Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 427
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Категория
Примеры используемых
материалов
Варианты заданий
«Сказки и
былины»
Сказки:
- «Лиса и заяц»
- «Две сестры»
- «Петух и жерновцы»
- «Мужик и барин»
- «Репка»
- «Колобок»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Зайкина избушка»
- «Вершки и корешки»
- «Курочка Ряба»
- «Царевна Несмеяна»
- «Жихарка»
- «Федот-стрелец»
- «Финист – ясный сокол»
Былины:
- «Илья Муромец и Соловей- разбойник»
1) Отгадать сказку или былину по картинке или по её элементу.
2) Отгадать сказку или былину по фразе из неё.
3) Отгадать персонажа сказки или былины по описанию.
4) Отгадать персонажа сказки или былины по фразе, которую говорит персонаж.
5) Отгадать сказку или былину по нескольким персонажам.
6) Разгадать кроссворд.
7) Разгадать ребусы.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
72
- «Добрыня Никитич и Змей
Горыныч»
- «Вольга и Микула
Селянинович»
- «Добрыня Никитич и
Алёша Попович»
«Пословицы
и
поговорки»
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- В здоровом теле – здоровых дух.
- Видно птицу по полёту – человека по делам.
- Где родился – там и пригодился.
- Глаза боятся, а руки – делают.
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Делу время – потехе час.
- Добрый человек добру и учит.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Нет друга – ищи, нашёл – береги.
- Один в поле не воин.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Старый друг лучше новых двух.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Человек без друзей – что дерево без корней.
1) Сопоставить начало и конец пословицы или поговорки.
2) Вставить пропущенные слова.
3) Сопоставить пословицу или поговорку с соответствующей ей картинкой.
4) Найти похожие по смыслу пословицы и поговорки.
5) Изобразить мимикой и жестами пословицу или поговорку.
6) Разгадать ребусы.
7) Составить пословицы или поговорки из отдельных слов.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
73
«Песни и
потешки»
Песни:
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь – успокой,
Приди щука – убаюкай,
Приди сом – дай нам сон,
Приди пеструшка – дай подушку,
Приди свинка – дай перинку,
Приди котик – закрой ротик,
Приди ласка – закрой глазки!
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Как на (имя именинника) день рожденья,
Испекли мы каравай,
Вот такой вышины.
Вот такой нижины.
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай!
Кого любишь – выбирай!
Я люблю, конечно, всех,
А вот (имя участника) больше всех!
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенёк,
Простояла весь денёк.
Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один – серый, другой –
1) Вставить пропущенные слова.
2) Исполнить песню или потешку.
3) Отгадать песню или потешку по мелодии.
4) Пояснить, о чём поётся в песне или потешке.
5) Составить верный порядок строчек в песне или потешке.
6) Изобразить строчку из песни или потешки мимикой и жестами.
7) Нарисовать сюжет песни или потешки.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
74 белый,
Два весёлых гуся.
Один – серый, другой – белый,
Два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один – серый, другой – белый,
Спрятались в канавке.
Один – серый, другой – белый,
Спрятались в канавке!
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один – серый, другой – белый,
Гуси мои, гуси!
Один – серый, другой – белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе.
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе!
Потешки:
Зайка серый наряжается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл лобик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик, стал он франтик.
Сорока – белобока
Летела издалёка
К малым птенчикам,
К своим детушкам.
Детки малые пищат,
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
75
Есть хотят, пить хотят.
Мишка – топтыжка
По лесу гулял.
Мишка – топтыжка
Малину искал.
Сердится мишка,
Рычит и топочет:
Нету малины,
А кушать он хочет!
Лисонька – лисичка,
Ты где была?
В деревне.
Лисонька – лисичка,
Что ты там делала?
Стерегла уточек,
Стерегла курочек.
Как у Яшки у кота
Шубка очень хороша:
На груди манишка,
На ногах штанишки,
На пушистых лапках
Коготки-царапки.
Яша – котик озорной,
Он веселый и смешной:
Любит мячик он гонять,
На подушечке лежать.
