Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 776

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы

центурий (сотен) воинов для римской армии: 1-й – 80; 2–4-й – по 20 и 5-й – 30 центурий пехоты.

Кроме того, часть самых богатых граждан образовывала 18 центурий всадников. Ремесленники и музыканты выставляли 4 центурии. Неимущие же лица получили название пролетарии (от лат. proles – «потомство»; у них не было ничего, кроме детей). Они выставляли только одну центурию. В результате армия должна была насчитывать 193 центурии. В ней служили граждане в возрасте от 17 до 60 лет, экипировавшиеся за свой счет: характер вооружения определялся принадлежностью к имущественному разряду. Но цензовая реформа имела и политическое значение. По центуриям граждане могли принимать участие в новых народных собраниях – центуриатных комициях (comitia centuriata). При этом каждая центурия (вне зависимости от числа граждан, ее выставлявших) имела только один голос. Учитывая, что лица с имущественным цензом в 100 тыс. ассов выставляли в общей сложности 98 центурий (80 пехоты и 18 всадников), а все остальные – 95, можно заключить, что на этих комициях исход голосования определяли самые состоятельные граждане Рима. Как в римской армии, так и в народных собраниях по центуриям наравне с патрициями могли принимать участие и плебеи. Таким образом, последние приобрели политические права.

Другая важная реформа Сервия Туллия заключалась в создании территориальных округов, названных так же, как прежние племена, трибами. В самом городе было образовано 4 таких трибы, еще больше триб (по разным данным от 16 до 26) было образовано в сельской местности. К каждой трибе были приписаны граждане, имевшие в ее пределах земельное имущество, и патриции, и плебеи. Создание таких округов, как и цензовая реформа, нанесло удар по старым родоплеменным связям. Проведение этих преобразований завершило процесс складывания в Риме государства.

Падение царского режима. В следующее правление возник конфликт царя Тарквиния Гордого с аристократией. Тарквиний попытался править самостоятельно, не прибегая к помощи сената, стал осуществлять репрессии в отношении представителей знати. Его политика вызвала ответную реакцию аристократических кругов. Возможно, это патрицианское движение также являлось выражением разногласий на этнической почве: против царя этрусского происхождения выступила латино-сабинская знать. В результате около 509 г. до н.э. Тарквиний Гордый был изгнан из Рима, были избраны высшие должностные лица государства. В Риме была установлена республика.

Римское государство в период республики


Правовое положение лиц. Правовое положение лица в Республике определялось тремя статусами: статусом свободы, статусом гражданства и статусом семьи. По статусу свободы жители делились на свободных и рабов, по статусу гражданства – на граждан и неграждан, по статусу семьи – на глав семей (paterfamilias – «домовладык»), лиц «собственного права», и их подвластных, лиц «чужого права». Утрата данных статусов приводила к полной или частичной потере лицом своих прав. Умаление правоспособности (capitis deminutio) могло происходить в трех видах: maxima, media и minima. Полная утрата правоспособности связывалась с потерей статуса свободы (при этом лицо утрачивало и статусы гражданства и семьи). Потеря статуса гражданства приводила к утрате прав гражданина (и одновременно статуса семьи), но при сохранении лицом свободы. Потеря статуса семьи имела следствием только изменение семейного положения лица.

Социальная структура. В ранней Республике сохранилось деление свободных граждан на патрициев и плебеев. Борьба за их равноправие велась на протяжении трех столетий. Начиная с 494 г. до н.э., права плебеев стали охраняться особыми должностными лицами – народными трибунами. Постепенно плебеи получили право на занятие высших государственных должностей (в частности, по закону Лициния-Секстия 367 г. до н.э. один из консулов обязательно должен был избираться из плебеев). Им было предоставлено право квиритского брака (с патрициями) (по закону Канулея 445 г. до н.э.). Закон Гортензия 287 г. до н.э. объявил решения плебейских собраний по трибам обязательными для всего народа (без утверждения их сенатом). Этот закон завершил многолетнюю борьбу плебеев за свои права.

