Файл: Экономического роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42
ность вассала феодалу была сопряжена с системой династических войн и постепенным развитием рабства», то вторые твердо убеж- дены в том, что «денежная ценность является главной целью серь- езных устремлений, а финансовая стабильность – решающим при- знаком зрелости» (6, с. 213).
В этом аспекте интересно сравнительное исследование севе- ра и юга Италии, которое показало, что некоторые характеристики человеческого капитала в городах Центральной и Северной Ита- лии положительно связаны с их длительным историческим суще- ствованием в прошлом как свободных городов-государств. Это исследование подтверждает высказанное Р. Патнэмом мнение, что
«последствия исторического опыта сказываются через века» (53).
На примере России и ее сравнения со странами Центральной и Восточной Европы, бывшими частью СССР или его сателлита- ми, хорошо видно, что фактор культуры, идущей из глубины ве- ков, сформировавшейся на протяжении исторического периода развития нации и государства, оказывается во многих отношениях сильнее, чем воздействие характера экономической системы со всеми ее типами собственности, рыночными или плановыми от- ношениями и т.д. В России возник интересный (впрочем, име- ющий место и в других странах) уже многовековой феномен: вла- сти (их социальные основы, элиты, формы, административные структуры) сменяют друг друга, а образ правления сохраняет не- которые «родовые» черты.
Стойкость культурного стереотипа проявляется, например, в сохранении примата производителя над потребителем во всех сфе- рах – производства, обслуживания, государственного управления – несмотря на переход от директивной (квазиплановой) экономики к частнособственнической (квазирыночной) экономике. Каждая структура заботится, прежде всего, о собственных корпоративных интересах, а не об интересах тех, кого она призвана обслуживать.
Можно применять различные экономические, организационные меры, но необходимо создание культуры обслуживания потреби- теля, что значительно труднее, но без чего все они окажутся пал- лиативом.
Даже коренные преобразования форм собственности не ве- дут к немедленным кардинальным изменениям отношения к труду и других компонентов культуры (на что они рассчитывали), что служит подтверждением их устойчивости. Этот тезис верен не только для современной российской трансформации из социализ- ма в капитализм, но и для большевистской трансформации из ка-


43
питализма в социализм. Мы видим здесь стойкость черт культуры, сохраняющих свои особенности, несмотря на суровые историче- ские катаклизмы
3
О стойкости национальных черт культуры и менталитета го- ворят многие примеры их сохранения в ином культурном окруже- нии. Хорошо известен описанный в литературе опыт хозяйствова- ния российских немцев Поволжья, долгое время сохранявших черты традиционной агрокультуры. В Омской области еще суще- ствуют немецкие поселки, население которых живет в немецких домах, готовит немецкие блюда, поддерживает соответствующие бытовые условия. Подобные явления нередки среди представите- лей многих национальностей, осевших в странах Латинской Аме- рики, которые сохраняют не только народные обычаи, но и харак- терные для своей культуры приемы труда, агротехники и т.д.
Подобных примеров, когда общественные экономические отношения несут отпечаток исторических традиций и сложивших- ся ценностей, немало. Также немало примеров влияния культур- ных факторов на динамику экономического развития. Так, в Ин- дии огромным тормозом развитию стала кастовая система, при которой члены касты имеют заранее определенное, наследственно передаваемое занятие и место в обществе. Социальная сегрегация препятствует возникновению и распространению новых идей, рос- ту производительности за счет эффективного распределения заня- тости, обмена видами деятельности (126, с. 73). Аналогичную роль в России играло наследие крепостного права и сохранение вплоть до ХХ в. сословных ограничений и привилегий. Хорошо известно, что дореволюционная Россия не отличалась равенством людей пе-
3
Устойчивость феномена культуры определяет и устойчивость отношения внешних наблюдателей к ее носителям. В условиях разразившегося в 2008 г. ми- рового кризиса правительства США, стран Европы резко усилили вмешательство государства в экономику, дошедшее до прямого финансового спасения предпри- ятий-банкротов путем скупки их акций, что рядом комментаторов было воспри- нято как фактическая национализация и, во всяком случае, как отказ от политики экономического либерализма. Реакция доходила до удивления, но не более того.
Россия же, еще ничего фактически не предприняв, уже попала под подозрение в возможном возврате к огосударствлению экономики (это касалось прежде всего банковского сектора), что даже вынудило Президента опровергать такую воз- можность в официальном послании Федеральному собранию. Мир еще не изба- вился от подозрений в отношении России как наследницы СССР с его внутренней и внешней политикой, институтами, личностными и интеллектуальными свойст- вами лидеров и т.д., и Россия еще не избавила его от них.


