Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 816
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
С именем Константина Великого был связан важный переворот в религиозной жизни Империи. До Константина христианская религия преследовалась властями: христиане создавали тайные общины и не желали соблюдать общеимперских языческих культов, в том числе культа божественного императора. Языческий Рим обвинял их в безбожии и оскорблении величества. Но к IV в. христианская церковь превратилась уже в массовую организацию и имела в своих рядах верующих из всех слоев общества. Ее признание отвечало объективным потребностям государства. Константин смог уловить глубокий смысл нового учения и его возможности в плане укрепления государственной идеологии. В отличие от своих предшественников император встал на защиту христиан. Сначала в 313 г. был издан Медиоланский эдикт о введении свободы христианского вероисповедания и равенстве его с другими конфессиями. В 325 г. при участии императора в Никее прошел церковный собор, который утвердил Никейский символ веры – краткое изложение догматов христианского вероучения. Собор более точно определил организацию церкви. Во главе клира (духовенства) городов встали епископы, во главе клира провинций – архиепископы. Епископы Рима, Александрии и Антиохии стали называться патриархами, а первые два еще удостоены звания пап. Перед своей кончиной в 337 г. Константин I принял веру Христа, тем самым христианской религии был придан официальный характер. В 380 г. императором Феодосием I был издан эдикт Defidecatholica («О вселенской вере»), по которому все подданные должны были исповедовать православную веру (она же католическая – «вселенская»). Никейская формула веры была признана законом единственно правильной, все остальные течения (ереси) в христианстве и язычество были запрещены.
Наметившийся уже в начале домината раскол Империи на западную и восточную части был официально закреплен Феодосием в 395 г. Он разделил территорию государства между своими сыновьями Гонорием (Запад) и Аркадием (Восток). Единство Империи было формально восстановлено в 476 г., когда командир императорской гвардии германец Одоакр низложил последнего западно-римского императора, малолетнего Ромула Августула («августишку»), и отпра-вил знаки императорского достоинства восточно-римскому императору Зенону. Себя же Одоакр провозгласил королем Италии. Фактически это означало конец Западной Римской империи
и образование на ее обломках варварских германских королевств.
3.4. Римское право
Для обозначения права в латинском языке использовалось слово ius. Как учили римляне, «право получило свое название от правосудия (iustitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом»1.
Периодизация истории римского права. Обычно в развитии римского права выделяют три основных периода (возможна и другая периодизация):
1. Раннеримское право – VI – середина III вв. до н.э.;
2. Классическое право – середина III в. до н.э. – конец III в. н.э.;
3. Постклассическое право – IV–VI вв. н.э.
Источники римского права
Основными источниками римского права являлись: обычаи; правотворчество жрецов, магистратов, светских юристов; законодательство. В ранний период наибольшее распространение имели обычаи (mores). Первоначально они не были закреплены в письменной традиции, но со временем получили признание со стороны государства и послужили основой для формирования первых римских законов. Хотя в Риме довольно рано стали отделять собственно правовые нормы (ius) от религиозных предписаний (fas), древнее римское право в значительной мере носило сакральный характер, поэтому ведущую роль в правотворчестве играли жрецы. Они являлись первыми римскими юристами, формулировали нормы права, давали им толкование, следили за их соблюдением. Особое значение в юридической сфере имела коллегия понтификов. Свои сведения о праве понтифики сохраняли в строгой тайне, поэтому юридические знания были долгое время монопольной привилегией жрецов. В 304 г. до н.э. писец Гней Флавий похитил записи, содержавшие формулы исков, толкования норм и обычаев, сведения о судебном календаре. Они были преданы гласности и с этого времени больше не являлись секретом для народа: жрецы утратили свою монополию в юриспруденции. Ведущая роль в правотворчестве перешла к римским магистратам и светским юристам. Особое место среди них занимали преторы. Они участвовали в отправлении правосудия и одновременно создавали новое право, которое опиралось на их судебную практику. Оно дополнило старое цивильное право – право римской общины, предназначенное исключительно для римских граждан. Со временем цивильное право, с его приверженностью к архаичным юридическим процедурам, перестало отвечать новым потребностям гражданского оборота, вызванным бурным развитием рабовладения и торговых связей. Поэтому рядом с цивильным правом выросла
