Файл: Тема выпускной квалификационной работы Управление развитием творческого потенциала педагогических работников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие творческого потенциала работников образовательной организации
1.2. Методы управления развитием творческого потенциала работников образовательной организации
1.3. Современные тенденции управления творческим потенциалом образовательной организации
Глава 2. Анализ системы управления развитием работников образовательной организации
2.1. Общая характеристика образовательной организации
2.2. Анализ системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации
Творческий потенциал включает в себя компоненты, которые в совокупности представляют собой знания, умения, способности и стремления личности к улучшению окружающего мира, преобразованиям в различных сферах. Основные из них: оригинальность, развитое воображение, эмоциональная отзывчивость, превращение идей в творческую активность, новизна. Опыт творческой деятельности сегодня требует поиска путей формирования творческого потенциала педагога. [3]
Л.К. Веретенникова предлагает рассматривать творческий потенциал как интегральную характеристику личности. Веретенникова Л.К. подчеркивает, что каждый должен иметь возможность заниматься творчеством, и для этого должны быть развиты необходимые способности, умения. Проявлению творчества у людей надо учить, следует своевременно позаботиться о формировании потребности в творческой деятельности с пробуждения к ней настоящего интереса. [55]
Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. И развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей. [15]
Структурно понятие "творческий потенциал" представлен взаимопроникающими компонентами: ценностным, когнитивным и деятельностным (по Мартишиной Н.В.). Ценностный компонент является основополагающим, так как определяет мировоззренческую позицию, признание творчества, как ценности, стремление к творческой самореализации. Он совсем совершенствование стимулирует процессов.
Деятельность педагога подразумевает творческое использование накопленных знаний, сотворчество с учениками и педагогами, рефлексию и самоанализ. Именно он может быть внешним критерием степени развития творческого потенциала педагога.[49]
Как утверждает В.H. Вагин, психологи, изучающие феномен креативности, рассматривают ее как проявившееся при благоприятных социальных условиях свойство личности, присущее каждому человеку и требующее всестороннего развития и раскрытия. Проявление креативности и творческих способностей в профессиональной деятельности является обязательным качеством для саморазвития и самореализации каждого педагога.[18]
Творчество в работе педагогического работника — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта.
Творческий потенциал педагога — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества.[24]
Согласимся с утверждением Д.Р. Кохановской, что традиционная система образования представляет собой передачу информации от педагога к обучающемуся и превращается в обеспечение ответами без поставленных вопросов. Поэтому для развития креативности необходимо создавать и организовывать специальную среду для развития творчества в процессе педагогической деятельности должны присутствовать специальные мероприятия, которые к тому же еще и позволят использовать творческие способности в дальнейшем.[1]
Можно отметить, что значительная часть научных материалов современных исследований в области педагогики и психологии высшей школы посвящены разработке и развитию креативной компетенции.
-
процессе теоретического анализа проблемы развития креативности педагогов Д.Р. Кохановская определила концепцию построения методической системы формирования креативной компетентности сотрудников образовательной организации. Она утверждает, что с одной стороны, направленность обучения в образовательном учреждении на формирование личных креативных способностей студентов, с другой стороны – на обучение будущих специалистов способам развития способностей своих будущих учеников.[58]
Одной из задач современного образования является поиск эффективных средств воспитания детей, способных к саморазвитию и самореализации, генерированию оригинальных идей.[59]
Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах наши отечественные ученые. Б.М.Теплов подчеркивал важность для общества в развитии индивидуальностей. Р.С. Немов в своем учебном пособии, написанном для педучилищ и педвузов, которое стало одним из основных нормативных учебников при подготовке специалистов-педагогов, уделяет внимание индивидуальному подходу к учащимся. А.Н. Лук, специалист по науковедению и теории творчества, и Я.А. Пономарёв рассматривали мышление и творчество как неразрывный процесс.[62]
Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т. д.
Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж.Гилфорд. Он выделил два типа мышления: дивергентное и конвергентное. Необходимых для обнаружения конвергентного (схождение) доверительного одного единственного ответа. При этом все равно несколько конкретных решений может быть, но их количество не ограничивается.
Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности: 1) оригинальность – способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение; 2) семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; 3) образная адаптивная гибкость – способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; 4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.[14]
Процесс творчества включает три этапа: порождение (генерация) идей, анализ и доработка выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. Существуют ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.[41]
Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству.
