Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 815
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
Государственный строй в эпоху принципата. Обозначение правления в ранней Римской империи было связано с титулом главы государства. Октавиан Август и его преемники носили титул принцепса (princeps senatus et universorum – «первый в сенате и среди всех вообще»). Принцепс почитался только первым сенатором и первым гражданином в Республике, но отнюдь не царем. Право эпохи принципата признавало суверенитет народа, но не суверенитет принцепса. В юри-дическом смысле принцепс не обладал собственной властью, но только той, которой его наделил римский народ. Однако реально первый располагал властью, намного превышавшей власть других органов государства. Поэтому можно определить принципат фактически как монархию, облеченную в республиканские формы1. Преобладание принцепса над республиканскими структурами власти достигалось кумуляцией в его руках одновременно нескольких важнейших магистратур. Отказавшись стать диктатором, Октавиан Август в одно и то же время исполнял должности разных ординарных магистратов: являлся консулом, народным трибуном, цензором. Консульская магистратура предоставляла в его руки военное командование, высшую гражданскую власть и возможность вмешательства в деятельность других магистратов. Должность народного трибуна давала право наложить veto на решения сената, народных собраний и распоряжения магистратов. Магистратура цензора позволяла формировать сенат и осуществлять чистки его состава. Октавиан был и великим понтификом, которому принадлежали верховные жреческие права. Его титул императора, переводимый на греческий язык словом «автократор» (самодержец), подчеркивал не только военное значение главы государства (во времена республики это титул полководца-победителя, имевшего право на триумф в Риме), но и положение Августа как носителя верховной власти в государстве.
Суверенитет народа проявлялся в том, что власть принцепса формально не имела наследственного характера. Каждый принцепс получал свои полномочия от акта избрания. Императоры Август и Тиберий избирались сенатом и народом Рима, последующие императоры – только сенатом, который выражал волю Республики. Впрочем, преемник обычно назывался самим императором, а его избрание носило формальный характер. Смена императорских династий и отдельных принцепсов производилась нередко во время дворцовых переворотов при участии армии, прежде всего,
преторианской гвардии, охранявшей монарха.
Органы власти, сохранившиеся со времен республиканского периода, претерпели серьезные изменения. Постепенно прекратили свое действие центуриатные комиции, трибутные комиции стали созываться намного реже. Со II в. н.э. народные собрания вообще не проводились. Законодательные полномочия от народных собраний переходят к сенату. Сенатус-консульты, постановления сената,
с I в. н.э. получили силу закона. Император был подчинен законам, он сам мог издавать нормативные акты (конституции), но они нуждались в одобрении сената. К сенату также перешли полномочия по избранию магистратов; ему принадлежала судебная и административная власть (по управлению провинциями). Несмотря на обширные полномочия, сенат во многом зависел от принцепса. Даже право императора как первого сенатора выступать раньше остальных сенаторов давало возможность предопределять решения данного органа. Магистраты тоже были ограничены в своей компетенции. Так, консулы потеряли право верховного командования армией и в основном только председательствовали в сенате. (В отличие от них преторы сохранили прежнее значение в судебной системе.) Цензоры уже не проводили традиционные переписи граждан и не формировали состав сената. Начиная с эпохи Домициана (81–96 гг.), цензорская власть стала признаваться неотъемлемой частью власти императорской. В ведении эдилов находились только надзор за рынками и суд по делам о торговле, квесторы действовали как должностные лица казначейства.
Параллельно с республиканскими магистратурами начал создаваться личный аппарат власти императора. При монархе были организованы совет-«консилиум» (consilium principis) и канцелярия. В составе совета находились высшие должностные лица, но до правления императора Адриана
(117–138) он не являлся официальным государственным органом. В состав императорской канцелярии входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда, ученых изысканий, императорских увеселений. Среди императорских чиновников наиболее влиятельной фигурой являлся префект претория, командовавший преторианской гвардией. Кроме того, выделялись префект города Рима (praefectus urbi) – начальник полиции; префект, отвечавший за пожарную безопасность столицы (praefectus vigilum); префект, отвечавший за поставки продовольствия в Рим (praefectus annonae); «попечители» (curatores) по разным отраслям.
