Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по специальности 030501 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 783

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

1.4. Формы контроля

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины (распределение часов)

2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Темы докладов (рефератов)

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

3.3. Список литературы

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права

Тема 2. Государство и право Древнего Востока

2.1. Государство Древнего Египта

2.2. Право Древнего Египта

2.3. Государство Древней Месопотамии

2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

Тема 3. Государство и право Античного мира

3.1. Государство Древней Греции

3.2. Афинское право

3.3. Государство Древнего Рима

3.4. Римское право

Тема 4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья

4.1. Франкское государство V–IX вв.

4.2. Франкское право. Салическая правда

Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–XV вв.

5.1. Средневековое государство и право во Франции

5.2. Средневековое государство и право в Англии

5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе

Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века

6.1. Государство Арабского Халифата

6.2. Мусульманское право

Тема 7. Абсолютистские государства в Европе

7.1. Абсолютизм во Франции XV–XVIII вв.

7.2. Абсолютизм в Англии XV–XVII вв.

7.3. Абсолютизм в Пруссии XVII–XIX вв.

Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–XIX вв.

8.1. Конституционная история Англии XVII–XIX вв.

8.2. Конституционная история США XVIII–XIX вв.

8.3. Конституционная история Франции XVIII–XIX вв.

8.4. Объединение Германии в XIX в. Создание Второй Германской империи

Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX – начале XXI вв.

9.1. Государство Третьего Рейха в Германии

9.2. Французское государство в XX – начале XXI вв.

Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право

10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804 г.)

10.2. Французский Уголовный кодекс 1810 г.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)

МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ

тема 1

тема 2

тема 3

тема 4

тема 5

тема 6

тема 7

тема 8

тема 9

тема 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Инструкция по выполнению контрольной работы

Раздел 3. Структура контрольной работы

Раздел 4. Задания для выполнения контрольной работы

Раздел 5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы

Раздел 6. Процедура оценки контрольной работы

(из 116 статей). Конституция подтверждала многие прежние права и свободы граждан, но при этом также гарантировала право на труд и уничтожала «все дворянские титулы, все прирожденные отличия и различия классовые (sic!)
и кастовые». Основами Республики объявлялись «семья, труд, собственность, общественный порядок». Конституция устанавливала суверенитет народа («совокупности французских граждан»), утверждала принципы разделения властей и представительного правления. Она вводила форму правления в виде президентской республики. Законодательная власть вручалась однопалатному Национальному собранию (легислатура на 3 года). Собрание должно было назначать на 6 лет членов Государственного совета, которому давались полномочия по предварительному рассмотрению законопроектов правительства и надзору за деятельностью публичной администрации. Исполнительная власть переходила в руки президента Республики, пост которого создавался во Франции впервые. Он должен был избираться на 4 года (без права переизбрания только на следующий срок) прямыми выборами от населения. Президент наделялся обширными полномочиями: правом промульгации законов и отлагательного вето, назначения и смещения должностных лиц государства, распоряжения вооруженными силами (без права личного командования), ведения войны (с разрешения Национального собрания), заключения мира, правом помилования. Он не обладал правом роспуска парламента, но и министры не могли быть отправлены в отставку по причине вотума недоверия в парламенте. Все акты президента подлежали скрепе одного из министров. В случае совершения президентом преступления против Конституции его должен был судить Верховный суд.

