Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 432
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
91
Воспитательное
Эстетическое воспитание
Воспитание патриотизма, любви к природе
Воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности
Воспитание бережного отношения к природе
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/M1pUuwJ8Rw1kXQ
Самое интересное о природном наследии ЮНЕСКО в России (сайт): https://greenpeace.ru/stories/2022/02/05/samoe-interesnoe-o-prirodnom-nasledii- junesko-v-rossii/
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
92
Приложение 14 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект экологического часа
«Создание экологического постера и его защита»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: экологический час.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
создание экологического постера и его защита проводится по итогам экскурсии в дендропарк «Кладовая природы». Итогом станет презентация всеми отрядами своих постеров на экологическую тематику.
Оборудование и материалы: столы по количеству отрядов, мольберты, жетоны для голосования, материалы для создания постера – ватманы, краски, кисточки, ножницы, цветная бумага, клей, скотч, журналы, материалы по итогам экскурсии.
Место проведения: актовый зал при плохой погоде/ просторная площадка при хорошей погоде.
Особенности организации дела:
Перед началом работы над постерами проводится инструктирование отрядов о принципе их работы. Этот принцип может быть следующим:
5 минут
Отводится на то, чтобы ребята вспомнили то, что они делали во время экскурсии на природу и структурировали эту информацию
5 минут
Отводится на то, чтобы придумать идею экологического постера
20 минут Отводится на изготовление экологического постера
15 минут Отводится на представление экологического постера своего отряда
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
93
Как можно организовать каждый этап работы с детьми:
1 этап – актуализация и структурирование информации.
Для этого необходимо помочь детям вспомнить и осознать весь полученный опыт, с тем чтобы можно было объединить его с другими.
Например, если ребята детально рассматривали один вид деревьев (листья, ветви, кору, цветы, плоды), можно предложить им схему от маленького к большому или от большого к маленькому предмету, то есть последовательно.
А если ребята рассматривали разные виды – например, у одних были хвойные деревья, у других лиственные, у третьих – кустарники, можно объединить их в большие группы и найти общий признак для описания.
2 этап – выработка идеи экологического постера.
Когда информация структурирована, ребята придумывают, как её можно оформить. Важно помнить, что постер – это яркое красочное изображение с минимальной, но очень чёткой и значимой информацией. В рамках второго этапа ребята могут придумать, как будет расположен постер, какой он будет формы (как плакат, как книжка, раскладной альбом или что-то другое) и размера (исходя из тех материалов, которые им предоставлены); будет их постер объёмным или плоским, нужны ли там схемы, фотографии или вырезки из газет и журналов. В постере ребята могут использовать все материалы – и те, которые они принесли, и те, которые они получили для изготовления.
3 этап – создание экологического постера.
В рамках этого этапа за 20 минут ребятам нужно постараться отразить свою идею на постере, обязательно включив туда объект или объекты исследования, изученную по ним информацию и выводы. Всё остальное предоставляется на усмотрение отряда. Кроме того, из отряда выбираются два-три представителя, которые будут презентовать постер для других ребят.
4 этап – представление экологического постера.
Представление постеров может пройти в разных форматах: это может быть небольшая выставка, где представители от отрядов презентуют свои работы, а остальные ребята совместно с педагогом перемещаются по выставке и знакомятся с работами других отрядов. Второй вариант – отряды формируются в группы и внутри этих групп каждый отряд представляет свою работу. Второй вариант удобно использовать, когда в лагере много отрядов.
Приём-подсказка, которым можно воспользоваться при создании постера – оформление заголовка путём вырезания букв из разных журналов.
Выглядеть это может примерно так:
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
94
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
95
Приложение 15 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект мастер-классов «Умелые ручки»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: мастер-классы.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
мастер-классы направлены на знакомство с мастерами своего дела, которые могут научить ребят создавать что-либо своими руками.
Оборудование и материалы: зависят от конкретного мастер-класса.
Место проведения: по возможности дома творчества и школы искусств населённого пункта. Если такой возможности нет, учебные аудитории.
Особенности организации дела:
Перед началом мастер-классов ребята вновь открывают волшебную книгу и находят там очередное послание от невидимых жителей Страны
Маленьких и Великих Открытий (ссылка на волшебную книгу находится в
дополнительных материалах).
Для организации мастер-классов отряды могут посетить в своём населённом пункте дома творчества, различные кружки и секции, где педагоги дополнительного образования проведут для ребят полноценные занятия и создадут с ними небольшие поделки, сувениры или другие творческие изделия. Кроме того, таких педагогов-умельцев можно пригласить в пришкольный лагерь и организовать мастер-классы на территории школы. В таком случае с ними необходимо проговорить все особенности проведения мастер-класса – какое потребуется оборудование, что может предоставить пришкольный лагерь, а что педагогу, проводящему мастер-класс, необходимо принести с собой.