В.И. Загвязинский, изучая педагогическое творчество педагога и В.П. Ушачёв, анализируя творчество в системе образования, довольно активно обсуждали проблему педагогического творчества как соотношения практической и научной деятельности педагога.[23]
Такие научные деятели и мастера своего дела, как Т.Г. Браже, М.М. Поташник, В.А. Сластёнин анализируют педагогическое творчество и педагогическое мастерство.
Творческая индивидуальность педагога вызывает интерес и находит отклик в работах у В.И. Андреева, Т.Г. Браже, Т.К. Градусовой, В.А. Кан-Калика, М.Е. Кудрявцевой, и В.Г. Рындак. Типологией творческой личности занимались С.А. Гильманов, В.Г. Максимов, В.А. Сластёнин, а над аспектами развития творческого потенциала педагога работали В.И. Андреев, Т.Г. Браже, В.И. Загвязинский, М.М. Поташник, В.Г. Рындак.[75]
Учёными отмечается явный интерес к таким вопросам, как личность педагога и созидательность самовыражения педагога через творчество.
Проблеме педагогического творчества уже состоявшегося педагога большое внимание уделяют такие ученые, как Т.Г. Браже, Ю.А. Лобейко, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник, В.Г. Рындак, В.А. Сластёнин. Так, с точки зрения Т.Г. Браже, целесообразно формировать у педагога опыт решения творческих профессиональных задач, поскольку это соответствует характеру их профессиональной педагогической деятельности. Вывод ученого состоит в том, что «постановка творческих задач будет способствовать развитию творческих способностей так же, как и вариативность их решений» является важным и перспективным в настоящее время. Т.Г. Браже предлагает конкретные методические рекомендации для использования таких задач в работе с педагогическими работниками. [79]
В современной науке вопрос о смысловой нагрузке понятий «педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество» остается актуальным. Между данными понятиями в некоторых работах ставят знак равенства. Однако на эту позицию есть противоположная точка зрения, которой придерживаемся и мы: педагогическое мастерство не тождественно педагогическому творчеству (Т.Г. Браже, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, М.М. Поташника, В.А. Сластёнина).
Мы будем придерживаться формулировки, что педагогическое мастерство – это деятельность педагога, на базе технологий, методических разработок и рекомендациях, отработанных в практике, тех которые уже описаны в учебных пособиях. Педагогическое творчество, в отличие от педагогического мастерства – это процесс поиска и нахождение нового, либо для себя (нахождение альтернатив для решения задач педагогики в процессе обучения), либо для других (создание новых альтернатив, методик, рекомендаций, которые вносят изменения в уже существующие методики и технологии).
То, что не зависит от стажа работы и возраста педагога, можно отнести к «педагогическому творчеству», в то время как «педагогическое мастерство» совершенствуется с опытом работы. Именно такой точки зрения придерживаются Т.Г. Браже, И.Ф. Харламов и И.А. Зязюн. В своей работе Т.Г. Браже по развитию творческого потенциала и изучения профессионального мастерства учителя, пишет, что творчество нередко возникает в условиях дефицита у учителя известных уже другим решений, при недостаточном мастерстве.[83]
Развитие творческих способностей педагогов Т.А. Калганова неразрывно связывала с написанием сочинений разных жанров. В своих работах Н.Л. Карнаух рассматривал практические методы развития письменной речи, написание очерков, эссе посредством поэтапной работы – от аналитической до самостоятельной творческой деятельности. [28]
-
проблеме развития креативных способностей и подготовки к развитию творческих способностей педагогов говорится недостаточно и эпизодично, однако наблюдается рост активности научных деятелей и педагогов в этом направлении, в поиске методических путей решения данной проблемы.
Научными исследованиями установлено, что наиболее высокий уровень усвоения информации наблюдается при условии использования разных каналов восприятия информации, то есть при одновременном прослушивании, наглядном восприятии, обсуждении и выполнении упражнений. [70]
Для оптимального решения творческих задач используются знания и информация из различных наук. Чем сложнее задача, тем больше знаний потребуется применить для ее решения. С. Медник считает, что процесс творчества будет более креативным, если элементы проблемы взяты из более отдаленных областей. Чтобы педагог был способен принимать решения с помощью творческого мышления, необходима способность преодолевать стереотипы. Структура обучения с привлечением активных методов позволяет учителям высшей школы развивать мышление с использованием знаний в практически ориентированной деятельности. При этом чрезвычайно важным является оценивание не только знаний и умений, но и творческой самостоятельности, профессионально этического аспекта протекания учебного процесса. [50]
Таким образом, можно утверждать, что до сих пор актуальным является вопрос создания надлежащих условий по развитию познавательно-творческих способностей педагога в процессе профессиональной деятельности.