земля – шар на примере появления корабля на горизонте (земля – шар, потому что когда корабль появляется на горизонте, сначала видна мачта, а потом постепенно появляется корпус корабля). Из этого вытекает, что земная поверхность имеет определенную кривизну. Но если мы будем доказывать, что земля-шар на примере того, что в момент лунного затмения земля дает шарообразную тень на луне, то мы докажем, что земля-шар, ибо шарообразную тень может давать только шар.
Вторая ошибка – нарушение логической стройности в аргументации. Это тот случай, когда нарушается логическая стройность, перепрыгивание через промежуточные связи, когда один из спорящих приводит простую последовательность фактов и она заменяется логическим обобщением, т.е. простая последовательность выступает как мнимое логическое обобщение. Третья ошибка – это внешняя схожесть явлений.
Фактический материал:
Функции | Правила использования | Приемы и методы |
1. Поддержание и восстановление внимания | 1. Системность отбора | 1. Расположение основного ф.м. в начале и в конце |
2. Подтверждение мысли | 2. Правдивость и достоверность | 2. Парадоксальное цитирование |
3. Замена части рассуждений | 3. Соответствие теме, интересам и образовательному уровню аудитории | 3. Авторитет имени общественного мнения, символики |
4. Иллюстрация тех или иных положений речи | 4. Апелляция к чувствам и эмоциям | 4. Афоризмы |
5. «Вставные эпизоды» | 5. Строгость смысловой разбивки | |
6. Повод для самостоятельных выводов аудитории | | |
И последний компонент операции доказательства – фактический материал: примеры, цифры, ссылки, средства наглядности. Как говорил Дж. Элиот – «факты – вещь упрямая». Можно сформулировать несколько функций, которые выполняет фактический материал в споре.
Первая функция – поддержание и восстановление внимания. Когда оратор оперирует только абстрактными понятиями, положениями, формулирует теоретические выводы, то это сложно воспринимается. Но когда в подтверждение для иллюстрации приводит факты, яркие примеры, убеждающие цифры, основные положения воспринимаются гораздо легче. Вторая функция – подтверждение мысли с помощью примеров, цифр. Третья функция – замена части рассуждений. Римский философ Сенека говорил: «Длинен путь через наставления, короток и легок – через примеры». Следующая функция – фактический материал может быть иллюстрацией тех или иных положений речи, может играть роль составных эпизодов. Они, как правило, используются как средство оживления внимания. Вы чувствуете, что участвующие в дискуссии устали, отвлекаются на посторонние моменты, и вы даете факты и примеры как вставной эпизод. Фактический материал может быть поводом для самостоятельных выводов аудитории.
Фактический материал должен использоваться с учетом соблюдения следующих правил:
-
факты должны отбираться системно, опираться не на единичный факт, а на их совокупность; -
правдивость и достоверность, если использовать непроверенные, недостоверные факты, то эти же факты могут дискредитировать идею и личность ее утверждающую; -
следует избегать соблазна «притягивать факты за уши» – не подтасовывать факты и не выхватывать отдельные факты из их взаимосвязи; -
апелляция к чувствам и эмоциям людей – это способствует образному восприятию суждений и мнений, эмоциональный образ может воздействовать на аудиторию гораздо сильнее, чем самые достоверные, самые интересные статистические данные; -
смысловая разбивка фактического материала заключается в том, чтобы использовать в выступлении не более 7 групп фактов, причем в каждой группе не должно быть более трех фактов; -
цифры нужно отбирать и анализировать – привели цифру – проанализируйте; -
сравнение и сопоставление фактов.
Некоторые приемы и методы использования фактического материала. Специалисты рекомендуют самые интересные факты, цифры располагать в начале и в конце речи, так они лучше воспринимаются и запоминаются.
Прием парадоксального цитирования. Им любят пользоваться участники теоретических дискуссий, споров. Вот как английский доктор Рональд Ибсен использовал прием парадоксального цитирования в своем докладе, посвященном проблемам молодежи перед собранием медицинского общества. В начале своего выступления Ибсен привел четыре цитаты. Первая цитата: "« Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков". Вторая цитата: « Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет завтра в свои руки бразды правления». Третья цитата: « Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей, видимо, конец мира уже не очень далек». И последняя цитата: « Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен». После этих цитат аудитория разразилась бурей аплодисментов, имея в виду, что оратор высказывает мысли всех присутствующих. Тогда Ибсен выдержал очень эффектную паузу и дал источники этих высказываний. Первое высказывание принадлежит Сократу (он жил в 470–399 г.г. до н.э.). Второе высказывание принадлежит Исею (Исей – ок. 420 – ок. 350 гг. до н.э., афинский оратор). Третье высказывание по поводу конца мира принадлежит египетскому жрецу, который жил за 2 тысячи лет до н.э.. И четвертое высказывание – это надпись на глиняном горшке, который нашли среди развалин Вавилона и возраст этого горшка может быть свыше 3-х тыс. лет. Вот такие высказывания были произнесены в современной аудитории и послужили основой для дискуссии.
Следующий, активно используемый в споре прием – авторитет имени. Ссылка на высказывания выдающихся государственных деятелей, ученых, использование афоризмов, ссылка на символику: герб, гимн, флаг и т.д.
