Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
83
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Приложение 12 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект конкурсной программы «Эврика!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: конкурсная программа.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
соревнование команд по решению интересных кейсов, основанных на методике ТРИЗ, в котором ребята могут предложить своё собственное оригинальное решение того или иного задания. В знак того, что работа закончена, команда дружно восклицает «Эврика!»
Оборудование и материалы: стулья по количеству участников, столы по количеству отрядов, проектор, экран, ноутбук, колонка, микрофон, стол и стулья для членов жюри, оценочные бланки для жюри, презентация с заданиями, флипчарт, маркер, фломастеры и бумага для команд.
Место проведения: актовый зал.
Сценарный ход дела:
1. Приветственное слово, знакомство с членами жюри
Ведущие приветствуют все отряды-участники конкурсной программы. Каждый отряд сообщает своё название и девиз (или кричалку, придуманную
специально для конкурсной программы).
После команд-участниц ведущие представляют членов жюри. Ими могут являться представители администрации лагеря, педагоги-организаторы и другие компетентные сотрудники лагеря.
Отрядные педагоги являются частью команд и помогают детям освоить методику ТРИЗ.
2. Знакомство детей с
ТРИЗ и выполнение пробного задания
Ребята знакомятся с
«волшебными экранчиками» (таблицей, которая помогает
разложить проблему/объект/предмет на систему,
подсистему, надсистему, прошлое, настоящее и
будущее) и «волшебниками» (вспомогательными
способами
изменения
предмета/объекта/
проблемы). На примере этой таблицы ребята

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
84 разбирают известную сказку «Репка» и проблему, почему деду самому не удалось вытащить репку.
После того как задачка разобрана и появились различные варианты её решения, ведущие озвучивают правила конкурсной программы.
На экране будут появляться задания, которые необходимо решить таким же способом, как мы с вами сейчас решили задачку по сказке «Репка».
Помогать в решении будут ваши отрядные педагоги. Как только у вашей команды появилось решение задачки, нужно всем вместе поднять и соединить правые руки, и крикнуть «Эврика!».
После того как одна из команд сказала: «Эврика!», ведущие останавливают решение всех остальных групп и передают слово первой команде. Команда представляет своё решение, члены жюри оценивают реалистичность и оригинальность/креативность решения, выставляют баллы. После этого даётся возможность всем остальным командам дополнить или предложить свой вариант решения, за что они также могут получить баллы.
3. Конкурсная программа решения заданий
После озвучивания правил команды получают первое задание.
Примеры заданий:
1 – «После появления крыльев бабочка живёт ровно один день, но только в том случае, если на её крылья не попадает вода. Как сделать так, чтобы бабочка смогла попутешествовать и увидеть мир, если в течение всего дня будет идти дождь?»
2 – «Современная эпоха — современные технологии. Как можно трансформировать избушку на курьих ножках, если эти курьи ножки и есть те самые современные технологии?»
3 – «Семье нужно уехать на неделю в путешествие. Дома у них остаётся котёнок, который в день съедает по целой миске сухого корма. Если оставить 7 мисок с кормом, то котёнок может съесть всё сразу и остальные 6 дней ему будет нечего есть. Как сделать кормушку для него таким


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
85 образом, чтобы еды хватило на все 7 дней?»
4 – «Летом ваш класс собрался на море, но большинство ребят не умеют плавать. Предложите вариант безопасного бассейна, где можно научиться плавать. Не забывайте, что на море есть волны, песчаный и каменистый пляж, а также медузы и другие морские животные»
5 – «Нам с вами стало интересно, в какую сторону течёт вода в трубе нашего дома, но если мы сломаем батарею или её распилим, то обратно её уже не восстановить. Как можно другим способом, не воздействуя на трубу, узнать, в какую сторону по ней течёт вода?»
После решения одной задачки команды получают следующие задания. Количество заданий будет зависеть от скорости их решения.
4. Подведение итогов, награждение
По итогам конкурсной программы все команды награждаются грамотами по своим номинациям
(это могут быть самые креативные решения, самые творческие решения, самые быстрые решения и т.д.).
Изобретательская задача – это задача, которую не удается решить известными или очевидными способами. Поэтому и возникает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, ничего при этом не проиграв.
Первый шаг на пути к изобретению: переформулировать задачу так, чтобы сама формулировка отсекала неэффективные пути решения:
- всё должно остаться так, как было;
- или должно исчезнуть вредное, ненужное качество;
- или появиться новое, полезное качество.
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач – едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.
Методика ТРИЗ:

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
86
«Волшебные экранчики» (таблица, которая помогает разложить проблему/объект/предмет на систему, подсистему, надсистему, прошлое, настоящее и будущее)
Структура
(для взрослых)
Прошлое
Настоящее
Будущее
Надсистема
Что окружало предмет/ объект/ проблему раньше
Что окружает предмет/ объект/ проблему на данный момент
Что будет окружать предмет/ объект/ проблему в будущем
Система
Каким был раньше предмет/ объект/ проблема
Сам предмет/ объект/ проблема
Что ждёт предмет/ объект/ проблему в будущем
Подсистема
Из чего состоял предмет/ объект/ проблема раньше
Из чего состоит предмет/ объект/ проблема сейчас
Из чего будет состоять предмет/ объект/ проблема в будущем
Пример
(для детей)
Прошлое
Настоящее
Будущее
Что окружает?
Весна, лето – время посадки
Дом, дерево, земля, воздух
Зима – всё под снегом
Что это?
Росток репки
Репка
Кусочки репки на тарелке
Из чего
состоит?
Семечко, корешки
Листья, корешки, плод в кожуре
Готовый плод без листьев, корешков и кожуры
«Волшебники» (вспомогательные способы изменения предмета/ объекта/ проблемы):
- «Дели-Давай» – любит всё объединять или делить, дробить, разъединять;


