Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
192
Таким образом, сравнительный анализ показывает не только известные сходства и отличия российской и европейской социо- культурной среды и систем управления, но и необходимость обра- тить существенное внимание на эту сторону совершенствования управления и формирования соответствующих условий для роста и модернизации экономики. Эти аспекты необходимо учитывать при разработке четких законодательных и регулирующих положе- ний, признаваемых корпоративным руководством и другими стейкхолдерами как обоснованные.
Вывод состоит в том, что эволюция российской системы корпоративного управления будет характеризоваться преимущест- венно элементами конвергенции, в том числе прямого заимствова- ния, и одновременно отклонением от международных стандартов.
Существует много факторов конвергенции, в том числе стремле- ние многих компаний к выходу на международные рынки капита- ла, сопровождаемое необходимостью соблюдения строгих бирже- вых требований. В то же время, что свойственно и опыту других стран, особенности культурного фона при их включении в систему ведут к определенным отличиям, причем их влияние в будущем будет усиливаться.
В деятельности международных компаний культурные раз- личия, естественно, рассматриваются как преграда для эффектив- ного функционирования. Особенно остро эта проблема возникала и возникает в странах с иными религиозными традициями, а также применительно к транзитивным экономикам. Возможная в таких случаях стратегия, способная преодолеть в определенной степени это препятствие, состоит в том, чтобы воспользоваться положи- тельными чертами сложившейся в данной стране деловой культу- ры и стремиться превратить ее недостатки в преимущества. Вся- кий предприниматель должен, прежде всего, считаться с соответствующими культурными традициями, учитывать их в своей деятельности и, по возможности, извлекать из них пользу.
Такой подход, кроме того, означает придание человеческим ресур- сам значения ключевого фактора в деловой стратегии фирмы.
193
5. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ,
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Хорошо известно, что инновации представляют основной источник экономического роста, при этом они возникают далеко не только в форме продуктовых или технологических инноваций.
Важную роль играют институциональные инновации, которые ме- няют экономические структуры и рыночные стимулы, способст- вуют появлению новых идей, продуктов, технологий, бизнес- методов и их коммерческому освоению. Социокультурные факто- ры во многом определяют этот характер институциональной среды и возможности ее прогрессивной эволюции.
Инновации являются результатом творческого применения знаний и, следовательно, условиями их осуществления являются накопление запаса знаний и развитие творческого потенциала об- щества. Однако рыночно успешными и экономически эффектив- ными становятся лишь немногие инновации, этапы их отбора и доведения до стадии коммерциализации не менее важны, чем пер- воначальная идея. Коммерческий успех зависит от организацион- ного потенциала, управленческих, финансовых, маркетинговых и правовых компетенций, которые, в свою очередь, нуждаются в поддержке различных институтов.
Институциональная и культурная среда, обеспечивающая общественную креативность, многообразна, она, как уже отмеча- лось, является результатом исторической и культурной эволюции, но хоть и с трудом, но эволюционирует и поддается целенаправ- ленному изменению. Так, в России имелись примеры относитель- но удачных реформ, способствовавших преодолению отсталости и ведших к последующему скачку в ее развитии, хотя это движение вызревало долго и трудно и осуществлялось методами, опреде- лявшимися как раз исторической траекторией.
194
Мнение экономистов и социологов единодушно – на креа- тивность, интерес к творчеству и формы его проявления сильное воздействие оказывают культура и традиции. С точки зрения эко- номической оценки креативность означает воплощение инноваций в коммерческие результаты, и ценность представляют все ее фор- мы. Творческое начало может проявляться как в устойчивой куль- туре систематических научных исследований, так и в искусстве, ремеслах или институтах, способствующих выживанию в суровых условиях. Научный подход доказал свою несомненную плодо- творность в генерировании полезных знаний как источника инно- ваций. В этом плане показательна научная революция XXVIII–
XIX вв. в Европе, приведшая к изменениям в материальном произ- водстве и условиях жизни.
Доля творческих людей в обществе, согласно результатам исследований, повышается при наличии следующих условий.
Во-первых, распространение знаний, обучение и стимулиро- вание талантов, создание благоприятной культурной среды и ус- ловий в семье. Обследования показывают, что благоприятные условия воспитания усиливают когнитивные и аналитические спо- собности и мотивацию. Домашняя культурная среда должна под- крепляться качественным школьным образованием на всем его протяжении. При росте спроса на квалифицированный труд и спо- собности к решению проблем улучшение школьного образования становится приоритетной задачей.
