Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследование заключалось в выявлении и уточнении состояния всех компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей (мотивационно-личностного, гностического, коммуникативно-деятельностного и компетентностного опыта) и велось с помощью методов анкетирования, самоанализа, эксперимента, игрового моделирования и решения педагогических ситуаций, интервьюирования, наблюдения за общением родителей с детьми.

Такой подбор методик позволил составить наиболее полное представление об уровне педагогической компетентности родителей, избежать субъективизма и ошибок при интерпретации ответов.

Для выявления состояния сформированности мотивационно-личностного и гностического компонентов компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей, было проведено анкетирование родителей воспитанников детских садов. Родителям была предложена первая анкета, которая содержала перечень различных качеств личности: ловкость, аккуратность, честность, доброта, дисциплинированность, трудолюбие и т.д. Респондентам предлагалось выбрать три наиболее значимых и проранжировать их по степени убывания.

Анализ анкет показал, что 90 респондентов (50 %) считают самостоятельность наиболее важным качеством личности, которое необходимо воспитывать у детей старшего дошкольного возраста, 15 родителей ставят это качество на второе и третье место по значимости, а для 40 респондентов самостоятельность не является первостепенным качеством, которое необходимо воспитывать в дошкольном возрасте (ниже третьего места). Мы пришли к убеждению, что респонденты, которые поставили самостоятельность на одно из начальных мест при ранжировании, так как считают, что их дети не проявляют самостоятельность в жизни и именно поэтому это качество необходимо у них формировать.

Полученные данные были существенно дополнены результатами второго анкетирования. Родителям была предложена анкета, которая включала открытые вопросы общего содержания и специфичные вопросы. Вопросы общего содержания позволили нам определить ценностные ориентации родителей, выявить их понимание понятия «самостоятельность». Специфичные вопросы были связаны с выполнением воспитательных функций родителей, знанием собственного ребенка, созданием условий для проявлений самостоятельности детей.

Примечательно, что наиболее значимыми качествами в жизни человека большинство родителей считают целеустремленность, ответственность, уверенность в себе, уважение к людям, жизнелюбие, самостоятельность, трудолюбие и хотели бы воспитать эти качества у собственных детей. Однако, в списке качеств, уже сформированных у детей, данные качества практически отсутствуют. Кроме того, на вопрос о наличии постоянных домашних трудовых обязанностей ребенка больше половины ответов (68 %) были отрицательными. Из 32 % ответов наиболее частыми были:
«убирать за собой игрушки», «мыть посуду», «выносить мусор», «носить пакеты с продуктами», «кормить хомяка, протирать клетку», «складывать свои вещи», «вытирать пыль», «поливать цветы».

На вопрос об отношении ребенка к своим обязанностям, деятельности или помощи родители отвечали: «Проявляет иногда инициативу», «чаще делает с удовольствием», «выполняет добросовестно», «проявляет активность, если интересно». Но были и такие ответы: «Иногда ленится», «приходится не раз повторять», «вообще игнорирует», «слышит то, что ему надо!», «часто просит помощи», «инициатива проявляется в магазине в виде фразы «Купи!».

Представления родителей о самостоятельности ярко характеризуют ответы на вопрос, что самостоятельно может делать ребенок старшего дошкольного возраста: «играть, рисовать, есть, одеваться, читать, писать», «убирать за собой, свои игрушки», «приготовить бутерброд», «сама себя занять, включить любимый фильм, компьютер», «завязывать шнурки», «мыться, чистить зубы» и т.п.

Третья анкета включала группы открытых вопросов и незаконченных предложений. Каждый вопрос был предложен два-три раза в различных формулировках, что позволило проанализировать варианты ответов и выявить наиболее достоверные представления отвечающего. Каждая группа вопросов решала конкретные диагностические задачи с целью выявления характера детско-родительских взаимоотношений; наличия таких характеристик родительской компетентности, как знание особенностей возраста, психоэмоционального развития дошкольника; представлений о приоритетах в развитии ребенка; модели воспитания в семье, методов воспитания самостоятельности и др., что является показателями гностического компонента педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.

Особый интерес вызвали продолжения неоконченного предложения – «Чтобы воспитать у детей самостоятельность нужно»: «больше давать свободы в действиях и поступках», «предоставлять самостоятельность», «предоставлять инициативу, меньше опекать и давать советов», «поощрять самостоятельность», «показывать на личном примере», «меньше суетиться»; было и такое продолжение: «доходчиво объяснять ему, что от него требуется», «терпение». Больше половины респондентов оставили этот вопрос без ответа, что даёт основание предполагать некомпетентность родителей в данном вопросе.



Для выявления заинтересованности родителей в успешном результате воспитания самостоятельности у детей, осознания роли и функций самостоятельности ребенка для самореализации, знания о разных проявлениях самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте с родителями было проведено интервью. Предлагалось индивидуально ответить на следующие вопросы: «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок был самостоятельным?»; «Считаете ли Вы своего ребенка самостоятельным? Почему? В чем это проявляется?».

Для самоанализа воспитательной деятельности родителей были предложена четвертая анкета, которая содержала перечень методов и приемов воспитания самостоятельности у детей. Респондентам предлагалось отметить в таблице, знакомы ли они с данными методами и как часто их применяют. Анализ анкет показал, что наиболее популярными методами и приемами воспитания детей являются: совет, указание, объяснение, поощрение, напоминание, помощь, обучение. Положительную оценку деятельности детей иногда применяют 30 % респондентов и почти никогда –15 % из 90 родителей. Наказание как метод редко используют 60 % родителей, иногда –30 % и часто –5 % респондентов, никогда не используют 5 % человек. Незнакомыми для родителей оказались такие приемы и методы: создание эмоционального предвосхищения результатов деятельности ребенка, чтение художественной литературы и просмотр мультипликационных фильмов с анализом поступков героев, метод «внешнего средства», техника «Я – сообщение».

