Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
173
не только личной выгоды, но и богатства акционеров, то это зна- чит, что «дело сделано хорошо».
Как отмечает Д. Нордберг, несмотря на многочисленные по- пытки доказать, что то, что хорошо для общества (в деонтологиче- ском смысле), хорошо и с точки зрения финансовых результатов (в утилитаристском смысле), убедительных подтверждений этому на сегодня нет (164, с. 44). Тем не менее деонтологическое направле- ние служит основой для дальнейшего развития концепции корпо- ративной социальной ответственности, которая при всей своей противоречивости и отсутствии однозначных эмпирических под- тверждений продолжает завоевывать позиции.
Можно считать, что дискуссия, развернувшаяся по крайней мере на протяжении последних 30 лет, относительно приоритетно- сти богатства акционеров по отношению к корпоративной соци- альной ответственности при принятии важнейших решений и эко- номической целесообразности новых подходов практически завершена. Лидеры бизнеса уделяют все большее внимание дос- тижению успеха с помощью решения социальных и экологических проблем. Сегодня проблема этики корпоративного управления решается, по крайней мере на теоретическим уровне, на основе концептуального синтеза утилитаристской (богатство акционеров) и деонтологической (социальная ответственность) установок.
Поиски сочетания этих подходов ведут к своеобразному стратеги- ческому синтезу и в практической области.
Так, М. Портер и М. Крамер разработали концепцию страте- гической корпоративной социальной ответственности и предло- жили схему согласования мероприятий в этой области с бизнес- стратегией фирмы (170). Их идея, уже получившая широкое рас- пространение, состоит в том, чтобы рассматривать корпоративную социальную ответственность и соответствующие действия как элементы стратегии, решать социальные и экологические задачи только таким образом, чтобы одновременно получать с их по- мощью ощутимые выгоды для бизнеса. При этом рекомендуется помнить, что на практике соблюдение этических принципов часто чревато конфликтностью и требует обоснованной оценки кратко-, средне- и долгосрочных позитивных и негативных последствий реализации организационных инициатив для всех стейкхолдеров.
Поэтому необходимо привлекать их к выработке конкретных ре- шений, что является сложной, но надежной мерой.
Более того, среди специалистов есть мнение, что широкая концепция корпоративной социальной ответственности постепен-
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 30
174
но вытесняет создание богатства акционеров (рыночную капита- лизацию компании) в качестве конечной цели и критерия органи- зационного успеха. Корпоративная социальная ответственность является в определенной степени реализацией нового теоретиче- ского подхода к эффективности хозяйственной деятельности и принятию экономических решений, включающего этические принципы наряду с принципами максимизации полезности. Кор- поративная социальная ответственность рассматривается некото- рыми лидерами бизнеса как одновременно и моральный, и деловой императив (129, с. 142).
В 2006 г. один из каждых 10 долларов стоимости активов, управляемых американскими компаниями, или примерно 2,3 трлн. из 24 трлн. долл., были инвестированы в компании, получившие высокую оценку по тому или иному критерию социальной ответ- ственности. В 2007 г. 64 из 100 крупнейших глобальных компаний по списку «Fortune» публиковали отчеты не только по экономиче- ским, но и по экологическим и социальным итогам деятельности
(129, с. 125). Многие из них имеют в структуре высшего руководства должностное лицо, отвечающее за управление корпоративными социальными инициативами. Многие компании разработали контрольные перечни вопросов для проверки этих направлений деятельности на основе стандартных социальных и экологических рисков. В «Глобальной инициативе в области отчетности» (Global
Reporting Initiative), которая быстро превращается в стандарт от- четности по социальной ответственности корпораций, дан пере- чень из 141 проблемы, дополненный перечнями для отдельных отраслей, которые могут послужить прекрасной точкой отсчета
(170, с. 85).
Многие компании уже существенно продвинулись в направ- лении улучшения социальных и экологических последствий своей деятельности. В то же время все еще имеющая место в большинст- ве случаев фрагментарность и отдаленность преобладающих под- ходов к социальной ответственности корпораций от стратегии бизнеса не позволяет реализовать многие выгодные для общества направления деятельности компаний. Как считают М. Портер и
М. Крамер, если бы корпорации анализировали перспективы в об- ласти социальной ответственности, пользуясь теми же принципа- ми и методами, как и при принятии ключевых деловых решений, они бы убедились в том, что социально ответственная стратегия корпораций может быть не столько видом затрат, ограничением деятельности или филантропической обязанностью, сколько ис-
175
точником благоприятной возможности, инновации и конкурентно- го преимущества (170, с. 80).
