Файл: Экономического роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
имеет отношение как к самому субъекту хозяйственной деятельно- сти, так и к его партнерам и их взаимосвязям (31, с. 9).
Сравнительный анализ культур позволяет получить в ряде случаев более глубокое объяснение различий в результатах как текущей экономической деятельности, так и развития экономики и общества на длительных отрезках времени. Сегодня прямо при- знается, что «какая-то культура в определенных отношениях мо- жет оказаться лучше-хуже других. Соответственно можно гово- рить о передовых культурах и культурах отсталых» (88, с. 92).
1.3. Эмпирические социологические исследования
В многочисленных социологических исследованиях, проде- ланных в последнее время зарубежными и отечественными спе- циалистами, прослеживаются национальные особенности культу- ры и их влияние на сферу экономики
2
. Так, исследования, проведенные по известному методу Г. Хофстеда, выявили связь социально-экономических показателей развития с такими характе- ристиками изучаемых культур, как индивидуализм (положитель- ная корреляция), неприятие неопределенности и дистанция власти
(негативная корреляция). В ряде исследований было установлено влияние параметров национальной культуры на структуру собст- венности в соответствующих странах (128; 140), а также влияние культуры на конкурентоспособность прежде всего когда культур- ные особенности способствовали притоку иностранных инвести- ций и росту производительности (110). При этом аналитические сопоставления культур нередко сопровождаются критикой миро- воззренческих основ экономических теорий и морально-этических принципов, лежащих в основе моделей индивидуалистического и конкурентного поведения в условиях рыночной экономики.
В современных западных исследованиях, посвященных ана- лизу влияния культуры на экономику, большое внимание уделяет- ся ее религиозному компоненту. Этой теме в последние годы посвящен целый ряд работ. Это вызвано, прежде всего, тем, что религия является ключевым элементом национальной духовной культуры, источником ее формирования и важнейшим ее проявле- нием. Религиозный архетип с трудом поддается изменениям и яв-
2
Проблематика измерения культурных характеристик и их связи с соци- ально-экономическим развитием подробно исследована в работе Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко (33).


27
ляется, пожалуй, самой стойкой наследственной константой любой культуры. Кроме того, это вызвано, по всей видимости, также тем обстоятельством, что принадлежность к той или иной конфессии может служить удобной и квантифицируемой переменной при по- строении моделей.
Макс Вебер подчеркивал важнейшую роль религии в разви- тии капитализма. Линию М. Вебера сегодня продолжают многие западные исследователи. Некоторые из них ограничивают свои исследования религией, другие включают в них более широкий круг факторов. Следует отметить, что западная наука, характери- зуемая сильным развитием эмпирических исследований, дает при- меры влияния религии на экономику, подтвержденные статисти- чески.
Ряд работ основан на применении методики социокультур- ного районирования в целях прогнозирования экономического развития. Этому направлению исследований посвящены, в частно- сти, недавние работы, спонсированные Всемирным банком, раз- личными фондами развития и другими международными органи- зациями. При проведении исследований широко используются данные международной статистики на основе World Investment
Report, World Values Survey, Докладов о мировом развитии Все- мирного банка, материалов ООН и др. При этом специалисты под- черкивают, что гипотезы об экономических эффектах культуры могут быть тщательно протестированы и использованы для реше- ния важных экономических проблем.
Распространенным методом сравнительного анализа огром- ного этнического, языкового и религиозного разнообразия мира, требующего обобщений, является выделение «культурных ареа- лов» (цивилизаций). Существует многообразие подобных класси- фикаций мировых культур, многие из которых основаны на выде- лении весьма неоднородных групп. Вот одна из них (126, с. 33–37).
• Западный ареал (23,6% территории и 12,2% населения мира). Единственное культурное пространство, не имеющее гео- графического единства. Включает Европу (в одних классификаци- ях всю, в других – только Западную), Северную Америку, Австра- лию, Новую Зеландию, Израиль.
• Восточно-православный ареал (15,9% территории и 4,9% населения). Отличается наименьшей плотностью населения. Имеет население других конфессий. В других классификациях часто от- дельно не выделяется, а объединяется с европейским ареалом. Це- лесообразность обособления данного ареала как единого целого

28
обосновывается, главным образом, проведением политических и экономических сопоставлений с Европой, Азией и исламским ми- ром.
• Восточноазиатский ареал (12,7% территории и 33,6% на- селения). Согласно существующей точке зрения, японская культу- ра, исторически являющаяся в значительной мере ответвлением китайской, на протяжении ХХ в. оказывала обратное влияние на материковые страны, и это служит основанием для представления соответствующего пространства как единого ареала. В него вклю- чены экономики Юго-Восточной Азии, находящиеся под китай- ским влиянием.
• Индийский ареал (2,7% территории и 19,2% населения).
Объединяется географическим единством субконтинента Южной
Азии. Основу составляет индийская (индуистская) культура с включениями буддизма и ислама. Отличается наибольшей плот- ностью населения (316 человек на кв. км).
• Исламский ареал (13,2% территории и 10,5% населения).
Включает Северную Африку, Ближний Восток, Центральную
Азию без Индонезии и Малайзии, находящихся под смешанным культурным влиянием.
• Латиноамериканский ареал (15,3% территории и 8,4% на- селения). Отличается конфессиональной однородностью (католи- ческое христианство). Основное культурное отличие от Северной
Америки – большая степень коллективизма.
• Африканский ареал (16,7% территории и 11,1% мирового населения) – включает южную и центральную части Африки.
Несмотря на всю ограниченность и произвольность, деление на культурные ареалы широко практикуется в общественных нау- ках и сегодня используется при исследовании процесса культур- ной глобализации. Анализ культурных ареалов дает возможность проводить сравнения, исторические реконструкции экономических и культурных явлений, прослеживать воздействие природных фак- торов. Подобные классификации служат основой для сбора необ- ходимых данных для количественного анализа воздействия куль- туры на экономическую деятельность.
Анализу современного состояния культурных ареалов (ци- вилизаций) и перспектив развития в соответствующем разрезе по- священ ряд международных исследований последнего времени.
Среди них исследовательский проект, финансировавшийся фонда- ми развития (EADN и GDN) в рамках программы Всемирного бан- ка (World Bank Development Grant Facility), международное иссле-


