Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 30
110
реакцией на преувеличенное значение ресурсной проблемы. Тем не менее нравственное содержание экономического агента, кото- рое является сегодня (и, вероятно, было всегда) существенным экономическим фактором, все еще не нашло адекватного отраже- ния в экономической теории.
Становится очевидно, что в экономике знания главным фак- тором или ограничителем экономического роста являются не ре- сурсы, по крайне мере не всякие ресурсы, а мотивация, человече- ский и социальный капитал. Это тем более важно сегодня, когда для теоретиков и практиков менеджмента не секрет, что «самым ценным активом любой организации XXI века – как коммерче- ской, так и некоммерческой, – станут ее работники умственного
труда и их производительность» в условиях, когда они «очень быстро становятся самой крупной группой внутри рабочего класса развитых стран… Именно от производительности этой группы ра- ботников будет зависеть будущее процветание – более того, само существование – развитых стран» (18, с. 185, 194).
Появление и развитие хозяйственной (экономической) этики отражает потребность в углубленном изучении человеческого фактора в экономике, с одной стороны, и эволюцию экономиче- ских теорий – с другой. Попытаемся рассмотреть некоторые ее проблемы в той сфере, которую немецкий исследователь П. Коз- ловски определяет как теорию этических предпосылок хозяйства
(26, с. 9), сосредоточив внимание на практических аспектах, важ- ных для эффективного функционирования и развития хозяйствен- ных систем, в частности проблемы, связанные с условиями, моти- вацией и эффективностью человеческой деятельности.
3.2. Проблема эффективности
Наблюдая на практике функционирование различных эко- номических систем, мы убеждаемся, что потери от неэффективно- сти, растраты общественного труда, которые могут возникать по совершенно различным обстоятельствам и в совершенно различ- ной форме, вполне сопоставимы по своим масштабам. В обратной формулировке это равносильно утверждению В. Парето о том, что совершенная конкуренция и совершенное планирование, при про- чих равных условиях, ведут к одному и тому же оптимуму.
Исследование социокультурных факторов в экономике при- водит к выводу, что объяснение значительных разрывов в эконо- мической эффективности и продуктивности лежит не только
111
в аллокации ресурсов, формах собственности, институциональной структуре, развитии производительных сил, наукоемкости произ- водства или других традиционно рассматриваемых факторах, но и в глубинах человеческого сознания
20
. Мы убеждаемся в том, что формы организации являются как бы внешними по отношению к деятельности человека, оболочкой, внутри которой находится сам человек со всеми своими «мотивами» поведения, радостями и пе- чалями, вечными и каждодневными, со своим менталитетом, при- вычками, желаниями, убеждениями и ценностями.
Именно в значимости социокультурных и этических факто- ров коренится источник концепций человеческого капитала, соци- ального капитала, этики бизнеса, этического богатства нации, ко- торые усиленно развиваются в последние годы. Необходимо показать экономическую значимость этих факторов или по край- ней мере включить в рассмотрение такие важнейшие социальные институты, как мораль и свобода. Ведь в экономике, как и в дру- гих общественных науках, социокультурные и этические факторы присутствуют в силу их определяющей роли по отношению к по- ведению людей и общественных институтов.
О роли этики в экономике свидетельствует значение самой этики как научной дисциплины. Этика, пишет В.А. Канке, «непре- менно проявляется при проблематизации аксиологических, или прагматических, наук в связи с анализом ценностного содержания поступков людей… Этика присутствует в философии экономики, политологии, правоведения и всех других аксиологических наук».
При этом у этики своя область, «свой регион влияния» – вопросы эффективного налаживания совместной жизни и деятельности лю- дей, в том числе хозяйственной. И в этой области «этика способна выполнить свою благородную миссию по регулированию поведе- ния людей» (23, с. 18).
Все это не позволяет сомневаться в современной актуально- сти этического аспекта изучения экономических явлений. Такая прагматическая теория экономической (хозяйственной) этики мо- жет быть основана на следующих допущениях.
20
Как тут не вспомнить замечательные литературные примеры: сцену из
«Войны и мира» накануне Бородинского сражения, в которой Л. Толстой вклады- вает в уста Болконского мысль о том, что исход битвы зависит не от численного превосходства или позиции войск, а «от того чувства, которое есть в каждом сол- дате», или слова булгаковского профессора Преображенского о том, что разруха бывает не где-нибудь, а в головах.
