Файл: Общая частьраздел 1 тема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 861

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

153 3. государственная правоохранительная служба (также может быть только федеральной).
Указанный
Федеральный закон дает следующую характеристику этих видов государственной службы:
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов
Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъекта Российской
Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта
Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта
Российской
Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской
Федерации.
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами
Президента РФ, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная
служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой

154 профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняет по его поручению и за плату от него работу по реализации задач и функций государства, попадая под специальный правовой режим. Поэтому, хотя служащие и занимают государственные должности в конкретных государственных органах и реализуют полномочия именно тех государственных органов, в которых они в данный момент состоят на службе, тем не менее, государственную службу нельзя понимать как службу конкретным государственным органам или должностным лицам. Государственная служба осуществляется в аппаратах органов власти, реализующих от имени государства его задачи и функции.
Законодательство о государственной службе образует система нормативных правовых актов, регулирующих поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение государственно-служебных отношений. Оно состоит из:
1. Конституции РФ, которая закрепляет: а. в
ерховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4); б. е
динство системы государственной власти и разграничение предметов ведения ее субъектов (п. 3 ст. 5); в. п
риоритет прав и свобод человека и гражданина и их непосредственное действие (ст. 2, 18 и т.д.); г. р
авный доступ граждан
Российской
Федерации к государственной службе любого вида без ограничений (см. ст. 19)


155
Конституция
РФ устанавливает, что федеральная государственная служба в соответствии с п. «т» ст. 71 находится в федеральном ведении, а в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с п. «л» ст. 72 – кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат.
2.
Федерального закона «О системе государственной службы
Российской Федерации», в соответствии с которым принят
Федеральный закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации»
50
До принятия отдельного Федерального закона о военной службе порядок поступления на нее, ее прохождения и прекращения регулируется Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе»
51
и «О статусе военнослужащих»
52
Особенности прохождения государственной службы гражданами в субъектах Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. с учетом последующих редакций «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации».
3.
Помимо федеральных законов, вопросы организации государственной службы Российской Федерации всех видов регулируются Указами Президента РФ. Например, Указ
Президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
53
;
4. К числу подзаконных относятся также Постановления
Правительства РФ. Например, Постановление Правительства от 5 ноября 1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти»
54
а. В число нормативных правовых актов включают также ратифицированные международные соглашения, договоры, что отвечает требованиям п. 4 ст. 15 Конституции РФ, например,
Конвенция МОТ «О трудовых отношениях на государственной
50
СЗ РФ от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215 51
СЗ РФ от 30 марта 1998 г. № 13 ст. 1475 52
СЗ РФ от 1 июня 1998 г. № 22 ст. 2331 53
СЗ РФ от 15 марта 2004 г. № 11 ст. 945 54
СЗ РФ от 13 ноября 1995 г. № 46 ст. 4450

156 службе» 1978 г.; Международный Пакт «О гражданских и политических правах» 1968 г. (действует с 1976 г.)
55
;
Международный Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1968 г. (действует с 1976 г.) и прочие.
§2.
П
РИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
.
Федеральным законом 2003 г. «О системе государственной службы» установлены следующие принципы государственной службы (основные принципы, как правило, совпадают с принципами, закрепленными в Конституции РФ):
1. принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5,
11, 77 Конституции РФ);
2. принцип законности (ст. 15 Конституции РФ), под которым понимается Верховенство Конституции Российской
Федерации и Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными органами должностных обязанностей и обеспечении их прав. Обязанность всех органов государственной власти, всех государственных служащих соблюдать Конституцию
РФ и федеральные законы на территории Российской Федерации является необходимым условием функционирования государства и реализации законности. Решения органов государственной власти и их должностных лиц, противоречащие Конституции РФ и предписаниям федеральных законов, признаются недействительными с момента их принятия;
3. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, признания, соблюдения и защиты (ст. 2, 18 Конституции РФ), а также обязанности государственных органов и их должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и
55
«Библиотечка Российской газеты», 1999 г., выпуск № 22-23


157 гражданина. Данный принцип определяет главный смысл и содержание деятельности государственных служащих;
4. принцип равного доступа граждан
Российской
Федерации к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции РФ) в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. При поступлении на государственную службу ее прохождении запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
5. принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Единство государственной службы Российской Федерации обеспечивается системой органов государственной службы и едиными задачами. Принцип единства основных требований осуществляется также посредством системного урегулирования и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института государственной службы;
6. принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы (ст. 3, 12, 131 Конституции РФ);
7. принцип гласности - открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Закон закрепляет обязанность государственных служащих предоставлять информацию. В соответствии с ч. 2 ст. 24
Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Вместе с тем Федеральный закон закрепляет и определенные ограничения, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается на сочетании гласности и служебной конфиденциальности;
8. принцип профессионализма и компетентности государственных служащих (основной критерий, который

