ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 855
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§1.
П
ОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫХ ФОРМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
.
Государственная деятельность всегда выражается в конкретных действиях, совершаемых ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами.
В соответствии со ст. 10 и 11 Конституции РФ единая государственная власть в РФ осуществляется ее 3-мя относительно самостоятельными ветвями. Каждая из них решает определенные задачи и функции, совокупность которых образует содержание их деятельности. Особенности содержания обуславливают специфику форм и методов решения поставленных задач.
Исполнительная власть, основным предназначением которой является исполнение законов и иных нормативных правовых актов, решает поставленные задачи с использованием форм и методов, отличных от других ветвей. Применительно к органам исполнительной власти при выборе форм воздействия на субъектов при исполнении законов влияют различные обстоятельства:
I. правовой статус объекта регулирования. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ предприятия, учреждения и организации могут быть государственными, муниципальными и частными.
Органы исполнительной власти в лице соответствующих министерств и агентств утверждают их Уставы, определяя тем самым направление и содержание деятельности, а также реорганизуют и ликвидируют их.
Муниципальные предприятия и учреждения
(школы,
171 поликлиники и т.д.) создаются органами местного самоуправления самостоятельно, опираясь в своей деятельности на положения ст.
12, 131, 132 Конституции РФ. Органы исполнительной власти не вправе ограничивать права местного самоуправления, установленные этими статьями Конституции РФ и федеральными законами. Однако, как органы государственной власти, они осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления, их предприятиями и учреждениями решений и нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти. В отношении частных предприятий органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование следующим образом:
1. органы исполнительной власти осуществляют государственную регистрацию уставов юридических лиц всех видов, т.е. проверяют соответствие уставных задач и функций вновь создаваемого юридического лица действующему законодательству РФ.
2. Лицензирование, т.е. органы исполнительной власти выдают разрешение на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом 2001 г.
"О лицензировании отдельных видов деятельности".
II. Выбор форм зависит от объема компетенции того или иного органа исполнительной власти. Так, например, в соответствии со ст. 115 Конституции РФ только Правительство РФ вправе принимать нормативно-правовые постановления по всем вопросам исполнения законов на всей территории РФ. Федеральные службы и агентства, обладая значительно меньшей компетенцией не вправе принимать нормативные правовые акты, они уполномочены издавать лишь индивидуально-правовые приказы и распоряжения.
В теоретическом понимании под формой управления понимается внешнее выраженное деятельности исполнительного органа, осуществляемой в пределах его компетенции и влекущей определенные последствия правового характера
56
В числе форм управленческой деятельности называют:
- издание нормативных актов;
56
См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской
Федерации. М., 1999 г. С. 193-194.
172
- издание индивидуальных (административных) актов;
- заключение договоров;
- осуществление организационных
(организационно- технических) действий;
- выполнение материально-технических операций.
Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность в правовых либо неправовых формах. Неправовые - это, например, рекомендации, указания служб и агентств, т.е. те, которые не влекут юридических последствий.
Правовые формы напротив, влекут юридические последствия и наиболее распространенной правовой формой выступают правовые акты органов исполнительной власти. Эти акты обладают рядом свойств:
1. это одностороннее юридически-властное предписание соответствующего органа исполнительной власти, направленное на исполнение закона или иного нормативно-правового акта;
2. он принимается в пределах распорядительной деятельности органа исполнительной власти, содержание которой и составляют действия по принятию нормативных правовых актов во исполнение норм конкретного закона;
3. этот акт является императивным и принимается в целях обеспечения должного поведения всех субъектов правоотношений, складывающихся в связи и по поводу исполнения норм законов;
4. он принимается в строго установленном порядке, который включает: строгий порядок подготовки, обсуждения, принятия и вступления его в законную силу.
