ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управленческие кадры могут не владеть культурой речи во всех видах, жанрах, разновидностях общения, но должны владеть ею в сфере своей профессиональной деятельности, а именно: уметь ясно (подбор слов, правильное построение предложений, смысловая, стилистическая ясность), точно, доступно (умение говорить просто о сложных вещах, опора на знания, опыт, потребности людей, что способствует психологической предрасположенности человека к восприятию информации, ее углубленному усвоению), понятно (усложняют восприятие речи громоздкие фразы, незнакомая терминология, избыток иностранных слов; хотя сегодня трудно обойтись без определенного минимума иноязычных слов, вошедших в словарный состав русского языка и понятных многим, однако малоизвестные слова и термины лучше тактично разъяснить); убедительно (аргументированность высказываний, подбор аргументов с учетом интеллектуальных возможностей и профессионализма собеседников), грамотно излагать свои мысли, чтобы быть понятым своим партнером. «Говори так, чтобы я тебя понял».
Умение владеть словом – это продуманность и взвешенность высказываний, легковесность наносит ущерб не только авторитету, но и делу. Эффектные, но не осторожные фразы типа: «...берите суверенитета столько, сколько проглотите» – стали предметом бесчисленных спекуляций политических оппонентов.
Восприятие речи происходит посредством приема органами слуха звуковых сигналов, поэтому важно соблюдать фонетическую культуру речи (фонетика – наука о звуках). Голос оказывает чрезвычайно сильное воздействие на слушающих. Голос должен обладать достаточной силой и звучностью, гибкостью, подвижностью. Голос является выразителем психического состояния говорящего: он звучит свободно и уверенно, когда человек хорошо владеет предметом речи, убежден в правильности своих позиций, ясно осознает цели своей речи.
Значение имеет дикция – правильное, ясное и четкое произношение слов, слогов, звуков. Недопустимо «проглатывание» звуков, окончаний слов. Неправильная и неэнергичная артикуляция приводит к напряжению, утомлению слушателей, к отключению от восприятия речи. Иногда это зависит как от быстрого темпа речи, так и от волнения.
Несмотря на то, что вербальному воздействию отводится только 20%, все же речь была и остается самым универсальным средством формального и неформального общения, личного и профессионального влияния на людей.
То, что мы говорим и как мы говорим, во многом определяет успех в достижении поставленной цели, независимо от того, обращаемся ли мы к окружающим нас людям непосредственно, рассчитывая лишь на собственные риторические способности, или опосредованно, через средства массовой информации.
Действенность речи определяется совершенством речевых навыков и умений. Человека, прежде всего, характеризуют его слова как результат его мышления, его интонация как отражение его чувств, убеждений. Подтверждение значимости этой проблемы мы находим в рассуждениях Цицерона: «Ведь бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может»1. Согласитесь, с такой ситуацией мы сталкиваемся довольно часто, когда человек знает предмет разговора, но ясно, четко, убедительно не может изложить свои мысли.
Владеть словом – это уметь мыслить вслух (уметь выбрать слова, объединить их во фразы, выстроить в логической последовательности); уметь создать словесный образ (речь мы не только слышим, но и видим, поэтому она должна обладать словесной наглядностью, пластичностью, создание зрительного образа сделает ваши мысли и желания более конкретными); уметь разъяснять, убеждать, спорить. Это чистота, богатство, знание языка, на котором человек говорит. И. Ильин в статье «Сущность и своеобразие русской культуры» писал: «Кто хочет хорошо говорить по-русски, должен, прежде всего, расслабиться, освободиться от телесной и духовной скованности и совсем легко, и непринужденно приступить к делу, дать возможность каждому слову произноситься и жить уютно, достойно, выразительно, со вкусом. Русский язык хочет звучать и петь, быть естественным и выразительным, наслаждаться означаемым предметом, придавать ему фонетическую ценность и тем самым процветать самому... он весьма глубок в чувствах и проникновенен в мыслях. И при этом остается гибким по форме, многообразным в ритме и послушным в стиле»1.
