Файл: Общая частьраздел 1 тема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 862

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§1.
П
ОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
.
Понятие исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти закреплено в ст. 10 Конституции РФ. В ст.
11 Конституции РФ дан ориентировочный перечень органов, осуществляющих исполнительную власть. В ст. 77, 78 Конституции вводится понятие орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации и основы его компетенции, а также понятие территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти.
Под
органами
исполнительной
власти
понимается специальная организация, являющаяся частью государственного аппарата, имеющая особую структуру, компетенцию и территориальные пределы деятельности. Эта организация образуется в порядке, установленном либо законом, либо нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Органы исполнительной власти наделяются правом действовать от имени и по поручению государства во исполнение нормативных правовых актов и осуществлять для этого исполнительно-распорядительную деятельность.
На органы исполнительной власти возлагается обязанность обеспечить реальное исполнение нормативных правовых актов в конкретных отраслях экономической, социально-культурной и административно-политической сфер.
Для правильного понимания сущности и правовой природы органов исполнительной власти необходимо выделить некоторые важные признаки, характеризующие органы исполнительной власти и отличающие их от других органов государственной власти, учреждений, общественных объединений, органов местного самоуправления.
1. Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата– обязательного признака любого государства, отличаются спецификой поставленных перед ними

126 задач и функций по реализации интересов государства (т.е. исполнению нормативных правовых актов).
2. Органы исполнительной власти представляют собой организационно оформленную группу людей – государственных служащих, которые, в соответствии со своей должностью, обязаны обеспечивать исполнение нормативных правовых актов в той или иной отрасли, сфере.
3. Органы исполнительной власти от имени государства осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Это означает, что органы исполнительной власти создаются и осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение конкретных нормативных правовых актов, а также, в пределах установленной для них компетенции, вправе принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации конкретной нормы закона.
4. Каждый орган исполнительной власти действует на основе
Положения об этом органе, в котором устанавливаются конкретные задачи, функции, компетенция, формы и методы его деятельности.
(Положение– подзаконный акт, уточняющий порядок реализации конкретным органом исполнительной власти норм закона.
Например; Положение о Министерстве образования и науки
Российской
Федерации, утверждено
Постановлением
Правительства РФ от 15 июня 2004 г
43
. В нем установлены задачи и функции данного министерства).
5. Органы исполнительной властиимеют статус юридических лиц. Их административные правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента образования и прекращаются в связи с их упразднением.
6. Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции обладают юридической самостоятельностью и поэтому в части реализации интересов государства взаимодействуют с законодательной и судебной ветвями власти
(так, например, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и в этой связи взаимодействуют с Правительством
Российской Федерации (см. ст. 104 Конституции РФ)).
43
СЗ РФ от 21 июня 2004 г., № 25, ст. 2562


127
Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.
Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя три части: руководство, коллегиальный орган управления и аппарат. К руководству относятся руководитель (министр, председатель, глава), его первый заместитель и заместители.
Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объем функций государства. От других государственных органов
(законодательных и судебных) они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы.
Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными
(представителями) и судебными органами осуществляется в различных организационных формах (предпринимательства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).
§
2.
В
ИДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Многочисленные органы исполнительной власти могут быть сгруппированы по различным основаниям. В частности:
1. По принципу федерализма (ст. 1, 5, 65 Конституции РФ) различают:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
2. По территориальным пределам деятельности органы исполнительной власти делятся на:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (образуемые в соответствии со ст. 78
Конституции РФ и п.5.1 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти
44
), которые могут
44
Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"

128 быть: а) окружными; б) межрегиональными; в) региональными; г) межрайонными; д) городскими или районными.
3. По способу образования различают:
1) органы исполнительной власти, образование которых предусмотрено Конституцией РФ, Конституциями республик и
Уставами иных субъектов федерации (например; гл. 6 Конституции
РФ – Правительство РФ, ст.ст. 83, 112 – министерства);
2) органы исполнительной власти, образуемые Указами
Президента
Российской
Федерации или
Указами глав исполнительной власти субъектов федерации;
3) органы исполнительной власти, образуемые
Постановлениями Правительства Российской Федерации или
Постановлениями Правительств субъектов Российской Федерации.
4. По характеру компетенции органы исполнительной власти можно подразделить на:
1) органы исполнительной власти общей компетенции, то есть те, на которые возлагается обязанность обеспечить исполнение нормативных правовых актов во всех отраслях (сферах) путем принятия нормативных актов, контроля и координации конкретных органов исполнительной власти (например, Правительство РФ и
Правительство субъектов РФ);
2) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, то есть те, на которые возлагается обязанность обеспечить исполнение нормативных правовых актов в конкретной отрасли (сфере)
(например, Министерство Образования и Науки, Министерство здравоохранения и социального развития и т.д.);
3) органы исполнительной власти специальной компетенции, то есть те, которые осуществляют специальные функции контроля и надзора по одному или нескольким вопросам независимо от отраслей
(например,
Федеральная служба безопасности,
Федеральная служба внешней разведки и т.д.)
5. По порядку разрешения подведомственных вопросов различают:
1) коллегиальные органы исполнительной власти (например,
Правительство РФ, Правительство субъектов РФ);
2) единоличные органы исполнительной власти, то есть те, в которых есть совещательные органы в форме коллегий, а решение по существу принимают руководители органов исполнительной


