Файл: Общая частьраздел 1 тема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 858

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

97
Правовое положение учреждений, (например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры)определено в законодательстве о них.
В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. введено понятие автономное учреждение, под которым понимается некоммерческая организация, созданная Российской
Федерацией, субъектом
Российской
Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством
Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Оно отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем на праве оперативного управления
Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской
Федерации, муниципальное образование.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Государственное регулирование
негосударственных
предприятий ограничивается установлением для них общего режима регистрации и лицензирования и контролем за соблюдением ими установленного режима и законодательства.
Регистрационный режим представляет собой совокупность правовых и организационных мер, устанавливающих и закрепляющих на законодательном уровне порядок регистрационного учета негосударственных коммерческих организаций, осуществляемый указанными в законодательстве

98 уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Природа данного режима заключается в признании государством правоспособности субъектов, установлении законности их прав на совершение какого-либо действия.
Юридический акт государственной регистрации подтверждает появление нового субъекта права, удостоверяет законность его существования. Регистрационный режим имеет важное значение в обеспечении общественного и государственного порядка, а также в реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Государственная регистрация состоит из процедуры внесения соответствующих сведений в единый регистрационный реестр и выдачи свидетельства о государственной регистрации. Датой государственной регистрации является день внесения соответствующих записей в единый государственный реестр.
Регистрационный режим может относиться как к уведомительному (учетному), так и к разрешительному типу правового регулирования, а иногда обладать признаками и того, и другого типа правового регулирования общественных отношений.
Правоспособность у юридического лица возникает в момент его создания (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ), у индивидуального предпринимателя – в момент регистрации (п.1 ст. 23 ГК РФ). В процессе регистрации регистрирующий орган проверяет, соответствуют ли учредительные и другие документы, порядок образования лица закону, после чего обязан зарегистрировать лицо, внеся его в единый государственный реестр. Отказ в регистрации возможен только в случае непредставления необходимых для этого документов, а также представления документов в ненадлежащий регистрационный орган.
Вместе с тем, в регистрационной системе происходит соединение уведомительного и разрешительного типа регулирования. Например, при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) данные организации, помимо предоставления ими в регистрирующие органы соответствующих документов, представляют ходатайство о согласии на создание, реорганизацию, ликвидацию таких объединений в федеральный антимонопольный


99 орган в соответствии с нормами Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Федеральный антимонопольный орган, в свою очередь, вправе отклонить или удовлетворить ходатайство.
Таким образом, прежде чем объединение будет зарегистрировано, необходимо получить на это согласие государства. Разрешительная система регулирования в рамках регистрационной системы присутствует и при получении коммерческой организации лицензии на совершение отдельных видов деятельности. Лицензия выдается только при условии соблюдения регистрационного законодательства.
Одной из форм государственного регулирования деятельности коммерческих организаций является лицензирование.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г.
«О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем же установлены те виды деятельности, осуществление которых без соответствующего разрешения (лицензии) запрещено.
Ст. 2 Закона о лицензировании предусмотрено, что лицензионную деятельность осуществляют только федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона о лицензировании лицензирующими органами осуществляется контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. По окончании установленного срока он может быть продлен по заявлению лицензиата. Однако, положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено и бессрочное действие лицензии (ч. 3 ст. 8 Закона).
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается на основе изучения представленных соискателем лицензии документов, перечень которых содержится в п. 1 ст. 9 Закона о лицензировании и в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Тем самым сохраняется заявительный порядок получения лицензии.

100
Основания отказа в предоставлении лицензии, каковыми являются наличие в представительных документах недостоверной или искаженной информации либо несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям содержатся в п.
3 ст. 9 Закона о лицензировании. Отказ в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа могут быть обжалованы в порядке, определенном законодательством.
Государственный контроль является одним из важнейших инструментов государственного регулирования деятельности негосударственных коммерческих организаций.
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» дано единое легальное определение государственного контроля (надзора) как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным.
Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий и решений контролирующих органов).
Исходя из содержания государственного контроля и государственного надзора в области хозяйственных отношений, можно дать им следующую общую характеристику.
1.
Контроль проводится всеми органами государственного управления независимо от того, в какой отрасли они функционируют. Его содержание (в отличие от надзора) является более широким и включает в себя вмешательство в оперативную
(текущую) деятельность проверяемого объекта, отмену незаконных актов, разбор жалоб, наложение дисциплинарных взысканий и поощрение хороших работников.
2.
Надзор как способ обеспечения законности отличается от контроля тем, что он представляет собой постоянное,


101 систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта не допускается.
3.
В процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же государственного надзора применяется меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам.
Государственный контроль можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют:
1. общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта;
2. специальный контроль представляет собой проверку деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу.
По стадиям проведения выделяют контроль;
1. предварительный
(предупреждение каких-либо нежелательных последствий);
2. текущий (выяснение правильности совершаемых действий объектами контроля);
3. последующий
(проверка реального исполнения соответствующих предписаний).

102
В
ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте определение предприятия и учреждения.
2.
Раскройте
административно-правовой
статус
государственного предприятия.
3.
Раскройте
административно-правовой
статус
государственного учреждения.
4. В чем состоит порядок регистрации предприятия и
учреждения. Их общие и отличные черты.
5. В чем состоит порядок ликвидации предприятия и
учреждения. Их общие и отличные черты.

103
Т
ЕМА
6.
О
БЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

§1.
П
ОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
.
Конституция РФ в ст. 30 признает и гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, а также свободу деятельности общественных объединений. При этом в данной статье фиксируется 2 основных принципа создания и деятельности общественных объединений, а именно:
1. принцип добровольности вступления и пребывания в общественном объединении;
2. принцип свободы деятельности общественных объединений, их равенство перед законом и судом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе данного общественного объединения.
Данный федеральный закон учитывает требования ст. 13 и 30
Конституции РФ и запрещает создание и деятельность таких общественных объединений, цели которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (п. 5 ст. 13
Конституции РФ)
Под экстремистской деятельностью в соответствии с
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" понимается деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Российской
Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание

104 незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением; и др.)
В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях следует выделить признаки любого общественного объединения:
1. добровольность создания (ст.30 Конституции РФ);
2. самоуправляемость, что означает, что система ее органов управления создаётся каждым общественным объединением самостоятельно;
3. некоммерческий характер, что означает, что создание общественного объединения не преследует цель получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
4. общность интересов, на основе которых создается общественное объединение и в качестве которых могут быть любые творческие, интеллектуальные и прочие интересы.
В зависимости от формального способа их легализации общественные объединения подразделяются на:
1. объединения, получившие государственную регистрацию
– в этом случае они приобретают статус юридического лица (ст. 48
Гражданского кодекса РФ), а их руководящий орган – правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом;
2. объединения, действующие без такой регистрации – незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица, но является, в частности, субъектом административного права.
В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения делятся на:


105 1. общероссийские – действующие на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеющие там свои структурные подразделения;
2. межрегиональные – действующие на территории менее половины субъектов Российской Федерации и имеющие в каждом из субъектов свои структурные подразделения;
3. региональные – действующие в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
4. местные – действующие в пределах органа местного самоуправления.
В зависимости от принципа организации общественные объединения делятся на:
1. основанные на членстве – члены таких объединений имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом объединения;
2. не имеющие членства – участники таких объединений принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» в
зависимости от организационно-правовых форм различает следующие виды общественных объединений.
Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание, постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Общественные организации многообразны. Этим понятием, в частности, охватываются профессиональные союзы, политические партии.

106
Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели (например, охрана окружающей природной среды и
др.), поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (например, фонд поддержки
ветеранов спорта). Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем.
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе