Файл: Экономического роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

132
воприменения
27
. Например, принятие закона, содержащего уже- сточение наказания за торговлю некачественным бензином, пони- зит уровень воруемости в этой сфере, разумеется, при условии его активного применения.
Здесь, возможно, следует отметить, что речь идет не об эти- ческом трудовом поведении в узком смысле (в организации, на рабочем месте), а скорее о морально-этическом состоянии общест- ва, которое выражается в конкретном повседневном поведении человека. Также имеется в виду не определенная модель этическо- го поведения, доминирующая или свойственная или навязываемая тому или иному обществу на том или ином этапе (не «дух капита- листического предпринимательства» и не «дух социалистического соревнования»), а совокупность (вечных и непреходящих) этиче- ских норм и принципов, этических максим человеческого бытия, служащих в качестве мотивов человеческой деятельности. Эти нормы и принципы, на наш взгляд, концентрируются вокруг об- щих, не связанных с религией или какой-либо идеологией, норм и принципов морали, коренящихся в «духе» общественной солидар- ности, взаимопомощи и сопереживания, свойственных человеку по отношению к другому человеку.
Никоим образом не подвергая сомнению роль духа предпри- нимательства и экспериментаторства в становлении того, что сего- дня мы называем развитой рыночной экономикой, хочется обра- тить внимание на иной аспект, подчеркнуть, что сегодня важна не только и не столько трудовая этика или этика в ее конкретном проявлении, определившая предпринимательский и продуктив- ный «дух» современного западного капитализма (по Веберу)
28
, а общечеловеческие ценности, определяющие взаимоотношения между людьми и соответствующую мотивацию.
Важно обратить внимание и на роль эстетики, поскольку эс- тетические представления и позиции, как в абстрактном, философ- ском, так и в материальном виде, воплощенные в продуктах чело-
27
Например, в России до последнего времени не существовало практики правоприменения ответственности за использование фирм-однодневок, фальси- фикацию отчетности. С введением института судебных приставов начала менять- ся ситуация с невозвратом кредитов.
28
Макс Вебер говорил о специфическом «строе мышления», который он определял как «этос» или «дух капитализма», в котором капиталистическое предприятие обрело «адекватную духовную движущую силу» и для которого
«характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии» (4, с. 85).


133
веческой деятельности, также представляют важный компонент культуры. В рассматриваемом контексте эстетический фактор, по-видимому, играет роль, аналогичную нравственному (именно в этом смысле можно интерпретировать слова Достоевского о том, что красота спасет мир). Эстетическое чувство значимо не только в научном познании, что широко признано, прежде всего, самими выдающимися учеными, в творческой деятельности, в работе кон- структора, но и в сфере производства. Можно работать красиво, красиво класть кирпичи, прибивать планки, собирать автомобиль, можно некрасиво. По моему глубокому убеждению, человек, ска- жем, кладущий кирпичи, или занимающийся любой другой дея- тельностью (от пошива одежды до сборки сложной техники), бу- дет делать это лучше, если обладает определенным эстетическим чувством, которое не позволит ему делать это неаккуратно, недоб- росовестно и т.д., т.е. нарушая эстетическую составляющую сво- его труда и целостность его результата. Здесь имеют место издержки, которые можно назвать эстетическими. Это тоже фак- тор Х, который частично объясняет такие явления, как, например, высокое качество промышленных изделий японского производст- ва
29
. Эстетические издержки представляют собой разницу между конечным экономическим результатом действия, совершенного при данном эстетическом уровне производства и труда, и макси- мальным по данному критерию результатом при некоем его иде- альном уровне (вмененные издержки по данному фактору).
На Западе признание связи эстетики с научно-техническим прогрессом и с экономическим развитием имеет уже давнюю ис- торию, применение ее принципов в конструировании изделий ста- ло обычной практикой промышленности, когда примерно с начала
30-х годов прошлого века под влиянием индустриализации настоятельной потребностью стало развитие технической культу- ры. В отечественную науку и практику принципы технической эстетики проникли со значительным опозданием. Однако в 60–
70-е годы ХХ в. исследователи обратили внимание на теоретиче- скую и практическую связь эстетической деятельности с произ-
29
Возможно, здесь играет роль природно-климатический фактор. Ску- дость природы заставляет ценить всякие проявления ее красоты. Для японца не- сколько живописных камней – уже сад. Эстетическое начало присутствует в жиз- ни каждого народа. Что касается Руси, в этом можно сегодня убедиться в краеведческих музеях (еще сохранившихся) на примерах древнего эстетического отношения к труду, жилищу и предметам обихода.