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/M1pUuwJ8Rw1kXQ
Пример оформления игрового поля (изображение): https://disk.yandex.ru/i/4DFAF6wmZFT6rA
Пример оформления элементов игры (изображение): https://disk.yandex.ru/i/rlxluzPb3flj3A
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
76
Приложение 8 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект театрального часа «Там, на неведомых дорожках»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: театральный час.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
ребята инсценируют сказку, готовят костюмы из подручных средств, придумывают простые реплики, репетируют и представляют свой спектакль. После выступлений ребят ждёт сюрприз: творческое представление-экспромт от вожатых на сцене.
Оборудование и материалы: мешочек или шляпа, цветные жетоны по количеству отрядов (у каждого отряда свой цвет), паззл на каждый отряд (по цвету жетона с иллюстрацией из сказки), костюмы и дополнительные материалы для их изготовления, столы по количеству отрядов.
Место проведения: актовый зал или летняя эстрада со сценой.
Сценарный ход дела:
1. Старт творческого дела. Жеребьёвка сказок
На сцену приглашаются по одному представителю от каждого отряда. Из мешочка ребята достают по цветному жетону (каждый –
своего цвета). В течение 5-ти минут командам нужно найти внутри помещения все элементы того же цвета, который им достался. Собрав все элементы, отряд собирает картинку (как пазл) и отгадывает, какая сказка им досталась для инсценировки
(ссылка
на
перечень
сказок
находится в дополнительных материалах). Если отряд сможет отгадать сказку раньше, не успев собрать все элементы, он может приступать к следующему этапу.
2. Подготовка инсценировки и репетиция
Теперь ребятам необходимо распределить роли, найти в общей костюмерной костюмы для своих персонажей и изготовить самостоятельно недостающие элементы.
После того как образы созданы и герои готовы,
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
77 начинается репетиция сказки. Во время репетиции отряд может выбрать разные варианты представления:
1 вариант – выбирается рассказчик, который читает сказку, а герои только изображают её.
2 вариант – выбирается рассказчик, который читает сказку, а герои произносят свои реплики.
3 вариант – выбирается рассказчик, который только комментирует некоторые действия героев, а герои самостоятельно отыгрывают сюжет.
Ребята, определившись с вариантом, репетируют сказку. На этот этап с созданием образов и репетицией отрядам даётся 15-20 минут.
3. Представление инсценированных сказок
Представление инсценированных сказок начинается с конферанса и представления участников, после чего в порядке очереди на сцену приглашаются отряды.
На выступление всех отрядов отведено 20-30 минут.
4. Творческое задание – экспромт
После всех представлений на сцену приглашаются вожатые.
Они становятся участниками театрального шоу «Экспромт» (ссылка
на перечень сказок для театра «Экспромт»
находится в дополнительных материалах).
Каждый получает свою новую роль и определённую фразу, которую он будет говорить каждый раз, когда назовут его персонажа. Как только все роли разобраны, ведущий начинает спектакль.
4. Подведение итогов
По итогам всех выступлений отрядам вручаются дипломы с разными номинациями.
Дополнительные материалы:
Перечень русских народных сказок (текстовый документ): https://disk.yandex.ru/i/jP0RpzyKg4Cm3w
Перечень сказок для театра «Экспромт» (текстовый документ): https://disk.yandex.ru/i/qAeKuCED3-9pLQ
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
78
Приложение 9 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект танцевального часа «В ритмах детства»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: танцевальный час.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
танцевальный час направлен на разучивание танцевальных элементов для последующего исполнения флешмоба всем лагерем.
Оборудование и материалы: музыкальное оборудование (ноутбук, колонки, фонограмма), видео флешмоба, проектор и экран.
Место проведения: танцевальная площадка при хорошей погоде/ танцевальный зал при плохой погоде.
Особенности организации дела:
Данный флешмоб должен быть игровой, интересный и позитивный, такая же подбирается музыка. Движения танца соответствуют возрасту детей
(7-11 лет). Эта форма танца благотворно влияет на психологическое состояние участников, помогает преодолеть скованность, боязнь общественного мнения, вырабатывает координацию движений.
Помимо музыки следует обратить внимание и на форму одежды детей.
