Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2

Экспериментальное исследование формирования

педагогической компетентности родителей

в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста
2.1. Современное состояние компетентности родителей

в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста

Исследование на констатирующем этапе было направлено на выявление актуального состояния сформированности педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.

В ходе констатирующего этапа экспериментального исследования были поставлены задачи:

  1. выявить характер проявлений самостоятельности детей дошкольного возраста;

  2. изучить состояние компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста;

  3. проанализировать процесс повышения педагогической компетентности родителей в условиях ДОО (готовность педагогов к общению с родителями, содержание, формы и методы взаимодействия с родителями и степень их ориентации на повышение родительской компетентности в воспитании самостоятельности детей).

Исследование осуществлялось посредством комплекса взаимодополняющих методов, которые позволили с разных точек зрения, глубоко взглянуть на изучаемую проблему: интервьюирование детей и родителей, анкетирование, ранжирование, эксперимент, анализ открытых встреч с родителями, серия наблюдений за деятельностью детей, беседы с детьми, анализ педагогической документации ДОО. Для интернет-опросов широко использовались возможности информационных технологий.

Констатирующее исследование, которое осуществлялось комплексно, мы условно представили тремя основными направлениями:

  1. выявление характера проявлений самостоятельности детей дошкольного возраста;

  2. изучение особенностей компетентности родителей: выявление уровня всех компонентов педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей (мотивационно-личностного, гностического, коммуникативно-деятельностного и компетентностного опыта);

  3. анализ существующего процесса повышения педагогической компетентности родителей в условиях ДОО.

Работа по реализации каждого направления отличалась спецификой задач, методов и выборкой контингента.


Актуальность первого направления исследования основана на предположении о наличии зависимости особенностей проявления самостоятельности детей дошкольного возраста от уровня соответствующей компетентности родителей. Для этого были организованы наблюдения за деятельностью детей старшего дошкольного возраста и их интервьюирование по составленному нами вопроснику.

Выбор критериев наблюдения был сделан на основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме самостоятельности:

  • наличие интереса ребёнка к деятельности;

  • умение действовать без чьей-либо помощи при выборе цели, содержания, средств и способов деятельности, умение самостоятельно выполнить посильную, но достаточно сложную деятельность;

  • проявление исполнительности, инициативности (умение по собственному побуждению стремиться к цели и достигать ее, вносить в деятельность элементы новизны), ответственности;

  • наличие самоорганизованности, элементов самоконтроля, самооценки своих действий и поступков.

Учитывая, что самостоятельность – «относительно устойчивая характеристика ребенка старшего дошкольного возраста, обнаруживающаяся с известным постоянством в различных ситуациях» [41], наблюдение за детьми проводилось ежедневно во время разных видов детской деятельности в течение двух недель.

Анализ наблюдений позволил нам разделить выборку на три группы по характеру проявлений самостоятельности детей.

К высокому уровню сформированности самостоятельности мы отнесли детей, которые проявляли устойчивый интерес к разным видам деятельности, показали умение ставить цель и достигать ее; самостоятельно выбирали себе дело, самостоятельно готовили всё необходимое; вносили в деятельность элементы новизны и творчества; доводили начатое дело до конца, не прибегая без необходимости к помощи взрослых; проявляли активность, инициативу; контролировали и адекватно оценивали свои действия, что привело к их целенаправленности, тщательности и старательности выполнения, к стремлению преодолеть трудности.

Средний уровень демонстрировали дети, которые проявляли интерес лишь к отдельным видам деятельности, самостоятельно выбирали себе дело, но не всегда доводили начатое до конца, часто просили помощи у взрослых; охотно выполняли просьбы и поручения

, участвовали по собственной инициативе в совместной деятельности, но были не всегда старательны, не устойчивы в стремлении преодолевать трудности.

Группу с низким уровнем проявления самостоятельности составили дети, которые часто не могли без помощи взрослого найти себе дело; выполнить задание, постоянно нуждались в подсказке и обращались к взрослому за помощью; при выполнении задания часто отвлекались, отклоняясь от цели; при возникновении трудностей теряли интерес к деятельности; не проявляли желание участвовать в совместной деятельности.

Анализ наблюдений показал, что только 14,5 % детей из 70 имеют достаточно высокий уровень проявления самостоятельности. Среднему уровню проявления самостоятельности соответствуют 40,5 % ребенок и 45% дошкольников – низкому, что говорит о необходимости целенаправленного формирования данного качества у детей.

Интервью, которое проводилось индивидуально с каждым ребенком группы, позволило выявить представления детей о самостоятельности и самостоятельном человеке; о проявлениях самостоятельности детей в семье; об отношении родителей к самостоятельным проявлениям ребенка.