44
ред законом, правосудием, отсутствием коррумпированного чи- новничества. В России сословность была уничтожена фактически только революциями ХХ в., что, однако, не привело к торжеству права и защиты собственности.
Исследователи указывают, например, на то, что важную роль в экономическом развитии стран восточноазиатской цивили- зации сыграли характерные для этого ареала высокий уровень гражданской идентичности и национальной гордости. Исламской культуре свойствен определенный консерватизм, трудное воспри- ятие изменений, что сдерживает структурные изменения экономи- ки, затрудняет переход к инновационному типу развития. Анало- гичная ситуация в известной мере характерна и для России.
В большинстве стран Восточной Азии большое влияние на межличностные отношения и сохранение их традиционного харак- тера оказали этические нормы конфуцианства. Здесь выработалась особая культура, придающая большое значение гармонии чувств и богатству духовной жизни. Это определило, по крайней мере час- тично, экономическую культуру. Несмотря на древнюю цивилиза- цию и технологические достижения, Восточная Азия далеко от- стала от Запада в XIX и значительной части ХХ в. В качестве причин называются непотизм, значимость личных связей и про- текция, взяточничество и коррупция, консерватизм и преклонение перед властью, превратившиеся в негибкость и неспособность к инновациям. Однако после 1980-х годов возникло мнение, что не- которые традиционные «азиатские» ценности способствовали вы- дающимся экономическим успехам.
Китайская культура характеризуется сложностью, перепле- тением конфуцианства, буддизма и даосизма, сохранявшим гармо- нию в течение длительного периода. Вероятно, благодаря этому выработалась гордость прошлыми достижениями, принадлежно- стью к «Срединной империи», несмотря на огромную экономиче- скую отсталость. Этноцентризм и самоудовлетворенность – черты долгого периода изоляционизма в китайской истории. Экономиче- ские достижения Японии во второй половине ХХ в. связываются с религией синтоизма, одним из следствий которого в общественной жизни является «агрессивный патриотизм» (его примером служит поведение японцев во время Второй мировой войны), а в экономи- ке – патриотическое отношение к работе на своем предприятии.
«Семейный дух» в значительной мере перенесенный на фирму, способствовал развитию сотрудничества и росту производитель- ности. Особенности менеджмента, отношения к труду, коллективу


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

45
непосредственно связывались с чертами национальной японской культуры, традициями и ценностями. Японцы еще в Средние века заимствовали важные элементы китайской цивилизации и не по- считали зазорным в Новое время копировать западную модель, показавшую технологическое превосходство (126, с. 77).
Примеры таких стран, как Англия, Голландия, Япония, вы- росших за счет крайне рационального использования ресурсов, обеспечиваемого четким определением прав, и прежде всего права собственности на эти ресурсы, наталкивают на мысль о том, что скудость природы вызывает развитие человеческой способности к адаптации, приспособительной реакции, способности к творче- скому мышлению. Возникают стимулы к новаторству и выработке новых способов взаимодействия с природой, к новым комбинаци- ям имеющихся ресурсов, к созидательному предпринимательству.
Надо полагать, что там, где наличествует изобилие ресурсов, воз- никает опасность развития противоположных тенденций – консер- ватизма, косности, отсутствия инициативы, которые необходимо преодолевать.
Очевидно, что дефицит одних ресурсов ведет к развитию других, возникает реакция замещения. Дефицит природных ресур- сов ведет к развитию человеческих ресурсов, он компенсируется этим развитием. Но человеческие ресурсы более производительны, чем какие-либо другие. Люди, обладающие новым знанием, более производительны, чем те, кто довольствуется старым. В этом со- стоит механизм возрастания эффективности. Таков, в сущности, магистральный путь экономической эффективности и роста.
Россия уникальная страна в том смысле, что слишком мно- гое в ее прошлом и настоящем определяется природными факто- рами – ископаемыми и другими ресурсами (топливо, металл, лес), географическим положением (включая наличие морских и сухо- путных путей сообщения), климатом. В российской исторической науке роль природного фактора исследована В.О. Ключевским и другими учеными. Влияние природных условий на развитие куль- туры прослеживается от воздействия на производство, приемы труда, технику до особенностей быта и духовной жизни. При этом нельзя забывать, что для России одним из ее главных ресурсов, притом возобновляемым (с точки зрения плодородия), была и ос- тается земля, а отрицательным фактором, снижающим качество этого ресурса, – климатические условия. Поэтому «вопрос о зем- ле» на протяжении всей истории был здесь важнейшей проблемой социально-экономического развития.