Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Р. Солоу, У.Ф. Денисон, Т. Шульц, Ф. Харбисон и С.А. Майерс и др.). К сожалению, несмотря на эффективность вложений в че-
208
ловеческий и интеллектуальный капитал, многие правительства выделяют средства на образование и науку по «остаточному прин- ципу».
Понятно, что в условиях, когда хромает образовательное звено в цепочке институциональных факторов, его подъем и укре- пление становятся первоочередной задачей. Следовательно, требу- ется совершенствование институтов, обеспечивающих высокий уровень этого звена, улучшение профессиональной подготовки, привлечение в эту сферу талантливых и креативных кадров, их материальное поощрение на достаточно высоком уровне.
Почему так остро встает проблема социокультурных факто- ров? Вопрос опять-таки упирается в способность к инновациям в масштабах, обеспечивающих достойные позиции на мировой аре- не. Сегодня официально признано, что инновационная экономика не имеет альтернативы, но «инновационная экономика, способная генерировать массовый поток нововведений, особенно требова- тельна к культурной среде, к науке и образованию, к условиям для свободы творчества, предпринимательства, развития интеллекта.
Для России это означает необходимость серьезных преобразова- ний, преодоления культурного барьера» (89, с. 109). При этом Рос- сия располагает условиями для преодоления этого барьера и, воз- можно, более благоприятными, чем другие страны, вынужденные
«догонять», в числе которых, прежде всего, достигнутый ранее высокий уровень образования.
Основные пути к инновационной экономике – демократиза- ция как общества, так и бизнеса, политическая и культурная мо- дернизация, подъем общественного воспитания и образования
39
Этот вывод очевиден, хотя, к сожалению, не для всех.
Способствует ли демократия экономическому росту? Хотя в целом эмпирические измерения дают неоднозначные результаты, ряд исследований подтверждает такую корреляцию
40
. Таковы, на- пример, результаты упомянутых выше измерений, проделанных
Р. Патнэмом на историческом материале Италии (53). При этом
39
В этом плане важно далеко не только то, что происходит в школе, выс- шей школе и других воспитательных и образовательных учреждениях. Например, нелишне подумать о том, какое воспитание дала армейская казарма и дедовщина
нескольким поколениям молодежи.
40
Думается, что нет нужды ходить далеко за примерами, когда можно об- ратить внимание на ближайших соседей. Так, Финляндия, сегодня входящая в число наиболее передовых стран, имеет несколько веков истории без феодально- крепостнического строя, но с народно-представительным органом власти.
209
многие исследователи отмечают тот факт, что экономики, дейст- вующие в условиях отсутствия демократии, отличаются более зна- чительными колебаниями и неустойчивостью, более резкой и час- той сменой трендов. Это объясняется отчасти наличием более высоких барьеров для вхождения на рынок новых предприятий, что ведет к торможению отраслевой диверсификации и, следова- тельно, к более значительной неустойчивости условий развития.
Американские исследователи Д. Куберес и М. Ержмановски показали, что в ряду факторов, которые обычно связываются с экономической неустойчивостью и колебаниями темпов роста вплоть до отрицательных (качество институциональной среды, макроэкономическая политика, уровень развития финансовой сис- темы, уровень доходов, колебания цен на ресурсы), «демократия служит наиболее надежным предсказателем подверженности стра- ны резким колебаниям в тенденциях роста» (102, с. 1271). На ос- нове применения «модели демократии и диверсификации» с вклю- чением инновационных технологий исследователи пришли к выводу, согласно которому «недемократии с высокими барьерами вхождения для новых фирм страдают от высокого уровня отрасле- вой концентрации и значительных циклических колебаний, т.е. чередования периодов быстрого роста и резкого падения его тем- пов» (102, с. 1271).
Еще более показательно недавнее исследование, проведен- ное Т. Перссоном и Г. Табеллини, которые обнаружили положи- тельную корреляцию между показателями экономического разви- тия (ВВП на душу населения) и «опытом демократии»
(количеством лет демократического развития начиная с 1800 г.).