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

29
дование, проведенное Университетом «Коллегиум Будапешт», международный симпозиум, организованный Японской организа- цией внешней торговли (JETRO) при содействии Всемирного бан- ка (29; 88; 126). Так, проект, осуществленный при участии Все- мирного банка, представляет новый аспект анализа проблемы неравномерности экономического развития, состоящий в выявле- нии взаимосвязи культуры и экономики с помощью корреляции между математизированными параметрами культуры и экономи- ческой динамики.
Причина наблюдаемого последнее время нового подхода к анализу экономического роста с учетом факторов национальной культуры, включая религиозный фактор, состоит, как отмечают многие исследователи, в том числе и в отсутствии достоверных объяснений экономической динамики, сопровождающейся усиле- нием экономического неравенства между культурными ареалами, с одной стороны, и бурным развитием некоторых из них – с дру- гой. Ни сближение темпов накопления капитала, ни вложения в образование не привели к сглаживанию экономических различий между передовыми и отсталыми регионами мира. Громадный рост среднего уровня образования в целом составляет характерную черту мировой экономики в ХХ в. Нет сомнения, что экономиче- ские успехи во многом определялись вложениями в образование.
Однако и здесь есть исключения. Данные показывают, что ин- вестиции в физический и человеческий капитал, как правило, сти- мулируют экономический рост, однако в ряде случаев высокие темпы накопления и развитие системы образования не дали ре- зультата в виде ускорения роста. В то же время имеются примеры сокращения на протяжении ХХ в. разрыва между передовыми эко- номиками и успешными их преследователями, не получившие убедительных объяснений с позиций технологического прогресса.
Обнаружение этих явлений привело и к существенному пересмот- ру ряда положений экономической теории (60).
Провал централизованной плановой экономики в соревнова- нии с рыночной системой в ХХ в. показал, что планирование всей экономики из центра – не продуктивный путь для долгосрочного развития. Однако опыт Японии, Южной Кореи, Китая и ряда дру- гих стран Восточной Азии свидетельствует о том, что вмешатель- ство государства в экономику не противоречит быстрым темпам роста на протяжении десятилетий. В то же время конкретные на- правления политики, которые способствовали развитию Японии в

1950–1960-е годы, генерировали рост в Восточной Азии в 1970–

30
1980-е годы и дали толчок экономическому буму в Китае в 1980–
1990-е годы, носили характер, специфический для данного места и времени (126, с. 69).
Восточноазиатский ареал, в середине прошлого века харак- теризовавшийся низкими показателями, в последующие годы зна- чительно улучшил свои результаты. Одно из объяснений такой динамики состоит в позитивном влиянии со стороны развитых стран, позволившем развивающимся странам внедрять новые тех- нологии и осуществить индустриализацию и модернизацию.
Р. Гуо в связи с этим отмечает, что предпринимавшиеся тео- ретические попытки классифицировать экономики в зависимости от политических, исторических и культурных характеристик не дали достоверных результатов и показали всю сложность проведе- ния сравнений на институциональном уровне, а существующие теории роста оказались в этом плане противоречивыми (126, с. 69).
Классическая теория не дает удовлетворительного объяснения страновых различий в условиях производства. Разница в ресурсах и издержках принималась ею как данность, как элемент среды, в которой функционирует данная экономическая система. Базовые различия в издержках рассматривались по большей части как оп- ределяемые факторами, внешними по отношению к экономиче- ской системе, зависящими от природных ресурсов (126, с. 108).
Невозможно игнорировать тот факт, что модели человеческого поведения зависят от их разнообразной культурной основы, но важно определить, как эти различия связаны с экономическими успехами и достижениями.
В целях изучения культурных факторов и причин различий между странами и регионами и их влияния на экономический рост и международную торговлю был проведен статистический анализ эмпирических данных группы стран по ряду макроэкономических параметров (ВВП на душу населения, реальный уровень жизни) и культурных (языковых и религиозных) различий. Анализ показал, что экономики с более низкой степенью неравенства менее чувст- вительны к показателям культурного разнообразия, чем экономики с высоким уровнем неравенства, в которых культурные различия создают барьеры для международной торговли. Экономики с низ- кой степенью неравенства могут получить относительные эконо- мические преимущества в современном мире, отличающемся многообразием культур. Таким образом, можно надеяться, что культурное разнообразие превратится в положительный фактор экономического развития (126, с. 103).