Во-вторых, формирование человеческого капитала на основе совершенствования системы здравоохранения, мер, направленных на улучшение физического и психического здоровья взрослых и детей. Данные указывают на корреляцию между здоровым и счастливым обществом и международной конкурентоспособно- стью страны. Здоровые и счастливые люди более производитель- ны, жадны до знаний и изобретательны в их применении (196, с. 3).
В-третьих, поскольку в условиях специализации знаний открытия делаются коллективами, человеческий капитал приобре- тает коллективный характер, важную роль играют коммуникации между учеными, развитие средств общения, мобильность ученых и т.д. Коллективный человеческий капитал, определяемый сете- выми связями и структурами, становится элементом социального капитала и является также функцией культуры и может усиливать- ся образовательной средой, придающей существенное значение поведению, основанному на сотрудничестве (186).
195
Качество человеческого капитала, его креативность состав- ляют необходимые предварительные условия инновации, но для ее реализации необходимы определенные импульсы и механизмы, стимулирующие продуктивное поведение, необходима культура, толерантная к риску, прежде всего, риску, связанному с предпри- нимательством в том смысле, который придавал ему Й. Шумпетер, исследуя факторы экономического роста. Такая культура не толь- ко не осуждает деловую неудачу, но и содержит специфические институты, в том числе законодательство о банкротстве и ограни- ченной ответственности, которые содержат как определенные санкции, так и стимулы к творческой инициативе.
Таким образом, общество может поддерживать креативность с помощью благоприятного отношения к риску, которое стимули- рует предпринимателей на поиск и реализацию существенных ин- новаций в сочетании с механизмами вознаграждения инноваций, демонстрирующих коммерческую эффективность, например, с помощью защиты прав интеллектуальной собственности и форми- рования денежного эквивалента интеллектуальной собственности и ноу-хау через рынки технологий (114; 169; 196). К таким меха- низмам относятся также венчурный капитал, системы государст- венной поддержки малого бизнеса, налоговые льготы, повышен- ные амортизационные отчисления и т.п.
Важным элементом системы стимулов к инновации является внутренняя и международная конкуренция. Конкуренция стиму- лирует инновации, поскольку при всей важности конкуренции по цене и качеству конкуренция в области инноваций часто ведет к более высоким и надежным результатам. Поэтому институты, обеспечивающие рыночную конкуренцию, в том числе соответст- вующие правовые нормы и их обеспечение, также являются инст- рументом стимулирования инноваций. Они, как и права интеллек- туальной собственности, способствуют вхождению на рынок новых фирм, являющихся проводниками новых продуктов и услуг, с одной стороны, и извлечению долговременных выгод действую- щими фирмами за счет инновационной деятельности – с другой.
Культура, институты и стимулирующие механизмы служат в каче- стве питательной среды для креативности в области инноваций
(196, с. 5).
Специалисты указывают также на важность и других неося- заемых институциональных факторов инновационности. Так, творческая деятельность, ведущая к открытиям и инновациям, осуществляется в определенной среде, нуждается в определенной
196
инфраструктуре. Крупные города располагают университетскими и исследовательскими центрами, имеют тесные связи с другими мировыми центрами, обеспечивают мобильность специалистов и идей благодаря транспортной и информационной инфраструктуре.
Расположенные в городах разнообразные провайдеры деловых, финансовых, юридических, управленческих, технических и других услуг обеспечивают исследовательскую деятельность, инноваци- онный процесс и концентрацию промышленных предприятий высокой технологии. Кроме того, определенную роль играют де- мографические факторы крупных городов и свойственная им гиб- кость рынка труда. Так, более низкий средний возраст населения, динамизм, более высокий уровень сбережений в городах сущест- венно повлияли на экономический рост стран Восточной Азии на его ранних этапах.
Творческая инновационная среда, соответствующая органи- зационная культура играют столь же важную роль и на микро- уровне. Так, например, в химической фирме «Dow Chemical» внедрение творческой культуры в процессы разработки инноваци- онной продукции повысило долю коммерчески эффективных НИР до 80–95% против нормативных 11% (181, с. 22).
Экономические выгоды инноваций реализуются лишь при их доведении до коммерческого использования. Отсюда вытекает роль, которую призван играть бизнес, особенно крупные компа- нии, в коммерциализации и маркетинге. Цепочка создания инно- вационного продукта или услуги тянется от приобретения необхо- димого знания до реального маркетинга, и на всем ее протяжении необходимы значительные затраты ресурсов и времени. Это не только затратный, но и рискованный процесс, который не может успешно протекать без институциональной поддержки и особой социокультурной среды.
Процесс создания творческой инновационной среды, внедренный в «Dow Chemical», специалисты делят на пять этапов
(181).
