Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
92
щие ценности и нормы определяют идентичность восприятия эти- ческого климата представителями одной культуры, поэтому «на- циональная культура создает ограничительные системы взглядов и ожиданий, в рамках которых могут существовать лишь определен- ные типы этического климата» (166, с. 462).
В условиях глобализации принятие деловых решений все в большей мере сталкивается с проблемами этики, различием этиче- ских норм и этического климата. Становится необходимым более глубокое понимание межнациональных различий в повседневных нормах, правилах поведения, социальных факторах и т.д.
Группа американских и японских специалистов (166), иссле- довавших различия и связи национальной культуры и деловой этики на примере американских и японских фирм, отмечает, что важность таких исследований определяется, во-первых, потребно- стями глобальных компаний в их стремлении к использованию этического фактора при расширении масштабов зарубежной дея- тельности. Во-вторых, такое исследование дает лучшее понимание того, как ценности и убеждения, свойственные той или иной на- циональной культуре, могут воздействовать на профессиональную этику. В-третьих, знание этической ориентации МНК позволит выявить барьеры интернационализации и лучше планировать сис- темы управления, с тем чтобы избежать правонарушений.
Проблематике и оценке масштабов деятельности в области деловой этики посвящен целый ряд журналов и изданий, дающих общее представление о процессах, происходящих в различных странах мира
18
. В этой сфере функционируют Международная ас- социация по проблемам бизнеса и общества (International Associa- tion for Business and Society), Общество деловой этики (Society for
Business Ethics), Центр этических ресурсов (Ethics Resource Center)
(США), Центр деловой этики (Center for Business Ethics) (США),
Европейский институт деловой этики (European Institute for Busi- ness Ethics) (Нидерланды), Институт деловой этики (Institute for
Business Ethics) (Швейцария), Институт деловой этики (Institute of
Business Ethics) (Великобритания), Иерусалимский центр деловой этики (Center for Business Ethics of Jerusalem) (Израиль), Центр за этическое совершенство Персидского залива (Gulf Centre for Excel-
18
Journal of business ethics; International business ethics review (издание
Международного института деловой этики); Encyclopedic dictionary of business ethics. – Oxford: Blackwell, 1997; и др.
93
lence in Ethics) и другие международные и национальные эксперт- ные, исследовательские и общественные организации.
В литературе деловая этика определяется как дисциплина, изучающая взаимодействие этики и бизнеса (103), индивидуаль- ную и корпоративную деловую деятельность «с особым внимани- ем к ее моральной адекватности» (122), конкретное применение норм морали в деловой политике, институтах и поведении (191, c. 16). Деловая этика «предполагает формальную и идентифици- руемую деятельность, осуществляемую между индивидами, орга- низациями или прочими экономическими субъектами, которая связана с бизнесом и включает явно выраженную взаимосвязь с этическими (т.е. моральными) нормами и/или их приложение»
(178, с. 386).
Этический климат определяется как элемент рабочего кли- мата, относящийся к сфере установившихся организационных обычаев и процедур, включая преобладающие ощущения и убеж- дения, от которых зависит, что считается правильным или непра- вильным в данной организации (166, с. 461).
Взаимовлияние предпринимательской культуры и других видов, прежде всего политической и правовой культур, отмечено
М. Вебером. По Веберу, в этом взаимовлиянии возник сложив- шийся в Европе и перенесенный в Америку идеальный тип добро- порядочного, кредитоспособного предпринимателя, главный долг которого – приумножение капитала. Очевидно, что в формирова- нии предпринимательской культуры Америки определенную роль сыграла пуританская культура первых переселенцев из Англии и
Ирландии.
Возможно, что первый кодекс чести предпринимателя был сформулирован Бенджамином Франклином, который считал, что предприниматель честен, потому что ему это выгодно. В среде протестантов Европы и переселенцев в Америку, главным делом которых стало «честное» предпринимательство, сформировался, таким образом, определенный тип социально-экономического по- ведения людей (32, с. 376). Действительно, предприниматель
(в отличие от политика) вынужден быть честным и с партнером, и с потребителем, иначе он проиграет не только в отдаленной, но и в близкой перспективе.
