Файл: 3 Глава Речевой этикет как система моральных норм поведения в обществе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как мы видим, речевой этикет несет на себе несколько смысловых нагрузок, выполняет различные функции при общении, речь о которых пойдет в следующем параграфе.
1.2. Функции речевого этикета
Люди постоянно используют предметы или действия, важные для них не сами по себе, а, прежде всего той информацией, которую эти предметы или действия передают. Действия бывают самыми разными. С помощью одних действий мы управляем дорожным движением. Другими условными знаками общаются судьи на спортивной площадке. Особой системой знаков считают иэтикет. Специальный «Словарь по этике» так определяет, что такое этикет: «ЭТИКЕТ» - совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) (Словарь по этике, 1975: 377). Любопытно проследить этимологию слова Etiqette французского происхождения. Оно имеет два значения:1) «ярлык», «этикетка» и 2) «церемониал» - в свою очередь заимствовано из голландского sticke («кошелек», «шпенек») и первоначально обозначало кошелек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее и сама бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое значение – «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее «церемониал» (Байбурин, 1990: 4).
Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, поз положения, которые он принимает. Для примера можно сравнить вежливое положение лицом к говорящему и совершенно невежливое - спиной к нему. В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.), особенности одежды (выбор праздничной, траурной или будничной одежды хорошо показывает, как мы понимаем обстановку, как относимся к другим участникам общения). Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. С помощью слов можно рассказать решительно обо всем. Нет в мире таких явлений, которые были бы нам не известны и о которых в то же время, нельзя поведать на языке. Более того, стоит появиться в поле зрения человечества чему-то совершенно новому, дотоле неизвестному, как язык тут же предоставит нам возможность обсуждать и это явление (Ступин, 1992: 67).
Под речевым этикетом мы понимаем «систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке» (ЛЭС 1990: 413).
В основе речевого этикета как функциональной системы языковых единиц лежит и функция общения (коммуникативная), и функция выражения мысли, которые особенно важны для понимания речевого этикета, его роли в нашем общении.
Основываясь на коммуникативной функции языка, Н.И.Формановская выделяет специализированные функции речевого этикета, а именно: контактоустанавливающая, регулирующая, эмоционально-модальная и функция ориентации на адресата (Формановская, 1982: 14).
Ученые, прежде всего, выделяют контактоустанавливающую функцию (ее называют и социативной, и фатической – от латинского «говорить»). Эта функция языка проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит к собственно сообщению информации, т.е. эта функция обслуживает речевой контакт собеседников.
Исследователи также выделяют апеллятивную, или призывную, функцию. Конечно, такое предназначение языка находит воплощение в речевом этикете, особенно при обращении к собеседнику, привлечении его внимания. Когда мы говорим: Sorry! Could you help me to get to the theatre? – у нас нет иной цели, как привлечь внимание собеседника, призвать его для дальнейшего разговора.
С призывной связывают функцию ориентации на адресата в связи с его ролевыми позициями в речевых взаимодействиях (эту функцию называют конативной). Мы можем по-разному называть одного и тоже человека в зависимости от обстановки и от тех взаимных отношениях, в которых находимся с собеседником. Подчеркнем, что конативная функция тесно связана с понятием вежливости.
К единицам речевого этикета имеет отношение и функция волеизъявления по отношению к собеседнику, воздействия на него. Ярче всего такое предназначение языка проявляется в речевом этикете в ситуациях просьбы, приглашения, разрешения, совета, предложения.
И, наконец, из выделяемых наукой функций языка к речевому этикету имеет отношение эмотивная, связанная с выражением эмоций, чувств человека. Да и весь речевой этикет в целом – это средство выражения эмоционально значимого отношения.
Как уже ясно из сказанного, речевой этикет помогает человеку достичь немаловажных целей в общении.
Н.И.Формановская при этом отмечает, что при рассмотрении функций речевого этикета можно разобраться в том, какое место речевой этикет занимает в общении, какую роль он играет в речевом общении и как он включается в общий контекст коммуникации общающихся (Формановская 1982: 14).
Все функции в совокупности эмоционально влияют на собеседника, а правильное использование той или иной функции помогают говорящему добиться своих целей при общении, следовательно, их детальное изучение немаловажно для социолингвистики и прагматики, как наук, пристально отслеживающих развитие и употребление речевого этикета в речи. Прагматический аспект в речи в настоящее время очень актуален, поэтому его исследование в следующем параграфе представляется важным для рассмотрения.
1.3 Речевой этикет в прагматическом аспекте. Взаимосвязь речевого этикета и вежливости
Речевой этикет неразрывно связан с понятием этикет. Следует отметить, что проблемой этикета занимаются многие науки. Так этикетом занимается философия, т.к. этика – раздел философии; этикет исследует и семиотика (теория знаковых систем): этикетные знаки с их значениями рассматриваются с точки зрения отражения объектов действительности, с точки зрения сочетания этикетных знаков в речевых актах, диалогах, текстах. Этикет изучается в этнографии с точки зрения быта, строения семьи, общества, ритуалов, обычаев и т.д., как правило, национально специфичных (например, ритуал отпевания умерших в одной культуре и заговор от болезни в другой) (Формановская, 1992: 95). Но так как нас интересует речевой этикет в лингвистическом аспекте, то более полно он находит свое отражение в прагматике.
