Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 813
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)
Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Темы докладов (рефератов)
3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
Тема 2. Государство и право Древнего Востока
2.1. Государство Древнего Египта
2.3. Государство Древней Месопотамии
2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
Тема 3. Государство и право Античного мира
3.1. Государство Древней Греции
3.3. Государство Древнего Рима
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.
5.1. Средневековое государство и право во Франции
5.2. Средневековое государство и право в Англии
5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
6.1. Государство Арабского Халифата
Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.
7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.
7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.
Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.
8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.
8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.
8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.
8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи
Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.
9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.
Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)
10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы
Раздел 3. Структура контрольной работы
Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы
Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
Французское государство в эпоху Консулата и Империи Наполеона I
В Наполеоновскую эпоху 1799–1814 гг. во Франции установился режим личной власти, опиравшийся на авторитет генерала и поддержку его армии. Характерной особенностью этого режима было постоянное обращение диктатора к одобрению своих действий народным волеизъявлением, плебисцитом. Наполеон Бонапарт проводил политику, которая была названа затем демократическим цезаризмом, в воспоминание о временах конца Римской республики и начала империи.
Конституция 1799 г. Созданная в результате переворота 18–19 брюмера временная консульская комиссия должна была осуществлять свои полномочия до вступления в силу новой конституции. Для ее разработки были созданы две комиссии из депутатов двух палат Законодательного корпуса. В большой спешке Конституция была подготовлена и в окончательной редакции Дону утверждена 13 декабря 1799 г. (Конституция VIII года Республики). Ее текст отличался краткостью – всего 95 статей, в нем впервые отсутствовала декларация прав и свобод. Авторы закона показывали, что в настоящий момент это не самое главное, важнее создать действенный механизм государственной власти. Тем не менее некоторые отдельные права и свободы были гарантированы: неприкосновенность жилища, запрет произвольных арестов, право на подачу индивидуальных петиций властям. Государство брало на себя обязанность по выплате пенсий военнослужащим, получившим ранения при защите отечества, а также вдовам и детям погибших военнослужащих. Важной была гарантия неприкосновенности собственности, приобретенной у государства на законных основаниях, что должно было уберечь новых собственников от притязаний дореволюционных владельцев. Конституция восстанавливала всеобщее избирательное право, но чисто формально. Вводилась система списков нотаблей, придуманная Сиейесом. Все мужчины, французские граждане, достигшие 21 года (за исключением служащих по личному найму), прожившие не менее года в коммуне, избирали 1/10 часть своего состава, которая формировала коммунальный список. Далее граждане из коммунальных списков избирали 1/10 часть своего состава для формирования департаментских списков. Аналогично граждане из департаментских списков формировали единый национальный список. Возникала пирамидальная конструкция, на основе которой затем должны быть составлены все органы власти в центре и на местах. Такой способ их формирования был назван
представительством по плебисциту. Но реально выразить свою волю в избрании депутатов и должностных лиц граждане не могли: выбор на основе представленных списков делали правящие лица, и это сводило идею всеобщего избирательного права фактически к нулю.
Конституция создавала четыре законодательных органа: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный Сенат. Государственный совет формировался первым консулом (его точный состав не определялся; в самом начале было назначено 30 членов). Трибунат и Законодательный корпус формировались Сенатом по национальному списку. Трибунат состоял из 100 депутатов не моложе 25 лет, Законодательный корпус – из 300 не моложе 30 лет. Ежегодно их состав должен был обновляться на 1/5 часть. Охранительный Сенат формировался путем кооптации – самовосполнения. Сам Сенат выбирал своего нового члена из числа трех кандидатов, предложенных Трибунатом, Законодательным корпусом и первым консулом. Первыми сенаторами были названы в Конституции временные консулы Сиейес и Роже-Дюко. Сенат должен был состоять из 80 членов не моложе 40 лет. Они исполняли свои функции пожизненно и были несменяемы. Порядок прохождения законопроектов был установлен следующий. Первый консул предлагает законопроект, в Государственном совете он редактируется, в Трибунате обсуждается, в Законодательном корпусе принимается или отвергается без прений (отсюда название этого органа – «триста немых»), в Охранительном Сенате закон проверяется на соответствие его Конституции, после чего первый консул его промульгирует (промульгация – обнародование закона главой государства). Таким образом, право законодательной инициативы принадлежало только первому консулу, но предложенный им законопроект мог встретить препятствия со стороны законодательных органов. Можно полагать, что это была определенная уступка демократическим требованиям и попытка ввести хотя бы некоторые ограничения власти первого консула.