Если у лагеря нет возможности посетить мастер-классы или пригласить мастеров на смену, то такими мастерами могут стать старшеклассники или сами педагоги.
Перед участием в мастер-классах с ребятами необходимо провести инструктаж по технике безопасности и напомнить о правилах поведения во время проведения мастер-класса.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
96
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 22
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/M1pUuwJ8Rw1kXQ
Примеры мастер-классов, которые можно организовать самостоятельно (видео):
https://youtu.be/IJDBLtINirk
https://youtu.be/vEydWJsaxIQ
https://vk.com/video-62044401_456239638
https://vk.com/video-62044401_456239578
https://youtu.be/fFnUYeaKyvk
https://youtu.be/If4lOlo_7Jw
https://youtu.be/t6sp2xwTWxk
https://youtu.be/2iwymKkzq-4
https://vk.com/video-54750512_456239084
https://vk.com/video-54750512_456239088
https://vk.com/video-54750512_456239092
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
97
Приложение 16 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект игры по станциям «Твори! Выдумывай! Пробуй!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: авторская разработка.
Форма дела: игра по станциям.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
игра по станциям направлена на знакомство детей с прикладным творчеством и народными ремёслами России/региона
Российской Федерации и даёт возможность детям узнать о народных ремёслах, пофантазировать и создать что-то своё.
Оборудование и материалы: кубики по количеству станций, маршрутные листы для отрядов, таблички с обозначением станций, материалы для станции (прописаны в описании станций), столы по количеству станций, комплект символов народных промыслов и ремёсел для каждого отряда.
Место проведения: открытая площадка на улице при хорошей погоде/ здание школы с актовым залом и кабинетами при плохой погоде.
Особенности организации дела:
Игра по станциям начинается, как любое общелагерное дело, с общего сбора участников. На нём ребята узнают о разнообразии народных промыслов и ремёсел, знакомятся с прикладным творчеством и получают маршрутные листы для передвижения по станциям. Краткое описание заданий станций представлено в таблице. Придя на станцию, отряд бросает кубик, на сторонах которого значится: «Твори», «Выдумывай», «Пробуй». В зависимости от слова, которое выпало, ребята получают задание – знакомство с тем или иным народным промыслом или ремеслом.
Задания типа «твори» подразумевают знакомство с технической стороной ремесла и возможность ребят в этой технике сделать свой упрощенный элемент.
«Выдумывай» подразумевают творчество и креативность. На таких станциях ребята придумывают на основе имеющегося народного промысла или ремесла что-то своё – новое и необычное, но чем-то похожее на оригинал.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
98
Задания «пробуй» включают в себя различные упражнения, в которых ребята что-то сопоставляют, собирают пазл, разгадывают кроссворд и т.д., по тому народному промыслу или ремеслу, который представлен на станции.
Прежде чем ребята начинают выполнять задание, ведущий станции знакомит их с представленным народным промыслом или ремеслом. После выполнения задания отряд получает жетон в виде треугольника с символом станции. Пройдя все шесть станций игры, ребята собирают коллекцию из шести символов. Особенность игры заключается в том, что в выполнении заданий задействован каждый ребёнок, поэтому необходимо заготовить материалы на всех детей.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
99
Примеры возможных заданий и станций:
Задание
Станция
Роспись
На станции ребята выполняют роспись декоративных досок/ деревянных заготовок/ изображений на бумаге.
Ребята выбирают свою цветовую гамму и придумывает орнамент, который изображают на выбранной форме.
На станции ребята пробуют составить цветовые гаммы различных видов росписей путём смешивания красок и создания цветовой палитры каждого вида росписи.
Изделия из ткани
Под руководством педагога ребята выполняют простое изделие в технике макраме (за основу можно взять стрекозу, браслет или сову на колечке).
Из предложенных ниток, верёвочек и бусин ребята создают собственное плетёное изделие и придумывают его историю.
На станции ребятам предстоит собрать паззлы с изображением определённой вышивки.
Изделия из металла
На станции ребята под руководством педагога выполняют работу в технике квиллинг, используя бумажные или картонные полоски.
Ребята создают своё творческое изделие из синельной проволоки для поделок.
На станции ребятам предстоит сложить из отдельных элементов представленное на изображении изделие.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
100
Игрушки
На станции ребята под руководством педагога создают свою игрушку в одной из техник
– лепка из глины, папье-маше.