Как утверждает исследователь Алефиренко прагматика как наука входит в компетенцию лингвистики коммуникативной и занимается изучением механизма речевого воздействия, а анализ отношений между говорящими и используемыми в их речи языковыми знаками является обязательным компонентом исследования «языка в действии» (Алефиренко, 2005: 217). Указывая на определенные отношения и связи, существующие в определенном коллективе, этикетное поведение помогает выявить его структуру. Практически это достигается переводом на язык этикета того фрагмента языка фактов, в котором существенны различия в поле, возрасте и общественном положении. Поэтому основной функцией этикетной коммуникации с точки зрения прагматики будет определение относительного положения каждого члена в обществе (Байбурин, 1990:5).
Известно, что на человека можно оказывать воздействие не только словом, у которого есть прямое основное значение, но и словом, за которым закреплено социальное отношение людей. Вопросами взаимоотношения языковых знаков и людей, которые эти знаки создают, принимают и понимают, занимается прагмалингвистика.
Прагматика («прагма» - дело) - это учение, которое исследует знаки в их отношении к тем, кто их создает, принимает и понимает. Если речь идет о языковых знаках, то мы говорим о прагмалингвистике.
При этом важно выделить предмет прагмалингвистики: - это вопросы выбора "языковых средств из наличного репертуара для наилучшего воздействия" (Степанов, 1986: 325). Речь идет о том, что люди в процессе общения между собой не только информируют друг друга о чем-либо, они одновременно и воздействуют друг на друга. И в этом состоят две стороны коммуникативной функции языка: сообщая, мы воздействуем: а, воздействуя, сообщаем Воздействие - это обязательная составная часть коммуникативной функции. Есть даже мнение, высказанное известными российскими учеными (например, А.Р. Лурия) о том, что прагматическая функция языка одна из самых существенных, потому, что она регулирует поведение коммуникантов. Важно, что прагматическая функция является коммуникативной, и что она играет большую роль в акте речевого общения (Матвеева, ЭР).
Что же такое воздействие? Это система действий, имеющих целью повлиять на кого-либо. Воздействие, или управление поведением, является целью всякого общения. Непосредственные прямые воздействующие цели реализуются с помощью языковых средств выражения путем побуждения к ответу (который час?), сообщения каких-либо сведений, при высказывании каких-либо просьб, пожелании, приказов и т.п.
Исследователь Фаетова полагает, что косвенное непрямое воздействие тоже осуществляется с применением языковых средств. Но только это воздействие и применение этих средств происходит непреднамеренно, часто бессознательно. Внутри общества и внутри различных социальных групп существуют определенные формы поведения и определенные взгляды. Они признаются или отвергаются данным обществом или данным коллективом. Особенно четко это можно проследить при изучении языка молодежи или языка старшего поколения (Фаетова, 1974: 77)
В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты, сформулированные Г.П.Грайсом (Грайс, 1975: 56), которые выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации. К постулатам речевого общения относятся:
постулаты качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований), количества (сообщение не должно быть ни слишком кратким, ни слишком пространным), отношения (сообщение должно быть релевантным для адресата) и способа (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т.д.). Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу. Другие важные требования – например, постулаты вежливости (всякое сообщение должно быть вежливым, тактичным и т.д.) – не включаются Грайсом в число основополагающих, поскольку задачей сообщения считается эффективная передача информации.
Таким образом, речевой этикет в широком смысле сопрягается с общей проблематикой лингвистической прагматики и должен рассматриваться в русле прагмалингвистических исследований. Акт языковой коммуникации рассматривается прагматикой с точки зрения достижения участниками коммуникации тех или иных целей. Высказывание рассматривается не изолированно, а в контексте этих целей; например, вопросWhatishappeninghere?– вопрос (особенно в определенном контексте) может означать агрессивное недовольство происходящим и как таковой нарушать этикет.
К сфере речевого этикета относятся, в частности, принятые в данной культуре способы выражения сочувствия, жалобы, вины, горя и т.д. Так, например, в одних культурах принято жаловаться на трудности и проблемы, в других – не принято. В одних культурах рассказ о своих успехах является допустимым, в других – вовсе нет. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета – что может служить предметом разговора, что нет, и в какой ситуации (Бонди, 1992: 65).
Таким образом, языковая природа и специфика речевого акта обуславливает их органическую связь с прагматикой речевого общения и дает возможность выделить коммуникативно-прагматическую лингвистику в относительно самостоятельную область языкознания.
Так как любой речевой акт имеет в основе побудительный мотив- необходимость пожелать встречному человеку знаки доброжелательства, то можно сделать вывод, что речевой этикет тесно связан с вежливостью. Он является как раз той областью языковых единиц, которые реализуют функцию вежливости. Категория вежливости относится к функционально–семантическим и прагматическим функциям выражения отношения говорящего к партнеру. Эти отношения лежат в зоне уважительности и имеют разные ипостаси: почтительности, галантности, корректности, учтивости. Так, почтительность и учтивость более применимы к старшему поколению, галантность – к даме, корректность характеризует человека и т.д. (Гольдин, 1987: 156). С одной стороны вежливость это моральное качество, характеризующее человека, для которого проявление уважения к людям стало привычным способом общения с окружающими, повседневной нормой поведения. С другой стороны это абстрагированная от конкретных людей этическая категория, получившая отражение и в языке. Вежливость нужно именно выражать, демонстрировать при общении