Управление провинциями было поделено между службами сената и императора. Все провинции делились соответственно на сенатские и императорские. При этом число сенатских провинций оставалось неизменным, а все вновь образуемые провинции причислялись к императорским, поэтому количество последних неуклонно возрастало. Во главе сенатских провинций стояли
проконсулы и пропреторы (сенаторы из бывших консулов и преторов). Особу же императора в них представляли прокураторы, назначаемые из числа всадников. Во главе императорских провинций находились легаты и прокураторы, назначенные принцепсом. В личной собственности императора находился Египет, во главе которого стоял особый префект. Только к III в. двойное разделение провинций исчезло: все провинции стали непосредственно подчиняться императору.
В стране была создана и двойная финансовая система. Государственная казна эрарий находилась в ведении сената, казна фиск – у императора. Эрарий мог чеканить только медную монету, а фиск – золотую и серебряную. Кроме того, в фиск шли поступления с императорских провинций, которые были намного богаче сенатских.
Кризис III в. Рост социальной напряженности, участившиеся восстания рабов и колонов, противостояние муниципальной и сенаторской знати, неравномерность в развитии Запада и Востока Империи породили серьезный кризис, который пришелся на III столетие. В государстве царила политическая нестабильность, которая особенно проявилась в эпоху солдатских императоров
(235–284 гг.). Тогда в результате военных переворотов свыше двух десятков императоров сменяли один другого, оставаясь у власти лишь непродолжительное время. В ходе кризиса сенат окончательно потерял свои прежние позиции в государстве, и сам кризис был преодолен за счет усиления власти императора и полного подчинения ему аристократии. Наступление новой эпохи уже стало ощущаться в правление императора Аврелиана (270–275 гг.), который стал носить царскую диадему и назывался dominus et deus natus – «господин и богочеловек». Обозначение императора «господином» сделалось общепринятым и дало название следующему периоду в истории Империи – доминату.
Государственный строй в период домината. Период домината начался в 284 г., когда к власти пришел император Диоклетиан (правил до 305 г.). Он смог укрепить единоличную власть и утвердить в Империи форму правления в виде абсолютной монархии. Отныне все римские граждане превращались в подданных императора. Император уже рассматривался не как «первый среди равных», но как «господин», стоящий над своим народом. Утвердился принцип: что угодно императору, имеет силу закона. Особа монарха была окружена особым почитанием, при императорском дворе был установлен строгий и торжественный церемониал (по образцу персидских правителей). Однако по-прежнему в Империи отсутствовал наследственный принцип передачи престола. Формально императора продолжал избирать сенат, хотя фактически своего преемника называл сам император либо его провозглашала армия.
В целях более эффективного руководства Империей, противостояния ее внешним врагам и внутренним смутам, а также чтобы закрепить преемственность власти Диоклетиан ввел систему тетрархии («четверовластия»). Он сделал своим соправителем полководца Максимиана, присвоив ему в 285 г. титул цезаря, а в 286 г. титул августа (равный собственному). Между ними Империя была поделена на две части: Восток взял себе Диоклетиан, Запад достался Максимиану. Столица первого была расположена в Никомедии (Малая Азия), столица второго – в Медиолане (современный Милан). Далее с 293 г. было введено еще одно деление. Августы назначили двух помощников с титулами цезарей: Диоклетиан – Галерия, а Максимиан – Констанция Хлора. Восток и Запад Империи были поделены еще на две части, со своим правителем в каждой. При этом Диоклетиан продолжал считаться старшим среди тетрархов и, в принципе, мог вернуть себе делегированную власть. Предполагалось, что по истечении 20 лет августы сложат свои полномочия в пользу цезарей, которые затем назначат двух других цезарей, своих преемников. Так должна была отныне наследоваться власть в государстве. В дальнейшем система тетрархии, однако, продолжения не получила. Более того, после отречения от власти августов в 305 г. настала полоса междоусобных войн, которая закончилась в 324 г. победой одного правителя – сына Констанция Хлора, Константина I Великого (306–337). Таким образом, призванная обеспечить порядок в государстве тетрархия, напротив, привела к ослаблению центральной власти в Империи и оказалась бесперспективной.