Ребята объединяются в группы, придумывают свои игрушки с какой-то одной отличительной особенностью и лепят их из пластилина.
На станции ребятам предстоит соотнести название игрушки и её изображение.
Резьба
На станции ребята под руководством педагога создают своё первое резное изделие из мыла или воска
(предварительно можно мыло или воск расплавить и залить в одинаковые формочки).
Ребятам на станции предлагается пофантазировать и сделать ажурные салфетки из бумаги посредством фигурного вырезания ножницами.
На станции ребятам предлагается из имеющихся изображений найти те, где выполнена художественная резьба.
Изделия из бересты
На станции педагог учит ребят изготовлению небольшой корзинки из газетных трубочек путём переплетения.
Ребята придумывают своё изделие, которое можно изготовить из нарезанных полосок бумаги путём переплетения разными способами.
Ребятам на станции предлагается разгадать загадки, в которых зашифрованы различные изделия из бересты.
Дополнительные материалы:
Кубик (макет для печати): https://disk.yandex.ru/i/t7o1o07gQHxGkA
Логотипы станций (макет для печати): https://disk.yandex.ru/i/o2jIPVl0NDhbGg
Дополнительные методические материалы по народным промыслам
(текстовый документ): https://disk.yandex.ru/i/OlxQJY1VipzBqg
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
101
Приложение 17 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект настольной игры «Экспедиция вкусов»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: авторская разработка.
Форма дела: настольная игра.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
настольная игра «Экспедиция вкусов» предназначена для знакомства с периодом правления первого российского императора – Петра I, а именно с теми продуктами, которые он завёз в
Россию.
Оборудование и материалы: игровое поле, карточки красного маршрута, карточки зелёного маршрута, небольшие листочки и ручки для выполнения заданий, листы и фломастеры для изготовления фишек- корабликов (оригами), столы по количеству команд, стулья по количеству участников, стол для общего игрового поля.
Место проведения: аудитория.
Описание игры:
Начинается игра с открытия волшебной книги и поиска нового сообщения от невидимых жителей Страны Маленьких и Великих Открытий
(ссылка на волшебную книгу находится в дополнительных материалах).
Настольная игра «Экспедиция вкусов» представляет собой игровое поле, фишки и карточки с заданиями.
Игровое поле настольной игры «Экспедиция вкусов»
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
102
На игровом поле можно увидеть 2 маршрута экспедиции – красный и зелёный. Красный маршрут означает путешествие в Европу, зелёный маршрут – возвращение в Россию. Каждому маршруту соответствуют свои карточки с заданиями.
Красные карточки содержат информацию о продуктах, завезённых
Петром I в Россию, и вопросы по ним.
Карточки красного маршрута
Зелёные карточки помогают ребятам закрепить полученную информацию.
Карточки зелёного маршрута
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
103
Перед началом игры отряд делится на несколько команд, от трёх до пяти, в зависимости от количества детей в отряде. Каждая команда придумывает своё название, и создают фишку, отличающую их команду от остальных. Фишки ребята изготавливают самостоятельно в форме бумажного кораблика в технике «оригами». Кораблик выбран именно потому, что в эпоху Петра I был создан Российский флот. Кораблик изготавливается один на группу, ребята его раскрашивают и дают название. После того, как кораблики готовы, они выставляются на игровое поле на точку старта экспедиции – Россию (картинка вверху игрового поля с изображением
Кремля и карты страны). После этого ребятам объясняют правила игры.
Правила игры:
Мы привыкли использовать в пищу многие растения и продукты и мало
кто задумывался о том, как они появились в нашей стране, благодаря кому
мы имеем возможность их выращивать и употреблять в повседневной
жизни. Сегодня мы расскажем о том, что страна приобрела благодаря
Петру Великому.
Каждому экипажу корабля (это те команды, на которые разделились
ребята внутри отряда) предстоит совершить экспедицию до Европы
обратно и узнать, какие продукты завёз Петр I.
Путешествие будет происходить следующим образом: все команды
ставят свои корабли на стартовую позицию. После этого начинается 1
раунд игры.
Педагог вытягивает карточку красного цвета с информацией и вопросом и демонстрирует её ребятам (можно показать в формате презентации на большом экране). В течение 30 секунд команды изучают информацию на карточке и на отдельных листочках пишут свой ответ. Листочек капитан корабля относит и складывает в свой кораблик, находящийся на игровом поле.
После того как ответы сданы, педагог проверяет правильность ответа и передвигает на одну клетку вперёд те кораблики, которые «ответили» верно.
После этого процедура повторяется – либо до момента окончания красных карточек, либо до достижения пункта «Европа» на игровом поле одной из команд.