Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31
Регрессионный анализ, проведенный на материале восьми развитых и развивающихся стран (США, Франция, Япония, Китай,
Индия, Бразилия и др.), показал, что в период 1980–1990-х годов влияние географического фактора на международную торговлю показало тенденцию к снижению, а культурных факторов, напро- тив, к возрастанию. Было также показано, что культурные разли- чия препятствуют торговле между странами с низким уровнем до- ходов и способствуют торговле между странами с высоким уровнем доходов. Отсюда следует, что торговые партнеры с высо- ким уровнем доходов будут менее чувствительны к культурным различиям, чем развивающиеся страны, для которых эти различия создают торговые барьеры. Если эти выводы корректны, заклю- чает Р. Гуо, они означают, что разнообразие культур обещает пре- вратить межкультурные торговые отношения в источник творче- ского подхода и потенциальной прибыльности (126, с. 139).
С помощью статистических методов было исследовано влияние факторов, отражающих религиозную и этническую при- надлежность, а также априорные убеждения и предпочтения, на экономические результаты. Так, обследование, проведенное на основе «World Values Survey», показало, что религиозное воспита- ние повышает степень доверия, испытываемого к другим людям, на 2%. Если человек регулярно посещает церковные службы, его уровень доверия повышается еще на 20% (речь идет только о ка- толиках и протестантах). Обследование, проведенное на материале
США (по данным «General Social Survey»), показало, что культура, отличающая предков иммигрантов из различных стран, оказывает влияние на убеждения современных жителей США. Таким обра- зом, культурный компонент, привнесенный в страну, продолжает воздействовать на индивидуальные убеждения даже в новой среде и по прошествии нескольких поколений (125, с. 32–33).
Исследование, проведенное на материалах «Eurobarometer», показало, что доверие между представителями различных наций возрастает, когда между соответствующими странами нет религи- озных различий, и снижается при наличии длительной истории войн, а также отдаленности генетических признаков и истории культуры. Эта зависимость доверия и, следовательно, априорных убеждений от культурных параметров становится более слабой с ростом уровня образования, подтверждая тезис о том, что более образованные индивиды при формировании убеждений в меньшей степени зависят от наследуемой культуры (125, с. 33).
32
Влияние культуры на убеждения подтверждается также ря- дом экспериментов, проведенных различными исследователями среди народностей и племен Южной Америки, Индии и Индоне- зии. В любом случае это влияние обнаруживается, если несходства убеждений индивидов, принадлежащих к различным по культуре группам, не связаны с объективными различиями явлений, к кото- рым относятся эти убеждения, а отражают лишь особенности вос- приятия.
Л. Гуизо и другие использовали сравнительные данные о по- казателях доверия в европейских странах для определения значи- мости доверия для двусторонних экономических отношений меж- ду этими странами. Исследование показало, что во всех сферах
(движение товаров, финансовых активов, прямые иностранные инвестиции) доверие оказывается значимым: страны, более дове- ряющие друг другу, имеют большие объемы торговли и инвести- ций (этот вывод не меняется при учете факторов расстояния, общ- ности границы и языка, особенностей правовой системы). Еще один тест, подтвердивший значимость фактора доверия, состоял в определении связи между степенью доверия и вероятностью заня- тия предпринимательской деятельностью (доверие повышает эту вероятность на 1,3 процентных пункта) (125, с. 35).
Наличие связи между культурой и выбором решений под- тверждается анализом использования финансовых инструментов.
Например, иммигранты в США из стран с худшей правовой защи- той инвестиций менее склонны к покупке акций. На материале
Голландии показано, что индивидуальный уровень доверия влияет на участие в биржевых операциях.
Исследования показывают, кроме того, что культура может оказывать влияние на экономические результаты через индивиду- альные ценностные установки и предпочтения. Круг определя- емых культурой экономически значимых предпочтений может быть весьма широким, о чем свидетельствуют различные исследо- вания, показавшие, например, что жилищные условия американ- ских семей зависят не только от материального благополучия, но и от культурного наследия, а количество детей – от традиций страны происхождения и т.д. Л. Гуизо и другие выбрали в качестве исследуемого канала воздействия культуры на экономические предпочтения решения относительно уровня сбережений (уровень регрессии между религиозной принадлежностью и ценностью, придаваемой воспитанию бережливости в семье, по данным
«World Values Survey», с учетом в виде управляющих переменных
33
пола, возраста, уровня образования, дохода и др.) и их влияние на уровень сбережений в экономике (коэффициент по отношению к
ВВП с учетом влияния роста среднедушевых доходов, доли лиц нетрудоспособного возраста и правительственных доходов). Ре- зультаты показали, что в объяснении страновых различий в коэф- фициентах сбережений культурные параметры столь же важны, как и экономические переменные (125, с. 39).
Культура влияет на поведение и экономические результаты также через свое воздействие на индивидуальные политические предпочтения, например, связанные с политикой правительства в отношении расходов, регулирования рынка и конкуренции, соци- альных программ и т.д. Применив свою методику исследования к материалам США по данным «General Social Survey», Гуизо и дру- гие получили результаты, согласно которым представители като- лической, протестантской и иудаистской конфессий имеют более негативное отношение к политике перераспределения доходов, чем лица, не исповедующие религии; отношение афроамериканцев к этой политике оценивается как на 20% более положительное, чем американцев британского происхождения; еще более положи- тельное отношение характерно для лиц канадского, испанского, индейского происхождения и т.д. Результаты не меняются при введении таких управляющих переменных, как различные демо- графические характеристики, уровень образования и доходов. Эти результаты могут объясняться тем, что культура американцев, предки которых имеют британские и североевропейские корни, включает убеждение в том, что успех определяется главным обра- зом личными действиями, как и в том, что вмешательство государ- ства является нежелательным (125, с. 42–43).
