ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 865
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
135
Аппаратом Правительства в соответствии с распределением обязанностей и поручениями
Руководителя
Аппарата
Правительства.
Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Решение об этом оформляется распоряжением Председателя Правительства в день вступления в должность Президента. Но предусматривается возможность и его досрочной отставки, случаи и порядок которой установлены ст.
117 Конституции РФ. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Но и
Президент вправе принять решение об отставке Правительства, в том числе в случаях выражения Государственной Думой недоверия
Правительству либо отказа Государственной Думы в доверии
Правительству. В случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента РФ Правительство продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 17
§4.
Ф
ЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
.
В соответствии Указом Президента РФ от 9 мая 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О
Правительстве Российской Федерации" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят:
1. федеральные министерства,
2. федеральные службы и
3. федеральные агентства.
Данные органы имеют как общие, так и специфические функции и полномочия. Это обусловлено их принадлежностью к одной и той же ветви государственной власти и функциональным назначением.
В соответствии с Указом от 9 мая 2004 г:
136
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской
Федерации (федеральный министр).
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента
РФ и Правительства РФ федеральные министерства самостоятельно осуществляют правовое регулирование в установленной сфере деятельности путем принятия нормативных правовых актов на основании и во исполнение законов, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти и их должностными лицами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также всеми юридическими лицами и гражданами, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с указанными нормативными правовыми актами осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами
Президента РФ и Правительства РФ (федеральные службы подобные нормативные правовые акты принимать не могут).
Федеральные министерства осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, для чего вносят в Правительство
РФ Представления о руководителе федеральных служб, федеральных агентств, а также предложения о штатной численности и фонде оплаты труда работников.
Решение ряда вопросов деятельности федеральных министерств составляет прерогативу федеральных министров, например, утверждение ежегодных планов работы и показателей деятельности подведомственными министерствам федеральных служб и федеральных агентств, отмена противоречащих федеральному законодательству решений подведомственных федеральных служб и федеральных агентств, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом, а также в решении
137 ряда вопросов организации министерств и подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств и других вопросов.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
- за исполнением органами государственной власти и их должностными лицами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, всеми юридическими лицами и гражданами требований, установленных нормативными правовыми актами,
- за выдачей органами государственной власти, органами местного самоуправления лицензий на осуществление определенного вида деятельности или конкретных действий юридическим лицам и гражданам; и др., а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
В пределах своей компетенции федеральные службы издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.
Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.
Осуществление ряда важных полномочий по организации и деятельности федеральных служб возложена на руководителя такой служб например, внесение по подведомственности Правительству
РФ или федеральному министру проекта ежегодного плана и прогнозных показателей деятельности службы, а также отчета об их исполнении; предложений по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования обеспечения деятельности службы; назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц центрального аппарата службы и др.
138
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
В пределах своей компетенции федеральные агентства издают только индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ,
Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации.
Федеральные службы и федеральные агентства, руководимые
Президентом РФ, обладают более широкими функциями и полномочиями, чем подведомственные федеральным министерствам. Например, осуществляют нормативное правовое регулирование в порученной сфере, некоторые из них представляют Правительству РФ проекты документов по подведомственным ему вопросам, и т.д. Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам такого рода функций и полномочий не имеют, они возложены на соответствующие министерства.
Функции и полномочия органов исполнительной власти определяются также не только с учетом сфер из деятельности, но и места, занимаемого или в их иерархической системе.
139
§5.
О
РГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
Р
ОССИЙСКОЙ
Ф
ЕДЕРАЦИИ
.
В соответствии со ст.ст. 5, 10, 11, 77 Конституции РФ органы исполнительной власти Российской Федерации по вопросам ст.ст.
71, 71 Конституции РФ образуют единую систему. Это единство обусловлено необходимостью строгого и неукоснительного исполнения нормативных правовых актов на всей территории
Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 73, 77
Конституции РФ органы государственной власти субъектов
Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему своих органов исполнительной власти. При этом соблюдаются требования Конституции РФ об обеспечении единства и целостности Российской Федерации, что закреплено, в частности, в
Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Субъекты Российской Федерации при создании своих органов обязаны учитывать республиканскую форму правления (ст. 1
Конституции РФ), единство системы государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции РФ), разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов.