В результате слияния патрициев и богатых плебеев в Риме сложилась наиболее состоятельная группа граждан – нобилитет (nobilitas – знать). Формально нобили не обладали особыми правами, но поскольку нобилитет объединял самых богатых и знатных лиц, именно из его состава стал формироваться сенат. Таким образом, нобилитет стал основой для создания сенаторского сословия, высшего сословия в Риме. Сенаторы должны были обладать высоким имущественным цензом
(до 800 тыс. сестерциев), прежде чем войти в сенат, они обычно проходили службу в качестве магистратов. Они заносились в особый сенаторский список, который пересматривался раз в пять лет. За недостойное поведение лицо могло быть исключено из списка. Заниматься торговлей и ростовщичеством лицам сенаторского звания запрещалось. Разрешалось занятие земледелием как отвечающее обычаям предков. Отличительными знаками сенаторов были белая туника с широкой пурпурной вертикальной полосой и гладкий золотой перстень на правой руке.



Вторым после сенаторского сословия в Риме стало сословие всадников. Его составила незнатная верхушка плебса. Имущественный ценз всадников был ниже, чем у сенаторов (400 тыс. сестерциев). Им было разрешено заниматься торговлей, предпринимательством, брать откупа (например, провинциальных налогов). Всадники превратились в крупную финансовую и торговую элиту Рима. Если сенаторы являлись сановной и земельной аристократией по преимуществу, то всадники были денежной аристократией. Они также давали офицеров для армии, могли занимать магистратские должности. По закону Г. Гракха 122 г. до н.э. им было предоставлено право заседать в судах, что ранее составляло прерогативу сенаторов. Отличительными знаками всадников стали туника с узкой пурпурной вертикальной полосой и золотой перстень. К всадникам приближалась категория эрарных трибунов, обладавших имущественным цензом менее 400 тыс. сестерциев.
С 70 по 46 гг. до н.э. они также имели право заседать в судах.

Все остальные граждане Рима причислялись к плебсу, без принадлежности к какому-либо сословию. По договорам с Римом право римского гражданства полностью или частично могло предоставляться жителям других городов Италии. Жители латинских общин, союзных с Римом, получили обозначение латинов. Все латины были наделены полной имущественной правоспособностью наравне с римскими гражданами, но право квиритского брака было предоставлено не всем. После Союзнических войн в I в. до н.э. жители всех италийских городов получили полные права римских граждан. Не имели прав граждан перегрины. К ним причислялись иностранцы, временно или постоянно проживавшие на территории Республики. Они обладали некоторыми имущественными правами, но в целях защиты своих интересов вынуждены были прибегать к патронату римских граждан.

Рабовладение в Риме получило самое широкое распространение среди древних обществ. Источниками рабства являлись военный плен, покупка раба, естественный прирост, обращение в рабство в качестве наказания, долговое рабство. Продажа в рабство за долги была запрещена только по закону Пётелия-Папирия 326 г. до н.э. Рабы делились на государственных и частных. Особенно тяжелым было положение частных рабов. Раб не считался лицом: servi res sunt – «рабы суть вещи». Раб был лишен правоспособности, однако, не имея никаких прав, он мог реализовывать права своего господина, т.е. обладал дееспособностью. Чтобы повысить производительность труда рабов, господа стали предоставлять в пользование раба некоторое имущество –
пекулий (в том числе у раба мог быть свой раб – викарий). Господин не нес никакой ответственности по договорным обязательствам раба, но должен был отвечать за деликт, причиненный рабом (возместить ущерб либо выдать виновного раба пострадавшей стороне). В отношении раба его господин обладал правом жизни и смерти, убийство раба не считалось преступлением. Раб был лишен семьи, ему дозволялось только сожительство (contubernium), право, впрочем, признавало кровные родственные связи рабов. Отпуск рабов на волю (manumissio) мог производиться в различных формах: по завещанию господина, посредством фиктивного процесса о свободе, вследствие заявления господина (формальные способы). Освобождение раба могло носить и неформальный характер: путем объявления перед свидетелями или посредством отпускного письма. Отпуск на волю мог осуществляться и по инициативе государства. Вольноотпущенники (либертины) не получали полных прав, которыми обладали свободнорожденные римские граждане. Так, вольноотпущенник не мог занять магистратскую должность и должен был находиться под патронатом бывшего господина.