Административно-правовая форма может быть представлена: а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и основывающихся на них различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность; б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование
(утверждение программ социально-экономического развития и т. п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления; в) по направленности: воздействующие на общественные от ношения в сфере государственного управления (внешняя
173 направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность); г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам; д) по масштабности: вся система исполнительной власти
(государственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа
(самоорганизация); е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные
(например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства); ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и многосторонние (административно-правовые договоры); з) по инициативе: используемые субъектами исполни тельной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющейся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (напри мер, по жалобам граждан); и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения; к) по отношению к другим субъектам государственной
власти: используемые в отношениях с законодательными
(представительными) либо судебными органами; л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности
(государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты); м) по юридическому содержанию: дозволительные, запрети тельные либо предписывающие.
В системе органов исполнительной власти основная роль отводится правовым актам управления.
§2.
П
РАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
.
Понятие правовых актов управления
174
Правовые акты – самая большая по объему и разнообразию группа юридических актов. Огромное число общественных отношений, которыми государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания множества правоприменительных актов (о приеме на работу и т. п., о призыве на воинскую службу, о выделении жилой площади, ресурсов и т. д., о назначении пенсий, пособий) награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и т. д.
Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.
Актам управления свойственен ряд особенностей, которые позволяют отграничить их от иных юридических актов – законов, актов правосудия, протестов и представлений прокуроров, гражданских и иных договоров:
1) они принимаются при осуществлении государственной власти, являются правовой формой исполнительно- распорядительной деятельности;
2) правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно- управленческой деятельности в пределах его компетенции;
3) правовой акт управления – юридически-властное волеизъявление субъекта исполнительной власти;
4) правовой акт управления – одностороннее и императивное волеизъявление субъекта исполнительной власти;
5) правовой акт управления определяет правила должного ведения в сфере государственного управления;
6) правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках
175 служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления);
7) правовой акт управления издается на основании официально установленных правил (процедур) его подготовки, обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.;
8) правовой акт управления может быть в установленном порядке опротестован или обжалован;
9) случае несоблюдения содержащихся в правовом акте управления юридически-властных предписаний наступает ответственность виновной стороны;
10) правовой акт управления может служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые;
11) правовой акт управления подзаконен;
12) в правовых актах управления детализируются общие правовые нормы, содержащихся в правовых актах законодательных
(представительных) органов государственной власти.
Виды правовых актов управления
I. По юридическому содержанию следует различать:
1. Нормативные акты.
2. Индивидуальные акты Индивидуальные правовые акты, помимо общих свойств правовых актов обладают следующими специфическими признаками:
1. предписание, содержащиеся в нем имеют конкретного адресата и прекращают свое действие как только оно исполнено. По сути, такой нормативно-правовой акт является актом применения (исполнения) административно-правовой нормы;
2. предписания действуют до момента его исполнения и принимаются по конкретному делу, например, приказ об увольнении или об отпуске сотрудника;
3. предписание, содержащееся в нем, является юридическим фактом, который влечет возникновение, изменение или прекращение конкретного административного правоотношения.
В отличие от индивидуального, нормативно-правовой акт имеет следующие признаки:
176 1. содержащиеся в нем предписания рассчитаны на длительное применение, вплоть до принятия аналогичного по юридической силе правового акта, изменяющего или отменяющего предыдущий;
2. предписания не имеют конкретного адресата и рассчитаны на неопределенный круг лиц; действуют либо на всей территории РФ, либо на территории субъекта РФ (например,
Постановление Правительства - ст. 115 К РФ, нормативно- правовые акты федеральных министерств, принятые по вопросам их ведения).
Как индивидуальные, так и нормативные акты являются подзаконными, т.е. принимаются на основе и во исполнение
Конституции и законов РФ, а в случае противоречия им, подлежат отмене.
II. По форме различают акты
1. письменные,
2. устные,
3. конклюдентные.
Письменные являются разновидностью служебных документов.
Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение, например, в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.
