Файл: Общая частьраздел 1 тема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 857

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

162
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы» государственные должности подразделяются на следующие виды:
1. должности федеральной государственной гражданской службы, подробная регламентация которых дается в Федеральном законе «О государственной гражданской службе». Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы предусматривает 4 категории таких должностей: а. должности категории «руководители» - это должности руководителей и их заместителей во всех органах и их структурных подразделениях с установленным кругом обязанностей. Эти должности замещаются либо на определенный срок в соответствии с заключенным служебным контрактом, либо без ограничения срока полномочий; б. должности категории
«помощники
(советники)» - должности, учрежденные для содействия лицам, замещающим государственные должности, а также должности руководителей, осуществляющих реализацию полномочий государственных органов и замещающих эти должности на неопределенный срок, либо на ограниченный срок, связанный со сроком полномочий лиц, содействие которым они оказывают; в. должности категории «специалисты» - это должности, учрежденные для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; г. должности категории «обеспечивающие специалисты» - это должности, учреждаемые для организационного, информативного, финансово-экономического и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;
2. должности государственной гражданской службы субъекта
Российской Федерации, регулирование которых осуществляется
Конституциями, Уставами и законами субъектов Российской
Федерации;
3. воинские должности, которые регулируются Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих»;

163 4. должности правоохранительной службы, которые также должны регулироваться
Федеральным законом
«О правоохранительной службе», но, пока специальный акт не принят, регулируются Федеральным законом «О милиции», Указами
Президента и Постановлениями Правительства Российской
Федерации (так, например, Постановлениями Правительства утверждены
Положения
«О милиции и общественной безопасности» и «О криминальной милиции»).
Для каждой должности государственной службы устанавливаются квалификационные требования. В соответствии с
Федеральным законом «О системе государственной службы» государственные должности вносятся в следующие реестры:
1. реестр должностей федеральной государственной гражданской службы;
2. реестр должностей государственной службы субъектов
Российской Федерации;
3. реестр типовых воинских должностей;
4. реестр типовых должностей правоохранительной службы.
Все реестры объединяются в Сводный Реестр должностей государственной службы Российской Федерации.
§3.
А
ДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ
,
ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЯ
И ПРЕКРАЩЕНИЯ
.
Прохождение государственной службы включает:
1. поступление на государственную службу;
2. прохождение государственной службы (карьерный рост);
3. прекращение государственно-служебных отношений.
1. Поступление.
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы» поступление на государственную службу осуществляется на конкурсной основе, а также в соответствии с установленным порядком замещения вакантных должностей государственной службы.


164
Право поступления на государственную службу всех видов по общему правилу имеют все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством о государственной службе
Российской Федерации. При поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения по признакам ст. 19 Конституции РФ, а также преимущество в зависимости от этих признаков и других обстоятельств, если данные граждане Российской Федерации отвечают критериям, закрепленным в законодательстве. Положение о равенстве прав граждан на замещение должностей не исключает некоторых ограничений. Гражданин не может быть принят и находиться на государственной службе, если: а. он признан недееспособным или ограниченно дееспособным судом; б. решением суда он лишен права занимать государственные должности в течение определенного срока; в. имеется заключение медицинского учреждения о наличии заболеваний, препятствующих выполнению должностных обязанностей; г. наличие близкого родства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственным подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; и т.д.
Поступление оформляется приказом и служебным контрактом о назначении гражданина на государственную должность государственной службы Российской Федерации. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной службы.
Под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя (соответствующего государственного органа) и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу. Права и обязанности сторон по служебному контракту определяются Федеральными законами «О системе государственной службы», «О государственной гражданской службе» и Указом Президента от 16 февраля 2005 г. «О примерной

165 форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской
Федерации».
В соответствии с названными актами контракт может заключаться: а. на неопределенный срок; б. на определенный срок; в. на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования; г. на определенный срок государственной службы после окончания образовательного учреждения профессионального образования.
Для лица, впервые поступившего на государственную службу, а также для государственного служащего при переводе на государственную службу иной группы или специализации, может устанавливаться испытательный срок от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня его подготовки и должности, на которую гражданин поступает. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность условий об испытательном сроке означает, что служащий принят без испытания.
В соответствии с Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.
"О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" при замещении вакантной государственной должности государственной службы может быть объявлен конкурс, который призван обеспечить равный доступ к государственной службе. Конкурс объявляется, если граждане, заявившие об участии в нем, полностью соблюдают условия поступления на службу – имеют требуемый возраст, отсутствуют противопоказания по приему на государственную службу, имеют все необходимые документы для поступления на государственную службу. В конкурсе имеют право участвовать все государственные служащие независимо от того, какие должности они занимают. Создается конкурсная комиссия, которая и оценивает участников конкурса на основе: а. документов об образовании;


