Файл: Сборник задач по дисциплине управленческие решения для студентов дневного отделения, обучающихся по специальностям Менеджмент организации (080507. 65).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 446

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подведение итогов выполнения практического задания

Критерии оценки: время решения задачи; правильность решения задачи - суммарная ошибка в решении задачи при индивидуальной и групповой работе. За правильное решение принять эталонный алгоритм решения управленческих про­блем. Каждая конкретная ошибка вычисляется как разность номеров действий (эта­пов) принятия управленческого решения. Например, по этапу «Выбор решения» эта­лонный номер - 13, а мнение участника соответствует 9-му порядковому номеру, следовательно, ошибка равна 4-м баллам (без учета знака).

Единым критерием является сумма баллов. Время работы эквивалентно штрафным баллам из расчета: 1 минута = 3 балла. В индивидуальном и коллектив­ном решении побеждает тот, кто наберет наименьшее количество баллов. Напри­мер, при сравнении результатов двух участников получаем, что первый затратил 15 мин. и допустил суммарную ошибку 18 баллов, а второй затратил 10 мин. и допустил суммарную ошибку 22 балла. За основу отсчета времени принимаем минимальное время решения - 10 минут. Тогда первый игрок набрал 18 + (15 - 10)*3 = 33 балла, а второй - 22 балла. Выиграл второй. Аналогично сравнивается групповая работа. Каждое нарушение правил выполнения задания штрафуется двумя баллами.

Следует обратить внимание на дополнительные выводы, которые можно сде­лать по результатам анализа выполнения задания. Обычно в тех студенческих группах (и более мелких группировках), где неформальными лидерами являются наиболее успеваю­щие студенты, результаты коллективного обсуждения лучше, чем индивидуальные оценки, и наоборот.
2. Принятие управленческих решений в условиях определенности
2.1. Экономическое обоснование принятия решений в области производства продукции

В практике принятия решений достаточно большой класс задач решается на основе применения экономико-математических методов, с которыми студенты уже познакомились в рамках других дисциплин. В данном подразделе приводятся не­сколько примеров решения простейших детерминированных задач по выбору опти­мальных решений.

ЗАДАЧА 1. «Экономическое обоснование принятия решения о целесообразности экспорта продукции»

Условие. Фирма «Альфа» производит некоторую продукцию промышленности строительных материалов и обычно продает ее оптовикам на внутреннем рынке по цене Ц1 ден. ед., за единицу продукции (здесь и далее цифры измерения носят условный характер). Мощность фирмы – М единиц продукции в месяц. В настоящее время ее месячный выпуск составляет О1 единиц. Имеется N-кратный запас мощности (М = О1* N)


Фирме было предложено заключить контракт на экспорт О2 единиц продукции ежемесячно по цене Ц2 ден. ед. Обязательства по транспортировке товара по дого­вору лежат на покупателе.

Издержки на производство и сбыт в расчете на единицу продукции приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1. - Издержки на производство и сбыт единицы продукции


Статья расходов

Обозначение/ Значение

1. Стоимость материалов

2. Заработная плата

3. Переменные накладные издержки

4. Постоянные накладные издержки

Х1 / 2

Х2/ 7

Х3/ 2

Х4/ 5

ИТОГО (себестоимость производства)

B/ 16

5. Переменные издержки по сбыту

Х5/ 2

ВСЕГО (общие издержки)

С/ 18


Управляющий фирмой не пожелал заключить контракт в связи с тем, что предлагаемая цена Ц2 не покрывает издержек С за единицу продукции.

Требуется определить:

1) правильное ли решение принял управляющий и как изменилась бы прибыль фирмы, если бы он принял предложение зарубежного партнера?

2) как изменилась бы прибыль фирмы, если бы предложение было принято, но запас мощности фирмы составлял бы N = 1)?

Методические рекомендации по решению.

В данной задаче необходимо выбрать решение из альтернативы «принимать или не принимать предложение зарубежной фирмы?» для двух условий:

  1. имеется N-кратный запас мощности (например, N = 2);

  2. мощности фирмы «Альфа» полностью загружены (N = 1).

