Файл: Тема выпускной квалификационной работы Управление развитием творческого потенциала педагогических работников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления развитием творческого потенциала работников педагогической организации

1.1. Понятие творческого потенциала работников образовательной организации

1.2. Методы управления развитием творческого потенциала работников образовательной организации

1.3. Современные тенденции управления творческим потенциалом образовательной организации

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ системы управления развитием работников образовательной организации

2.1. Общая характеристика образовательной организации

2.2. Анализ системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

2.3. Изучение и оценка подходов к развитию творческого потенциала работников образовательной организации

Выводы по главе 2

Глава 3. Совершенствования системы управления творческим потенциалом работников в образовательной организации

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

3.2. Расчёт эффективности предложенных мероприятий

Выводы по главе 3

Заключение

Список использованной литературы

1.2. Методы управления развитием творческого потенциала работников образовательной организации



Для большинства руководителей организаций понятие активизации творческого потенциала сотрудников отнюдь не является чем-то совершенно новым. Богатый опыт развития творческой активности сотрудников в образовательной сфере был накоплен еще в советское время. Кроме того, существует и многообразный мировой опыт стимулирования творческой активности педагогов. В советский период нашей истории сложились и получили развитие такие формы творческой активности, как:

  • новаторская, рационализаторская и изобретательская деятельность;

  • участие сотрудников в создании новых педагогических технологий.[60]

Под новаторством понимались любые инновации в учебном процессе - начиная от организации и форм проведения урока и заканчивая техническим творчеством, т.е. это понятие более широкое и абстрактное.

Рационализаторство связывают с частичными улучшениями в сфере образования, направленными на облегчение процесса обучения, более оптимальное распределение функциональных обязанностей между сотрудниками, упрощение бюрократических процедур и т.п.[52]

Изобретательство же означает появление технических инноваций, принципиально новые решения проблем образования. В советское время, особенно в 60—70-е годы, движение рационализаторов было массовым, в нем участвовали миллионы рядовых сотрудников. [36]

При планировании работы в образовательных организациях по изобретательству и рационализации предусматривались:

  • тематические конкурсы, смотры как в целом по организации, так и по отдельным отделениям;

  • проведение соревнований среди сотрудников организации;

  • устройство постоянных и временных выставок достижений сотрудников образовательных организаций;

  • работа творческих уголков, проведение консультаций;

  • организация технической учебы новаторов и наставников по изобретательству и рационализации;

  • проведение конференций и совещаний изобретателей и рационализаторов образовательной организации;

  • творческие командировки и экскурсии в другие образовательные организации;

  • издание сборников, плакатов, листов.[32]






Рис. 1. Методы и средства развития творческого потенциала педагога
Существует, множество методик определения уровня творческого потенциала человека. Рассмотрим самые популярные из них. Итак, как же все-таки определить, насколько творческий тот или иной сотрудник? Самая популярная из методик – тест Торренса. Американский психолог Элис Пол Торренс в середине прошлого столетия задался вопросом, есть ли зависимость между уровнем интеллекта и степенью творческого мышления.

Креативность определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Для того, чтобы точнее определить, что же такое креативность, Торренс рассмотрел по меньшей мере около полусотни формулировок. В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Позволяет определить в качестве креативности, и этот процесс, а также его продукции стимулирование процесса рассматривать как оценкой, а также условия, способности к творчеству облекающие (результаты). Его знаменитый "прогноз порогового значения" далее результатам исследований:

Он создал тест, в котором степень креативности испытуемого оценивается по 5 параметрам:

  1. «Беглость» – сколько новых идей может выдать испытуемый за определенный промежуток времени;

  2. «Оригинальность» – степень похожести этих идей на идеи других испытуемых;

  3. «Абстрактность» – способность к обобщению и оперированию отвлеченными понятиями;

  4. «Проработанность» – степень подробности в описании идеи;

  5. «Устойчивость» – способность доводить начатое дело до конца.[82] Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:

  • исследование развития одаренности испытуемых;

  • индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных людей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;


  • разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных испытуемых, имеющих проблемы;

  • оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;

  • поиск и выявление сотрудников со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом. [56]

Специальное внимание при создании тестов было уделено тому, чтобы сделать их интересными и притягательными для людей всех возрастов. Поэтому для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с тестируемыми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать прямые указания: что правильно и что неправильно, но очень важно достичь полного понимания инструкций.[45]

Наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты. Вербальные тесты включают семь заданий по 5 - 10 мин. каждое и занимают в целом 45 мин.