Частные западные, особенно мультинациональные компа- нии, начали принимать этические кодексы с начала 1970-х годов в ответ на общественное давление и в немалой степени из-за боязни потерять репутацию. При их разработке они опирались как на соб-
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 30
94
ственные формулировки социально значимых целей («деонтоло- гические декларации», по терминологии С. Ренуара), так и на до- кументы международных организаций, в частности МОТ (174, с. 473). Современные международные базовые принципы этики ведения бизнеса были приняты в 1986 г. лидерами японских, евро- пейских и американских предприятий. Их основу составляют принципы гуманизма, доверия и законности, уважения прав лич- ности, социальной ответственности бизнеса перед работниками, партнерами и потребителями, забота об окружающей среде и т.п.
(25, с. 170–172).
Как отмечает В.В. Лазарев, буржуазия шла к власти под фла- гом идей естественного права, основными постулатами которого являются священность и неприкосновенность частной собственно- сти, частный характер присвоения. Согласно Адаму Смиту, при условии соблюдения законов справедливости (т.е. естественных законов) каждый человек пользуется совершенной свободой «пре- следовать свои интересы и конкурировать своим трудом и капита- лом с трудом и капиталом любого другого». «Свобода собственно- сти и свобода труда – вот основные составляющие западной модели экономической жизни» (74, с. 258). В этой модели ясно прослеживаются ее социокультурные корни, связанные с траекто- рией исторического развития.
Однако существует и другой, «авантюристический», «граби- тельский» тип предпринимательства. Такой тип изначально был сориентирован на насильственное получение выгоды (через войну, работорговлю, разбой, спекуляцию в денежных операциях, коло- низацию, мошенничество) и хотя существовал во все времена, по всей видимости, наиболее характерен для определенного этапа развития рыночной экономики. Именно поэтому он получил рас- пространение в переходной экономике России, где представлен многочисленными примерами финансовых махинаций и пирамид, рэкета, рейдерства, спекулятивных операций, компаний-однодне- вок и т.д.
Анализируя результаты трансформации и проблемы пере- ходной экономики, большинство исследователей подчеркивали роль институциональной инфраструктуры, провалов в ее развитии как барьеров для реформирования экономики. В этом плане такие элементы культуры, как деловая этика, правовая культура, могут служить в качестве примеров важнейших элементов институцио- нальной инфраструктуры, дефицит которых требует скорейшего устранения.
95
У. Баумоль показал, что предпринимательская активность может быть продуктивной, непродуктивной или деструктивной, проиллюстрировав это положение в широком историческом кон- тексте (91). Благосостояние общества так же, если не в большей степени, зависит от направления предпринимательской деятельно- сти, как от числа предпринимателей. На что главным образом направлено предпринимательство – на инновации и их распро- странение или на действия, приносящие мало пользы, а то и вред обществу, – зависит от того, какие стимулы и вознаграждения формируются благодаря действующему законодательству и дру- гим общественным институтам, в том числе этическим установ- кам. К счастью, общество, политические структуры, школы бизне- са располагают средствами в виде законодательства, судебной системы, образования, чтобы облегчить и стимулировать полез- ную предпринимательскую деятельность и снизить привлекатель- ность непродуктивного предпринимательства.
Согласно выводам проведенного во Франции исследования, на функционирование и управление предприятием существенным образом влияют различия этических установок. Авторы исследо- вания выделили два основных типа этики: основанный на межлич- ностном уважении, внутренних моральных принципах и, следова- тельно, ненужности внешнего контроля, и основанный на верности группе (семье, клану, сети), к которой принадлежит индивид, и контроле с ее стороны за его поведением и выполнением обяза- тельств.
Первый тип этики предписывает соблюдение принципов честности, обычаев профессии и правил предприятия при найме персонала, выборе поставщиков, оценке результативности подчи- ненных и т.д. В рамках этой этики невозможен отказ от соблюде- ния правил во имя отношений, которые связывают индивида с родственниками, друзьями и т.д., а также при попытках подкупа
(коррупции). Однако такое поведение весьма маловероятно в об- ществе с превалированием этики второго типа, поскольку оно в лучшем случае будет восприниматься как предпочтение верности предприятию по сравнению с верностью группе.