1. В текущий момент прибыль составляет:

П1 = (Ц1 – С1) * О1 = (20 – 18) * 1000 = 2000 ден. ед. в месяц

где

П1 – текущая прибыль;

Ц1 – цена продукции при продаже на внутреннем рынке;

C1 – издержки на единицу продукции из продаваемой партии

С1 = Х1 + Х2 + Х3 + Х4 + Х5;

О1 – текущий объем продаж в месяц.

Если бы управляющий принял предложение, то себестоимость единицы продукции экспортной партии составила бы всего С2 = Х1 + Х2 + Х3 = 2 + 7 + 2 = 11 ден. ед., поскольку постоянные накладные уже отнесены к «внутренней» партии и условия самовывоза не требуют издержек по сбыту. В этих условиях дополнительная прибыль составила бы:



П2 = (Ц2 – С2) * О2 = (15 – 11) * 500 = 2000 ден. ед. в месяц

Индекс «2» отнесен к показателям экспортной партии. Таким образом, общая прибыль удвоилась бы и составила П = П1 + П2 = 4000 ден. ед. в месяц. Следовательно, управляющий принял неверное решение.

К тому же выводу можно прийти, если несколько модифицировать расчет в сторону большей корректности рассуждений, пересчитав суммы постоянных накладных на единицу продукции при повышении выпуска в 1,5 раза. В этом случае постоянные накладные на единицу продукции составят Х41 = Х4/1,5 = 5/1,5 = 3,33 ден. ед. и, следовательно, издержки по продукции на внутреннем рынке будут равны С11 = Х1 + Х2 + Х3 + Х41 + Х5 = 2 + 7 + 2 + 3,33 + 2 = 16,33 ден. ед., а экспортной продукции – С21 = Х1 + Х2 + Х3 + Х41 = 2 + 7 + 2 + 3,33 = 14,33 ден. ед. Общая прибыль при этом составит:

П = П1 + П2 = (Ц1 – С11) * О1 + (Ц2 – С21) * О2 =

= (20 – 16,33) * 1000 + (15 – 14,33) * 500 = 3670 + 330 = 4000 ден. ед.

2. Во втором случае экспорт продукции должен осуществляться за счет сокращения объема продаж на внутреннем рынке. Постоянные накладные на единицу продукции при этом не меняются. Общие издержки на единицу продукции для внутренних продаж сохраняются на уровне С1 = 18 ден. ед., а для экспортной продукции составят С2 = 16 ден. ед. (с учетом «самовывоза»). Общая прибыль при этом будет равна:

П = П1 + П2 = (Ц1 – С1) * (О1 – О2) + (Ц2 – С2) * О2 =

= (20 – 18) * 500 + (15 – 16) * 500 = 500 ден. ед.,

т.е. при загруженных мощностях данное предложение об экспорте было бы невыгодным, поскольку прибыль упала бы в 4 раза.

ЗАДАЧА 2. «Экономическое обоснование принятия решения о целесообразности производства нового продукта»


Условие. Руководителю предприятия представлен анализ нового продукта марки А. Он решил, что продукт А будет продаваться по розничной цене Ц (10 д.е.) ден.ед. (по его исследованиям рынка). Розничные торговцы предполагают колебание цен в пределах Рр% (40%) от продажной цены, а оптовые Р1%(20%). Переменные издержки на единицу продукта должны составить Ипер (2.д.е.), а предполагаемые постоянные на выпуск всей партии Ипост(28000 д.е.).

Требуется принять решение о целесообразности производства нового продукта при ожидаемом объеме продаж в О единиц (9000 единиц).

Методические рекомендации по решению. Приведем вероятностную задачу к детерминированному виду, установив минимальное значение продажной цены с учетом мнений продавцов согласно самой пессимистической оценке. Такую оценку дали розничные торговцы (Р = 40%). Поэтому минимальная цена колеблется на уровне

Рмин = (100 – Рр)/100 = (100 – 40)/100 = 0,6 от прогнозной:

Цмин = Рмин * Ц = 0,6 * 10 = 6 ден. ед.