При создании органов исполнительной власти субъекты
Российской Федерации обязаны соблюдать следующие принципы:
1. органы государственной власти субъекта образуют с федеральными органами единую систему органов государственной власти;
2. обязательное наличие в числе органов исполнительной власти субъекта органа исполнительной власти общей компетенции, то есть Правительства или Администрации;
3. органы исполнительной власти субъекта подотчетны органу законодательной власти субъекта, и в первую очередь, по вопросам исполнения нормативных правовых актов субъектов;
4. принцип самостоятельного выбора организационно- правовых форм органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации как общей, так и отраслевой компетенции.
140
Самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении системы органов исполнительной власти выражается в следующем:
1. субъекты самостоятельно осуществляют правовое регулирование организации и деятельности своих органов исполнительной власти (т.е. сами принимают положения об этих органах);
2. самостоятельно устанавливают виды, наименования и правовое положение органов исполнительной власти субъекта и порядок их взаимоотношений с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (ст. 78 Конституции
РФ) (так, например, Федеральная налоговая служба имеет свой территориальный орган в каждом субъекте);
3. самостоятельно определяют территориальные пределы осуществления органами исполнительной власти субъекта государственной власти субъекта;
4. самостоятельно определяют структуру (перечень) органов исполнительной власти субъекта и их подчиненность
(взаимоотношения) друг с другом;
5. самостоятельно определяют функции и компетенцию органов исполнительной власти субъекта.
Под системой органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерациипонимается совокупность органов субъекта
Российской Федерации, осуществляющих исполнительную власть в субъекте, их соподчиненность, средства и способы их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления субъекта
Российской
Федерации.
Структура органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации включает в себя следующие органы:
1. Глава исполнительной власти субъекта (например;
Президент республики, Глава Администрации, Губернатор, Мэр и т.д.), конкретное наименование которого закреплено а Конституции или Уставе субъекта Российской Федерации;
2. органы исполнительной власти общей компетенции
(Правительство или Администрация субъекта);
141 3. органы исполнительной власти субъектов отраслевой и/или межотраслевой компетенции;
4. территориальные органы исполнительной власти общей компетенции (территориальные органы Правительства или администрации субъекта), действующие в границах административно-территориальных образований
(городов, районов).
Таким образом, система органов исполнительной власти конкретного субъекта Российской Федерации устанавливается каждым субъектом самостоятельно и закрепляется в Конституции или Уставе субъекта, а также в законах субъектов о системе органов исполнительной власти субъекта. Кроме того, на территории каждого субъекта Российской Федерации, помимо собственных органов исполнительной власти, действует система территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ст. 78 Конституции РФ). Между этими органами возникают следующие отношения:
1. Многие территориальные органы действуют по вопросам ст.
72 Конституции и поэтому находятся в совместном подчинении как соответствующего федерального органа, так и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2. Территориальные органы могут передавать исполнение части своих полномочий органам исполнительной власти субъектом
Российской Федерации, что определяется договором, заключаемым между федеральным органом исполнительной власти и
Правительством или Администрацией субъекта.
Во главе исполнительной власти субъектов Российской
Федерации стоит Президент либо Председатель Правительства, точное наименование которого устанавливается Конституцией
(Уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта. В соответствии с
Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
45
(ст.
18) гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями
45
СЗ РФ от 18 октября 1999 г. № 42 ст. 5005
142 высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению
Президента
Российской
Федерации законодательным
(представительным) органом государственной власти субъекта
Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом 1999 г. и конституцией (уставом) субъекта Российской
Федерации.
В случае, если Конституцией (Уставом) субъекта Российской
Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта
Российской Федерации, решение о наделении гражданина
Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации принимается на совместном заседании палат.
Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вносится Президентом РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее, чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Перед внесением Президентом РФ предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта
Российской
Федерации проводятся соответствующие консультации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта
Российской
Федерации рассматривает представленную
Президентом
РФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение 14 дней со дня внесения представления.
Кворум для принятия решения:
Решение законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации считается принятым, если за него проголосовало более половины