Поистине в этих размышлениях мы находим советы и рекомендации, понимание особенностей данного языка и яркий пример эстетики речи. Здесь не только дается характеристика русского языка, но и специфика души русского человека, без учета которой невозможно конструировать нормальные отношения. Исходя из этих суждений, из истории нашего государства, можно сделать вывод о том, что авторитет личности формируется, в том числе, из умения хорошо говорить на родном языке, используя все его нюансы и оттенки.
К сожалению, к своему родному языку мы относимся настолько небрежно, что скоро разучимся понимать друг друга. Сегодня у многих в речи преобладают иностранные слова, сленги, штампы, лишние слова, или, как говорят, слова-паразиты, отсутствует интонационная окрашенность слов. Владение языком заключается не только в количестве слов, но и в их смысловой насыщенности, множестве значений и их оттенков. К.Г. Паустовский называл русское слово чудом и писал об этом так: «Русский язык открывается до конца и в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли»
2.
Смысловую нагрузку несут не только слова, но и тон, громкость, модуляция и темп, с которыми они произносятся, короче говоря, значима и мелодия, и личность, порождающая это чувство, т.е. все то, что не поддается выражению на листе бумаги, говорил Ницше.
В чем заключается секрет убедительной речи? Какими качествами должна обладать хорошая речь? Ответ на этот вопрос дают пять «Э»: эрудиция, энергия, эмоциональность, этика и эстетика.
Эрудиция – глубина, достоверность знаний обсуждаемого предмета и, конечно, общая культура: знание истории, литературы, искусства. Иногда, несмотря на веские аргументы, не удается убедить собеседника, и тут на помощь могут прийти примеры из истории, литературные персонажи, сравнения. Удачно приведенный пример может оказаться сильнее аргумента.
Энергия способствует убеждению. Вялая неэнергичная речь плохо воспринимается, неэнергичный оратор быстро выключается из беседы, его перестают слушать. Своей энергией мы должны создать определенную ауру общения. Энергия должна ощущаться в силе слов, светиться в глазах, чувствоваться в движениях тела.
Эмоциональность – это разнообразие тембра голоса, эмоций и жестикуляции; это чувство, которое побуждает человека к мышлению, движет мысль. Эмоциональность способна не только убеждать, она несет до 40% информации. Сила слова в его эмоциональной проникновенности. Эмоциональность зависит не только от характера, но от глубины чувств и переживаний того, о чем говорим.
Римский поэт Гораций говорил: плачь сам, если хочешь, чтобы я плакал. Но в деловом общении должен действовать закон предела. Если чувства захлестывают оратора, то это может вызвать отрицательные эмоции у собеседников, если поведение будет чересчур экспрессивным на протяжении всего выступления, то оно станет в итоге утомительным. Эмоциональность должна передаваться посредством экспрессивной (экспрессио – выражение) окраски слова, стилистических и риторических средств. Это эффект интонации. Для многих людей интонация наиболее значима, чем слова. Интонация должна быть выразительной, а языковые средства богатыми, поскольку речь – это неотъемлемый компонент личности.
Этика –уважение к собеседнику, простота, естественность, доброжелательность, которые выражаются подбором слов, посредством жестов, мимики, позы.
Эстетика – изящество речи, которое придают ей метафоры, эпитеты, обороты речи. Это – ритмичность речи, разнообразие стилей. Известный философ А.Ф. Лосев наглядно показал силу эстетического воздействия на человека: «Пластика, пронизывающая все духовное существо античного человека, часто заставляла засматриваться внешним, раскрывать рот на второстепенное, но зато – какую красоту, какую музыкальность, ритмичность, плавность, какое разнообразие стилей и выразительных форм чувствовал он там, где мы не обращаем никакого внимания на красоту, и где нас интересует только деловое обсуждение вопроса».
1
Ораторское мастерство – это, в первую очередь, фактор воздействия. Главное не в том, чтобы поразить всех красноречием, а в том, чтобы своей речью оказать воздействие, достичь намеченной цели и усилить собственное влияние.
Таким образом, мастерство речи – это умение соединить содержание и форму изложения. Не только знать что сказать, но и как сказать. Это так же гармоничное сочетание вербальных и невербальных форм общения. Сила воздействия слова зависит также и от уверенности в себе, позитивной энергетики, убежденности, в том, что говорим. Если на колокольне ударить в колокол и заставить его звучать, то начнут звучать и другие колокола в той же тональности. Ключ к окружающим лежит в нас – мы можем пробудить в других только то, что колеблется глубоко внутри нас.