112
1. Никакая организация никогда не достигает полной эф- фективности, соответствующей своему потенциалу (явление не- эффективности), причиной чему служат многие факторы, в том числе неизвестные на данный момент наблюдателю или не прини- маемые в расчет.
2. В основе производительности и эффективности лежит фактор мотивации во всем его многообразии применительно ко всем работникам в целом и каждому в отдельности.
3. Всеобщие причинно-следственные взаимосвязи сущест- вуют как в материальном мире, так и в сфере духовных, психоло- гических взаимоотношений. Они формируют сети взаимоотноше- ний, которые охватывают фактически все общество и составляют элемент социального капитала.
Проницательные люди давно заметили, что в любом деле существуют скрытые, незаметные на первый взгляд факторы, ко- торые подчас действуют сильнее, чем те, которые хорошо извест- ны или лежат на поверхности.
Многие исследователи (прежде всего неоклассического и институционального направлений) указывали на глубокую связь экономики и социальной сферы, роль культуры, социальных норм, ценностей и правил. В этом ряду важное значение имеет концеп- ция человеческого капитала и включение в это понятие помимо знаний и умений человеческой способности к объединению и взаимопомощи. Выражением этой связи является также концепция социального капитала, в одном из определений которого подчер- кивается значимость сотрудничества в достижении общих целей
(84; 101; 173). Согласно этой концепции социальный капитал является многосторонним проявлением культуры и способен ока- зывать как позитивное, так и негативное воздействие на функцио- нирование экономики и его результаты, а также на ее инновацион- ный потенциал. Социальный капитал определяется и измеряется не только системой ценностей, регулирующей индивидуальное поведение, но и системой взаимосвязей и сетей, которые способ- ствуют эффективности экономической кооперации, и уровнем до- верия в них.
Согласно Р. Патнэму «в то время как физический капитал охватывает физические объекты, а человеческий капитал – качест- ва индивидуумов, социальный капитал характеризует отношения между людьми – социальные сети и нормы взаимности и доверия, которые возникают на их основе. В этом смысле социальный ка- питал тесно связан с тем, что некоторые назвали “гражданской
113
добродетелью”. Различие между ними заключается в том, что со- циальный капитал привлекает внимание к тому факту, что граж- данская добродетель наиболее сильна тогда, когда укоренится в сети взаимных социальных отношений. Общество, состоящее из множества добродетельных, но изолированных индивидуумов, не обязательно обладает большим социальным капиталом» (172, с. 19).
В обществе и экономике действуют миллионы и миллиарды прямых и обратных взаимосвязей между их элементами. Они мо- гут быть материальными и нематериальными, т.е. причинно- следственными связями, из которых выделяется особый класс – морально-психологические связи, которые тоже причинно-следст- венные, но имеют иной характер – операндов, воздействующих на морально-психологическое, или мотивационное состояние элемен- тов социальной системы. Прекрасной иллюстрацией причинно- следственных связей первого рода может служить чудесный дет- ский стишок, описывающий последовательность событий от отсутствия в кузнице гвоздя и потери подковы командирской ло- шадью до поражения целой армии
21
. Иллюстрация связей второго рода – рассказ о человеке, «вставшем не с той ноги»: он раздражен какой-либо бытовой мелочью и, встречаясь с другими людьми и совершая то или иное действие, передает это состояние по цепоч- ке, что может закончиться трагическим исходом (наездом на пе- шехода, ошибкой хирурга и т.п.). Но и в первом примере переме- шаны факторы разного порядка. Ведь гибель командира с точки зрения влияния на армию – это причина организационного и мо- рального порядка, но по своему воздействию она совершенно справедливо приравнивается к материальным (отсутствию гвоздя и т.д.), а по последствиям значительно их превосходит.
Причинно-следственные связи имеют место не только в ма- териальной, но и в морально-психологической сфере, поскольку люди живут в обществе, в котором связаны между собой множест- вом взаимоотношений. В обществе, таким образом, существует всеобщность психолого-мотивационных связей, и изменение в од- ном звене ведет к изменению состояния всей сети. В информаци-
21
Вот полный текст этого стихотворения С.М. Маршака по мотивам анг- лийской песенки: Не было гвоздя – Подкова пропала. Не было подковы – Лошадь захромала. – Лошадь захромала – Командир убит. Конница разбита – Армия бе- жит. Враг вступает в город, Пленных не щадя, Оттого что в кузнице Не было гвоздя.