Первым президентом Франции в декабре 1848 г. стал принц Луи-Наполеон Бонапарт. Большинство избирателей, голосовавших за него, надеялись на возрождение былой славы его дяди Наполеона I, на утверждение сильной власти и стабильности. Не случайно, что партия, занявшая
500 мест из 750 в Национальном собрании (по выборам 1849 г.), называлась Партией порядка. Она объединила монархистов разных направлений: легитимистов, орлеанистов и бонапартистов. Буржуазные республиканцы в парламенте Республики оказались в меньшинстве. Союз бонапартистов с другими монархическими течениями был временным. Бонапартисты стали настаивать на пересмотре Конституции в части, касавшейся переизбрания президента на новый срок. Но Национальное собрание отвергло это предложение. Тогда принц-президент решился на государствен-ный переворот. В мае 1850 г. был проведен новый избирательный закон, который устанавливал высокий ценз оседлости в 3 года (вместо 6 месяцев) и фактически отменял во Франции всеобщее избирательное право. Луи-Наполеон воспользовался этим и под предлогом восстановления всеобщего голосования 2 декабря 1851 г. разогнал неугодное собрание. Действия президента были затем одобрены на плебисците, который проводился на фоне репрессий против оппозиции. В духе старых наполеоновских традиций была принята
Конституция 14 января 1852 г., возродившая ряд учреждений Консулата и Первой империи. Главной фигурой в системе власти становился президент, избиравшийся на 10 лет с правом неограниченного переизбрания. Министры несли ответственность только перед президентом, сам президент для подтверждения легитимности своих действий мог обращаться к силе плебисцитов (он нес ответственность перед народом). Президент направлял работу законодательных органов и обладал законодательной инициативой. По наполеоновским образцам создавались Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат. Государственный совет
(из 40–50 членов) назначался президентом и занимался составлением и обсуждением законов. Законодательный корпус избирался всеобщим голосованием на 6 лет (выборы проводились под контролем главы государства) и должен был принимать законы. Сенат (до 150 пожизненных членов) также назначался президентом (кроме маршалов, адмиралов и кардиналов католической церкви, занимавших там места автоматически), стоял на страже Конституции и обладал правом конституционного надзора. В целом Конституция 1852 г. подготовила переход к монархии, который вскоре и был осуществлен. По результатам плебисцита принц-президент 2 декабря 1852 г. был провозглашен императором Наполеоном III.

Вторая империя 1852–1870 гг. История Империи Наполеона III распадается на два периода: 1) авторитарной (1852–1860 гг.); 2) либеральной (1860–1870 гг.) монархии. Для первого периода характерно усиление личной диктатуры императора. По сенатус-консульту от 25 декабря 1852 г. Наполеон III получил право председательства в Государственном совете и Сенате, право помилования и амнистии, право распоряжения государственными кредитами (при последующем утверждении Законодательным корпусом). Таким образом, различные ветви власти теперь сходились на одной персоне императора и подлежали его контролю. Во внутренней политике наблюдалось подавление инакомыслия, была введена цензура. Особенно жесткий характер режим приобрел после покушения на императора итальянских заговорщиков в январе 1858 г. По следам этого события был издан закон об общественной безопасности от 28 февраля 1858 г. Правительство получило право превентивных арестов и ссылки без суда лиц, уже привлекавшихся к ответственности за политические преступления. Министерство внутренних дел было объединено с военным министерством. Франция была разделена на пять военных генерал-губернаторств во главе с маршалами Империи.



Ослабление политического режима было отмечено в 1860 г. Тогда Законодательному корпусу и Сенату было предоставлено право выступать с адресом в ответ на тронную речь императора, в 1861 г. Законодательному корпусу разрешено публиковать отчеты о своих заседаниях. В 1864 г. был отменен закон Ле Шапелье (о запрете рабочих союзов). В 1867 г. членам Законодательного корпуса было разрешено делать запросы к правительству (право интерпелляции). Активизация оппозиционных сил в 1869 г. привела к еще большим уступкам со стороны императора. Сенатус-консульт 1869 г. предоставил право законодательной инициативы вместе с императором также Законодательному корпусу. В 1870 г. был подготовлен проект «либеральной» конституции империи. Она предоставляла законодательную власть совместно императору, Сенату и Законодательному корпусу; вводила ответственность министров перед парламентом. Конституция (сенатус-консульт от 20 апреля) была одобрена на плебисците в мае 1870 г., но оказалась ненужной. Вследствие поражения французской армии в войне с Пруссией император попал в плен. Известие об этом спровоцировало революцию в Париже, 4 сентября 1870 г. была провозглашена республика.