129 власти, за которое каждый из них несет персональную ответственность (министерства, федеральные службы и агентства).
§3.
П
РАВИТЕЛЬСТВО
РФ
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона
1997 г. «О правительстве РФ» под ним понимается высший коллегиальный исполнительный орган государственной власти
Российской Федерации, осуществляющий исполнительную власть в стране и возглавляющий единую систему исполнительной власти в
Российской Федерации.
Правовую основу его деятельности составляют Конституция
РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона
«О правительстве» оно осуществляет свою деятельность, основываясь на следующих принципах:
1. принцип верховенства закона (см. ст. 15 Конституции РФ);
2. принцип народовластия (см. ст. 3 Конституции РФ);
3. принцип федерализма (см. ст. 5 Конституции РФ);
4. принцип разделения властей (см. ст. 10 Конституции РФ);
5. принцип ответственности;
6. принцип гласности;
7. принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 2 Конституции РФ.
Деятельность Правительства направлена на осуществление в пределах своих полномочий:
1. организации исполнения Конституции РФ, законов, указов
Президента РФ, международных договоров с участием России;
2. систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3. принятие мер по устранению нарушений законодательства.

130
Правительство РФ – коллегиальный орган, состоящий из:
1. Председателя Правительства РФ;
2. заместителей Председателя;
3. федеральных министров.
Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с правом решающего голоса.
Руководители федеральных служб и агентств не входят, но приглашаются на заседания Правительства РФ при решении вопросов связанных с их деятельностью.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации назначается Президентом Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой из числа граждан Российской
Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Его освобождение от должности также осуществляется
Президентом Российской Федерации по заявлению Председателя
Правительства Российской Федерации об отставке либо в случае невозможности исполнения
Председателем
Правительства
Российской Федерации своих полномочий.
Президент
Российской
Федерации уведомляет
Совет
Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства
Российской Федерации в день принятия решения.
Освобождение от должности Председателя Правительства
Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку
Правительства Российской Федерации в целом.
До назначения нового Председателя Правительства Президент
РФ вправе поручить исполнение его обязанностей на срок до двух месяцев заместителю Председателя.
Председатель Правительства РФ обладает особым статусом, а именно:
1. возглавляет Правительство РФ;
2. определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными


131 законами, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;
3. представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;
4. ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
5. подписывает акты Правительства;
6. представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей
Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.
Заместители
Председателя
Правительства
Российской
Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской
Федерации. Заместители Председателя Правительства Российской
Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан
Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории иностранного государства.
Лица, занимающие указанные должности, вправе подавать заявления об отставке.
Заместители
Председателя
Правительства
Российской
Федерации:
1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях
Правительства Российской Федерации, в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;
2. участвуют в подготовке постановлений и распоряжений
Правительства
Российской
Федерации, обеспечивают их исполнение;
3. координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения;

132 4. предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство
Российской Федерации;
5. осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Федеральные министры:
1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях
Правительства Российской Федерации;
2. принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений
Правительства
Российской
Федерации, обеспечивают их исполнение;
3. принимают участие в выработке и реализации политики
Правительства Российской Федерации;
4. обладают установленными законодательством Российской
Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
5. координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств;
6. назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов.
Правительство Российской Федерации решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.
При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту
Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции РФ (ст. 115) и
Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» (ст.


133 23) Правительство РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.
Постановления являются нормативными правовыми актами, принимаются только на заседаниях
Правительства и подписываются Председателем Правительства. Постановления
Правительства РФ, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в срок не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования – доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Те из них, которые затрагивают права и свободы человека и гражданина – вступают в силу не ранее дня опубликования. Остальные вступают в силу со дня их официального опубликования, либо момент их вступления в силу указан в самом Постановлении, либо для них не предусмотрен иной порядок вступления в силу.
Распоряжения являются индивидуальными правовыми актами, издающимися по оперативными и иным текущим вопросам, подписываются Председателем Правительства РФ и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц при личном участии Заместителей
Председателя Правительства РФ и федеральных министров. В случае невозможности участия в заседании заместители
Председателя Правительства РФ и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства РФ.
Представители палат
Федерального
Собрания,
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего
Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ и иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

134
Подготовка и проведение заседаний Правительства Российской
Федерации осуществляются в соответствии с Регламентом
Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.
Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства Российской Федерации может образовать
Президиум
Правительства
Российской
Федерации. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости.
Решения Президиума Правительства РФ принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума
Правительства РФ и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством Решений образуется Аппарат
Правительства. Аппарат Правительства работает под руководством
Председателя Правительства и возглавляется Руководителем
Аппарата Правительства - Министром РФ.
Структура Аппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата - департаменты
Правительства и секретариаты Председателя Правительства,
Заместителя Председателя Правительства и Руководителя Аппарата
Правительства. В составе департаментов создаются отделы.
Руководитель Аппарата Правительства назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства.
Заместители
Руководителя
Аппарата
Правительства координируют и контролируют работу департаментов
Правительства, организуют проработку проектов актов и других документов, по которым требуется решение Правительства, подготовку материалов к заседаниям Правительства и его
Президиума, осуществляют другие функции по руководству