Файл: Разработка бизнесплана крестьянского фермерского хозяйства (как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность и значение бизнес-планирования в деятельности предприятий АПК
Бизнес-план как инструмент управления конкурентоспособностью
Использование информационных технологий в бизнес-планировании
2.1 Характеристика методик разработки бизнес-плана
3.2 Анализ рынка мяса птицы в России и за рубежом
Исследование рынка сбыта, маркетинговых аспектов бизнеса
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Исследование рынка сбыта, маркетинговых аспектов бизнеса
Сегодня птицеводческая продукция составляет 33% потребляемого его объема в рационе россиянина, при этом птица в общей структуре производства мяса всех видов превышает уровень 44%, а яйцо является уникальным продуктом, аналог которому отсутствует. В мировых масштабах наша страна занимает четвертое место по выпуску мяса птицы и шестое – яиц. Динамику производства яиц в РФ представлены на рисунке 6.
С начала 2021 года к российскому птицеводству привлекается все большее внимание со стороны органов власти — Министерства сельского хозяйства России, Федеральной антимонопольной службы, Министерства промышленности и торговли РФ, Правительства РФ. Причиной тому послужили определенные события: рост цен на продукцию отрасли и снижение объемов производства мяса птицы и яйца в 2021 году. По этой причине необходимо проанализировать факторы, которые сформировали негативные тенденции для столь важного сегмента, дать прогнозную оценку его развития на ближайшую перспективу с учетом сложившейся общей социально-экономической ситуации. [9]
Рисунок 6 – Производство яиц и прогноз по объемам до 2025 года
Итоговые показатели 2020 и первого квартала текущего года были предопределены условиями, влияние которых наблюдалось на протяжении многих лет. Так, уровень продовольственной безопасности по мясу птицы был достигнут в 2014 году. В 2010–2014 годах производителями был обеспечен основной прирост — 1608 тыс. т, когда среднегодовая прибавка составляла свыше 320 тыс. т. Период 2015–2017 годов можно охарактеризовать как переход к стабилизации рынка с увеличением в 777 тыс. т и среднегодовым приращением в 259 тыс. т. С 2017 года изучаемый сегмент был стабилен, и прирост составлял немногим более 50 тыс. т. Яичное направление птицеводства всегда обеспечивало внутренние потребности страны за счет отечественного производства. Динамика увеличения объемов выпуска яйца за последние годы складывалась аналогично наблюдаемой в мясном сегменте. С 2014 до 2017 года прибавка составила свыше 3 млрд шт., а далее до 2021 года прирост практически не наблюдался. [9]
Таким образом, можно констатировать
, что рынок птицеводческой продукции с 2017 года находится в состоянии стабильного производства и потребления в соответствии со сложившейся покупательной способностью населения. Именно данный фактор, то есть уровень доходов граждан и тенденция его снижения с 2014 года, а также насыщение мясного рынка, в том числе в сегменте свинины, повлияли на формирование цен на мясо птицы, яйцо и, как следствие, на доходность их производителей. [7]
Насыщение рынка, стабильные приросты обусловили высокую степень конкуренции. В свою очередь, этот факт оказал воздействие на стоимость мяса птицы и яйца, которая до 2019 года держалась на низком уровне. В среднем по году цифры превышали 100 руб/кг мяса птицы и 42 рубля за десяток яиц. В то же время динамика индекса цен на группы продуктов показывает, что на протяжении практически пяти лет стоимость птицеводческих товаров была ниже уровня общей продовольственной инфляции. Так, изменение цен в 2020 году по отношению к значениям 2016 года составило 114,8%, в то время как по яйцу данный параметр равнялся 106,6%, мясу птицы — 104%.
Птица имеет высокую скороспелость, высокий выход полупотрошёных тушек (около 80%) и потрошеных (60%) к живой массе кур, уток, гусей, индеек. Важный резерв повышения выпуска мяса птицы — разведение мясных цыплят бройлеров, которые обладают высокой скоростью роста: в возрасте 70 дней масса их тела достигает до 1,5 кг. В последнее время российский рынок мяса птицы характеризуется ростом доли охлажденного мяса птицы в общей структуре производства. Так, на долю охлажденного мяса домашней птицы приходится 50-60% совокупного объема производства. Чему способствовало увеличение доходов населения и высокая популярность здорового образа жизни. По оценке ряда экспертов, в 2011 году баланс российского рынка мяса индейки составил порядка 100 тысяч тонн в убойном весе. По сравнению с 2010 годом, рынок сократился на 4 тысячи тонн, или на 4,3%. В первую очередь это связано с падением импорта. Однако компенсация баланса происходит за счет роста российского производства. Падение доли импорта прослеживается на протяжении последних лет. Так, в 2006 году доля импорта составляла 76,1% в общей структуре рынка, в 2010 году она снизилась до 36,5%, а в 2011 — до 29,2%.