Исполнительная власть передавалась трем консулам, указанным в Конституции: первому – Бонапарту, второму – Камбасересу, третьему – Лебрену. Консулы назначались Сенатом на 10 лет с правом на новое переизбрание. (В порядке исключения Лебрен был назначен на 5 лет.) Основные полномочия находились в руках первого консула. Помимо законодательных прав он располагал правом назначения и отзыва членов Государственного совета, министров, послов, офицеров армии и флота, членов местных администраций и правительственных комиссаров при судах. Он мог назначать всех уголовных и гражданских судей (кроме мировых, избираемых населением, и кассационных, назначаемых Сенатом), но без права отстранения их от должности. Второй и третий консулы обладали только совещательным голосом при совершении других актов. Конституция не устанавливала ответственности для консулов, но вводила принцип контрасигнатуры. Ответственность за действия консулов возлагалась на министров, поставивших подпись рядом с консульской.
В целом новая Конституция Франции концентрировала полномочия в руках одного лица – первого консула Бонапарта при сохранении общего республиканского фасада власти. Она получила одобрение на плебисците, что свидетельствовало о растущей популярности военного лидера.
Местное управление. Конституция VIII года очень мало говорила о местном управлении. Новая организация местной власти была закреплена специальным законом от 17 февраля 1800 г. Было вновь реорганизовано административно-территориальное деление. Вместо упраздненного ранее дистрикта был восстановлен так называемый округ (фр. arrondissement), более крупных размеров, чем прежний дистрикт. Административное значение было приписано теперь департаменту, округу и коммуне (исключая кантон), и эта система сохранялась затем вплоть до XX в. Важное изменение коснулось принципов организации администраций. Выборное самоуправление на местах было ликвидировано. Во главе департамента был поставлен назначаемый первым консулом префект, при нем создавались генеральный и исполнительный советы, формируемые первым консулом по департаментскому списку. Аналогично вводились супрефект и окружной совет для округов. Во главе коммуны находился мэр, назначаемый либо первым консулом, либо префектом (в зависимости от числа жителей коммуны), при нем – муниципальный совет, состав которого формировался по коммунальному списку. Таким образом, вся вертикаль власти сверху донизу теперь находилась под контролем первого консула.
Конкордат 1801 г. Генерал Бонапарт попытался восстановить внутренний мир во французском обществе. Одним из важных решений на пути к этой цели стало заключение договора с римской курией о режиме деятельности католической церкви во Франции. Конкордат с папой Пием VII был подписан 16 июля 1801 г. Согласно Конкордату, католическая религия признавалась религией «значительного большинства французских граждан». Отделение церкви от государства, установленное ранее Директорией, было отменено. Отныне священнослужители могли рассчитывать на получение содержания из казны. Право назначения на должности архиепископов и епископов было предоставлено первому консулу, от папы они получали соответствующую каноническую инвеституру. В обмен на признание католической религии папа отказался от притязаний церкви на имущества, конфискованные во время революции и оказавшиеся в частных руках. Но все неотчужденные частными приобретателями храмы возвращались церкви.
Конституция 1802 г. Заключение Конкордата и мирных договоров со второй антифран-цузской коалицией значительно укрепили авторитет первого консула внутри страны. Новый плебисцит принес Наполеону Бонапарту звание пожизненного консула (2 августа 1802 г.). Затем была принята новая конституция Консулата – Органический сенатус-консульт Конституции от
4 августа 1802 г. (Конституция X года Республики из 86 статей). Ее единственным автором был сам Бонапарт. Конституция отменяла списки нотаблей и создавала избирательные коллегии на трех уровнях – кантональном, окружном и департаментском. Выборы по-прежнему не являлись прямыми: коллегии лишь предлагали кандидатов на места в разных органах, а право выбора из них принадлежало высшей власти. Кроме того, конституция вновь вводила имущественный ценз: при формировании муниципальных советов и избирательных коллегий департаментов. Так что демократические возможности новой системы были сильно сужены. Конституция расширяла полномочия первого консула, приближая его к положению монарха. Отныне он мог представлять Сенату своего преемника и предлагать кандидатов на должности второго и третьего консулов, которые также признавались пожизненными. Он мог ратифицировать мирные и союзные договоры, ему было предоставлено право помилования по смертным приговорам. Конституция усиливала также полномочия Сената, но ставила его под контроль первого консула. Первый консул получил право созыва и председательства в Сенате. Его состав мог быть доведен первым консулом до 120 членов. Сенат получил право приостанавливать действие Конституции в департаментах посредством издания сенатус-консультов и право толкования основного закона. По важным вопросам, не предусмотрен-ным в Конституции, он мог издавать органические сенатус-консульты. Сенату было присвоено право роспуска законодательных собраний. Он также мог отменять судебные приговоры и приоста-навливать действие суда присяжных. Усиливая Сенат, Бонапарт попытался ослабить другие законодательные органы. При первом консуле был учрежден новый орган – Тайный совет. Он должен был готовить наиболее важные законы государства (органические сенатус-консульты) вместо Государственного совета, роль которого была понижена. Состав Трибуната был сокращен вдвое (до 50 членов), состав Законодательного корпуса поставлен в зависимость от численности населения департаментов. Отныне корпус уже не мог проводить своих регулярных сессий. После введения Конституции X года до формального установления монархии оставалось сделать один шаг – отменить должности второго и третьего консулов и присвоить Бонапарту соответствующий титул.