Более того, перспективы будущего развития демократии влияют на ожидания окупаемости инвестиций и, таким образом, на теку- щие экономические параметры. Однако, отмечают авторы иссле- дования, необходимо соответствующее общественное восприятие демократии, которое возникает лишь в процессе длительного и постепенного развития. Демократический капитал – результат длительного накопления «гражданских и общественных активов», его высокий уровень означает низкую вероятность авторитаризма и, таким образом, оказывает косвенное воздействие на экономиче- ский рост. При этом в условиях демократии демократический ка- питал оказывает более сильное положительное воздействие на экономический рост, чем в условиях авторитарных режимов (167, с. 89–90). Отсюда возможность благоприятного развития по типу
«магического круга»: длительный опыт демократии способствует
210
экономическому росту за счет накопления физического капитала, что помогает укреплению демократии, а это, в свою очередь, ведет к накоплению демократического капитала и дополнительным по- ложительным эффектам в области экономики и стабильности де- мократии (167, с. 123).
Е.Г. Ясин и М.В. Снеговая также отвечают положительно на вопрос о связи демократии с экономическим ростом, несмотря на отсутствие однозначного ответа в экономической теории. «Ин- новации и открытия создаются свободными людьми… а свободу обеспечивает демократия. Можно, конечно, назвать исключения… но чем меньше степень свободы, тем выше требования к творче- ским способностям человека» (89, с. 122). И, как мы видим, в этом сегодня сходятся представители разных течений общественной мысли. К этому мнению нельзя не присоединиться.
Демократизация важна не как метод оптимизации предпоч- тений на основе «коллективного выбора» (что, как показал
К. Эрроу, невозможно), но как средство, обеспечивающее через свободу выражения и представительство интересов высвобожде- ние и развитие творческого потенциала нации. Свобода, как уже подчеркивалось выше, – величайший мотиватор, в том числе для несвободного человека, который всегда надеется на достижение свободы и справедливости.
Действительно, даже в обстановке политического бесправия, а подчас и жестких социальных барьеров (и в царской России, и в большевистском Союзе) рождались талантливейшие люди, само- родки, которые при благоприятном стечении обстоятельств могли бы внести огромный вклад в развитие не только своей страны, но и мировой цивилизации, но удавалось это лишь единицам, как правило, работавшим на фундаментальную науку и военно- промышленный комплекс. Какие это обстоятельства? Во-первых, возможность получения качественного образования и развития самостоятельного мышления, не замутненного каким-либо идей- ным догматизмом и вульгаризаторством. Во-вторых, демократиче- ская среда, обеспечивающая свободу мысли и действия, простор для инициативы и новаторства.
Очевидно, что в эволюции ценностей в направлении соци- альной ответственности и демократизации нуждается также и сфе- ра корпоративного управления. На микроуровне значимость демо- кратических процедур управления проявляется с еще большей непосредственностью и очевидностью, она доказана практикой
211
эффективных предприятий всего мира и примером выдающихся предпринимателей.
Схема 2. Звенья, формирующие институциональные факторы экономического роста
Рост и процветание любой экономики, как известно, зависят от интенсивности предпринимательства и инноваций, т.е. в конеч- ном счете от эффективности мотивации людей, являющихся про- водниками этих процессов, от применения их творческих способ- ностей и созидательного предпринимательства, в то время как всякий социальный надлом, нестабильность и неуверенность не дают простора для эффективной и творческой социальной дея- тельности. Важный вывод состоит в том, что для реализации усло- вий развития необходима институциональная и социокультурная среда, стимулирующая предпринимательское и инновационное поведение. В этой системе факторов, безусловно, важная роль принадлежит конкуренции, однако эти процессы не могут и не оп- ределяются исключительно действием рыночных сил. В этой сис- теме не меньшее значение имеет демократия. И если конкуренция и демократизация играют, скорее, роль внешнего стимулятора, то предпринимательская культура и деловая этика – не менее важно- го внутреннего.