III. В зависимости от даты начала действия следует
различать акты, вступающие в силу:
1) немедленно (по общему правилу);
2) с даты подписания, принятия;
3) с даты, указанной в самом акте;
4) в срок, указанный в другом акте;
5) после государственной регистрации и официального
опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты федеральных органов государственной власти, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер.
VI. В зависимости от порядка принятия различают:
1) акты коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов
177 коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании); например, постановление Правительства РФ.
2) единоличные (единоличные акты, придают властный характер мнению группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект), например, приказы министерства.
Действие правовых актов управления
Важнейшими условиями юридической силы правового
акта являются:
а) правовой акт не должен противоречить Конституции РФ, действующему законодательству, нормативным актам Президента; б) правовой акт должен основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и субъектов федерации; в) правовой акт должен учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных органов; г) правовой акт должен быть издан полномочным органом исполнительной власти (должностным лицом), то есть в рамках закрепленной за ним компетенции; д) правовой акт должен быть юридически обоснован, так как содержание составляют властные волеизъявления исполнительно органа (в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия; е) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления; ж) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.
Действующим законодательством, а также подзаконными административно-правовыми нормами в ряде случаев специально предусматривается порядок отмены правовых актов субъектов
исполнительной власти либо иные варианты воздействия на их юридическую силу. При этом не во всех случаях имеет место
178 результат оспаривания. Так, постановления и распоряжения
Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции РФ). Правительство
РФ вправе отменять противоречащие законодательству акты федеральных органов исполнитель ной власти, подведомственных ему. Акты органов, подведомственных Президенту РФ, отменяются последним.
Кроме отмены правовых актов действующее законодательство и административно-правовые нормы предусматривают возможность приостановления их действия или исполнения, что не влечет за собой утрату правовым актом юридической силы.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, как правило, устанавливают определенные правила, выполнение которых позволяет исполнить требования закона или иного нормативного правового акта. Так, например, во исполнение
Федерального закона 1995 г. "О безопасности дорожного движения" Постановлением Правительства РФ утверждены ПДД; во исполнение Таможенного и Налогового Кодексов - Таможенные и Налоговые Правила.
Разновидностью нормативных правовых актов выступает
административный договор. По общему правилу это договор
(соглашение), заключаемый во исполнение Конституции РФ (ст.
78) или федеральных законов между органами исполнительной власти о перераспределении их полномочий между собой. Так, например, в соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ по договору передают им часть своих полномочий и наоборот.
Разновидностью этого договора являются договоры между
Российской Федерацией и ее субъектами, заключенные в соответствии со ст. 5 и 66 Конституции РФ.
§3.
А
ДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ
.
Понятие административного договора
179
Под «договором» понимается волевое соглашение двух и
более субъектов об установлении, изменении или прекращении
правоотношений. Это правовой акт, его заключение и вступление в юридическую силу влечет правовые последствия для его участников или третьих лиц.
Существуют разные типы договоров, но им всем присущи общие принципы договорного регулирования:
1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий);
2) добровольность заключения;
3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон;
4) взаимная ответственность сторон.
Договор всегда представляет собой акт многостороннего
характера, выражающий не одностороннее волеизъявление, а согласование, взаимодействие воли договаривающихся субъектов.
Все договоры отличаются специальными признаками, определяемыми спецификой регулирующей их отрасли. Право как систему отраслей можно условно разделить на частную и публично правовую подсистемы, наиболее общим будет разграничение договоров на частноправовые и публично-правовые. К последним и относятся административные договоры.
Административный договор – это основанный на
административно-правовых нормах и выработанный в
результате добровольного согласования воли двух (либо более)
субъектов административного права, одним из которых всегда
выступает субъект административной власти, многосторонний
акт,
устанавливающий
(прекращающий,
изменяющий)
взаимные права и обязанности его участников.
Административный договор – это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Он является юридическим фактом, его заключение означает возникновение административного правоотношения.
Административный договор представляет собой сделку, в которой равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон.
Такие договоры довольно часто называются соглашениями.
