Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 4
Распределение выборки по уровням проявления компонентов
педагогической компетентности родителей
в воспитании самостоятельности у детей (в %)
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Мотивационно-личностный компонент | |||||
ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ |
45 | 40 | 32,5 | 37,5 | 22,5 | 22,5 |
Обладает высокой заинтересованностью в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка. Ярко выражены: понимание роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Постоянно проявляет рефлексию и эмпатию, самоконтроль. | Обладает заинтересованностью в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка. Не ярко выражены: понимание роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Проявления рефлексии и эмпатии, самоконтроля непостоянны. | Обладает низкой заинтересованностью или не заинтересован в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка. Не понимает роли и функции самостоятельности ребенка для самореализации. Стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности выражено слабо или не выражено; Не проявляет или проявляет очень редко рефлексию и эмпатию; Коммуникативно | |||
Коммуникативно-деятельностный компонент | |||||
ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ |
2,5 | 7,5 | 40 | 42,5 | 57,5 | 50 |
Полностью владеет методами воспитания самостоятельности у ребенка и рационально их применяет. Умеет привлечь внимание ребенка и развивает его положительное отношение и интерес к различным видам деятельности; создает благоприятную среду для проявлений самостоятельности ребенка. Способствует появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности. Строит взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (адекватно оценивает деятельность ребенка, поддерживая его самооценку, верно определяет эмоциональное состояние ребенка, выбирает адекватные способы общения с ребенком, умеет устанавливать с ребенком партнерские взаимоотношения). | Владеет методами воспитания самостоятельности у ребенка не в полной мере. Умения привлечь внимание ребенка и развивать его положительное отношение и интерес к различным видам деятельности выражены не ярко; придает слабое значение созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка. Не всегда уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Умение строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики выражены не ярко (не всегда адекватно оценивает деятельность ребенка и поддерживает его самооценку, не всегда верно определяет эмоциональное состояние ребенка и выбирает адекватные способы общения с ребенком, умение устанавливать партнерские взаимоотношения с ребенком выражены не ярко). | Не владеет методами воспитания самостоятельности у ребёнка. Умение привлечь внимание ребёнка к различным видам деятельности выражено слабо; не придает значение созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка; Не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (оценивает деятельность ребенка не адекватно, не поддерживает его самооценку, не определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы общения с ребенком, не умеет наладить партнёрские взаимоотношения с ребенком) | |||
Гностический компонент | |||||
ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ |
5 | 5 | 45 | 50 | 50 | 45 |
Обладает в полном объёме знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности ребенка (самостоятельность как интегративное качество личности; разные проявления самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте; особенности становления самостоятельности в разных видах деятельности), о психологических особенностях личности ребенка; об эффективных методах и приемах воспитания самостоятельности у ребенка в семье. Проявляет ярко выраженную потребность в постоянном пополнении знаний. | Обладает знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности ребенка; о психологических особенностях личности ребенка; об эффективных методах воспитания самостоятельности ребенка в семье не в полном объёме. Потребность в пополнении знаний выражена недостаточно. | Не обладает знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности ребенка; психологических особенностей личности ребенка; эффективных методов воспитания самостоятельности ребенка в семье. Потребность в пополнении знаний не выражена. | |||
Компетентностный опыт | |||||
ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ |
2,5 | 5 | 25 | 22,5 | 72,5 | 72,5 |
Педагогические знания, умения, навыки воспитания самостоятельности у ребенка, апробированные в действии, приобретенные через решение специальноорганизованных компетентностных задач-ситуаций, освоены родителем в полной мере, активизируются, интегрируются, и успешно применяются в семейном воспитании. | Педагогические знания, умения, навыки воспитания самостоятельности у ребенка, апробированные в действии, приобретенные через решение специальноорганизованных компетентностных задач-ситуаций, освоены родителем не в полной мере, не всегда активизируются, интегрируются, и применяются в семейном воспитании. | Педагогические знания, умения, навыки воспитания самостоятельности у ребенка, апробированные в действии через решение специально-организованных компетентностных задач-ситуаций, не освоены, не активизируются, не интегрируются и не применяются в семейном воспитании. |
Результаты по показателям сформированности компонентов педагогической компетентности родителей в экспериментальной и контрольной группах примерно равны.