Вторая часть логической структуры спора состоит из опровержения тезиса или аргументов, выдвинутых оппонентом.
Опровержение – это рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса и имеющее целью установление его ложности или не доказательства. Наиболее распространенный прием опровержения – выведение из опровергаемого утверждения следствий, противоречащих истине: если логическое следствие выдвигаемого положения ложно, то ложным является и само положение. Например, если утверждать, что у каждой планеты во Вселенной есть спутники, то достаточно назвать одну планету без спутника и это утверждение будет опровергнуто. Если из тезиса выводится ложное следствие и показывается истинность антитезиса, то тем самым доказывается и ложность тезиса. Доказать можно только истинное утверждение.
Опровержение осуществляется тремя способами: опровергается тезис, опровергается демонстрация, опровергаются доводы. Особое значение при опровержении имеют факты, как самый надежный и верный способ опровержения ложного тезиса. Не менее эффективным способом является критика доводов оппонента. Показывая ложность или необоснованность аргумента, показывают, что выдвинутый тезис не может быть доказан.
Опровержение демонстрации заключается в выявлении того, что тезис оппонента логически не вытекает из аргументов. Критика тезиса может сочетаться с опровержением аргументов, показом несостоятельности демонстрации. Искусство опровержения заключается в умении анализировать цепочку рассуждений оппонента и показать отсутствие логической связи.
Доказательство и опровержение выполняют противоположные функции. Для доказательства характерна конструктивная функция обоснования какого – либо положения. Опровержение выполняет критическую функцию, так как оно направлено на разрушение доказательства.
Наиболее действенным методом считается опровержение ложного тезиса верными и неоспоримыми фактами. Следующий способ опровержения – это критика доводов оппонента. Показывая ложность или необоснованность аргументов, оратор приводит слушателей к мысли, что выдвинутый тезис не доказан. Третий способ – «возвратный удар» или метод бумеранга. Это известный метод – бить врага его же оружием, заключается в том, что мы используем против оппонента его же слова, сказанные неосторожно или доводы, мнения. Например, Демосфен, афинский государственный деятель, оратор и афинский полководец Фокион были заклятыми политическими врагами. Однажды Демосфен заявил Фокиону: «Если афиняне разозлятся, они тебя повесят». На что Фокион ответил: « И тебя, конечно, тоже, как только образумятся».
Распространенным приемом опровержения является «доведение до нелепости», «сведение к абсурду». Суть этого приема: показать ложность тезиса, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности. Этот прием производит сильный психологический эффект, вызывая смех в аудитории. Техника использования приема: условно допускается, что опровергаемый тезис истинен; после этого из него выводятся следствия, которые, как, оказывается, противоречат действительности – они абсурдны, нелепы; делается вывод: поскольку следствия из выдвинутого тезиса ложны, то ложен и сам тезис. Доведение до нелепости – оппонент как бы переходит на сторону противника, затем, исказив его тезис до неузнаваемости, начинает защищать этот абсурд, когда автор спохватывается, то бывает уже поздно, нанесен удар тезису и его авторитету.
Группа приемов опровержения: довод к человеку; подхват реплики; апелляция к публике; прямота, откровенность, твердость.
Эти приемы используются, когда вместо обсуждения по существу, начинают оценивать достоинства или недостатки человека, рассчитывая на дискредитацию его в глазах публики. Чтобы использовать прием «довод к человеку», нужно хорошо знать оппонента, его биографию, взгляды, качества личности, чтобы проникнуть в суть его позиции, разгадать логику его суждений, вскрыть корни его ошибок и заблуждений. Когда проводят апелляцию к человеку непосредственно, глаза в глаза, – это вызывает всегда хорошую реакцию в аудитории.
Следующий прием – подхват реплики и обращение ее против автора. Это оправдавший себя способ опровержения. Реакция на реплику зависит от обстановки, которая сама часто подсказывает решение. Самообладание оратора аудитория воспринимает как знак того, что он хозяин положения. Следующий прием – апелляция к публике, к чувствам людей, эмоциям, к сердцу, душе. Но апелляция к публике не должна превращаться в демагогию, явную и тайную лесть.
И последний способ – прямота, откровенность, твердость. Они всегда выигрышны. Поведение оратора в споре, которое свидетельствует о том, что он не боится прямо, откровенно и убежденно говорить о том, что он отстаивает, всегда ведет к победе.
4.3. Уловки в споре.
Повседневная практика спора дает все основания утверждать о существовании следующей зависимости: чем ниже уровень общей и полемической культуры человека, тем выше его стремление использовать в общении как можно чаще различные виды уловок.
Рассмотрим некоторые из них. Все уловки можно разделить на две группы: уловки относительно тезиса и аргументов и уловки относительно личности оратора.
В первой группе уловок наиболее часто используется классический прием: «сознательная подмена тезиса». Он хорошо известен и его можно проиллюстрировать следующим примером: кто-то критикует действия демократов, выходит оппонент и заявляет: «он критикует демократов, значит он противник, враг демократии». Взял и сознательно подменил тезис: критиковали действия человека, считавшего себя демократом, а не демократию как таковую.
Второй прием – «подтасовка карт». Это одностороннее освещение фактов, дезинформация. Суть приема – сначала приписать нелепость чему-либо, искажение реальной действительности, а затем благополучно эти нелепицы опровергать.