Экономика производителей птицеводческой продукции формируется в текущем году в соответствии с условиями, определявшими ее в 2020 году: высоким курсом валют, увеличением стоимости используемых ресурсов и низким уровнем платежеспособности основной части населения. Самым слабым звеном в российском птицеводстве остается существенная импортозависимость, которая вызывает повышение цены при изменении курса валют и риск срыва поставок. Именно с данными проблемами столкнулись птицеводы в 2020 и 2021 годах. Снижение курса рубля на 30–35% обусловило увеличение цен на импортозависимые ресурсы: прежде всего на премиксы, ветпрепараты, племенные компоненты, запчасти, обслуживание оборудования и так далее. Принимая во внимание, что доля прямого импорта в себестоимости птицеводческой продукции составляет 30%, эти изменения привели к существенному удорожанию мяса и яйца. [6]
Формирование цен производителей в 2020 году было основано на сохранении доступного для населения уровня, что дало возможность оставить прежними объемы производства и потребления птицеводческой продукции. Реализовывать данную политику позволяет широчайший ассортимент поставок на рынок в разных ценовых категориях и потребительских характеристиках. Однако сокращение занятости и снижение уровня жизни населения не дали возможности птицеводческим предприятиям своевременно компенсировать потерю доходности при резком росте цен на используемые ресурсы путем повышения отпускной стоимости. В итоге средняя цена на мясо птицы в 2020 году была ниже на 5,7%, чем в предыдущем году, но для яйца она оказалась на 3,8% выше. Частично это произошло за счет увеличения спроса на фоне уменьшения покупательной способности, когда потребитель переключался на животный белок по более доступной для него цене, то есть с мяса на яйцо, а в последнем сегменте — на более дешевую категорию. Тем не менее данный рост не покрывал расходы производителя как по яйцу, так и по мясу. [5]
В текущей ситуации перед птицеводческими предприятиями стоит важнейшая задача 1 сохранить достигнутый уровень производства и потребления. Для этого требуется восстановить степень доходности и частично компенсировать рост себестоимости, который в 2021 году составил в среднем 20–25% (рисунок 7).
Рисунок 7 - Цена производителей на мясо птицы в 2021 году, руб/кг
Политика ценообразования производителей птицеводческой продукции строится в этом случае по определенным принципам. Отпускные цены должны обеспечивать возможность обслуживания и своевременного погашения кредитов, компенсацию затрат на выпуск и формирование объема оборотных средств в минимальных размерах для дальнейшей работы. При высоком уровне конкуренции производитель стремится сохранить свое место на рынках мясной и яичной продукции даже путем снижения своей доходности, что происходит в сложившейся ситуации. Также следует учитывать, что фактор сезонности формирования цен применим как к яичному, так и к мясному направлению птицеводства. В первом он более выражен, поскольку в весенний и летний периоды стоимость резко снижается и восстанавливается лишь осенью и зимой. При этом каждый год цена имеет различную динамику — так называемые качели. Именно реализация обозначенной политики формирует цены на мясо птицы и яйцо с тенденцией повышения. По данным Росстата, увеличение за январь — февраль текущего года по отношению к декабрю 2020 года составило по яйцу 1,8%, мясу птицы — 4,5%. В итоге следует констатировать, что рост цен на продукцию отрасли продиктован экономической ситуацией и не преследует цель необоснованного повышения доходности производителей для получения дополнительной сверхприбыли. [5]
Нужно отметить, что кризис 2020 года не обрел системного характера. В частности, потребительский спрос за счет мер соцподдержки в первую очередь на продукты питания оказался устойчивым. Несмотря на все проблемы прошлого года, российская экономика прошла нижнюю точку падения лучше, чем ожидалось в его начале. Так, ВВП снизился на 3,4% вместо прогнозируемых 3,9%, инвестиции в основной капитал сократились меньше, чем предсказывали аналитики, — на 4,1%, а не на 6,6%. Оборот розничной торговли соответствовал ожидаемому с уменьшением на 4,1%, а индекс потребительских цен в среднем за год составил 3,4% против моделируемых 3,8%. Однако поддержка доходов населения со стороны государства в целом не смогла компенсировать их существенного снижения. По итогам года реально располагаемые доходы сократились на 4,5% вместо 3% ожидаемых. Численность безработных повышалась опережающими темпами, и в декабре 2020 года она составила 4,4 млн человек вместо 4 млн граждан.
Дополнительным направлением увеличения покупательной способности является оказание точечной продовольственной помощи малоимущим слоям населения. Данный вопрос поднимается практически ежегодно, когда ставится задача поддержки снижающегося показателя, но до принятия мер дело не доходит. Сейчас наблюдается беспрецедентная активизация обращений в правительство отраслевых общественных организаций, в частности Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ и прочих, с предложениями реализовать программу продовольственной помощи малоимущим слоям и расширить для них систему социального питания. Данная схема способна увеличить рынок социально значимых товаров и обеспечить потребление необходимых продуктов для поддержания здоровья людей.
Не может быть роста экономики без повышения доходов граждан. Этот закон подтвержден жизнью и фактами. Реальным направлением поддержки населения и производителей социально значимых продуктов питания со стороны государства также может стать введение механизма гибкого регулирования ценообразования в виде фиксированной торговой наценки на них. Даже в сложной социально-экономической ситуации 2020 года торговля сохраняла уровень доходности по мясу птицы и яйцу, увеличивая их стоимость на 30–45%, а в январе текущего года на яйцо — на 50% к цене производителя. Предлагаемая форма государственного регулирования позволит снизить цену на социально значимые продукты питания в розничной торговле, в том числе выпускаемые в секторе птицеводства, и за счет этого повысить покупательную способность населения в рассматриваемом сегменте продовольственного рынка. [5]