1. Оценка степени креативности (творческого потенциала) руководителей и ведущих специалистов с помощью психологиче- ских тестов и на добровольной основе.
2. Согласование личностных качеств с должностными функ- циями в процессе разработки и освоения новой продукции от его начала до завершения.
3. Обучение и тренинг сотрудников, подготовка квалифици- рованных специалистов по анализу благоприятных возможностей
197
для бизнеса (business opportunity analysts), а также создание груп- пы таких аналитиков с целью выработки постоянного потока ре- комендаций относительно коммерчески эффективных проектов.
Этот процесс складывается из следующих элементов:
– отбор сотрудников с высоким творческим потенциалом;
– достижение лучшего понимания запросов и реальных по- требностей потребителей;
– сравнительный анализ соотношений качества и цены про- дукции с конкурентных позиций;
– формирование устойчивого конкурентного преимущества, в том числе на основе эксклюзивных прав интеллектуальной соб- ственности и коммерческих соглашений.
4. Обеспечение необходимого баланса между способными генераторами идей и разработчиками концепций на стартовых этапах (starters) и специалистами по доведению разработок до окончательного завершения c учетом всех запросов потребителей и условий ценовой конкуренции (finishers).
5. Проведение регулярных обследований планов среднего управленческого звена относительно коммерческой эффективно- сти реализации проектов.
Подобная работа, направленная на создание основы иннова- ционности в виде человеческого капитала и творческого потен- циала, открывает возможности для высокой экономической отдачи от исследований и разработок. Другим условием является доста- точность финансирования. Страны, делающие ставку на иннова- ции как источник экономического роста, должны быть готовы ин- вестировать в НИР не менее 2–3% ВВП. При этом правительства берут на себя все большую долю финансирования фундаменталь- ных исследований, проводимых в университетах и исследователь- ских институтах, не отказываясь в то же время от поддержки при- кладных исследований в корпорациях. Так, целый ряд ключевых инноваций в фармацевтической промышленности США был сде- лан на основе исследований государственных лабораторий или с помощью государственного финансирования. В большинстве слу- чаев государственные средства составляют от 20 до 40% расходов на НИР (196, с. 6).
Сегодня многие отечественные исследователи также активно пропагандируют идею воздействия культуры в самом широком ее понимании как сферы, воспроизводящей и развивающей творче- ские человеческие качества, включая образование, науку и искус- ство. «В каком типе работника, – пишет профессор В.М. Межуев, –
198
нуждается современное производство – просто как в рабочей (фи- зической) силе или как в образованном и профессионально подго- товленном специалисте? Тот же вопрос можно поставить и шире: в каком именно человеке нуждается современное общество, если оно хочет быть демократическим, гражданским, правовым и пр.?
Такой человек не появится сам собой, его нужно создать – образо- вать, воспитать, постоянно поддерживая высокий уровень его ин- формированности и квалификации. И создается такой человек не экономикой, а культурой, которую потому и называют производ- ством самого человека как общественного существа… Государст- во обязано поддерживать институты национальной культуры, че- рез которые она доходит до людей, становится их личным достоянием… [они] должны находиться на содержании… всего общества, т.е. государства, которому оно плат налоги… В равной мере это относится к фундаментальной науке, от которой, очевид- но, нельзя ждать немедленной отдачи. Государство, которое не вкладывает в нее деньги, мыслит в масштабе ближайших лет, а не десятилетий, поступает как временщик, полагающий, что на его век хватит» (40, с. 24, 27).
Как считает А.В. Бузгалин, «в новом обществе основными сферами развития (и, как следствие, прогресса производительно- сти, эффективности, качества роста и жизни) становятся новые отрасли широкомасштабного “производства” главного ресурса но- вой экономики – не денег, не машин и даже не информации, а “че-
ловеческих качеств” – новаторских способностей и способностей к неотчужденному диалогу и кооперации с другими людьми и под- линной культурой (а не только “знаниями”)… Отсюда органично вытекает следствие – основными “отраслями” ближайшего буду- щего становятся воспитание и образование… а также наука, ис- кусство, высокотехнологичное производство и социальное нова- торство» (2, с. 4). Это касается в том числе и бизнес-образования.
В этой сфере в мировой практике ставится задача подготовки современных руководителей, понимающих комплексные взаимо- связи между деловым успехом и социальным прогрессом, уде- ляющих разностороннее внимание различным сторонам функцио- нирования производства, включая его социальные и экологические последствия.
Таким образом, анализ креативного общества обнаруживает множество факторов, которые должны быть связаны воедино, об- разуя систему, служащую источником новых знаний и инноваций и их успешного воплощения в экономический рост. Их прираще-