158 используется при отборе кандидатов на вакантную государственную должность);
9. принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и их должностных лиц, так и иных физических и юридических лиц.
Государственным служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против произвольных действий, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17

§3.
П
ОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
.
Д
ОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
.
В широком смысле под службой понимается польза, деятельность, жизнь для других, полезное дело.
В современном законодательстве под службой понимается оказание различного вида социально-культурных, бытовых и иных услуг неопределенному кругу лиц.
Служащий – это лицо, осуществляющее не физический, а умственный интеллектуальный труд, результатом которого является не создание материальных ценностей, а выполнение работ нематериального характера либо оказание различного вида услуг и т.д.
Государственный служащий – это физическое лицо, обладающее гражданством РФ, назначенное в установленном нормативно-правовым актом порядке на государственную должность и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней обязанностей и прав.
Под исполнением обязанностей следует понимать осуществление должностных обязанностей возмездно, т.е. за установленное денежное вознаграждение за счет средств бюджета
Российской Федерации или ее субъектов.
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы» государственный служащий Российской
Федерации – это гражданин
Российской
Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение либо довольствие) за счет средств

159 федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской
Федерации.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ 2001 г. и ст. 10
Федерального закона «О системе государственной службы» нанимателем федеральных государственных служащих является
Российская Федерация, а государственных служащих субъектов
Российской Федерации – соответствующий субъект Российской
Федерации. Учитывая, что в соответствии с указанным федеральным законом, помимо гражданской, также различают военную и правоохранительную службу:
К военной относятся военнослужащие, кроме рядовых срочной службы и курсантов военных учебных заведений, а также рядовых
Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактной основе;
К правоохранительной службе относятся сотрудники правоохранительных органов, иных военизированных структур, деятельность которых регулируется специальными нормативно- правовыми актами, например; Федеральными законами «О милиции», «О службе в таможенных органах», Положениями о прохождении службы в органах внутренних дел, в таможенных органах и т.д. (также применительно к ним используются Уставы органов, в которых они служат).
Признаки государственных служащих:
1. гражданин РФ 18 лет, дееспособный, без каких-либо ограничений в соответствии со ст. 19 Конституции РФ;
2. осуществляет служебную деятельность;
3. замещает государственную должность в государственном органе и в связи с этим в соответствии со своим должностным регламентом вправе применять меры государственного принуждения;
4. за исполнение обязанностей он получает денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Правовое положение (статус) государственного служащего
Российской Федерации, в том числе ограничения, обязанности, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров


160 устанавливается федеральным законом о соответствующем виде государственной службы.
Непременными условиями и факторами, влияющими на правовой статус государственных служащих, являются:
1) поступление на гражданскую службу;
2) заключение служебного контракта;
3) испытание при поступлении на гражданскую службу;
4) изменение существенных условий служебного контракта;
5) отстранение от занимаемой должности гражданской службы;
6) основания и последствия прекращения служебного контракта;
7) персональные данные гражданского служащего и ведение его личного дела;
8) прохождение гражданской службы;
9) аттестация гражданских служащих;
10) квалификационный экзамен;
11) оплата труда гражданского служащего;
12) государственные гарантии на гражданской службе;
13) поощрения и награждения гражданского служащего;
14) служебная дисциплина;
15) дисциплинарная ответственность и дисциплинарные взыскания; и т.д.
Все граждане Российской Федерации в соответствии с частью 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к государственной службе. Это означает равное право всех граждан РФ на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями профессиональной подготовкой. Не допускается установление для граждан при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, помимо установленных законом. Один их таких ограничений является обязательное для государственного служащего гражданство РФ.
Государственные служащие осуществляют профессиональную служебную деятельность на определенной государственной

161 должности, под которой понимается должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ:
Администрация Президента РФ, Совет Безопасности РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа с денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В широком смысле под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица.
Действующее законодательство о государственной службе под государственной должностью понимает должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Конституция
РФ устанавливает 20 наименований государственных должностей
Российской
Федерации по непосредственному исполнению полномочий федеральных государственных органов. Это, например:
1. Президент РФ (ст. 80);
2. Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры (ст. 110);
3. Председатель обеих палат Федерального Собрания, их заместители, депутаты Государственной Думы и члены Совета
Федерации (ст. 95, 101).
Конституции и Уставы субъектов также предусматривают аналогичные государственные должности субъектов Российской
Федерации. Так, например, Устав г. Москвы от 28 июня 1995 г. относит к ним Председателя, его заместителя, депутатов Городской
Думы, а также мэра и вице-мэра.