Поскольку культура определяет убеждения и ценности, она может иметь и более далеко идущие политические последствия.
В различных исследованиях была показана положительная связь между социальным капиталом и институциональным развитием; между склонностью к автономии, равноправию и мастерству, с одной стороны, и более высоким уровнем законности, демократи- ческой подотчетности и меньшим уровнем коррупции – с другой.
Г. Табеллини, используя данные, почерпнутые из вопросников
«World Values Survey», о доверии, моральных принципах, убежде- ниях относительно роли индивидуальных усилий, а также показа- тели уровня образования и исторические характеристики полити- ческих институтов по 69 регионам Европы, обнаружил, что качественные характеристики исторических институтов оказыва-
34
ют положительное и статистически значимое воздействие на сего- дняшние социальные ценности. Он показал, что как уровень душе- вого ВВП, так и темпы экономического роста выше в тех регио- нах, где выше показатели положительных культурных ценностей – доверия, веры в индивидуальные усилия, общественной морали и др. (183).
Специалисты Университета Западного Онтарио (Канада) ис- следовали влияние культуры на прямые иностранные инвестиции
(ПИИ), выбрав в качестве параметров, влияющих на объемы ПИИ, уровень неприятия неопределенности (по Хофстеду) и уровень доверия (93). Анализ с помощью метода множественной регрессии дал эмпирическое подтверждение воздействия элементов культу- ры принимающей страны на инвестиционные решения иностран- ных фирм, причем эти выводы остаются верными и при учете эко- номических и институциональных предпосылок притока ПИИ.
Стимулами для иностранных инвестиций, как правило, служат не только благоприятные экономические, институциональные и регу- ляторные условия, но и культурные особенности принимающей страны. Такие предпочтения в итоге отражаются в общей сумме притока ПИИ в страну. Исследование показало, что иностранные фирмы предпочитают размещать производства в странах с низким уровнем неприятия неопределенности и высоким уровнем дове- рия. Еще один вывод состоит в том, что, таким образом, культура принимающей страны через воздействие на инвестиционные ре- шения непосредственно влияет и на конкурентоспособность на- циональной экономики (93, с. 46).
Доверие, являясь важным фактором установления и разви- тия деловых отношений, способствует притоку ПИИ. В соответст- вии с определением, данным Ф. Фукуямой, «доверие есть ожидание постоянного и честного общественного поведения, ос- нованного на принципах сотрудничества» (118, с. 26). Члены об- щества с высоким уровнем доверия рассматривают других лиц как заслуживающих доверия и во взаимодействии с ними испытывают меньшую потребность в контроле и проверке, чем члены общества с низким уровнем доверия. Межличностное доверие формирует основу для доверия между организациями. Доверие привлекает
ПИИ по ряду причин: устанавливает «спонтанную коммуника- бельность», облегчает формирование новых отношений, повышает ожидания сотрудничества, снижает издержки мониторинга. Кроме того, доверие повышает эффективность ПИИ за счет снижения издержек (издержек мониторинга и издержек, возникающих в ре-
35
зультате оппортунистического поведения местных экономических агентов), а также благодаря возможности совместной работы групп и организаций на общие цели. Таким образом, устанавлива- ется положительная связь доверия с эффективностью и результа- тивностью ПИИ (98).
Среди результатов исследования обращает на себя внимание неблагоприятный показатель индекса неприятия неопределенно- сти (НН), характерный для России и Японии (хотя и не самый вы- сокий среди всех стран, представленных в исследовании), корре- лирующий с низким индексом притока ПИИ, несмотря на средние показатели доверия. В то же время Бразилия, например, имеет вы- сокий индекс ПИИ при крайне низком показателе доверия. Индия же не отличается от России по результатам ПИИ, хотя и имеет существенно лучший показатель НН и сходный показатель дове- рия. Это объясняется тем, что один фактор может оказаться более значимым, чем другой, например, высокий уровень неприятия не- определенности может ограничивать радиус действия фактора до- верия. В результате неприятие неопределенности ведет к сдержи- ванию положительного влияния доверия на приток ПИИ даже при общем высоком уровне общественного доверия.
Таким образом, вывод состоит в том, что высокий уровень доверия в сочетании с низким уровнем неприятия неопределенно- сти создают благоприятные предпосылки для привлечения ПИИ, но не гарантируют успеха. Там, где они отсутствуют, следует пре- дусмотреть компенсирующие меры с учетом всей сложности из- менения культурных установок, например информационные кам- пании, проводимые через торговые палаты и другие организации.
Еще одно исследование установило, что, несмотря на высо- кую значимость индивидуализма в американской культуре, инсти- туциональная среда приводит в действие силы, сдерживающие развитие эгоистического этического климата. Эти выводы не про- тиворечат и некоторым другим исследованиям (166, с. 476).
Конкретизируя это положение на примере американских фирм, специализирующихся на услугах в области бухгалтерского учета, исследователи отмечают, что «сильное влияние нормативных принципов, исходящее от организаций, осуществляющих руково- дство бухгалтерской профессией, нейтрализует эгоизм» (166, с. 477). Вероятно, что недавние разоблачения в США неэтичных действий в этой области также заставили бухгалтерские организа- ции уделить серьезное внимание решению этических проблем с