Государственный строй. Чаще всего форму правления в Римской республике определяют как аристократическую. Однако еще Цицерон видел в ней смешение разных форм: демократии, аристократии и монархии. Демократические черты проявлялись в деятельности народных собраний, аристократические – в деятельности сената, монархические – в деятельности высших магистратов. Комиции, сенат и магистратура вместе составляли основу государственного строя Республики.

Народные собрания в Риме были трех видов: куриатные, центуриатные и трибутные. Писатель II в. Авл Геллий определял их так: «Если голосование проводится по родам людей, то это куриатные комиции, если по цензу и возрастам – это центуриатные, если по регионам и местностям – это трибутные». В эпоху Республики куриатные комиции потеряли свое значение. В их компетенции продолжали оставаться семейные дела (усыновление, утверждение завещаний). Они также формально наделяли высшей властью магистратов. К концу республиканского периода они превратились в собрания узкого состава: в них участвовали три авгура (жреца) и 30 ликторов, очевидно, представлявших отдельные курии. На первое место по значимости выходят центуриатные комиции. Постепенно произошел разрыв данных комиций с военной организацией: они приобрели исключительно политический характер. Само число центурий увеличилось: с III в. до н.э. их было уже 373. При этом каждый из пяти классов получил право выставлять по 70 центурий. Таким образом, преимущество первого класса было ликвидировано. Центуриатным комициям принадлежали законодательные и судебные полномочия. Их решения облекались в форму закона (lex), который вступал в силу после утверждения его сенатом (в дальнейшем такого утверждения уже не требовалось). Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, предоставления римского гражданства, они также рассматривали апелляции на приговоры о смертной казни или телесном наказании (по
праву провокации). В этих комициях проходили выборы высших магистратов: консулов, преторов и цензоров. В период республики начали функционировать народные собрания по трибам – трибутные комиции. (В середине III в. до н.э. число триб достигло 35.) Первоначально в собраниях по трибам принимали участие только плебеи (concilia plebis tributa). Их решения назывались плебисцитами. Затем стали проводиться собрания с участием плебеев и патрициев, которые и получили наименование собственно трибутных комиций (comitia tributa). По закону Гортензия 287 г. до н.э. решения плебейских собраний по трибам приобрели общеобязательный характер: плебисциты получили равную силу с законами. Грань же между плебейскими и патрицианско-плебейскими собраниями фактически исчезла. В целом трибутные комиции уступали по значению центуриатным собраниям. Они могли принимать апелляции только на приговоры о взимании штрафов и избирали лишь низших должностных лиц.

Сенат формально являлся совещательным учреждением при магистратах, фактически же он превратился в высший правительственный орган. Состав сената включал 300 человек, но в I в. до н.э. был расширен: при Сулле он достиг 600 человек, при Юлии Цезаре – 900. Он формировался первоначально консулами, затем по закону Овиния 312 г. до н.э. его стали формировать цензоры, причем не на один год, как раньше, а на пять лет. Право созыва и председательства на заседаниях сената принадлежало высшим магистратам, в дальнейшем право созыва сената получили и народные трибуны. Сенаторы должны были выступать по очереди в соответствии с расположением их имен в сенаторском списке (обычно по рангу прежних магистратских должностей, занимавшихся сенаторами). Сенат не обладал правом издания законов, но он предварительно обсуждал законопроекты и первоначально также утверждал законы, принятые в комициях. Решения сената облекались в форму сенатус-консультов («рекомендаций сената»). В ведении сената находились вопросы религиозного культа, государственные финансы, вопросы безопасности, управление провинциями и дипломатия.

Магистратуры в Риме в основном являлись выборными, краткосрочными (как правило, на один год), коллегиальными, безвозмездными и ответственными (об исключениях из этих правил см. ниже). Исполнение должности рассматривалось как почет – honor, поэтому не оплачивалось из казны. Магистраты были наделены правом интерцессии – правом вмешательства в действия своего коллеги или ниже стоящего магистрата: по этому праву один магистрат мог отменить решение другого магистрата. Это должно было сдерживать власть магистратов, не давая принять ей абсолютный характер. Виновного в должностном преступлении магистрата также могли привлечь к суду народного собрания. Все магистраты делились на две категории: ординарных (обычных) и экстра-ординарных (чрезвычайных). Общее понятие власти магистрата обозначалось термином