Разучивать танец можно в любой удобной одежде. Во время же общего флешмоба у каждого из детей должен присутствовать один и тот же атрибут, олицетворяющий общелагерное единство участников: например, голубые косынки и белые футболки. Выбор атрибутов зависит от тематики флешмоба и возможностей лагеря.
Во время разучивания флешмоба необходимо учесть несколько его особенностей:
1.Движения должны быть простые – это позволяет каждому ребёнку независимо от своих возрастных особенностей и двигательных возможностей повторить за вожатым, хореографом. В танце обязательно присутствуют прыжки, повороты, хлопки, кружения в парах и т.д. Такие движения дети могут исполнять без особых усилий.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
79 2. Движений должно быть немного, чтобы группа могла легко и быстро ориентироваться в танцевальной обстановке. Зачастую одни и те же движения в ходе танца повторяются, что позволяет быстро разучить композицию.
3. Для быстрого запоминания движений и их последовательности можно использовать комментарии для каждого танцевального движения, типа
«топаем, как слоны», «прыгаем, как обезьяны», «двигаемся, как раки» и т.д.
Для детей помладше такие комментарии будут кстати, так как у них больше развита наглядно-образная память.
Для более успешного разучивания танцевальных комбинаций предлагается сначала размяться. Можно протанцевать общеизвестные зажигательные танцы («Помогатор», «Колёсики», «Соку-бачи-вира» и т.п.) – это позволит настроиться на необходимый позитивный лад для дальнейшей танцевальной активности.
После своеобразной разминки вожатый или хореограф показывает видео флешмоба, который впоследствии и будет разучен с детьми. Танец необходимо учить частями, с детальным разбором сложных движений, не забывая об отдыхе: маленькие дети быстро устают.
Дополнительные материалы:
Обучающее видео флешмоба «Содружество Орлят России» (видео): https://disk.yandex.ru/d/bRlgKiibL-r9pg
Песня для флешмоба (фонограмма): https://disk.yandex.ru/d/bRlgKiibL- r9pg
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
80
Приложение 10 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект танцевальной программы «Танцуем вместе»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: танцевальная программа.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
танцевальная программа направлена на знакомство ребят с национальными и народными танцами России/ региона
Российской Федерации.
Оборудование
и
материалы: ноутбук, колонки, микрофон, фонограммы.
Место проведения: большая просторная площадка.
Особенности организации дела: Танцевальная программа «Танцуем вместе!» знакомит ребят с народными и национальными танцами страны; происходит это в процессе танцевальной программы. То, каким образом можно организовать танцевальную программу, представлено в видео (ссылка
на видео по организации танцевальной программы представлена в
дополнительных материалах), а дополнительную информацию о народных и национальных танцах можно найти на сайтах:
https://www.culture.ru/materials/254422/tancy-narodov-rossii
https://www.culture.ru/materials/104023/tancuyut-vse
При организации танцевальной программы важно часто менять форму обучения, расстановку танца и площадки: например, в один день ребята танцуют в одном общем кругу, в другой – в кругу своего отряда, на одном из занятий они повторяют движения, стоя в шахматном порядке, в какой-то момент танец образует «ручеёк», в котором ребята перемещаются по всей территории площадки, и т.д.
Дополнительные материалы:
Видео по организации с детьми танцевальной программы (видео): https://disk.yandex.ru/d/DOswloV70p2oqQ
Перечень используемых песен
(фонограммы): https://disk.yandex.ru/d/VBzIPbFTHjHnuw
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
81
Приложение 11 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект научно-познавательных встреч
«Мир науки вокруг меня»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: творческая встреча.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
научно-познавательные встречи предполагают знакомство детей с изобретениями и великими открытиями России/региона
Российской Федерации с помощью учителей старших классов по химии, физике, биологии, географии (или представителей кванториумов и других естественно-научных центров населённого пункта), которые могут показать практические опыты или рассказать про сложную науку интересно и занимательно.
Оборудование и материалы: столы и стулья по количеству участников, материалы для опытов.
Место проведения: аудитория.