П
ОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫХ ФОРМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
.
Государственная деятельность всегда выражается в конкретных действиях, совершаемых ее субъектами, то есть соответствующими государственными органами.
В соответствии со ст. 10 и 11 Конституции РФ единая государственная власть в РФ осуществляется ее 3-мя относительно самостоятельными ветвями. Каждая из них решает определенные задачи и функции, совокупность которых образует содержание их деятельности. Особенности содержания обуславливают специфику форм и методов решения поставленных задач.
Исполнительная власть, основным предназначением которой является исполнение законов и иных нормативных правовых актов, решает поставленные задачи с использованием форм и методов, отличных от других ветвей. Применительно к органам исполнительной власти при выборе форм воздействия на субъектов при исполнении законов влияют различные обстоятельства:
I. правовой статус объекта регулирования. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ предприятия, учреждения и организации могут быть государственными, муниципальными и частными.
Органы исполнительной власти в лице соответствующих министерств и агентств утверждают их Уставы, определяя тем самым направление и содержание деятельности, а также реорганизуют и ликвидируют их.
Муниципальные предприятия и учреждения
(школы,
171 поликлиники и т.д.) создаются органами местного самоуправления самостоятельно, опираясь в своей деятельности на положения ст.
12, 131, 132 Конституции РФ. Органы исполнительной власти не вправе ограничивать права местного самоуправления, установленные этими статьями Конституции РФ и федеральными законами. Однако, как органы государственной власти, они осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления, их предприятиями и учреждениями решений и нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти. В отношении частных предприятий органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование следующим образом:
1. органы исполнительной власти осуществляют государственную регистрацию уставов юридических лиц всех видов, т.е. проверяют соответствие уставных задач и функций вновь создаваемого юридического лица действующему законодательству РФ.
2. Лицензирование, т.е. органы исполнительной власти выдают разрешение на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом 2001 г.
"О лицензировании отдельных видов деятельности".
II. Выбор форм зависит от объема компетенции того или иного органа исполнительной власти. Так, например, в соответствии со ст. 115 Конституции РФ только Правительство РФ вправе принимать нормативно-правовые постановления по всем вопросам исполнения законов на всей территории РФ. Федеральные службы и агентства, обладая значительно меньшей компетенцией не вправе принимать нормативные правовые акты, они уполномочены издавать лишь индивидуально-правовые приказы и распоряжения.
В теоретическом понимании под формой управления понимается внешнее выраженное деятельности исполнительного органа, осуществляемой в пределах его компетенции и влекущей определенные последствия правового характера
56
В числе форм управленческой деятельности называют:
- издание нормативных актов;
56
См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской
Федерации. М., 1999 г. С. 193-194.
172
- издание индивидуальных (административных) актов;
- заключение договоров;
- осуществление организационных
(организационно- технических) действий;
- выполнение материально-технических операций.
Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность в правовых либо неправовых формах. Неправовые - это, например, рекомендации, указания служб и агентств, т.е. те, которые не влекут юридических последствий.
Правовые формы напротив, влекут юридические последствия и наиболее распространенной правовой формой выступают правовые акты органов исполнительной власти. Эти акты обладают рядом свойств:
1. это одностороннее юридически-властное предписание соответствующего органа исполнительной власти, направленное на исполнение закона или иного нормативно-правового акта;
2. он принимается в пределах распорядительной деятельности органа исполнительной власти, содержание которой и составляют действия по принятию нормативных правовых актов во исполнение норм конкретного закона;
3. этот акт является императивным и принимается в целях обеспечения должного поведения всех субъектов правоотношений, складывающихся в связи и по поводу исполнения норм законов;
4. он принимается в строго установленном порядке, который включает: строгий порядок подготовки, обсуждения, принятия и вступления его в законную силу.
