ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы слушания: нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное – минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней.
Нерефлексивное слушание применяется в следующих ситуациях:
-
у собеседника острое желание выразить свое отношение к чему-то, высказать свою точку зрения; -
собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы; он обеспокоен, испытывает отрицательные эмоции – предоставить ему возможность высказаться и выразить свои чувства, не вмешиваясь в его речь – это способствует установлению нормального двустороннего контакта; -
собеседнику трудно выразить, облечь в слова то, что его волнует – застенчивый, неуверенный в себе собеседник.
При рефлексивном слушании устанавливается активная обратная связь, устраняющая преграды, искажение информации в процессе обмена, позволяет точнее понять смысл, содержание высказываний (иногда возникают ситуации, когда вы вкладываете один смысл в высказывание, а собеседник понимает его по другому, исходя из собственных представлений). Сила восприятия такова, что одно и то же сообщение будет по-разному истолковано разными людьми.
Рефлексивное слушание применяется когда:
-
необходимо что-то выяснить, уточнить: "Я не понимаю, что вы имеете в виду, поясните, пожалуйста"; -
получить дополнительные сведения, понять суть того, о чем говорит собеседник: "В этом ли заключается суть проблемы?" -
необходимо перефразирование – формулирование той же мысли, только иначе, с целью проверки точности понимания: "Другими словами, вы считаете"; -
отражение чувств – основное внимание уделяется не содержанию, а чувствам собеседника; чувства должны соответствовать содержанию, но иногда бывает несоответствие, и его важно уловить, чтобы понять эмоциональное состояние партнера: "Мне кажется, что вы испытываете…"; -
резюмирование – высказывания, подытоживающие основные мысли и чувства говорящего: "Вашими основными идеями, как я понял, являются..."; резюмирование полезно при урегулировании конфликтов, обсуждении разногласий, рассмотрении претензий.
Умение вступить в процесс общения.
Приемы позитивного воздействия на собеседника, создания доброжелательной атмосферы общения:
-
Ваш внешний вид – мимика, поза, жесты - должен располагать к общению, вызывать положительные эмоции. -
Обращение должно способствовать созданию доброжелательной атмосферы общения. -
Юмор как средство установления контакта. -
Проявление эмпатии (я понимаю твои чувства, твое состояние). -
Пространство, место общения. -
Ваша пунктуальность.
Управление процессом общения.
Уметь заинтересовать собеседника предметом разговора.
Помните, что энергия убежденности, исходящая от вас – способна заражать собеседника вашими идеями.
-
Стиль общения должен соответствовать потребностям ситуации и собеседника. -
Тактика общения: варианты и маневренность – не все можно заранее просчитать, но отработанные варианты желательны. -
Визуальный контакт. -
Насыщенность и способ подачи информации. Обеспечение понимания передаваемой информации, смысла сообщения. -
Использование вопросов. -
Умение слушать и держать паузу -
Использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы, интонации, темпо-ритма, способствующих гармоничному и продуктивному общению -
Мотивация партнера на взаимодействие: использование методов убеждения и внушения, категории интереса. -
Преодоление психологических барьеров: умение слушать, соответствие словесного содержания интонации, мимики, жестам. Не допускать противоречия прямого и косвенного канала. Учет индивидуально-психологической особенности собеседника: психический темп, определяющая скорость восприятия и переработки информации. -
Установление эффективной обратной связи: содействие, сочувствие, сопереживание. -
Комплименты и похвала. -
Не перебивать, когда собеседник возбужден.
Завершение общения.
Проявить внимание к партнеру, его действиям: поблагодарить за беседу, выразить удовлетворение результатами беседы, общения, продемонстрировать заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве.
Итак, мастерство профессионального общения – это прежде всего эффективная коммуникация:
-
умение выработать правильную тактику взаимодействия, установить гармоничные взаимоотношения с подчиненными, коллегами, партнерами; -
умение применять эффективные способы воздействия на людей; -
умение корректировать собственные действия и поведение партнеров по общению; -
умение использовать методы убеждения и внушения; -
умение обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонента, если они кажутся несостоятельными; -
умение деликатно, ненавязчиво подвести собеседника к принятию оптимального решения, к согласию с вашей точкой зрения.
Выводы.
-
Моделирование является научным методом познания. В данной главе модель позволяет объяснить и вербально показать коммуникативный процесс. -
Анализ коммуникативного процесса позволил выделить и охарактеризовать основные его элементы в их значимости и органической взаимосвязи: оратор – сообщение – аудитория – обратная связь. -
Важнейшая проблема коммуникации – это проблема точности передачи и адекватного восприятия передаваемой информации. В результате той или иной неточности возникают коммуникативные барьеры, которые приводят к нерезультативному общению.
Контрольные вопросы.
Дайте определение коммуникационного процесса.
Охарактеризуйте основные модели коммуникации.
Какими качествами должен обладать оратор- источник коммуникации?
Каково значение обратной связи в коммуникативном процессе?