1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   30

134
водством, началось бурное развитие технической эстетики как теоретической основы дизайна (32, с. 302).
Эстетические качества среды, в которой живет и работает человек, имеют стимулирующее значение, влияют на качество труда и его производительность. Безусловно, лучше и легче рабо- тать в промышленной среде, сконструированной с учетом требо- ваний современного дизайна.
Хороший руководитель заботится об этой стороне организа- ции производства или оказания услуг не только с прицелом на привлечение потребителей, но и для улучшения условий труда собственных сотрудников, повышения степени их удовлетворен- ности своим трудом.
Моральные издержки связаны с поведением человека, отсут- ствием или деформацией надлежащей мотивации, поэтому они могут быть названы поведенческими (или бихевиористскими) из- держками. Моральные издержки могут накапливаться, обладают кумулятивным эффектом (например, недоверие) и трудно устра- нимы.
Эти издержки в нашей стране, очевидно, достигают огром- ных величин, что отчасти и объясняет, почему мифическое «богат- ство» страны на деле оборачивается бедностью. Высокие мораль- ные издержки, препятствуя накоплению, означают низкий уровень социального капитала. Можно представить, какое значение приоб- ретает этот фактор в условиях, когда общество незнакомо с прави- лами рынка и при отсутствии рыночной дисциплины.
Существует и еще один аспект этой проблемы. Дело в том, что, по всей видимости, существует некое пороговое значение мо- ральных издержек, после которого гангрена достигает такой сте- пени, при которой спасти весь организм уже невозможно
30
Из всего этого следует вывод, что в определенной мере амо- ральность общества представляет весьма существенный фактор экономической неэффективности, или эффективность обеспечива- ется благодаря господствующей в обществе этике и культуре, сла- гающимся из ценностей и установок большинства его членов.
Эстетические издержки имеют не меньшее значение, по- скольку также связаны с деформацией поведения. В определенном смысле все, что уродливо, неэффективно. Все, что оскорбляет эс-
30
Примерно так, как происходит банкротство при потере платежеспособ- ности. Однако восстановить балансовую ликвидность, очевидно, все же легче, чем восстановить общественную нравственность.


135
тетическое чувство человека, наносит ущерб производительности.
Безобразное не может быть эффективным, так же как алчность не может быть продуктивной. Разрушенные церкви, заброшенные памятники архитектуры, непригодные для жилья дома, ржавые конструкции, неточно обработанные, грубо собранные, а значит, и дефектные изделия – все это может быть отнесено на счет эстети- ческих издержек. По-видимому, эстетика и качество труда – это очень тесно связанные вещи. Отсюда важность эстетического вос- питания, музеев, культуры вообще. Эстетическое воспитание способствует мотивации к труду, повышению его качества и про- изводительности, т.е. снижению эстетических издержек. Соответ- ствующие затраты следует рассматривать как долгосрочные вло- жения в будущую эффективность. Они есть элемент человеческого и социального капитала.
Эти выводы не так бесполезны, как могло бы показаться на первый взгляд. Они дают теоретическое обоснование достаточно известным фактам. Они означают, что хозяйственная политика и практика должны быть направлены на минимизацию этих издер- жек на всех уровнях: на макроэкономическом уровне (промыш- ленная политика, политика в сфере образования, культуры) и на микроэкономическом уровне (производственная политика, управ- ление человеческими ресурсами).
Этика в приложении к экономике указывает на роль телеви- дения, кино, литературы, искусства в целом (роль их воспитующей и оглупляющей мощи). Из нее вытекает, например, что человек, живущий в более качественной с эстетической точки зрения среде, будет более производительным (при прочих равных условиях).
Поэтому в каждом учебнике важно не только содержание, но и качество его оформления. Поэтому и так называемое эстетическое воспитание – это не прихоть и не благое пожелание, а фактор бу- дущей производительности. Бесспорно, что воспитание и культура являются важнейшим вкладом в социальный капитал
31
Подобно тому, как правовое воспитание и обучение, пред- ставляющие собой передачу правовой культуры, опыта, идеалов, соответствующее информирование населения, служат развитию индивидуального и общественного правосознания и регулирова- ния поведения членов общества, так этическое и эстетическое вос-
31
Как выразительно заметил М. Горький, «задача культуры – развитие и укрепление в человеке социальной совести, социальной морали, разработка и организация всех способностей, всех талантов личности» (13, с. 27).