Сценарный ход дела:
Подготовительный этап
Новый тематический день начинается с очередного послания от невидимых жителей
Страны Маленьких и Великих Открытий (ссылка на
волшебную книгу находится в дополнительных
материалах). На этот раз жители предлагают ребятам познакомиться с удивительным миром вокруг нас через занимательную и увлекательную науку.
Ребята узнают, что к ним в гости придут интересные люди и им необходимо подготовиться к встрече с ними. Ребята продумывают, как наилучшим способом встретить гостя, как оформить помещение и какой подарок можно подарить (песню, танец или что-то сделанное
своими руками). На подготовку ребятам отводится
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
82 10-15 минут.
Знакомство и общение с интересным человеком
К ребятам в гости может прийти один интересный человек или несколько. В последнем случае отряд делится на микрогруппы по количеству гостей и встречается с ними по принципу «вертушки».
Ход встречи может быть таким:
1 – Представление гостя, рассказ о нём (или гость сам берёт слово);
2 – Общение гостя с детьми по теме;
3 – Практический опыт или эксперимент, где ребята могут быть в роли зрителей и помощников;
4 – Мотивация детей на знакомство с конкретной наукой и её дальнейшее изучение;
5 – Обратная связь от детей.
Подведение итогов
Итогом научно-познавательных встреч может стать обратная связь от детей – какие эксперименты и опыты им понравились больше всего, а также небольшой творческий подарок для гостя.
В случае, если нет возможности пригласить интересного человека, занимательные опыты и эксперименты педагог может провести для класса самостоятельно. В научно-познавательные встречи рекомендуется включить простые опыты и эксперименты, которые ребёнок сможет провести дома сам и показать их своим родным, близким, друзьям и знакомым. Возможно также разделить отряд на группы, дать возможность изучить каждой группе свой простой, но интересный опыт или эксперимент и показать его другим группам.
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/M1pUuwJ8Rw1kXQ
Интересные и занимательные опыты (сайт): http://sozvezdiye- otlichnikov.ru/index.php/sto-nauchnykh-opytov-dlya-mladshikh- shkolnikov?limitstart=00
Примеры используемых
материалов
Варианты заданий
«Сказки и
былины»
Сказки:
- «Лиса и заяц»
- «Две сестры»
- «Петух и жерновцы»
- «Мужик и барин»
- «Репка»
- «Колобок»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Зайкина избушка»
- «Вершки и корешки»
- «Курочка Ряба»
- «Царевна Несмеяна»
- «Жихарка»
- «Федот-стрелец»
- «Финист – ясный сокол»
Былины:
- «Илья Муромец и Соловей- разбойник»
1) Отгадать сказку или былину по картинке или по её элементу.
2) Отгадать сказку или былину по фразе из неё.
3) Отгадать персонажа сказки или былины по описанию.
4) Отгадать персонажа сказки или былины по фразе, которую говорит персонаж.
5) Отгадать сказку или былину по нескольким персонажам.
6) Разгадать кроссворд.
7) Разгадать ребусы.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
72
- «Добрыня Никитич и Змей
Горыныч»
- «Вольга и Микула
Селянинович»
- «Добрыня Никитич и
Алёша Попович»
«Пословицы
и
поговорки»
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- В здоровом теле – здоровых дух.
- Видно птицу по полёту – человека по делам.
- Где родился – там и пригодился.
- Глаза боятся, а руки – делают.
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Делу время – потехе час.
- Добрый человек добру и учит.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Нет друга – ищи, нашёл – береги.
- Один в поле не воин.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Старый друг лучше новых двух.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Человек без друзей – что дерево без корней.
1) Сопоставить начало и конец пословицы или поговорки.
2) Вставить пропущенные слова.
3) Сопоставить пословицу или поговорку с соответствующей ей картинкой.
4) Найти похожие по смыслу пословицы и поговорки.
5) Изобразить мимикой и жестами пословицу или поговорку.
6) Разгадать ребусы.
7) Составить пословицы или поговорки из отдельных слов.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
73
«Песни и
потешки»
Песни:
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь – успокой,
Приди щука – убаюкай,
Приди сом – дай нам сон,
Приди пеструшка – дай подушку,
Приди свинка – дай перинку,
Приди котик – закрой ротик,
Приди ласка – закрой глазки!
