Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
204
внешним неприятием того, что квалифицируется как аморальное поведение. Поэтому любые антикоррупционные меры законода- тельного и административного характера, конечно, необходимы, но недостаточны. Это банальная истина, но тем не менее достой- ная повторения до тех пор, пока не станет практическим руко- водством для политики. Культура воспитывается десятилетиями и веками, воспитание – это единственный путь к нравственному со- вершенствованию. Следовательно, и здесь задача упирается в вос- питание, и первый его этап – воспитание воспитателей. Этот про- цесс можно схематически изобразить следующим образом (схема 2).
Рассматривая роль человеческого капитала и образования в развитии, Т. Сентеш, член Венгерской академии наук, автор фун- даментального исследования по проблемам экономического роста, подчеркивает, что экономическое и социальное развитие стран всегда определялось прежде всего человеческим фактором, фор- мируемым с помощью образования. Этот факт признавался всеми направлениями общественных наук, начиная от античных фило- софов до классической экономической теории и марксистской по- литэкономии. Современная неоклассическая теория придает рав- ное значение и другому фактору производства, а именно капиталу, однако этот последний также есть результат человеческой дея- тельности: в его физической форме (средства производства и тех- нологии) – результат труда в сфере науки и производства, в де- нежной форме – результат сбережения доходов, полученных людьми благодаря их деятельности. Таким образом, нет сомнений в ведущей роли и значении человеческого труда во всех сферах создания экономических и в целом социальных ценностей (182, с. 285).
Развивая этот тезис, Т. Сентеш отмечает, что неравномер- ность развития между странами вызвана взаимодействием внут- ренних и внешних условий, которые так или иначе связаны с каче- ством труда в них и, следовательно, прямо или косвенно с развитием и уровнем образования. Наблюдаемая в международном разделении труда и международной торговле асимметрия взаимо- связей и типов специализации стран также является одновременно и следствием и фактором качества труда и, следовательно, уровня образования и развития человеческого капитала. Например, спе- циализация на производстве сырьевой продукции не требует каче- ственного труда, человеческого капитала, высокого уровня техно- логии и не способствует их развитию так, как это характерно для обрабатывающей промышленности. Поэтому различные типы спе-
205
циализации совершенно по-разному влияют на долгосрочное раз- витие национальной экономики. Международные потоки инвести- ционного капитала также в значительной степени зависят от стра- новых различий в ресурсах образованной рабочей силы и научном потенциале.
Вопрос о том, почему некоторые страны более развиты, чем большинство других, всегда был в центре внимания международ- ных экономических исследований. В 1950–1960-е годы основная группа теорий развития объясняла слабое развитие преимущест- венно «низким качеством рабочей силы» и другими внутренними факторами. Качество рабочей силы является функцией доступно- сти и качества образования, а также культуры в рассматриваемом обществе, следовательно, оно есть следствие, а не причина разли- чий в уровне развития. Другая группа теорий выдвинула внешние факторы, в том числе неблагоприятные для развивающихся стран условия международной торговли, вызванные характером их спе- циализации и слабостью позиций рабочего класса. Но и здесь во всех этих аспектах ясна решающая роль образования, культуры и поведения, поскольку с ними связаны не только уровень организо- ванности и способность защиты интересов труда, но и тип специа- лизации в международной торговле.
Именно благодаря мерам в области развития общего, а также профессионального и технического образования, ряд стран дос- тигли успеха в формировании образованной интеллигенции, стре- мящейся к улучшению условий жизни и развитию всего общества, обеспечении более «доброкачественных» пропорций заработной платы и доходов, обуздании бюрократии и т.д. Совершенствование образования, повышение квалификации и качества труда внесли свой вклад и в национальное развитие, в интеграцию экономики и общества, в улучшение структуры экономики (182, с. 295).
При этом в понятие качества образования включается ком- пьютерная грамотность и использование Интернета, обеспечи- вающие участие в формировании информационного общества и международных потоках информации. Страны, придавшие при- оритетное значение образованию в области компьютерной техно- логии, ускорили свое развитие.
Формирование человеческого капитала не ограничивается теми сферами, о которых традиционно вспоминают в подобных случаях – сферами образования и здравоохранения, и требует участия сфер воспитания и культуры, т.е. воспитания человека как носителя этических и культурных ценностей. Поэтому в качестве
206
основных областей формирования «этического» человека как ком- понента человеческого капитала можно выделить воспитание, об- разование, трудовую мотивацию, трудовое поведение (см., напри- мер: 52).
