Файл: Экономического роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

152
своих принципиальных заявлениях они говорят о «справедливой»
(но не максимальной) прибыли, одновременно подчеркивая при- оритетность достижения высокого качества продукции и услуг, заботы о благосостоянии занятых или охраны окружающей среды.
Рюдзабура Каку, бывший президент и председатель правления фирмы «Canon», проповедовавший особый моральный принцип японского бизнеса, заключавшийся в «духе сотрудничества», от- мечал, что прибыль – лишь одна из целей компании, и деловой успех только усиливает ее моральную ответственность (115, с. 159,
161).
Таким образом, стремление к прибыли обосновывается не только экономическими факторами, но и моральными ценностями.
Все это означает, что менеджеры, принимая решения, должны взвешивать альтернативы и принимать ответственность. Иначе говоря, этика бизнеса требует присутствия четких моральных цен- ностей и приоритетов.
При этом подчеркивается прослеживаемая на примере кон- кретных компаний связь моральных ценностей с традиционностью такого подхода. Моральная традиция передается от поколения к поколению менеджеров, каждое из которых вносит свой вклад, адаптируя традицию к меняющимся условиям, и в этом видится ее значение. Моральные традиции в бизнесе столь важны, отмечает
С. Фелдман, поскольку они пронизывают всю организацию и обеспечивают тем самым децентрализацию этической мотивации.
Само ее существование независимо от личности руководителя дает преимущество в поддержании соответствующего поведения. По- этому задача заключается в том, чтобы всячески расширять вре- менной горизонт моральной культуры, учиться на опыте прошлого и встречать вызовы настоящего (115, с. 163).
Подчеркивая экономическое и социальное значение конку- рентного хозяйствования и стимула прибыли, исследователи ука- зывают и на наличие их оборотной стороны. Во-первых, конку- ренция и мотив личного интереса нередко заставляют нарушать границы этического поведения и даже закона, они как бы возна- граждают за манипуляции и обман. Во-вторых, бизнес генерирует экстерналии, дающие неоправданные выгоды или обременяющие издержками посторонних, что требует мер по их нейтрализации.
В-третьих, стимул прибыли поощряет производство бесполезных и вредоносных продуктов и удовлетворение запросов, которые того не заслуживают. В-четвертых, конкурентная система формирует ценности, влияющие на личность человека и его мотивацию и,


153
следовательно, оказывает существенное и не всегда положитель- ное воздействие на сферу культуры. Культура конкуренции опре- деляет не только поведение менеджеров, но и институциональную структуру, качество трудовой жизни. Некоторые радикально настроенные экономисты и социологи в связи с этим ставят вопрос о том, должен ли бизнес отвечать высоким этическим стандартам по той причине, что он оказывает не только материальное, но и культурное воздействие на людей, определяет их характер, ценно- сти, мотивацию.
Практика содержит различные примеры, указывающие на попытки альтернативных подходов, от провозглашения доктрины социального рыночного хозяйства до многочисленных корпора- тивных социальных доктрин по типу «заботливого капитализма» или «производства ради всеобщего блага», подразумевающих, что успешные компании должны выделять часть своих ресурсов и операций на решение общественных задач.
Современные концепции этого ряда выходят далеко за рам- ки традиционной благотворительности и заботы об окружающей среде. Провозглашается отсутствие непреодолимых преград и да- же стирание граней между прибыльными и неприбыльными вида- ми деятельности, утверждается, что неприбыльные направления являются иными способами достижения экономических целей фирмы. Благотворительность объявляется средством максимиза- ции инвестиций, критерием эффективности которых служит вы- годность для окружающего сообщества. Так, согласно заявлению одной из фирм, создаваемые ею неприбыльные фонды призваны интенсифицировать вклад ее прибыльных операций в обществен- ное благосостояние. Благотворительные действия, как показывает пример компании «Newman’s», могут стать конкурентным пре- имуществом, поскольку привлекают многих потребителей к ком- пании и ее продукции (115, с. 166, 169).
Примером органичного сочетания различных направлений деятельности служит банковский холдинг «Shorebank», основан- ный в Чикаго в 1973 г., который создал комбинацию из прибыль- ных и неприбыльных филиалов, причем цели одних согласовыва- лись с целями других. Его инновации заключались в предложении специальных «депозитов развития» с рыночной ставкой процента, но служащих исключительно источником средств, вкладываемых в стартовый капитал для малого бизнеса, образовательные креди- ты и программы улучшения качества жилья, и «экологических де- позитов», использовавших ту же идею для финансирования соот-