Административно-правовая форма может быть представлена: а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и основывающихся на них различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность; б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование
(утверждение программ социально-экономического развития и т. п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления; в) по направленности: воздействующие на общественные от ношения в сфере государственного управления (внешняя
173 направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность); г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам; д) по масштабности: вся система исполнительной власти
(государственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа
(самоорганизация); е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные
(например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства); ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и многосторонние (административно-правовые договоры); з) по инициативе: используемые субъектами исполни тельной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющейся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (напри мер, по жалобам граждан); и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения; к) по отношению к другим субъектам государственной
власти: используемые в отношениях с законодательными
(представительными) либо судебными органами; л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности
(государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты); м) по юридическому содержанию: дозволительные, запрети тельные либо предписывающие.
В системе органов исполнительной власти основная роль отводится правовым актам управления.
§2.
П
РАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
.
Понятие правовых актов управления
174
Правовые акты – самая большая по объему и разнообразию группа юридических актов. Огромное число общественных отношений, которыми государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания множества правоприменительных актов (о приеме на работу и т. п., о призыве на воинскую службу, о выделении жилой площади, ресурсов и т. д., о назначении пенсий, пособий) награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и т. д.
Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.
Актам управления свойственен ряд особенностей, которые позволяют отграничить их от иных юридических актов – законов, актов правосудия, протестов и представлений прокуроров, гражданских и иных договоров:
1) они принимаются при осуществлении государственной власти, являются правовой формой исполнительно- распорядительной деятельности;
2) правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно- управленческой деятельности в пределах его компетенции;
3) правовой акт управления – юридически-властное волеизъявление субъекта исполнительной власти;
4) правовой акт управления – одностороннее и императивное волеизъявление субъекта исполнительной власти;
5) правовой акт управления определяет правила должного ведения в сфере государственного управления;
6) правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках
175 служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления);
7) правовой акт управления издается на основании официально установленных правил (процедур) его подготовки, обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.;
8) правовой акт управления может быть в установленном порядке опротестован или обжалован;
9) случае несоблюдения содержащихся в правовом акте управления юридически-властных предписаний наступает ответственность виновной стороны;
10) правовой акт управления может служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые;
11) правовой акт управления подзаконен;
12) в правовых актах управления детализируются общие правовые нормы, содержащихся в правовых актах законодательных
(представительных) органов государственной власти.
Виды правовых актов управления
I. По юридическому содержанию следует различать:
1. Нормативные акты.
2. Индивидуальные акты Индивидуальные правовые акты, помимо общих свойств правовых актов обладают следующими специфическими признаками:
1. предписание, содержащиеся в нем имеют конкретного адресата и прекращают свое действие как только оно исполнено. По сути, такой нормативно-правовой акт является актом применения (исполнения) административно-правовой нормы;
2. предписания действуют до момента его исполнения и принимаются по конкретному делу, например, приказ об увольнении или об отпуске сотрудника;
3. предписание, содержащееся в нем, является юридическим фактом, который влечет возникновение, изменение или прекращение конкретного административного правоотношения.
В отличие от индивидуального, нормативно-правовой акт имеет следующие признаки:
176 1. содержащиеся в нем предписания рассчитаны на длительное применение, вплоть до принятия аналогичного по юридической силе правового акта, изменяющего или отменяющего предыдущий;
2. предписания не имеют конкретного адресата и рассчитаны на неопределенный круг лиц; действуют либо на всей территории РФ, либо на территории субъекта РФ (например,
Постановление Правительства - ст. 115 К РФ, нормативно- правовые акты федеральных министерств, принятые по вопросам их ведения).
Как индивидуальные, так и нормативные акты являются подзаконными, т.е. принимаются на основе и во исполнение
Конституции и законов РФ, а в случае противоречия им, подлежат отмене.
II. По форме различают акты
1. письменные,
2. устные,
3. конклюдентные.
Письменные являются разновидностью служебных документов.
Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение, например, в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.