Конституирование Третьей республики. Новая республика рождалась в условиях военного поражения, отторжения Эльзаса и Лотарингии в пользу Германии, оккупации некоторых северных областей. Нежелание нового правительства считаться с интересами парижского населения привело к созданию Парижской Коммуны – прообраза первого пролетарского государства. Основанная на началах самоуправления Коммуна не смогла долго противостоять центральному правительству, находившемуся в Версале. Она продержалась всего 72 дня (с марта по май 1871 г.) и была жестоко подавлена. Избранное в 1871 г. Национальное собрание состояло в основном из монархистов, поставленный президентом А. Тьер тоже был монархистом (орлеанист). Так что новое государство представляло собой «республику без республиканцев». Именно по этой причине собрание довольно долго не могло принять конституцию страны. Легитимисты и орлеанисты попытались объединиться, чтобы реставрировать монархию и утвердить на троне графа Шамбора (Генриха V), внука Карла X. Однако претендент желал получить власть только под белым роялистским знаменем, а орлеанисты были согласны на триколор. Из-за разногласий по поводу государственной символики Генрих не захотел принять корону. Спор об изменении формы правления затянулся, он вызывал недовольство буржуазии и народа, требовавших большей стабильности в государстве. Поэтому в
1875 г. Национальное собрание утвердило новую Конституцию. На форму правления в ней указывало только положение о том, что во главе государства находится «президент республики». Конституция не представляла собой единого законодательного акта и состояла из трех органических законов: Конституционного закона об организации государственных властей (от 25 февраля 1875 г.), Закона об организации Сената (от 24 февраля 1875 г.) и Закона об отношениях государственных властей (от 16 июля 1875 г.). Конституция не содержала декларации прав и свобод и включала всего 34 статьи. Она создавала во Франции смешанную форму правления – парламентско-президентскую республику. С одной стороны, президент избирался Национальным собранием – двумя палатами парламента, собранными вместе, что характерно для парламентских республик. С другой стороны, президент наделялся значительными полномочиями, которые мало чем отличались от полномочий монарха. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, вето, промульгации законов, право роспуска нижней палаты парламента (с согласия верхней), назначения на все гражданские и военные должности, распоряжения вооруженными силами, объявления войны (с предварительного согласия палат парламента), заключения и ратификации договоров. Президент мог понести ответственность только в случае государственной измены. Все это дополнялось внушительным сроком президентских полномочий – 7 лет. Конституция вводила ответственность правительства перед парламентом, что также характерно для парламентских, а не президентских республик: «министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и инди-видуально – за их личные действия». Впрочем, деятельность Совета министров была регламентирована слабо, Конституция даже не предусматривала должности председателя Совета. Законодательная ветвь власти была представлена Сенатом и палатой депутатов. Сенат включал
300 членов, из которых 225 избирались особыми коллегиями на 9 лет (с обновлением состава
на 1/3 каждые три года), а 75 назначались пожизненно Национальным собранием. Палата депутатов формировалась путем прямых всеобщих выборов (продолжал действовать еще закон 1852 г.) на срок 4 года. Обе палаты были наделены правом законодательной инициативы, обе принимали законы, только инициатива финансовых законопроектов составляла прерогативу палаты депутатов. В случае необходимости Сенат преобразовывался в Верховный суд и в этом качестве мог судить президента

и министров правительства. Обвинение в этом случае выдвигалось нижней палатой.

В дальнейшем был принят ряд поправок к Конституции 1875 г. В 1884 г. были введены положения о том, что республиканская форма правления не может быть в будущем пересмотрена,
а члены домов, царствовавших ранее во Франции, не могут быть избираемы в президенты республики. Тогда же в 1884 г. был отменен пожизненный срок пребывания в Сенате. С этими изменениями Конституция 1875 г. продолжала действовать до 1940 г.