166 б. документов о прохождении государственной службы и стажа работы по специальности; в. рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представление которых является обязательным по решению государственного органа, осуществляющего конкурс.
Состав конкурсной комиссии утверждается руководителем государственного органа и формируется так, чтобы была исключена возможность конфликтов интересов, которые повлияли бы на решение конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано претендентом в суд.
2. Прохождение.
При прохождении государственной службы проводится аттестация государственных служащих в целях подтверждения их профессионального уровня. Это деятельность, в процессе которой созданная решением руководителя государственного органа аттестационная комиссия выявляет степень соответствия служащих занимаемой должности, производит оценку его деловых, личных и нравственных качеств, а также подводит итоги его служебной деятельности. Аттестация позволяет не только подтвердить профессиональный уровень подготовки государственного служащего, его соответствие занимаемой должности, но и обеспечить карьерный рост государственного служащего. В соответствии с Указом Президента от 1 февраля 2005 г. "О проведении аттестации государственных гражданских служащих
Российской Федерации" аттестация проводится раз в три года. При ее проведении по ее результатам составляется мотивированный отзыв о государственном служащем и дается одна из следующих оценок: а. государственный служащий соответствует замещаемой должности; б. государственный служащий рекомендуется в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; в. государственному служащему рекомендуется прохождение профессиональной подготовки или повышение квалификации.
При прохождении государственной службы государственные служащие сдают квалификационные экзамены в соответствии с

167 требованиями, установленными указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими
Российской
Федерации и оценки их знаний, навыков и умений
(профессионального уровня)».
Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении государственному служащему классного чина либо дипломатического ранга или иного специального звания государственной службы.
Квалификационный экзамен сдается по мере необходимости, но не чаще раза в год и не реже раза в три года. Его сдают все государственные гражданские служащие, которые замещают без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты», «обеспечивающие специалисты» и в случаях, установленных Президентом РФ, замещающие должности категории
«руководители».
Результаты квалификационных экзаменов могут быть обжалованы в суд.
З. Прекращение.
Прекращение государственной службы - это нормативно установленный порядок прекращения служебных отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им обязанностей по Должностному Регламенту.
Федеральным законом о конкретном виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида. Так, применительно к государственной гражданской службе предельный возраст установлен в 65 лет. Прекращение возможно только по тем основаниям, которые установлены законодательством о государственной службе и о труде. Основания прекращения государственной службы, в т.ч. основания увольнения военнослужащего в запас или в отставку устанавливаются соответствующими федеральными законами о конкретных видах службы.
В настоящее время законодательством установлено три вида оснований прекращения государственной службы:
1. смерть / гибель государственного служащего;


168 2. увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, в т.ч.
Трудовым кодексом РФ (увольнение по инициативе работодателя - ст. 81);
3. выход на пенсию.
Основания увольнения определяются в следующих законах:
1. Трудовым кодексом РФ;
2. Федеральным законом 2004 г. "О государственной гражданской службе РФ", устанавливающем, что государствено- служебные отношения регулируются законодательством о государственной службе и законодательством о труде;
3. федеральными законами о видах государственной службы, например, Федеральным законом 1997 г. "О службе в таможенных органах", и т.п.;
4. законы субъектов
РФ, регулирующие вопросы государственной гражданской службы субъекта РФ.
Законодательство о государственной службе и ее отдельных видах устанавливает специальные дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа:
1. достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности государственного служащего. Не установлен предельный возраст для лиц, замещающих государственные должности, к которым относятся Президент РФ и главы субъектов РФ;
2. прекращение гражданства РФ;
3. несоблюдение государственным служащим обязанностей и ограничений, установленных законодательством о государственной службе. Для увольнения государственного служащего требуется установление факта виновного нарушения им установленных законодательством о государственной службе обязанностей и ограничений, а также необходимо доказательство такого нарушения. В этом случае руководитель государственного органа должен разобраться с фактами несоблюдения служащими установленных ограничений;
4. разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую тайну.

169
В
ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте определение государственной службы. Перечислите
основные признаки государственной службы.
2.
Перечислите
основные
принципы
осуществления
государственной службы.
3. Какие виды государственной службы вы знаете?
4. Какой порядок поступления на государственную должность
существует в России?
5. В чем отличие конкурса от аттестации?


170
Р
АЗДЕЛ
3.
А
ДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
И МЕТОДЫ
Т
ЕМА
1.
А
ДМИНИСТРАТИВНО
-
ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17