114
онной экономике в условиях глобализации число и интенсивность связей многократно возрастают.
В отношении индивида происходит тот же процесс, что и в отношении делового предприятия, описанный еще Т. Вебленом.
«Вовлечение каждой отрасли во всеобъемлющую систему или ее объединение с другими отраслями промышленности по своей при- роде таково, что в результате каждое промышленное предприятие данной отрасли становится зависимым от предприятий других от- раслей, поставляющих ему материалы, технику и т.д., при этом данная отрасль сбывает этим другим отраслям свою продукцию.
Такие отношения зависимости и объединения образуют бесконеч- ную последовательную цепь. То есть межотраслевые отношения, в которые по необходимости вступает любая отрасль промышлен- ности, не достигают окончательной стадии в любом направлении; в рамках индустриального процесса в целом не существует ни од- ного элемента, который является первичным в любой последова- тельной цепи процессов» (6, с. 140).
Такая же всеобъемлющая система формируется из позиций, отношений, мотиваций и поведений совокупности индивидов в социоэкономической системе. Однако если Т. Веблен, описывая отношения между агентами (он имел в виду только предприятия и отрасли), говорил об их финансовом характере, о том, что они в конечном счете определяются соотношением цен, а механизм свя- зей между предприятиями и отраслями основан на заключении контрактов, то теперь мы включаем в этот механизм более широ- кий круг факторов, в том числе носящих психологический и со- циокультурный характер (доверие, восприятие риска, ценностные установки и т.д.).
Описывая цепной (сетевой) характер возникновения эконо- мического кризиса, Т. Веблен пишет: «Когда требование платежа предъявляется тому или иному должнику, оно передается дальше по цепочке следующему ряду должников, и тем самым начинает осуществляться череда ликвидаций, результаты которой общеиз- вестны из многолетнего опыта, а именно рыночная котировка за- логов, составляющих всю цепь, снижается. Тем самым вступает в действие кризис с его дальнейшими легкоузнаваемыми последст- виями». Подобный кризис приводит к тому, что «общество в це- лом становится беднее в отношении рыночной стоимости, но необязательно в аспекте материальных средств существования» (6, с. 143–144).
115
Эффект принципа всеобщности прямых и обратных психо- лого-мотивационных связей проявляется буквально во всех сферах как индивидуальной, так и общественной жизни. Например, со- стояние страны через психолого-эмоциональное состояние спорт- сменов отражается на ее спортивных результатах.
Подобно тому, как для инвестора необходим благоприятный инвестиционный климат, благоприятные условия необходимы для всякого трудового поведения. Человек не может хорошо работать, если его права не защищены, если он не уверен в сохранности сво- их сбережений, если у него дома течет кран или не работает унитаз и никто его не чинит, если его где-то плохо обслужили и т.д. Та- ких условий бесчисленное множество и все они взаимосвязаны.
Эта совокупность условий, очевидно, составляет то, что может быть определено как качество жизни, или качество трудовой жиз- ни, что, по преимуществу, одно и то же, а также составляет необ- ходимое условие проявления творческой свободы.
3.3. Роль мотивации и нравственности
Еще Адам Смит в книге «Теория нравственных чувств» от- мечал, что экономическая мотивация человека является крайне сложным феноменом, тесно взаимосвязанным с обычаями и ус- тоями общества, в котором он живет. Современные подходы к проблеме связаны с критикой неоклассической концепции. «Как хорошо понимал Адам Смит, – пишет Ф. Фукуяма, – экономиче- ская жизнь глубоко укоренена в социальной жизни, и ее невоз- можно понять отдельно от обычаев, нравов и устоев конкретного исследуемого общества – одним словом, отдельно от его культу- ры… Современной экономической теории следовало бы, насколь- ко это возможно, уйти от узости “неоклассической” версии и вер- нуться к “классической” широте охвата, приняв во внимание способы, которыми культура влияет на человеческое поведение вообще и экономическое поведение в частности» (84, с. 31, 39).
Согласно неоклассической экономической теории, рацио- нальное поведение человека состоит в максимизации полезности и движется мотивом собственной экономической выгоды; «эффек- тивный» результат определяется рациональной калькуляцией затрат и выгод, а рациональность измеряется в теории по крите- рию полезности, а на практике – в долларах и центах (100, с. 267).
В то же время еще Т. Веблен полагал, что «теория современной экономической ситуации должна быть прежде всего теорией моти-