Все это означает, что стратегия развития, помимо техноло- гических, инфраструктурных, демографических инноваций долж- на включать также социальные, политические и культурные инно- вации, инновации в области общественных ценностей, науки и образования. Сегодня основными факторами конкурентных пре- имуществ являются высокое качество труда (наличие подготов- ленной, дисциплинированной и готовой к инновациям рабочей силы и высокий уровень культуры труда), а также обеспечиваемый государственной поддержкой потенциал развития человеческого капитала в целом (сферы образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.).
Наряду с накоплением человеческого капитала следует учи- тывать и проблему его структурного размещения. Всякие измене- ния в направленности инвестиций влекут соответствующие изменения в аллокации капитала. На примере отечественной эко- номической истории наглядно видно, как повышение материаль- ного и социального статуса подключает механизмы «естественно- го отбора» и дает концентрацию высококачественных кадров и высокие показатели (например, военно-промышленный комплекс и космические технологии, которые в результате еще и сегодня вполне конкурентоспособны) и, напротив, снижение статуса ведет к «неблагоприятному отбору», притоку не только некомпетент- ных, но и морально нечистоплотных людей (некоторые силовые структуры)
38
Отсюда одной из основных задач правительств становится стимулирование развития человеческого капитала, в том числе ин- теллектуального капитала. Правительства, пишет Т. Сентеш, отве- чают не только за развитие государственной системы образования в целом, они обязаны заботиться о распространении знаний, об
38
Между прочим, организаторы социалистической экономики это пре- красно понимали и поэтому боролись за привилегии своих отраслей. Сегодня эта проблема стоит, пожалуй, более принципиально, поскольку затрагивает не только государственный, но и частный сектор и должна решаться не путем личных свя- зей, а на основе перспективных стратегических решений. При социализме это делалось за счет государственных средств, при капитализме каждый капиталист, индивидуальный и коллективный, должен выделять часть прибыли на инвести- ции в человеческий капитал.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 30
207
укреплении научного потенциала, о культурном уровне общества, т.е. об его интеллектуальном капитале. Они должны осуществлять или финансово поддерживать инвестиции в сферу образования и повышения квалификации, направленные на улучшение качества рабочей силы, в том числе в компьютерную грамотность, а также в сферу науки в целях модернизации национального инновационно- го потенциала (182, с. 301).
Как справедливо отмечают бурятские ученые А.Н. Макаров,
А.Ю. Налетов и В.В. Доржиева, современный этап развития эко- номики и общества ставит принципиально новые задачи в области социальной политики. Ключевая характеристика этого этапа – из- менение роли человека в системе факторов производства в связи с возрастанием значения творческих и личностных элементов в трудовых процессах. Человек ставится в центр социально- экономической системы, и, возможно, более полное удовлетворе- ние всего спектра его потребностей, включая потребность в само- реализации, является как конечной целью производства, так и ус- ловием его устойчивого развития. Поэтому в современном обществе социальная политика государства призвана выполнять две основные функции: во-первых, социальной защиты, обеспече- ния социально-экономической безопасности, во-вторых, развития, что предполагает обеспечение производства социально значимых благ в сфере образования, здравоохранения, культуры, т.е. иначе говоря, инвестиций в человеческий фактор. В развитых странах сегодня через госбюджет перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП, на долю социальных расходов государства приходится от 20 до 30%
ВВП (36, с. 137).
Такие инвестиции являются наиболее продуктивными и эко- номически эффективными инвестициями. «Продукт» системы об- разования обладает наиболее длительным «сроком службы», его применение обеспечивает более существенный вклад в социально- экономическое развитие страны по сравнению с любым другим продуктом. Инвестиции в человеческий и интеллектуальный капи- тал вносят значительно более весомый вклад в экономический рост в долгосрочной перспективе, чем инвестиции в материальное производство. В современной мировой экономике «индустрия зна- ний» стала наиболее динамичным и ведущим сектором в экономи- ке стран, ускоряющих свое развитие. Эти выводы сформулирова- ны и эмпирически подтверждены многими исследованиями