154
ветствующих инициатив. В результате объем привлеченных депо- зитов банка возрос с 41 млн. долл. в 1973 г. до 1 млрд. долл. в
2003 г. Важной составляющей его успеха, по мнению комментато- ров, послужило «создание организационной культуры, интегри- рующей направленную на прибыль экономическую рациональ- ность с неприбыльным участием и благотворительностью».
В настоящее время, по свидетельству С. Фелдмана, подобные ин- новации используются многими банками в США для ведения опе- раций среди нуждающихся групп населения. Эта и подобные ей компании становятся моделью отношений между бизнесом и об- ществом. «Конкурентный успех и моральное лидерство должны отвечать друг другу, две культуры должны стать одной» (115, с. 167–168).
Известный Закон Сарбейнса–Оксли, принятый в США в
2002 г., был направлен на существенное реформирование корпора- тивной финансовой отчетности и усиление ответственности долж- ностных лиц в целях ликвидации мошенничества и коррупции в деловой среде и утверждение принципов хозяйственной этики.
Сущность закона составляют такие основные направления, как усиление независимого аудита; усиление ответственности, в том числе уголовной, высших руководителей компаний, за этическое поведение и точность отчетности; разработка детальных требова- ний к внутреннему финансовому контролю и публичному предос- тавлению информации.
Однако, как подчеркивают многие наблюдатели, этот закон не смог положить конец финансовым и этическим скандалам сре- ди корпоративной элиты США. Новые факты скандальных махи- наций, проявившиеся в разгар финансового кризиса 2008–2009 гг., подтверждают такую оценку. Все большее число специалистов приходят к выводу о том, что формирование и поддержание этиче- ского хозяйственного поведения зависит не столько от внешнего законодательного и регулирующего воздействия, сколько от внут- реннего этического организационного климата.
Таким образом, деловая этика не выступает против прибыли, она привлекает внимание к некоторым важным проблемам, пока- зывает необходимость перспективного управления, основанного на поиске этики компромисса. В экономической этике происходит поиск новых форм поддержки капиталистической рациональности: речь идет об «ориентации поведения и подчинении индивидов ры- ночной экономике при параллельном устранении нелояльного и непредсказуемого отношения… распространение которого может


155
нанести вред жизнеспособности системы» (120, с. 9). Одной из та- ких форм являются корпоративные этические кодексы, призван- ные обеспечить то минимальное доверие экономических агентов друг к другу в вопросе соблюдения правил, которое является усло- вием выполнения рынком его регулирующих функций. Кроме то- го, в этих условиях этический подход означает также важное тре- бование обеспечения прозрачности информации. Вместе с тем к мнению о том, что современный либерализм стремится заменить государственное регулирование частным контролем поведения, следует добавить, что такой контроль превращается в объектив- ную необходимость при полном сохранении и расширении сферы государственного регулирования, которое не может объять не- объятное.
Этические кодексы проникают в сферы, не охваченные пра- вом или институтами правоприменения, заполняя пробелы и явля- ясь «формой индивидуального принуждения». Вместе с тем спе- циалисты указывают на неоднозначную роль этических кодексов, противопоставляя ее роли трудового права. Если трудовое право разделяет индивида и предприятие с помощью контракта, признает легитимность конфликта и переговоров и, таким образом, защища- ет слабого, ставит барьер против любого проявления деспотизма, то этические кодексы представляют собой моральный контракт, призванный объединить дирекцию и персонал и развить у него чувство принадлежности к предприятию, завуалировав отношения подчиненности участием работников в принятии решений и одно- временно способствуя укреплению власти, прикрывающейся об- щей этикой.
Формальные внутренние методы этического контроля, в том числе кодексы поведения, важны, однако зачастую действуют не лучше внешних формальных методов. Как отмечают многие руко- водители-практики, и внешние, и внутренние формальные методы контроля недостаточны для достижения желаемого этического по- ведения. Исследования показывают, что формализованные программы, основанные на правилах поведения и наказании за их нарушение, не столь эффективны, как менее формальные программы, опирающиеся на ценностные ориентации. «Ценност- ной подход» стремится выработать и сохранять «организационные ценности» и поощрять соответствующее им поведение.
Это подтверждается данными расположенного в Вашингто- не Центра этических ресурсов (Ethics Resource Center, ERC), еже- годно с 1999 г. проводящего «Национальные обследования дело-