Затем, суммируя постоянные (Ипост) и переменные (Ипер) издержки на единицу продукции, определяем себестоимость (С); при этом постоянные издержки рассчитываются исходя из общей суммы и объема выпуска:

Ипост = Ипост / О = 28000/9000 = 3,1 ден. ед.

С = Ипер + Ипост = 2 + 3,1 = 5,1 ден. ед.

Сравнивая себестоимость с ценой, можно сделать выбор решения из альтернативы «да – нет»: поскольку себестоимость производства (С = 5,1 ден. ед.) меньше продажной цены, определенной по самой пессимистической оценке (Цмин = 6 ден.ед.), то производство продукции марки А является целесообразным.

ЗАДАЧА 3. « Экономическое обоснование принятия решения по формированию ценовой политики промышленного предприятия»


Условие. Пусть производится некоторый товар А. Исходные данные приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2. - Издержки на производство и сбыт продукции А

Наименование показателя

Обозначение/

Значение

Затраты на производство единицы продукции (ден. ед)

Аренда техники и помещений (ден. ед./год)

Заработная плата непроизводственного персонала и административные расходы (ден.ед./год)

Планируемая цена при продаже (ден. ед)

Планируемые расходы на рекламу (ден. ед./год)


Ипер(0,75)

Иа(5000)

Изп(10000)
Ц(1,5)

Ир(2000)



Требуется определить:

1) сколько продукции (Ог) надо продать, чтобы сделать задуманное предприятие самоокупаемым?

2) сколько продукции надо продать, чтобы получить Птр(прибыль требуемая) = 1000 ден.ед. прибыли?

3) какое решение будет лучшим при установлении цены, если известно, что продавая продукцию по цене Ц1(1,5 д.е.) за единицу, можно прогнозировать уровень продаж в О1(1500) единиц продукции в месяц, а по цене Ц2 уровень продаж составит О2(3 д.е.) единиц продукции в месяц?

Методические рекомендации по решению:

1. Определим прибыль предприятия как разность между суммой, вырученной от продаж, и затратами (переменными и постоянными) на производство:

П = Ц * Ог – Ипер * Oг – Ипост, (2.1)

где П – прибыль за год;

Ц – цена за единицу;

Oг – годовой объем производства;

Ипост = Иа + Изп + Ир.

Для самоокупаемости (безубыточности) необходимо, чтобы П была больше или равна нулю. Отсюда

Ц * Ог – Ипер * Ог – Ипост  0 или Ог * (Ц – Ипер)  Ипост,. (2.2)

Следовательно, минимальный объем выпуска находится из условия:

Ог  Ипост / (Ц – Ипер). (2.3)

Подставляя значения параметров (Ипост = 5000 + 10000 + 2000 = 17000;

Ц = 1,5; Ипер = 0,75), получаем:

Ог  17000 / (1,5 – 0,75) = 17000 / 0,75 = 22667;

Ог  22667 единиц продукции в год (или  1889 единиц в месяц).

2. Для определения объема выпуска, при котором достигается заданный уровень прибыли (Птр = 1000 ден.ед.), используется формула 2.1. Преобразованная к виду 3.2а и 3.3а она дает следующий результат:

Ц * Ог – Ипер * Ипост  П или Ог * (Ц – Ипер)  Ипост + П, (2.2а)

Ог  (Ипост + П) / (Ц – Ипер). (2.3а)

Подставляя значения параметров, получаем:

Ог  (17000 + 1000) / (1,5 – 0,75) = 18000 / 0,75 = 24000;

Ог  24000 единиц продукции в год (или  2000 единиц в месяц).

3. Подставим в формулу 3.1 прогнозные значения объемов продаж для двух вариантов цены (приведя объемы к годовым) и проведем расчеты:

П1 = (1,5 – 0,75) * 1500 * 12 – 17000 = 13500 – 17000 = - 3500;

П2 = (3 – 0,75) * 500 * 12 – 17000 = 13500 – 17000 = - 3500.

Вывод: оба варианта являются равноубыточными, т.е. при таких условиях выпуск продукции А является нецелесообразным.

ЗАДАЧА 4. «Экономическое обоснование принятия решения о выборе масштаба нового производства»