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
87
- «Ускоритель-Замедлитель» – любит всё ускорять или замедлять;
- «Фея-Наоборот» – любит делать всё наоборот;
- «Сударыня Матрёшка» – любит размещать одну вещь внутри другой;
- «Замри-Отомри» – он может неподвижную, жесткую, неизменяемую вещь сделать складной, раздвижной, танцующей и т. д., одним словом, подвижной, динамичной;
-
«Великан-Кроха» – любит для получения интересной идеи попробовать всё увеличить или уменьшить. Тогда можно увидеть задачу совершенно по-новому!
Дополнительные материалы:
Методика ТРИЗ с описанием и примерами выполнения заданий (сайты):

http://ratriz.ru/wp-content/uploads/2016/08/DARIZ.pdf

https://netology.ru/blog/06-2020-what-is-triz

https://vio.uchim.info/Vio_35/cd_site/articles/art_3_7.htm

https://4brain.ru/blog/zanyatiya-triz-dlya-detej-rastim-geniev-i-prosto- schastlivyh-lyudej/

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
88
Приложение 13 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект экскурсии в дендропарк «Кладовая природы»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: экскурсия.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
экскурсия в дендропарк имеет целью знакомство детей с природным богатством и полезными ископаемыми
России/региона Российской Федерации. Экскурсия строится по принципу поисковой исследовательской деятельности.
Оборудование и материалы: тексты исследовательских заданий, сценарный план экскурсии.
Место проведения: пришкольный или городской парк/ лесная зона населённого пункта.
Особенности организации дела:
Об экскурсии в дендропарк ребята узнают из волшебной книги от невидимых жителей Страны Маленьких и Великих Открытий (ссылка на
волшебную книгу находится в дополнительных материалах). Жители предлагают ребятам отправиться на природу и узнать много нового, выполняя их задания.
За основу места, где будет проходить экскурсия, рекомендуется взять пришкольную парковую зону или городской парк, или проверенную лесную зону с поляной. На основе выбранной вами территории строится экскурсионная исследовательская деятельность. Мероприятие может происходить в такой последовательности:
1 – прибытие в парк/лес/к водоёму, инструктаж, определение цели;
2 – разделение на группы, распределение исследовательских заданий;
3 – выполнение исследовательских заданий, подготовка представлений результатов;
4 – экскурсионная часть – представление каждой группой результатов своего задания;


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
89 5 – обобщение педагогом информации каждой группы;
6 – подведение итогов.
Примеры исследовательских заданий:
1 – Найти, отметить, нанести на карту, сориентироваться на местности;
2 – Собрать информацию об объекте или явлении;
3 – Сравнить, сопоставить, соотнести объекты/явления/действия/ результаты;
4 – Изучить, определить;
5 – Понаблюдать;
6 – Сосчитать;
7 – Сфотографировать;
8 – Нарисовать, срисовать, изобразить объекты или явления;
9 – Придумать способ исследования/сохранения/ донесения результатов.
С каким материалом можно работать:
1 – Деревья, кустарники, цветы, трава, мох, листья, иголки, пеньки;
2 – Грибы, ягоды, шишки, жёлуди, орехи, любые другие плоды;
3 – Веточки, камешки, ракушки, песок, земля, глина, кора;
4 – Звери, птицы, насекомые, их голоса, внешний вид, поведение, следы;
5 – Карта местности, журналы и книжки, интернет, дидактические карточки.
По итогам проведения исследовательских заданий каждая группа должна выступить со своими результатами. Общую логику экскурсии ведёт педагог. Важно во время экскурсии пробудить интерес детей к изучению природы, наблюдению за ней.
В помощь педагогу:
Виды экскурсий
По содержанию
Обзорные (рассматриваются разные темы)
Тематические (рассматривается одна тема)

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
90
По цели
Вводные (вводят в тематику)
Текущие (по мере изучения темы)
Обобщающие (после изучения темы)
По особенностям организации познавательной деятельности
Иллюстративные
Исследовательские
По тематикам
Ознакомление с многообразием органического мира
Наблюдение за явлениями природы в различное время года
Исследование объектов живой/неживой природы
Ориентирование на местности
Ознакомление с формами земной поверхности
Ознакомление с полезными ископаемыми
Экологические экскурсии
Экскурсии в краеведческий музей, на выставки
Значение экскурсий
Образовательное
Углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы
Формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде
Проверка теоретических знаний на практике
Приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы
Развивающее
Развитие наблюдательности, внимания, сообразительности
Развитие умения сравнивать и анализировать
Развитие интереса к изучению природы