156
вой этики». Как показало обследование, проведенное в 2005 г., фирмы вводят формальные программы, как правило, в ответ на усиление внешнего регулирования и при этом не ожидают от них существенных результатов. Напротив, неформальные аспекты эти- ческого климата оказывают на организации более мощное давле- ние (113).
Первый российский этический кодекс делового сообщества был принят в 1912 г., на 12 лет раньше, чем в США (25, с. 175).
В ноябре 2001 г. Правительством РФ был одобрен и рекомендован к применению «Кодекс корпоративного поведения», в котором устанавливалось, что акционерным обществам следует действо- вать в соответствии не только с нормами законодательства, но и с этическими нормами, которые нередко являются более строгими, чем нормы законодательства. В 2002 г. Российский союз промыш- ленников и предпринимателей разработал «Хартию корпоратив- ной и деловой этики». Этические нормы, используемые в деловом сообществе, – это сложившаяся система норм поведения и обычаев делового оборота, не основанная на законодательстве и форми- рующая позитивные ожидания в отношении поведения участников корпоративных отношений. Этические нормы корпоративного по- ведения формируют устойчивые стереотипы поведения, общие для всех участников корпоративных отношений. Следование этиче- ским нормам помогает обществу избежать рисков, поддерживает долгосрочный экономический рост и способствует осуществлению успешной предпринимательской деятельности.
Существует и такой немаловажный аспект, как этика отно- шений с клиентами, особенно значимый для сферы услуг и финан- совой сферы. Во многих компаниях сегодня проводится целе- направленная политика, организуются специальные службы, иг- рающие весьма заметную роль в деле обеспечения этических взаимоотношений между экономическими субъектами. В этом заключается очень важная установка, и нельзя сказать, что ею не руководствуются большинство бизнесменов, как на Западе, так и на Востоке.
Во французских банках и страховых компаниях действуют специальные должностные лица (медиаторы), занимающиеся свя- зями, посредническими функциями и разрешением споров между банками и их клиентами – физическими лицами. Например, банк
«Société générale» практикует услуги медиатора с 1995 г. Комиссия по биржевым операциям в 1997 г. учредила службу медиаторов для рассмотрения жалоб физических лиц – владельцев ценных бу-

157
маг. Принятый в 2001 г. закон о чрезвычайных мерах в области экономических и финансовых реформ среди прочих мер обобщил опыт их деятельности и предоставил кредитным учреждениям возможность расширить их полномочия. Закон предусматривает создание при Банке Франции Комитета банковских медиаторов, призванного определять и контролировать методы деятельности медиаторов и их независимость в отношении банков, в которых они действуют. Кроме того, на уровне Французской банковской ассоциации действуют внешние медиаторы, деятельность которых позволяет гармонизовать методы разрешения споров, обобщать и распространять хорошую практику банков (188).
Решение медиатора должно опираться на закон, здравый смысл, нормы деловой этики и морали. Роль медиатора заключает- ся не в том, чтобы вершить суд, а в том, чтобы восстановить спра- ведливый и уважительный диалог между клиентом и банком. Эти меры выгодны всем сторонам. Как указывают специалисты, свое- временное и объективное рассмотрение жалоб способствует улуч- шению обслуживания клиентов и имиджа банка и его конкуренто- способности. Медиаторы участвуют в защите прав потребителей, что способствует развитию здоровых коммерческих отношений.
Таким образом, независимая служба играет заметную роль в деле обеспечения этических принципов во взаимоотношениях между экономическими субъектами.
Проблема этики и доверия в банковском деле, как известно, имеет особое значение. Очевидно, что степень проникновения банковских услуг в современной России зависит не только от сте- пени информированности потенциальных клиентов, но в большой мере и от доверия, значительно подорванного финансовыми пира- мидами и другими видами мошенничества 1990-х годов, для вос- становления которого потребуется время. Восстановить доверие значительно сложнее, даже при наличии целенаправленной поли- тики и соответствующих мер, чем разрушить его.
К кодексам деловой этики примыкают по своему значению кодексы профессиональной этики, разрабатываемые для опреде- ленных профессий. В 2001 г. Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (в настоящее время Федеральная служба по финан- совым рынкам) был принят Кодекс корпоративного поведения.
Однако острая необходимость совершенствования корпоративного управления в банковской сфере, специфика деятельности кредит- ных организаций и их обязательств перед клиентами и партнерами требует специального свода правил поведения и общения внутри


1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   30