Этика первого типа господствует в обществах, породивших крупные предприятия, где были в основном разработаны методы управления, имеющие международный характер. Напротив, пред- приятия особенно часто сталкиваются с этикой второго типа в аф- риканских обществах. Существуют и промежуточные случаи. По- этому попытки использования методов управления, разработанных
96
в обществах с европейскими культурами, в иных географических и этнических пространствах наталкиваются на коррупцию в том смысле, в каком она понимается в этих пространствах, и где она является скорее правилом, чем исключением. Поэтому бороться с коррупцией в обществах, где превалирует верность группе, можно лишь с помощью средств, адаптированных к этому типу этики
(105).
В другом исследовании при типологизации этического кли- мата выделяются три моральных измерения: эгоистичность, бла- гожелательность и принципиальность. Отсюда вытекают три базо- вых типа этического климата: эгоистический (моральные нормы компании поддерживают удовлетворение собственных интересов);
благожелательный (нормы поддерживают максимальное удовле- творение интересов конкретной социальной группы); принципи-
альный (нормы поддерживают следование абстрактным принци- пам независимо от ситуационных последствий). Кроме того, эта типология учитывает три уровня анализа – индивидуальный, ло- кальный (непосредственная группа или организация) и надоргани- зационный (например, внешняя группа или человечество в целом)
(166, с. 461).
К. Эстей, сравнивая различные условия создания предпри- ятий в США и Франции и стремясь объяснить причины более вы- сокой предпринимательской активности в США, отмечает, что в
США социальная среда более благоприятна для предприниматель- ства, чем во Франции, поскольку англосаксонская культура прида- ет меньшее значение семейным связям и в большей мере основы- вается на идее консенсуса и сотрудничества в рамках сообщества.
Одной из причин более высокой предпринимательской активности в США является также большее разнообразие сетевых взаимосвя- зей. К сфере социокультурных факторов, препятствующих разви- тию предпринимательства, К. Эстей относит также незнание или непонимание сущности предпринимательства, его моральное не- признание ввиду несоответствия методов ведения бизнеса нормам и установкам населения, а также отсутствие правового признания продуктов и услуг, предлагаемых бизнесом (112).
2.5. Культура труда
Производительность труда, как известно, – важнейший ис- точник экономического роста. Но производительность труда зави- сит не только от фондовооруженности, энерговооруженности, ор-
97
ганизационных условий, но и от отношения к труду, степени его организованности и интенсивности. Культура труда связана с та- кими фундаментальными качествами работника, непосредственно связанными с качеством и продуктивностью труда, как добросове- стность и обязательность, над которыми следует в первую очередь работать.
Отношение к труду во многом определяется фактором моти- вации, о чем будет сказано ниже. Отношение к труду тесно связа- но с этической ценностью свободы. Во-первых, свободный чело- век, чей труд обусловлен свободным выбором, видит в труде средство самореализации и достижения собственных целей.
Во-вторых, условием свободы является ответственность и само- дисциплина, при наличии которых качество и результативность труда также будут более высокими. Это обстоятельство было явно учтено разработчиками так называемой методики обогащения тру- да на производстве, суть которой состоит в расширении полномо- чий и самостоятельности в принятии оперативных решений на возможно более низких уровнях иерархии управления.
Не следует забывать о таком стимуле, как энтузиазм, методы поддержания которого все шире применяются в практике различ- ных предприятий. И такими примерами могут служить как специ- фические приемы японского менеджмента, внедряемые и в других странах, так и собственный опыт отечественной экономики
19
Интересен в этом отношении опыт некоторых китайских компаний, которые за последние десятилетия вышли на мировой рынок и превратились в глобальных конкурентов, пройдя громад- ный путь, который сопровождался коренными изменениями в их стратегии и практике управления технологическим развитием и человеческими ресурсами. Как отмечают наблюдатели, эти успехи в значительной мере объясняются вниманием, которое уделялось формированию новой корпоративной культуры и ценностных ус- тановок, ориентированных на развитие бизнеса, обслуживание потребителей, личную ответственность и высокое качество, в том числе с помощью создания собственных учебных центров, в кото- рых обучались и рабочие, и менеджеры. Упор на освоение про- мышленных технологий определил значение, придаваемое управ- лению человеческими ресурсами, методам, направленным на
19
Национальные особенности экономического менталитета и отношения к труду рассмотрены в целом ряде работ последнего времени (см., например: 34;
38; 46; 63).