Воспитание воспитателей, подъем общественного сознания
Сфера воспитания и образования
Культура
Человеческий и социальный капитал
Творческие стимулы, креативность
Правовые и этические нормы и институты
Инновации и экономический рост
212
6. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ
И КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР
Со времени окончания эпохи «холодной войны» межкуль- турные отношения превратились в один из наиболее популярных объектов исследования в области мировой политики и экономики.
Здесь имеются различные позиции, отмечающие как межкультур- ные конфликты, так и сотрудничество культур. С этой точки зре- ния особый интерес представляют две проблемы – перспективы эволюции культурных архетипов и возможности сближения и за- имствования тех или иных их особенностей. Дело в том, что рас- пространяемые в силу объективных причин западные институты могут оказаться неэффективными на иной почве именно в силу различий культурных, исторических и демографических условий.
В условиях глобализации принятие деловых решений все в боль- шей мере сталкивается с проблемами этики, различием этических норм и этического климата. Становится необходимым более глу- бокое понимание межнациональных различий в повседневных нормах, правилах поведения, социальных факторах и т.д.
Вслед за Г. Хофстедом многие исследователи рассматривали культуру как явление достаточно стабильное и подверженное лишь весьма медленной эволюции. В последнее время, однако, дискуссия относительно значения культуры дополнилась новым, динамичным взглядом, согласно которому политические, эконо- мические и технологические условия XXI в. определяют глобаль- ные изменения в культуре. Глобализация ведет к существенному культурному «перекрестному опылению» (162, с. 326). Культуры перестают быть несвязанными и независимыми, хотя все еще не- редко рассматриваются как таковые. Было показано, что в рамках мирового бизнес-сообщества возникает однородная группа, члены которой разделяют общие ценности, установки, нормы и стандар- ты поведения, которые берут верх над различиями в культурных корнях и позициях (94).
213
В то же время с точки зрения глобального подхода нет со- мнения в том, что в мире экономики и бизнеса сегодня господ- ствует единственный культурный подход – западный, и скрытые силы других культур игнорируются многими организациями. Од- нако никакая система, включая бизнес и экономику, не может дол- го процветать при гипертрофии одного из ее элементов – ресурсы скоро истощаются и в действие вступают силы равновесия, что обычно сопровождается упадком.
Ценности американского менеджмента имеют глубокую ос- нову в социальных нормах, характерных для данной национальной культуры, что ставит под сомнение возможность их целостной им- плантации в другое общество. Тем не менее это не препятствует переносу их части на другую почву, тем более под давлением фак- тора глобализации. Тейлоризм и фордизм оказывали значительное влияние на европейский менеджмент в течение значительного пе- риода времени. В последующем эта тенденция, выражающаяся в заимствовании европейцами ценностной ориентации и методов, свойственных американскому менеджменту, продолжалась.
Так, Э.Х. Шли и М. Уорнер недвусмысленно заявляют об
«американизации» европейского менеджмента, обосновывая этот вывод такими явлениями, как введение новой практики управле- ния человеческими ресурсами под влиянием изменений на рынке труда, использование концепции «рыночной стоимости капитала», ведущее к соответствующей ориентации показателей деятельности фирм (цена акции, норма прибыли), приведение управленческих стимулов в соответствие с интересами акционеров, явном движе- нии к характерной для американского стиля мотивации на основе прибыли (системы оплаты, связь премирования с биржевыми по- казателями, опционы на акции и т.д.) (176).
Однако, по мнению специалистов, современная «американи- зация» существенно отличается и от послевоенной «передачи управленческих знаний», и от процесса экспансии американских
ТНК в Европу, в результате которого американские модели управ- ления проникли в европейские отрасли и компании, особенно в
50-е и 60-е годы XX в. Сегодня это преимущественно «домашний» процесс, состоящий в принятии англосаксонских методов и стиля управления руководством крупных европейских компаний. На современное поколение германских менеджеров могли повлиять англо-американская подготовка в области управления, опыт рабо- ты в американских фирмах или их филиалах в Германии, мас- штабное присутствие американских ТНК в Германии, демонстри-