Вот некоторые ответы на вопросы интервью группы детей, имеющих высокий уровень проявления самостоятельности:

На вопрос, какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха, дети отвечали: «Чтобы добиваться успеха, человек должен многое уметь сам» (Таня М.); «Делать все правильно и хорошо» (София П.); «Быть самостоятельным» (Настя К.); «стараться и получать знания» (Аня З.).

На вопрос, кто такой самостоятельный человек: «Самостоятельный человек тот, который не ленится» (Таня М.); «Который сам все делает, помогает другим» (София П.); «Который все сам делает и не боится тяжелой работы» (Катя Ж.).

На вопросы, как ты помогаешь родным и что умеешь делать сам: «Я помогаю родителям, посуду мою, бабушке клубки заворачиваю» (Антон С.); «помогаю маме стирать, белье складывать» (Лена Л.); «Я всегда мою посуду сама, мне никто не помогает» (София П.); «Я сам стелю постель, вытираю пыль, убираю книги» (Катя Ж.); «Сама чищу обувь, стираю свои носки и футболку» (Диана К.).

Дети с низким уровнем проявления самостоятельности на вопрос интервью: «Что ты умеешь делать и делаешь самостоятельно?» в основном отвечали: «Играю в компьютер, кушаю, одеваюсь, включаю телевизор, сплю, ставлю на место ботинки и т.д.»
(Света Р., Данила Ю., Антон С., Петр Д., Марианна Л.).

Анализ ответов детей показал, что похвалу и одобрительную оценку родителей дети чаще получают за то, «что я не мешаю маме убираться», «делаю то, что говорят», «хорошо себя веду и слушаюсь маму». Реже звучали ответы: «меня хвалят за то, что я помогаю маме», «мою посуду», «когда сама протираю пыль и убираю игрушки».

Таким образом, почти половина обследованных детей старшего дошкольного возраста имеет низкий уровень проявления самостоятельности: они не могут самостоятельно найти себе дело; не выполняют задание самостоятельно, нуждаются в подсказке, обращаются к взрослому за помощью; при выполнении задания часто отвлекаются, отклоняются от цели; при возникновении трудностей теряют интерес к деятельности; не проявляют желание участвовать в совместной деятельности.

Анализ и сопоставление результатов наблюдений и ответов детей на вопросы интервью позволили сделать вывод о недостаточном внимании родителей к воспитанию самостоятельности ребенка в семье.

Данное умозаключение подтверждают результаты анкетирования учителей начальных классов. Исследованием было охвачено 13 учителей начальных классов МБОУ СОШ № 15, 18, МБОУ «Гимназия».

Анкетирование позволило выявить наиболее значимые, по мнению учителей, причины затруднений ребенка на начальном этапе обучения в школе, количество несамостоятельных детей в классе, а также причины несформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что более 30 % детей 1-х классов, по данным учителей, являются несамостоятельными. Это проявляется в неумении ребенка самостоятельно подготовиться к уроку, выполнить задание, постоянной потребности в подсказке и помощи со стороны взрослого, отсутствии целеустремленности, самоконтроля. Некоторые учителя отмечали отсутствие у детей навыков самообслуживания (убрать за собой со стола, завязать шнурки, самостоятельно переодеться для урока физкультуры).

Таким образом, несформированность самостоятельности, по мнению большинства учителей, является главной причиной затруднений первоклассников. Учителя объясняют данный факт недостаточной информированностью родителей, использованием стиля и методов воспитания в семье, не способствующих формированию самостоятельности дошкольников.


Низкие результаты проявления самостоятельности детей побудили к исследованию актуального состояния компетентности родителей.

Выявление особенностей педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей обусловило необходимость разработки ее показателей [56]. Они представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели педагогической компетентности родителей

в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста

Компоненты / критерии

Показатели

Мотивационно-личностный компонент

заинтересованность родителя в успешном результате воспитания самостоятельности у детей; осознание роли и функций самостоятельности ребенка для самореализации; стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы; наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю

Коммуникативно-деятельностный компонент

наличие умений строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики, развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности; стимулировать проявление самостоятельности ребенка в деятельности; применять эффективные методы воспитания самостоятельности; способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности.

Гностический компонент

наличие знаний о самостоятельности как интегративном качестве личности; о разных проявлениях самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте; об особенностях становления самостоятельности в разных видах деятельности, методах и приемах воспитания самостоятельности дошкольника.

Компетентностный опыт

наличие взаимосвязанных педагогических знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, которые родитель приобретает через решение специально-организованных компетентностных задач-ситуаций, апробирует в действии и применяет в практике семейного воспитания.