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Как на (имя именинника) день рожденья,
Испекли мы каравай,
Вот такой вышины.
Вот такой нижины.
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай!
Кого любишь – выбирай!
Я люблю, конечно, всех,
А вот (имя участника) больше всех!
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенёк,
Простояла весь денёк.
Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один – серый, другой –
1) Вставить пропущенные слова.
2) Исполнить песню или потешку.
3) Отгадать песню или потешку по мелодии.
4) Пояснить, о чём поётся в песне или потешке.
5) Составить верный порядок строчек в песне или потешке.
6) Изобразить строчку из песни или потешки мимикой и жестами.
7) Нарисовать сюжет песни или потешки.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
74 белый,
Два весёлых гуся.
Один – серый, другой – белый,
Два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один – серый, другой – белый,
Спрятались в канавке.
Один – серый, другой – белый,
Спрятались в канавке!
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один – серый, другой – белый,
Гуси мои, гуси!
Один – серый, другой – белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе.
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе!
Потешки:
Зайка серый наряжается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл лобик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик, стал он франтик.
Сорока – белобока
Летела издалёка
К малым птенчикам,
К своим детушкам.
Детки малые пищат,
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
75
Есть хотят, пить хотят.
Мишка – топтыжка
По лесу гулял.
Мишка – топтыжка
Малину искал.
Сердится мишка,
Рычит и топочет:
Нету малины,
А кушать он хочет!
Лисонька – лисичка,
Ты где была?
В деревне.
Лисонька – лисичка,
Что ты там делала?
Стерегла уточек,
Стерегла курочек.
Как у Яшки у кота
Шубка очень хороша:
На груди манишка,
На ногах штанишки,
На пушистых лапках
Коготки-царапки.
Яша – котик озорной,
Он веселый и смешной:
Любит мячик он гонять,
На подушечке лежать.
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/M1pUuwJ8Rw1kXQ
Пример оформления игрового поля (изображение): https://disk.yandex.ru/i/4DFAF6wmZFT6rA
Пример оформления элементов игры (изображение): https://disk.yandex.ru/i/rlxluzPb3flj3A
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
76
Приложение 8 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект театрального часа «Там, на неведомых дорожках»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: театральный час.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
ребята инсценируют сказку, готовят костюмы из подручных средств, придумывают простые реплики, репетируют и представляют свой спектакль. После выступлений ребят ждёт сюрприз: творческое представление-экспромт от вожатых на сцене.
Оборудование и материалы: мешочек или шляпа, цветные жетоны по количеству отрядов (у каждого отряда свой цвет), паззл на каждый отряд (по цвету жетона с иллюстрацией из сказки), костюмы и дополнительные материалы для их изготовления, столы по количеству отрядов.
Место проведения: актовый зал или летняя эстрада со сценой.
Сценарный ход дела:
1. Старт творческого дела. Жеребьёвка сказок
На сцену приглашаются по одному представителю от каждого отряда. Из мешочка ребята достают по цветному жетону (каждый –
своего цвета). В течение 5-ти минут командам нужно найти внутри помещения все элементы того же цвета, который им достался. Собрав все элементы, отряд собирает картинку (как пазл) и отгадывает, какая сказка им досталась для инсценировки
(ссылка
на
перечень
сказок
находится в дополнительных материалах). Если отряд сможет отгадать сказку раньше, не успев собрать все элементы, он может приступать к следующему этапу.
2. Подготовка инсценировки и репетиция
Теперь ребятам необходимо распределить роли, найти в общей костюмерной костюмы для своих персонажей и изготовить самостоятельно недостающие элементы.
После того как образы созданы и герои готовы,
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
77 начинается репетиция сказки. Во время репетиции отряд может выбрать разные варианты представления:
1 вариант – выбирается рассказчик, который читает сказку, а герои только изображают её.
2 вариант – выбирается рассказчик, который читает сказку, а герои произносят свои реплики.