Убежденность побуждает убежденность, уверенность побуждает уверенность. Для управленца речь – это средство управления людьми, личностного влияния на них; это средство убеждения; это средство формирования доверия, расположения, уважения к себе.
Умение познать собеседника.
Уметь определить:
-
Психологические качества собеседника: тип темперамента, эмоциональный склад личности, репрезентативную систему.
Типы темпераментов: сангвинический – предпочитают разнообразие в подаче материала, гармоничное сочетание рационального и эмоционального, легко переключают внимание, быстро схватывают новое, активно вступают в процесс общения, умеют управлять своими эмоциями; они жизнерадостны и предпочитают позитив в информации и общении в целом; холерический –они отличаются возбудимостью, вспыльчивы, легко воспринимают информацию, быстро переключают внимание, любят быстрый темп речи, мгновенно реагируют на вопросы, подают реплики; флегматический – люди спокойные, уравновешенные, предпочитают логическую, строгую форму изложения, доказательность положений, их внимание сложнее переключить с одной мысли на другую, замедленная реакция, чужды скоропалительные решения, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен, его речь спокойная, без ярко выраженных эмоций; меланхолический – впечатлительны, эмоциональны и легко ранимы, любят сомневаться и им необходимы в качестве убеждения яркие факты, примеры, они лучше воспринимают эмоциональную речь.
Репрезентативная система – это система, посредством которой человек воспринимает и усваивает информацию, поступающую из внешнего мира. Каждый человек,
обладая всеми сенсорными каналами, с максимальной нагрузкой использует, как правило, один канал, который называется основным. Репрезентативная система может быть представлена в трех модальностях: визуальная (оптическая –зрение) – восприятие посредством зрительных образов, включение восприятия информации происходит посредством выражения: «представьте себе»; эти люди предпочитают быстрый темп речи, активную жестикуляцию, критическое восприятие информации; аудиальная (акустическая –слух) – восприятие посредством слуха, ключевые слова: послушайте, я вас слушаю; приемлем низкий тембр голоса, предпочитают общение «лицом к лицу»; кинестетическая (двигательно-эмоциональная, ощущение) – восприятие информации посредством чувств, ключевые слова: чувствуете, ощущаете; эти люди предпочитают медленный темп речи, повторение основных положений, комфортную, доброжелательную атмосферу, это очень деликатные люди.
-
Характер познавательной деятельности: особенности мышления, памяти, воображения. -
Ценностные ориентации. -
Ожидания, притязания. -
Психологическое и физическое состояние. -
Отношение к Вам: доброжелательное, индифферентное, недоброжелательное.
Умение слушать и слышать.
Ж. Де Лабрюйер высказал заслуживающую внимания мысль:
« Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой, значит он вполне доволен и вами».
Активное слушание очень напряженный процесс, который требует и физического и психического напряжения. Слушать – это понимать другого, и важным элементом в этом процессе является эмпатия. Элемент эмпатии отражен в восточной поговорке: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они при этом чувствуют». Конечно, на слушание у руководителя уходит значительный процент рабочего времени. Существует много причин, по которым невнимательно слушают собеседника или не слышат вовсе: разный интеллект, отставание слова от мысли, антипатия к другому, нежелание дискутировать, усталость, психическое напряжение, нерешенные собственные проблемы и т.д. Хотя бывает категория людей, которые любят говорить сами, чтобы только их слушали и информацию собеседника воспринимают лишь как повод, чтобы самому вступить в разговор и далее слушать лишь себя. В общении с такими людьми есть только один способ, как сказал К. Прутков, "болтун подобен маятнику, и того и другого надо остановить". Активное слушание предполагает: общение "лицом к лицу", наблюдение за эмоциями собеседника, выражающимися в тональности речи, модуляции голоса, задавании уточняющих вопросов, чтобы лучше понять собеседника, умение не отвлекаться на собственные мысли, терпеть волнение собеседника.