Таким образом, совокупный анализ данных второго направления исследования позволил составить обобщенный портрет современного родителя [55], который отражает его недостаточную компетентность в воспитании самостоятельности ребенка дошкольного возраста:
-
Высоко заинтересован в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка; понимает роль самостоятельности для самореализации ребенка. -
Не ярко выражает стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности; непостоянно проявляет рефлексию и эмпатию. -
Обладает недостаточными знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности ребенка; психологических особенностей личности ребенка; не знает эффективных методов воспитания самостоятельности ребенка в семье; потребность в пополнении знаний выражена не достаточно. -
Не владеет эффективными методами воспитания самостоятельности у ребёнка. Умение привлечь внимание ребёнка к различным видам деятельности выражено слабо. -
Не придает значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка; не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. -
При построении взаимоотношений с ребенком не учитывает принципы гуманистической педагогики (часто оценивает деятельность ребенка не адекватно, не поддерживает его самооценку, с трудом определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы общения с ребенком, имеет проблемы в установлении партнерских взаимоотношений с ребенком). -
Осознаёт значимость совершенствования своих воспитательных умений.
Анализ результатов первых двух направлений констатирующего эксперимента подтвердил существующую зависимость особенностей проявления самостоятельности детей дошкольного возраста от уровня соответствующей компетентности родителей и позволил обосновать необходимость формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.
Полученные статистические данные обнаружили потребность в изучении опыта практической работы по повышению педагогической компетентности родителей в условиях дошкольной организации, что являлось третьим направлением исследования.
Сбор информации осуществлялся в форме мониторинга деятельности дошкольных образовательных организаций по повышению педагогической компетентности родителей, который включал анкетирование педагогов детских садов, интернет-опросы, анализ сайтов образовательных организаций, открытых встреч с родителями, педагогической документации (планов воспитательно-образовательной работы, протоколов родительских собраний, отзывов о мероприятиях для родителей).
Руководителям детских садов для отслеживания изменений и количественной оценки качества работы дошкольной образовательной организации по поддержке компетентности родителей в семейном воспитании ребенка были предложены несколько основных мониторинговых методик, а также перечень дополнительных методов из литературных источников для свободного выбора.
Были определены основные критерии качества работы детского сада по повышению компетентности родителей:
-
качество руководства ходом реализации программы; -
качество профессионального мастерства педагогического коллектива в сотрудничестве с родителями; -
интерес самих родителей и их отношение к инициативам ДОО по реализации программы. По каждому критерию выделен ряд показателей.
В ходе проведения мониторинга коллективам детских садов предлагалось самостоятельно оценить в баллах тот или иной показатель в работе детского сада по трёхуровневой шкале: «высокий уровень» (3 балла), «достаточный уровень» (2 балла), «недостаточный» (1 балл).
Данные самооценки по детским садам анализировались нами и фиксировались в «Таблице итоговых данных мониторинга по округу», «Сводной таблице мониторинговых данных по округу».
Обобщение результатов мониторинга позволило составить объективное представление о качестве работы дошкольных образовательных организаций по повышению педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста (см. табл. 5).
Таблица 5
Средние показатели данных по реализации городской программы
«Мичуринская семья – компетентные родители»
в дошкольных образовательных организациях
№ п/п | Критерии | Количество ДОО по набранным баллам, в % | ||
Высокий уровень | Достаточный уровень | Недостаточный уровень | ||
1 | Качество руководства ходом реализации программы | 13,3 | 50,9 | 35,8 |
2 | Качество профессионального мастерства педагогического коллектива | 14,6 | 54 | 31,4 |
3 | Отношение родителей к инициативам ДОО по реализации программы | 32 | 49,5 | 18,5 |
Таким образом, недостаточному уровню руководства ходом реализации программы повышения компетентности родителей соответствуют 35,8%. В ДОО отсутствует инициативность кадрового ресурса в реализации программы, не организована работа творческих групп, советов по внедрению инноваций; не все специалисты участвуют в процессе повышения компетентности родителей; недостаточно используется материально-техническая база для реализации программы (технические средства; библиотека семейного чтения; игротека; интернет-ресурсы и др.); не осуществляется поддержка родительской компетентности в вариативных формах дошкольного образования.