3 вариант – выбирается рассказчик, который только комментирует некоторые действия героев, а герои самостоятельно отыгрывают сюжет.
Ребята, определившись с вариантом, репетируют сказку. На этот этап с созданием образов и репетицией отрядам даётся 15-20 минут.
3. Представление инсценированных сказок
Представление инсценированных сказок начинается с конферанса и представления участников, после чего в порядке очереди на сцену приглашаются отряды.
На выступление всех отрядов отведено 20-30 минут.
4. Творческое задание – экспромт
После всех представлений на сцену приглашаются вожатые.
Они становятся участниками театрального шоу «Экспромт» (ссылка
на перечень сказок для театра «Экспромт»
находится в дополнительных материалах).
Каждый получает свою новую роль и определённую фразу, которую он будет говорить каждый раз, когда назовут его персонажа. Как только все роли разобраны, ведущий начинает спектакль.
4. Подведение итогов
По итогам всех выступлений отрядам вручаются дипломы с разными номинациями.
Дополнительные материалы:
Перечень русских народных сказок (текстовый документ): https://disk.yandex.ru/i/jP0RpzyKg4Cm3w
Перечень сказок для театра «Экспромт» (текстовый документ): https://disk.yandex.ru/i/qAeKuCED3-9pLQ
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
78
Приложение 9 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект танцевального часа «В ритмах детства»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: танцевальный час.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
танцевальный час направлен на разучивание танцевальных элементов для последующего исполнения флешмоба всем лагерем.
Оборудование и материалы: музыкальное оборудование (ноутбук, колонки, фонограмма), видео флешмоба, проектор и экран.
Место проведения: танцевальная площадка при хорошей погоде/ танцевальный зал при плохой погоде.
Особенности организации дела:
Данный флешмоб должен быть игровой, интересный и позитивный, такая же подбирается музыка. Движения танца соответствуют возрасту детей
(7-11 лет). Эта форма танца благотворно влияет на психологическое состояние участников, помогает преодолеть скованность, боязнь общественного мнения, вырабатывает координацию движений.
Помимо музыки следует обратить внимание и на форму одежды детей.
Разучивать танец можно в любой удобной одежде. Во время же общего флешмоба у каждого из детей должен присутствовать один и тот же атрибут, олицетворяющий общелагерное единство участников: например, голубые косынки и белые футболки. Выбор атрибутов зависит от тематики флешмоба и возможностей лагеря.
Во время разучивания флешмоба необходимо учесть несколько его особенностей:
1.Движения должны быть простые – это позволяет каждому ребёнку независимо от своих возрастных особенностей и двигательных возможностей повторить за вожатым, хореографом. В танце обязательно присутствуют прыжки, повороты, хлопки, кружения в парах и т.д. Такие движения дети могут исполнять без особых усилий.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
79 2. Движений должно быть немного, чтобы группа могла легко и быстро ориентироваться в танцевальной обстановке. Зачастую одни и те же движения в ходе танца повторяются, что позволяет быстро разучить композицию.
3. Для быстрого запоминания движений и их последовательности можно использовать комментарии для каждого танцевального движения, типа
«топаем, как слоны», «прыгаем, как обезьяны», «двигаемся, как раки» и т.д.
Для детей помладше такие комментарии будут кстати, так как у них больше развита наглядно-образная память.
Для более успешного разучивания танцевальных комбинаций предлагается сначала размяться. Можно протанцевать общеизвестные зажигательные танцы («Помогатор», «Колёсики», «Соку-бачи-вира» и т.п.) – это позволит настроиться на необходимый позитивный лад для дальнейшей танцевальной активности.
После своеобразной разминки вожатый или хореограф показывает видео флешмоба, который впоследствии и будет разучен с детьми. Танец необходимо учить частями, с детальным разбором сложных движений, не забывая об отдыхе: маленькие дети быстро устают.
Дополнительные материалы:
Обучающее видео флешмоба «Содружество Орлят России» (видео): https://disk.yandex.ru/d/bRlgKiibL-r9pg
Песня для флешмоба (фонограмма): https://disk.yandex.ru/d/bRlgKiibL- r9pg
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
80
Приложение 10 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект танцевальной программы «Танцуем вместе»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: танцевальная программа.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
танцевальная программа направлена на знакомство ребят с национальными и народными танцами России/ региона
Российской Федерации.
