Файл: Общая частьраздел 1 тема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 850

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59 власти направляет инициатору запроса ответ о невозможности его исполнения в срок с указанием причин, а также возможного срока исполнения запроса.
Законодательство о деятельности отдельных государственных органов и должностных лиц может предусматривать дополнительные правомочия по проверке обращений граждан. Так, например, Уполномоченный по правам человека, согласно ст. 23
Федерального конституционного закона от "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации
29
" закрепляет его полномочия при проведении проверки по жалобе запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов и у должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы и т.д.
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
Ст. 11 указанного Федерального закона регулируется порядок рассмотрения отдельных обращений.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, государственные и муниципальные органы и должностные лица освобождаются от обязанности давать ответ на такое обращение. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
29
СЗ РФ от 3 марта 1997 г., N 9, ст. 1011.

60
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
С одной стороны, данная норма предоставляет компетентным органам и должностным лицам действенную меру против кверулянтов (психическое расстройство, вызывающее потребность в постоянном обжаловании действий окружающих), а с другой стороны, удобную лазейку для ухода от разрешения по существу вопросов, поставленных в обращении.
Однако такое оставление без ответа возможно лишь при совпадении ряда условий:


61
- данное обращение уже неоднократно направлялось в компетентный орган или должностному лицу;
- во всех обращениях ставились идентичные вопросы или рассматривались идентичные проблемы;
- по указанным обращениям компетентным органом или должностным лицом уже давались ответы;
- в обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства;
- все обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или тому же должностному лицу;
- принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу;
- данное решение принято руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом;
- гражданин уведомлен о признании его обращения безосновательным и прекращении с ним переписки по данному вопросу.
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
По общему правилу, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В случае, если последний день установленного законом срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

62
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, , руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Руководители государственных органов, органов местного самоуправления проводят личный прием граждан. Информация о месте приема, о днях и часах его проведения доводится до сведения граждан.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке.
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В развитие ст. 53 Конституции РФ о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти


63 или их должностных лиц, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в ст. 16 устанавливает право гражданина на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Судебный порядок защиты установлен Федеральным законом
1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений», в соответствии с которым в суд могут быть обжалованы действия и решения (как коллегиальные, так и единоличные), в результате которых:
1. нарушены права и свободы гражданина;
2. созданы препятствия для осуществления гражданином своих прав и свобод;
3. на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, и действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Жалоба подается гражданином по его усмотрению либо в суд по месту его жительства, либо по месту нахождения органа или должностного лица, действия которого обжалуются.
Суд, приняв жалобу к рассмотрению, по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.
В суде гражданин выступает истцом. Обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее

64 решение по делу в административном порядке. Ему в ходе процесса приходится объяснять действия органа и мотивировать их.
В соответствии с Федеральным законом 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений», установлены следующие сроки для обращения в суд с жалобой:
1. три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права или законного интереса.
2. один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении его жалобы во внесудебном порядке или со дня истечения 1 месяца, если гражданин не получил по жалобе ответа.
В суде гражданин является истцом, а должностное лицо или орган власти - ответчиками, которые и обязаны объяснить свои действия (решения) и их законность.
Установив обоснованность жалобы, суд:
1. признает обжалуемое действие (решение) незаконным;
2. обязывает удовлетворить требования гражданина;
3. отменяет примененные к нему меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенное право.
Если суд признает обжалуемые действия или решения законными - в жалобе отказывается. Решение суда должно быть направлено органу власти и должностному лицу, а также гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу.
Об исполнении решения суда суду и гражданину должно быть сообщено не позднее 1 месяца со дня его исполнения.
Судебные гарантии являются предпочтительными, так как суды и судьи в соответствии с Конституцией РФ статьей 118 осуществляют правосудие.
Суды, рассматривая уголовные, гражданские и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Согласно ст. 11 часть 2 Гражданского кодекса РФ в суд может быть обжаловано любое решение, принятое в административном порядке.


65
Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта
РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы
РФ) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ, конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан (статья 125 Конституции РФ). Кроме того, в случае признания той или иной нормы неконституционной, она подлежит отмене.
В соответствии со статьями 2, 15, 33 Конституции РФ органы исполнительной власти и их должностные лица обязаны охранять, защищать и обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод и выполнение возложенных на них обязанностей.
Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом
(ст. 45 Конституции РФ), например, проводить пикетирование, осуществлять действия в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7
Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст.
53 Конституции РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц.
Возмещение ущерба регулируется гл. 59 Гражданского кодекса
РФ
30
. Так, в соответствии со ст. 1069 «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законно или иному правовому акту актов государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно
30
СЗ РФ от 3 декабря 2001 г., № 49, ст. 4552

66 казны Российской Федерации, казны субъекта Российской
Федерации или муниципального образования».
Возложив на органы власти обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных им имущественных прав. Возместив ущерб, государственный орган, орган местного самоуправления решает вопрос о дисциплинарной и материальной ответственности непосредственных виновников.
Организации отвечают за вред на общих основаниях. Это значит, что ответственность наступает, если: а) совершено противоправное деяние; б) причинен имущественный вред; в) существует причинно-следственная связь между неправильными действиями и причиненным вредом; г) вред причинен по виде учреждения, государственного или муниципального органа, их должностных лиц.
Особенность ответственности по ст. 1069 Гражданского кодекса РФ заключается в том, что она наступает за противоправные, властные, служебные деяния. Служебными признаются действия, которые совершены по службе в связи с выполнением возложенных на лицо обязанностей. Некоторые должностные лица (например, работники милиции) должны выполнять возложенные на них функции всегда и везде. Поэтому их действия признаются служебными, даже если они совершены во внерабочее время, но в интересах службы.
В соответствии со ст. 1070 Гражданского кодекса РФ имущественная ответственность государства за ущерб, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, является специальной. Она наступает и при отсутствии из вины, в строго определенных случаях: при осуждении, привлечении к уголовной ответственности, применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, назначении административного наказания в виде административного ареста.
В этом случае имущественная ответственность наступает независимо от вины должностных лиц. Специальный характер ответственности подтверждается и тем обстоятельством, что


67 причиненные гражданину убытки возмещаются за счет средств государственного (муниципального) бюджета.
Материальным основанием наступления ответственности служит незаконный акт следственных, прокурорских, судебных логанов или судьи и реальный вред, причиненный ими. Но для решения вопроса о взыскании ущерба необходимо еще и процессуальное основание – акт компетентного органа об отмене такого акта, о прекращении производства по делу.
Орган дознания, предварительного следствия, прокуратура, суд в месячный срок со дня обращения гражданина выносят постановление, которым определяют размер ущерба. Из действия потерпевший может обжаловать соответственно прокурору или в вышестоящий суд. А если требование о восстановлении прав не удовлетворено полностью или частично, гражданин вправе обратиться в суд в порядке искового производства.

68
Т
ЕМА
3.
И
НОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА КАК
СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17