Недостаточный уровень профессионального мастерства зафиксирован в педагогических коллективах более чем в 31 % ДОО: отсутствует системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в сотрудничестве с семьей; педагоги не владеют методами изучения социокультурных особенностей семей, не участвуют в разработке и внедрении образовательно-игровых программ для разных категорий родителей.
Руководители 18,5 % дошкольных образовательных организаций оценили отношение родителей к инициативам своего детского сада ниже достаточного уровня. В данных ДОО нет практики организации родительских встреч по обмену собственным опытом, презентаций детско-родительских проектов, досугов, т.е. родители не принимают участие в трансляции собственного опыта семейного воспитания.
Количественный анализ результатов показал, что большинство педагогов владеют культурой общения с родителями на достаточном уровне. Однако отмечается недостаточный уровень участия педагогов в разработке и внедрении образовательно-игровых программ для разных категорий родителей и использования одной из эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей – трансляции собственного успешного опыта семейного воспитания.
Для уточнения и расширения данных о готовности педагогов ДОО к взаимодействию с родителями с целью повышения их педагогической компетентности в воспитании самостоятельности детей, воспитателям был проведен интернет-опрос на основе разработанной нами анкеты.
Анкета содержала ряд закрытых вопросов, позволяющих педагогам оценить: собственную готовность к повышению компетентности родителей (наличие знаний о семьях воспитанников; о методах и приемах воспитания самостоятельности детей в семье; наличие осознания своих ошибок и трудностей в организации взаимодействия с родителями, признание ведущей роли семьи, родителей в социально-личностном развитии детей; готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями; умение учитывать специфику семейного воспитания, социальные запросы и уровень педагогической компетентности родителей при организации общения с родителями; регулярность организации традиционных и
нетрадиционных форм общения с семьей, использования методов активизации родительского опыта; владение своими коммуникативными навыками.
Данные качества педагоги оценивали по четырём степеням (нулевой, недостаточной, достаточной, высокой).
Анализ анкет показал, что свою готовность к общению с родителями респонденты считают достаточной, однако свои знания о методах и приемах воспитания самостоятельности детей в семье 16 % считают недостаточными, и 24 % педагогов отмечают, что в недостаточной степени организуют традиционные и нетрадиционные формы общения с семьей, не используют методы активизации родительского опыта с целью повышения педагогической компетентности родителей.
Критериями наблюдения и анализа послужили: планирование и использование в работе нетрадиционных форм взаимодействия с родителями; применение методов активизации родительского опыта; планирование и организация встреч с родителями, посвященных воспитанию самостоятельности детей.
Как показали наблюдения, педагоги практикуют в основном традиционные формы работы с родителями: консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, конкурсы, выставки, а также наглядные формы педагогического просвещения. Отдельные нетрадиционные формы взаимодействия (совместные спортивные досуги, праздники, игры-путешествия) используют в работе в основном воспитатели по физической культуре, музыкальные руководители. Наиболее распространенными являются монологические формы донесения информации при практическом отсутствии активности самих родителей.
Полученные в ходе наблюдений результаты были дополнены данными анализа педагогической документации (планов воспитательно-образовательной работы, протоколов родительских собраний, отзывов о мероприятиях для родителей).
Выявлено, что только 25 педагогов из 60 учитывают в своей работе такие актуальные направления, как повышение педагогической компетентности родителей; совместная деятельность коллектива организации, детей и родителей. 30 педагогов привлекают родителей к образовательному процессу. В планах 38 педагогов отмечен дифференцированный подход к деятельности по повышению компетентности родителей с учетом возрастных особенностей детей и разного контингента родителей, актуальных вопросов и проблем воспитания и обучения (например, беседы о воспитании произвольного внимания у старших дошкольников