Оборудование
и
материалы: ноутбук, колонки, микрофон, фонограммы.
Место проведения: большая просторная площадка.
Особенности организации дела: Танцевальная программа «Танцуем вместе!» знакомит ребят с народными и национальными танцами страны; происходит это в процессе танцевальной программы. То, каким образом можно организовать танцевальную программу, представлено в видео (ссылка
на видео по организации танцевальной программы представлена в
дополнительных материалах), а дополнительную информацию о народных и национальных танцах можно найти на сайтах:
https://www.culture.ru/materials/254422/tancy-narodov-rossii
https://www.culture.ru/materials/104023/tancuyut-vse
При организации танцевальной программы важно часто менять форму обучения, расстановку танца и площадки: например, в один день ребята танцуют в одном общем кругу, в другой – в кругу своего отряда, на одном из занятий они повторяют движения, стоя в шахматном порядке, в какой-то момент танец образует «ручеёк», в котором ребята перемещаются по всей территории площадки, и т.д.
Дополнительные материалы:
Видео по организации с детьми танцевальной программы (видео): https://disk.yandex.ru/d/DOswloV70p2oqQ
Перечень используемых песен
(фонограммы): https://disk.yandex.ru/d/VBzIPbFTHjHnuw
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
81
Приложение 11 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект научно-познавательных встреч
«Мир науки вокруг меня»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: творческая встреча.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
научно-познавательные встречи предполагают знакомство детей с изобретениями и великими открытиями России/региона
Российской Федерации с помощью учителей старших классов по химии, физике, биологии, географии (или представителей кванториумов и других естественно-научных центров населённого пункта), которые могут показать практические опыты или рассказать про сложную науку интересно и занимательно.
Оборудование и материалы: столы и стулья по количеству участников, материалы для опытов.
Место проведения: аудитория.
Сценарный ход дела:
Подготовительный этап
Новый тематический день начинается с очередного послания от невидимых жителей
Страны Маленьких и Великих Открытий (ссылка на
волшебную книгу находится в дополнительных
материалах). На этот раз жители предлагают ребятам познакомиться с удивительным миром вокруг нас через занимательную и увлекательную науку.
Ребята узнают, что к ним в гости придут интересные люди и им необходимо подготовиться к встрече с ними. Ребята продумывают, как наилучшим способом встретить гостя, как оформить помещение и какой подарок можно подарить (песню, танец или что-то сделанное
своими руками). На подготовку ребятам отводится
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
82 10-15 минут.
Знакомство и общение с интересным человеком
К ребятам в гости может прийти один интересный человек или несколько. В последнем случае отряд делится на микрогруппы по количеству гостей и встречается с ними по принципу «вертушки».
Ход встречи может быть таким:
1 – Представление гостя, рассказ о нём (или гость сам берёт слово);
2 – Общение гостя с детьми по теме;
3 – Практический опыт или эксперимент, где ребята могут быть в роли зрителей и помощников;
4 – Мотивация детей на знакомство с конкретной наукой и её дальнейшее изучение;
5 – Обратная связь от детей.
Подведение итогов
Итогом научно-познавательных встреч может стать обратная связь от детей – какие эксперименты и опыты им понравились больше всего, а также небольшой творческий подарок для гостя.
В случае, если нет возможности пригласить интересного человека, занимательные опыты и эксперименты педагог может провести для класса самостоятельно. В научно-познавательные встречи рекомендуется включить простые опыты и эксперименты, которые ребёнок сможет провести дома сам и показать их своим родным, близким, друзьям и знакомым. Возможно также разделить отряд на группы, дать возможность изучить каждой группе свой простой, но интересный опыт или эксперимент и показать его другим группам.
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/M1pUuwJ8Rw1kXQ
Интересные и занимательные опыты (сайт): http://sozvezdiye- otlichnikov.ru/index.php/sto-nauchnykh-opytov-dlya-mladshikh- shkolnikov?limitstart=00