Полученные данные убеждают в том, что большинство родителей с одной стороны обладает высокой заинтересованностью в успешном результате воспитания самостоятельности у детей, высоко ценит значимость воспитания самостоятельности у ребенка дошкольного возраста, с другой – часто не владеет знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности, не адекватно оценивают деятельность и не создают благоприятную среду для проявлений самостоятельности ребенка.

Эксперимент помог определить социально-педагогические установки родителей по отношению к собственному ребенку, оценить характер и содержание воспитательных действий родителей, составить представление о внутрисемейной ситуации, особенностях взаимоотношений, уровне взаимопонимания в паре «родитель-ребенок».

Эксперимент проводился с подгруппами детско-родительских пар. Его целью было определение уровня мотивационно-личностного и коммуникативно-деятельностного
компонентов компетентности родителя в воспитании самостоятельности ребенка. Детско-родительским парам предлагалось создать творческую работу для тематической выставки, участие взрослого при этом должно было быть минимальным. Дети с их родителями размещались за отдельными столами со всем необходимым материалом для работы. За всей деятельностью следили наблюдатели, которые фиксировали, предоставляет ли родитель ребенку самостоятельность в выборе замысла работы, материалов, помогает или старается все сделать вместо него, какие приемы и методы использует, насколько доверительные выстраиваются взаимоотношения во время работы, делает ли родитель замечания, указания, какие слова одобрения использует и т.п.

Результаты наблюдений во время эксперимента позволили оценить, насколько сформированы у родителей мотивационно-личностный и коммуникативно-деятельностный компоненты компетентности. В ходе сопоставления полученных диагностических данных была обнаружена прямая зависимость уровня проявлений самостоятельности ребенка от уровня компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей. Кроме этого, эксперимент позволил заметить несоответствие письменных ответов родителей их практическим действиям в общении с ребенком.

Наличие компетентностного опыта выявлялось с помощью методов игрового моделирования, наблюдения и решения педагогических ситуаций, которые предполагали обнаружить у родителей педагогические знаний, умения и навыки воспитания самостоятельности ребенка, применение их на практике, в спонтанных или в специально-организованных компетентностных ситуациях.

Сначала родителям предлагалось письменно решить несколько педагогических ситуаций:

  • ситуации, в которых необходимо было поставить ребёнка из пассивной в активную позицию;

  • ситуации-тесты с вариантами ответов, которые отражали запрещающую или поддерживающую позиции взрослого в отношении действий ребенка.

Пример задания для родителей с целью постановки ребенка в активную позицию: «Вы хотите, чтобы ребенок взял на себя обязанность поливать цветы. Фраза «Возьми лейку…налей воды… полей растения!» ставит ребенка в пассивную позицию. Подберите выражение, которое позволит ребенку занять активную позицию». Родитель должен был сформулировать предложение и записать его, например: «Давай вырастим самые красивые цветы! Для этого нужно за ними ухаживать».


В бланке с ситуацией-тестом родителю необходимо было отметить ответ, по его мнению, отражающий поддерживающую позицию взрослого в отношении действий ребенка.

Анализ решений педагогических ситуаций-тестов практически не вызвал затруднений у родителей – большинство (80 %) выбирали правильные варианты ответа, наиболее верно отражающие поддерживающую позицию взрослого, тогда как решение педагогических ситуаций постановки ребенка в активную позицию, требующее подобрать и сформулировать собственный ответ, удалось найти только 25 % родителям. Остальные 75 % подбирали фразы, которые оставляли ребенка в пассивной позиции. Это говорит о том, что в общении с детьми родители чаще используют предложения-указания, предложения-просьбы, не позволяющие ребенку занять активную позицию, проявить инициативу, стать субъектом своей деятельности. Данный вывод подтвердился также в результате использования следующего метода констатирующего исследования – игрового моделирования.

Игровое моделирование заключалось в проигрывании ролей взрослого и ребенка в парах. Участникам предлагалось разделиться на пары, случайно выбрать карточку с описанием ситуации, смоделировать её и обыграть. Наблюдатели отмечали поведение «родителя» в паре по следующим параметрам: наличие умений поддержать инициативу «ребенка», поставить его в активную позицию субъекта своей деятельности; применение эффективных методов воспитания самостоятельности. Выяснилось, что родителям с трудом давалось предоставить «ребенку» больше самостоятельности.

Результаты анализа игрового моделирования дополнились данными анализа наблюдений за общением родителей с детьми во время привода ребенка в детский сад и ухода домой. Наблюдение осуществлял воспитатель группы по тем же параметрам.

В результате исследования обнаружилось несоответствие практических действий родителей их письменным ответам, что подтвердило данные анализа проведенного и описанного выше эксперимента: родители, обладая достаточными знаниями и умениями в воспитании самостоятельности ребенка, не активизируют, не интегрируют их, и, соответственно не применяют в практике семейного воспитания, что говорит о недостаточном компетентностном опыте и необходимости его расширения.

Полученные данные позволили распределить выборку по уровням проявления компонентов педагогической компетентности, которые представлены ниже в табл. 4.