Охарактеризуйте барьеры коммуникации.
Какие коммуникативные навыки и умения способствуют эффективному взаимодействию.
Глава 3. Основные виды современного делового общения
3.1. Деловая беседа
Деловая беседа – это деловое взаимодействие между людьми, связанными деловыми отношениями; это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого или группы людей к действию, которое изменит ситуацию. Наиболее распространенной формой общения в беседе является диалог. По древнегреческим понятиям «диалог – есть речь, состоящая из вопросов и ответов». Диалог характеризуется образованием коллективного субъекта, включающего в себя всех партнеров; признанием общих правил ведения диалога; наличием проблемной ситуации и альтернативных способов решения проблемы. Если нет проблемы, диалог угасает или переходит в беспредметный разговор. Предмет диалога должен быть таким, чтобы существовала принципиальная возможность его рассмотрения с альтернативных точек зрения.
Цели деловой беседы: установление и поддержание деловых партнерских отношений или личных взаимоотношений, обмен информацией, разрешение проблем, выработка конструктивного подхода к их решению, стимулирование людей к деловой активности, продуктивному труду, получение оперативной, деловой информации, беседа для разрешения конфликтной ситуации, для улучшения психологического климата коллектива и т.д. Как видим, беседа в зависимости от предметного содержания имеет многоцелевой характер.
Деловая беседа является наиболее эффективной формой убеждения и мотивации собеседников для принятия ваших идей, взглядов, позиций, для «настраивания» людей на те или иные действия Беседа может быть официальной или неофициальной, индивидуальной и групповой, кратковременной или продолжительной. Основой успеха деловой беседы является четкая логика ее подготовки и проведения.
Важнейшим элементом в подготовке деловой беседы является ее планирование: определение предмета, проблемы; определение вопросов, которые необходимо обсудить; определение основной цели, задач, разработка стратегии и тактики их достижения. Проблема и предмет беседы зачастую совпадают: предмет беседы – это проблема или аспект проблемы, который обсуждается. Нередко предметом беседы является ряд проблем, поочередно решаемых в ее процессе. Выбор и уточнение конкретного предмета беседы в значительной мере обусловливает ее значимость и эффективность. Подготовительный этап включает в себя также подбор и систематизацию информации; получение сведений о собеседнике и его интересах; составление рабочего плана; прогнозирование и продумывание возможного хода беседы; подбор аргументов, их логическую взаимосвязь и прогнозирование возможных контраргументов собеседника; определение регламента и выбор места для проведения беседы; согласование времени проведения беседы. Планирование позволяет увидеть и устранить наиболее уязвимые, менее значимые места в беседе. При проведении
беседы могут понадобиться различные документы, цифровой материал, которые также необходимо заранее подготовить. Содержание материала, его систематизация, анализ, подбор аргументов зависят от общей подготовленности и глубины знаний обсуждаемого предмета ваших собеседников; их профессиональной компетентности и информированности; значимости предмета или обсуждаемой проблемы для участников беседы.
В подготовительном этапе необходимо составить портрет партнера по общению: его уровень знаний обсуждаемой проблемы; его интерес к обсуждаемой проблеме, его сильные и слабые стороны; психическую организацию – от ее знания зависят тактика общения и способ изложения материала; выбор невербальных средств общения: тембр голоса, темпо-ритм, жесты, поза; его убеждения (политические, религиозные), общественные позиции, хобби и т.д. Накануне беседы желательно узнать, не изменились ли потребности и интересы собеседника, его отношение к обсуждаемой проблеме. В подготовительном этапе прогнозируются возможные вопросы собеседника, и вырабатывается тактика ответов на них, проводятся консультации со специалистами по предмету обсуждения. Завершается подготовительный этап шлифовкой и доработкой выступления, систематизацией цифрового материала, расположением аргументов и репетицией беседы. Перед началом беседы полезно еще раз:
-
сформулировать ее желаемый результат – что вы хотите получить в конце беседы; -
продумать: какие приемы лучше использовать, чтобы управлять атмосферой беседы; -
решить, как управлять собой в случае непредвиденных реакций собеседника, конфронтации; -
определить способы и приемы воздействия на собеседника при принятии решения окажутся наиболее эффективными; -
выработать технику преодоления барьеров, если они возникнут в процессе беседы.
Этапы проведения деловой беседы: начало, изложение собственной информации, ее аргументация, выслушивание мнений и аргументов партнера, диалог – совместное обсуждение, вопросы и ответы и последний этап – принятие решения и завершение беседы.
1. Начало беседы. Психологически правильное начало беседы имеет важное значение для успешного ее проведения и достижения планируемых результатов. Если не удастся в начале беседы настроить партнеров на конструктивное взаимодействие, конструктивное решение проблемы, на взаимодоверие и взаимоуважение, то трудно прогнозировать ее исход. Важным средством создания атмосферы взаимного доверия является ваша пунктуальность. Существует множество способов начать деловую беседу. Рассмотрим некоторые из них. Важную роль в начале беседы играет