Продвижение идеи корпоративной социальной ответствен- ности требует как глубокого понимания взаимозависимости между бизнесом и обществом, так и ее привязки к стратегии и функцио- нированию конкретных компаний. Успешные корпорации нужда- ются в здоровом обществе. Образование, здравоохранение, равные возможности, безопасность, условия труда, рациональное исполь- зование энергетических и других природных ресурсов, «хорошее» правительство, законность, права собственности, действенные нормы регулирования и т.д. – все это факторы, обеспечивающие производительность рабочей силы, расширение спроса, эффектив- ность и инновационность производства. Всякий бизнес, пресле- дующий собственные цели за счет интересов общества, в котором он существует, почувствует в конечном счете иллюзорность и временность своего успеха (170, с. 83).
Одновременно здоровое общество нуждается в успешных компаниях. Никакая социальная программа не может соперничать с сектором бизнеса в создании рабочих мест, богатства, иннова- ций, обеспечивающих рост уровня жизни. Неспособность прави- тельства, неправительственных организаций и других участников гражданского общества содействовать продуктивной работе биз- неса ведет к потере его конкурентоспособности, стагнации дохо- дов, безработице, исчезновению богатства, которое служит источ- ником налогов и благотворительной финансовой поддержки (170, с. 84).
К ответственным действиям корпорации побуждают мощ- ные социальные и политические факторы. К их числу относятся растущие запросы потребителей, воздействие неправительствен- ных организаций на репутацию фирм, оценки и рейтинги их дея- тельности, отраслевые кодексы поведения, давление со стороны социально ответственных инвесторов, наконец, установки созна- тельных менеджеров и занятых. Растущее внимание в прессе уде- ляется таким проблемам, как равенство доступа к качественному обучению, занятости, медицинскому обслуживанию, необходи- мость введения различных инноваций для предотвращения роста загрязнения воздушной и водной среды, эмиссии парниковых га- зов, ведущей к глобальному потеплению, и др. Сформировался общественный консенсус относительно ответственности и ключе- вой роли корпораций в выработке и применении корректирующих действий. Эта ответственность усиливается осознанием того фак-
176
та, что и правительство, и отдельные индивиды могут демонстри- ровать свои предпочтения тем, что они покупают, где и как они выбирают работу и куда они инвестируют.
В настоящее время десятки национальных и международных организаций вырабатывают рекомендации по реализации эффек- тивных инициатив в области корпоративной социальной ответст- венности (среди них ОЭСР, Всемирный деловой совет по устойчи- вому развитию (World Business Council for Sustainable
Development) и др.). Более 4 тыс. организаций из более 100 стран являются членами Глобального пакта ООН (United Nations Global
Compact, UNGC), созданного в 1999 г. и объединяющего компа- нии, агентства, профсоюзные и общественные организации, за- явившие о своем стремлении руководствоваться в своей деятель- ности совместно выработанными принципами относительно соблюдения прав человека, ликвидации принудительного и дет- ского труда, дискриминации, решения экологических проблем, противодействия коррупции и т.п. (129, с. 128). По мнению многих юристов, принятые ОЭСР «Руководящие принципы по отношению к МНК», а также ряд документов МОТ и других организаций мо- гут послужить основой для создания международного права в об- ласти социальной ответственности предприятий (174).
Меры в области корпоративной социальной ответственности способны противодействовать «организационной близорукости», состоящей в преследовании краткосрочной прибыльности, и обес- печивать долгосрочное процветание бизнеса. Этому способствует ряд стимулов, которые заключаются в том, что такой подход к де- ловой стратегии оказывает влияние и на внутреннюю и на внеш- нюю среду организации. Среди них рост доли рынка, организаци- онное обучение, деятельный и заинтересованный персонал, поддержка со стороны внешних стейкхолдеров, позитивные отно- шения с инвесторами. Так, стимул стремления к росту доли рынка реализуется за счет положительных реакций потребителей на со- циально ответственную политику. Стратегические программы в этой области открывают пути к накоплению опыта в процессе реализации проектов и его использованию для формирования ключевых компетенций, одновременно улучшая социальные и экологические условия. Стратегические инициативы в области корпоративной социальной ответственности могут послужить ла- бораторий для изучения различных идей, методов и процессов без жестких ограничений, свойственных обычной коммерческой дея- тельности, источником знаний и благодатной почвой для новых