система преторского права. С одной стороны, преторы при вершении суда стали вводить новые нормы права, которые восполняли пробелы цивильного права либо даже заменяли его нормы (в случае противоречия с ними). В последнем случае норма цивильного права сохранялась, но уже не обеспечивалась преторской защитой. С другой стороны, претор, вступая в должность, издавал свой эдикт, где определял те юридические правила, которых он будет придерживаться в своей будущей деятельности. Эдикт претора не имел силы закона, но являлся обязательным для исполнения, так как поддерживался властью претора в течение года его полномочий. Обычно новый претор вносил в эдикт предшественника лишь некоторые изменения, так что основная его часть оставалась неизменной. Аналогично этому порядку в Риме сложилось также право народов (ius gentium). Его появление было связано с введением магистратуры перегринского претора в III в. до н.э. Разрешая споры между иностранцами либо между ними и римскими гражданами, этот претор мог свободно обращаться к правовому наследию других стран (например, Греции или Ближнего Востока), опираться на нормы справедливости (aequitas) или положения «естественного разума». В своих эдиктах перегринские преторы не были связаны нормами цивильного права и синтезировали нормы из разных правовых источников, поэтому созданное ими право отличалось высоким уровнем развития. В императорскую эпоху возможности для правотворчества преторов были ограничены. По поручению императора Адриана юристом Сальвием Юлианом (примерно в 125–128 гг. н.э.) был составлен и одобрен сенатом вечный эдикт (edictum perpetuum), который стал обязательным для всех последующих преторов. В результате преторский эдикт перестает быть источником новых норм права.
Значительным был вклад в развитие права римских юристов. Они принимали участие в юридической практике, учебной и научной деятельности. Первым стал давать публичные консультации по правовым вопросам Тиберий Корунканий (первый великий понтифик из числа плебеев, III в. до н.э.). Квинт Муций Сцевола первый дал систематическое изложение цивильного права в 18 книгах (I в. до н.э.). Создателями двух школ классического римского права, прокульянской и сабиньянской, являлись юристы Лабеон и Капитон (I в. н.э.). Юрист Гай (II в.) прославился своим учебником по римскому праву, получившему название
Институции Гая. Для правотворчества имели, прежде всего, значение консультации юристов, даваемые магистратам и частным лицам по разным юридическим вопросам. Юристы могли принимать участие в создании формул для юридических актов или подавать советы относительно исковых заявлений и ведения судебных дел. Император Октавиан Август официально подтвердил значимость их высказываний: «для возвышения авторитета права» юристы могли давать ответы «на основании власти» императора. Решения правовых вопросов, предлагаемые в их консультациях, стали носить обязательный характер (ius respondendi). Они могли применяться при рассмотрении аналогичных случаев. Закон императора Валентиниана III о цитировании (426 г.) установил обязательную силу для высказываний только пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина. В случае несовпадений их мнений вопрос решался по принципу большинства, при равенстве голосов приоритетом обладало мнение Папиниана.
Уже в ранний период развития римского права начало складываться законодательство. Есть указания на существование законов римских царей, в частности, Ромула, Нумы Помпилия и Сервия Туллия, но их историчность находится под вопросом. Первыми писаными законами Рима стали Законы XII таблиц (451–450 гг. до н.э.). Они были составлены по требованию плебеев комиссией из экстраординарных магистратов (децемвиров – «десяти мужей»). Текст Законов был представлен на двенадцати медных досках и до настоящего времени не сохранился. Он был реконструирован на основании высказываний позднейших римских писателей и юристов. По сути, Законы XII таблиц являлись записью обычного права, они несли на себе сильный отпечаток родовых отношений и отражали еще низкий уровень развития правовой техники. Законом в узком смысле (lex) в Римской республике обозначались решения комиций, позднее силу закона получили и плебисциты – решения собраний плебеев по трибам. Закон обычно назывался по имени магистрата, предложившего его. Постановления сената (senatusconsultum) в республиканский период законами не признавались, но в эпоху империи они были приравнены к законам. Тогда же распространение получили указы императоров – конституции. Поначалу они тоже не имели силу закона, только в эпоху Адриана (II в.) юристы стали придавать им такое значение в рамках цивильного права. Существовало несколько видов конституций: эдикты – общие распоряжения императора, издаваемые так же, как прежде распоряжения республиканских магистратов;