III. В зависимости от даты начала действия следует
различать акты, вступающие в силу:
1) немедленно (по общему правилу);
2) с даты подписания, принятия;
3) с даты, указанной в самом акте;
4) в срок, указанный в другом акте;
5) после государственной регистрации и официального
опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты федеральных органов государственной власти, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер.
VI. В зависимости от порядка принятия различают:
1) акты коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов
177 коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании); например, постановление Правительства РФ.
2) единоличные (единоличные акты, придают властный характер мнению группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект), например, приказы министерства.
Действие правовых актов управления
Важнейшими условиями юридической силы правового
акта являются:
а) правовой акт не должен противоречить Конституции РФ, действующему законодательству, нормативным актам Президента; б) правовой акт должен основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и субъектов федерации; в) правовой акт должен учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных органов; г) правовой акт должен быть издан полномочным органом исполнительной власти (должностным лицом), то есть в рамках закрепленной за ним компетенции; д) правовой акт должен быть юридически обоснован, так как содержание составляют властные волеизъявления исполнительно органа (в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия; е) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления; ж) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.
Действующим законодательством, а также подзаконными административно-правовыми нормами в ряде случаев специально предусматривается порядок отмены правовых актов субъектов
исполнительной власти либо иные варианты воздействия на их юридическую силу. При этом не во всех случаях имеет место
178 результат оспаривания. Так, постановления и распоряжения
Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции РФ). Правительство
РФ вправе отменять противоречащие законодательству акты федеральных органов исполнитель ной власти, подведомственных ему. Акты органов, подведомственных Президенту РФ, отменяются последним.
Кроме отмены правовых актов действующее законодательство и административно-правовые нормы предусматривают возможность приостановления их действия или исполнения, что не влечет за собой утрату правовым актом юридической силы.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, как правило, устанавливают определенные правила, выполнение которых позволяет исполнить требования закона или иного нормативного правового акта. Так, например, во исполнение
Федерального закона 1995 г. "О безопасности дорожного движения" Постановлением Правительства РФ утверждены ПДД; во исполнение Таможенного и Налогового Кодексов - Таможенные и Налоговые Правила.
Разновидностью нормативных правовых актов выступает
административный договор. По общему правилу это договор
(соглашение), заключаемый во исполнение Конституции РФ (ст.
78) или федеральных законов между органами исполнительной власти о перераспределении их полномочий между собой. Так, например, в соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ по договору передают им часть своих полномочий и наоборот.
Разновидностью этого договора являются договоры между
Российской Федерацией и ее субъектами, заключенные в соответствии со ст. 5 и 66 Конституции РФ.
§3.
А
ДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ
.
Понятие административного договора
179
Под «договором» понимается волевое соглашение двух и
более субъектов об установлении, изменении или прекращении
правоотношений. Это правовой акт, его заключение и вступление в юридическую силу влечет правовые последствия для его участников или третьих лиц.
Существуют разные типы договоров, но им всем присущи общие принципы договорного регулирования:
1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий);
2) добровольность заключения;
3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон;
4) взаимная ответственность сторон.
Договор всегда представляет собой акт многостороннего
характера, выражающий не одностороннее волеизъявление, а согласование, взаимодействие воли договаривающихся субъектов.
Все договоры отличаются специальными признаками, определяемыми спецификой регулирующей их отрасли. Право как систему отраслей можно условно разделить на частную и публично правовую подсистемы, наиболее общим будет разграничение договоров на частноправовые и публично-правовые. К последним и относятся административные договоры.
Административный договор – это основанный на
административно-правовых нормах и выработанный в
результате добровольного согласования воли двух (либо более)
субъектов административного права, одним из которых всегда
выступает субъект административной власти, многосторонний
акт,
устанавливающий
(прекращающий,
изменяющий)
взаимные права и обязанности его участников.
Административный договор – это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Он является юридическим фактом, его заключение означает возникновение административного правоотношения.
Административный договор представляет собой сделку, в которой равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон.
Такие договоры довольно часто называются соглашениями.