Сенат окончательно потерял свое прежнее значение, а должности республиканских магистратов (консулов, преторов и др.) превратились в почетные титулы. Вместе с тем возросла роль императорского совета и имперских чиновников. Совет из консилиума был преобразован в консисториум («собрание стоящих»: члены совета могут лишь стоять в присутствии императора). Он состоял из высших сановников Империи. В совете обсуждались вопросы законодательства и администрации, рассматривались судебные дела, поданные императору в порядке апелляции. Управление государством было соединено с дворцовым управлением. Оно осуществлялось из «священного дворца» и «священной опочивальни императора». В составе императорской администрации была введена строгая иерархия, служащие были поделены по разным разрядам. Высшими должностными лицами при монархе являлись: препозит «священной опочивальни»
(praepositus sacri cubiculi), заведовавший императорским дворцом; начальник (магистр) ведомств (magister officiorum), управлявший императорской канцелярией и личным составом бюрократии; квестор «священного дворца» (questor sacri palatii), бывший председателем консисториума; руководители финансовых служб, общегосударственной и дворцовой (comes largitionum и comes rei privatae). В качестве главы юридической службы при императоре выступал квестор. Он мог представлять правосудие от лица императора. Важной была также должность магистра – начальника ведомств. В его ведении находилась не только императорская канцелярия и императорские курьеры, развозившие депеши монарха, но и государственная почтовая служба. Ему принадлежал административный контроль над гвардией, он же руководил внешнеполитическими делами и занимался аудиенциями императора.
Рост влияния эллинистического Востока в составе Римской державы, более стабильная экономическая ситуация, чем на Западе, приводят к переносу столицы Империи. В 330 г. Константин Великий основал на месте греческого города Византии новый центр, названный в честь императора – Константинополь. Сюда были переведены основные службы императорского двора. Был создан новый Константинопольский сенат, в который вошли отчасти сенаторы, переселившиеся из Рима, и сенаторы, вновь назначенные императором.
Хотя система тетрархии при Константине I была отменена, но деление Империи на четыре части было сохранено. Каждая из двух основных территорий, Запад и Восток (Occidens и Oriens), делилась, в свою очередь, на две префектуры, во главе с префектами претория. Каждая префектура делилась на диоцезы, во главе с викариями. В состав диоцезов входили провинции, управлявшиеся президами или ректорами. При формировании местной администрации был проведен принцип разделения гражданской и военной власти. Должность префекта претория стала сугубо гражданской, а командование войсками было передано военным магистрам. Их также было введено четыре: два начальника пехоты и два начальника конницы. Разделение военной и гражданской властей преследовало цель ослабления местной администрации и усиления влияния центра: разные начальники должны были взаимно контролировать друг друга и доносить высшей власти. Однако разделения административной и судебной власти введено не было. Правители разных уровней представляли местную администрацию и являлись одновременно соответствующей судебной инстанцией. От суда презида провинции можно было подавать апелляцию викарию, от викария – префекту претория, от префекта претория – самому императору. На самом низшем уровне продолжали еще сохраняться самоуправляющиеся единицы – общины (civitates). В них действовали советы (сенаты) общин и выборные муниципальные магистраты. На эти местные органы был возложен контроль над исполнением государственных повинностей, выплатой податей, поставкой рекрутов в армию и пр.