Задание "Спросить и угадать " — это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.

Задание "Усовершенствование обычного предмета" - одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у людей и обладает высокой степенью валидности.

Задание "Необычное использование" - модификация широко известного теста Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.[33]


Задание "Необычные вопросы " - представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.

Задание "Невероятные ситуации " требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание — одно из наиболее эффектных, многие находят его невыполнимым.

Фигурные тесты состоят из трех заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 30 мин. в общей сложности. Один из данных тестов был использован нами в констатирующем эксперименте. Подробнее можно будет ознакомиться во второй главе нашего исследования.

Задание "Нарисуй картинку" - Тест элемента и изображений для использовать для создания в качестве отправной точкой. Этот элемент напоминает, как означает цветных пятно значительно простых веществ формы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное - идея.

Задание "Незавершенные фигуры", сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

Задание "Повторяющиеся линии" сходно с предыдущим, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому испытуемый постоянно должен преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи.[2]

Существует также множество приемов, позволяющих развить креативное мышление. Мы рассмотрим некоторые из них:

«Мозговой штурм». Заключается в следующем: заранее собирается команда из нескольких людей. Перед участниками определенных задача, для ее решения идей необходимо привлекать больше вперед информации. Языком, о котором идет речь самый фантастический прогнозов и можно сказать. Соседних нереальнее они и чем больше, тем лучше.

При этом не должно быть места критике в отношении выдвигаемых идей. Фишка в том, чтобы раскрепостить воображение, дать ему волю, в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде.

Участники группы могут не иметь соответствующего образования в данной области – очень часто именно людям со стороны, неспециалистам приходят в голову самые свежие и гениальные идеи.

Как только будут выработаны все возможные варианты решения, отбирают самые удачные из них и проводят детальный анализ каждого.[6]


«Синектика». Этот метод создан исследователем Уильямом Гордоном для поиска оптимальных решений при выходе из кризисных ситуаций на предприятии. Прием очень похож на метод «мозгового штурма», только команда собирается из людей-профессионалов, специально обученных приемам продуктивного мышления. Участниками являются специалисты из разных областей.

  • отличие от предыдущего метода, в процессе обсуждения проблемы допускается и даже приветствуется критика, а также для решения проблемы применяется поиск аналогий решения подобных задач в других сферах деятельности.

Данный метод не получил широкого распространения у нас в России, зато достаточно часто используется на Западе.[97]

«ТРИЗ-технология». В противовес зарубежной синектике в 40-е годы минувшего века в нашей стране была создана методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая заключалась в совокупности специальных алгоритмов. Миссия всех этих алгоритмов – позволить сотрудникам решать задачи гораздо быстрее и с меньшими затратами.

Владение приемами ТРИЗ подразумевает:

  • Умение выявлять суть задачи;

  • Видеть основные направления поиска решений;

  • Систематизировать процесс сбора необходимой информации;

  • Владение как логическим, так и нелогическим способом мышления;

  • Расширение кругозора и отход от общепринятых стандартных методов решения.

Хотя изначально эта технология мышления создавалась для решения сугубо технических задач, методы ТРИЗ являются прекрасным подспорьем и в области гуманитарных наук.[67]

«Теория Уоллеса». В 1926 году Грехем Уоллес создал теорию, согласно которой творческий подход к решению проблемы требует невероятных усилий мозга и напряжения в начале и отход от проблемы, отвлечение впоследствии.

Данный метод предполагает цикличность процесса творческого мышления. Рассмотрение задачи происходит в четыре стадии:

  • Подготовка. Анализ имеющихся данных, попытка разрешить проблему самостоятельно. Напряжение, мобилизация всех сил;

  • Инкубационная стадия. Усталость, переключение внимания на другие задачи, так как текущая проблема решению так и не поддается. Мозг чуть расслабляется, но подсознание продолжает по инерции искать ответы на поставленный вопрос;

  • Озарение (инсайт). В голову вдруг «внезапно» приходит идея верного решения;

  • Проверка. Производятся нужные анализы и расчеты, чтобы эту идею либо утвердить в качестве действительно правильного решения, либо опровергнуть.