Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
62
В качестве ЧТП (чередования творческих поручений) можно взять: группу, ответственную за двигательную активность, за все новости, за творчество, за порядок, и другие группы, исходя из правил и традиций жителей неизвестной страны. Важно не навязывать детям поручения, а дать возможность подумать, что они могут выполнять и на какие группы разделиться для успешного путешествия по новой стране. Может они придумают создать группу, которая будет собирать всю новую информацию о Стране или каждый день придумывать интересное пожелание и гороскоп на новый день для всех жителей неизвестной страны и их отряда. Список первых групп ребята вывешивают на отрядном уголке.
Дополнительные материалы:

Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/M1pUuwJ8Rw1kXQ

Звук волшебства (фонограмма): https://disk.yandex.ru/d/kRNbW4Wge10Nfw

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
63
Приложение 5 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект времени отрядного творчества «Мы – Орлята!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: игровой час.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
время отрядного творчества направлено на знакомство детей с национальными играми и забавами России/региона
Российской Федерации. В рамках дела ребята рассматривают спектр национальных игр и забав, и более подробно знакомятся с одной конкретной игрой, заранее определённой жребием.
Оборудование и материалы: волшебная книга, перечень национальных игр и реквизит для них, конверты с карточками игр, бумага и фломастеры для рекламы игр.
Место проведения: просторное помещение.
Сценарный ход дела:
1. Приветствие и целевые установки дела
Педагог просит вновь открыть волшебную книгу (ссылка на волшебную книгу находится в
дополнительных материалах) и узнать, не оставили ли какое-либо послание жители Страны Маленьких и Великих Открытий на этот раз.
2. Работа с волшебной книгой
Открыв волшебную книгу, ребята вновь видят сообщение от жителей Страны. На этот раз жители открывают для ребят одно направление неизвестной страны – национальные и народные игры и забавы.
После общей информации дети получают задание на знакомство с играми.
3. Знакомство с народными и национальными играми и забавами
Педагог вручает ребятам, поделённым на группы, конверты, в которых приведены примеры игр с описанием (ссылка на перечень игр находится
в дополнительных материалах). Задача ребят – изучить эту информацию и придумать рекламу игры, то есть представить её другим группам так, чтобы ребята захотели в неё сыграть. Реклама может быть изготовлена в любом жанре: можно ее нарисовать, сыграть на сцене, прочесть и т.д.


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
64 4. Определение отрядной игры и её репетиция
После представления игр каждой группой выбирается одна игра – самая интересная, которую ребята готовы будут провести для ребят других отрядов.
Эту игру отряд изучает более подробно; ребята пробуют провести её друг для друга с объяснением правил.
Если выбранная игра содержит травмоопасные элементы, ребята вместе с педагогом принимают решение, как обезопасить игру, оставив в ней главную идею.
5. Подведение итогов
Время отрядного творчества завершается подведением итогов, где ребята могут рассказать, о каких играх они узнали, в какие, возможно, играли у себя дома, какие игры здесь им запомнились больше всего.
Важно при подведении итогов также убедиться, что ребята поняли игру, которую им предстоит провести для других отрядов на общем деле.
Дополнительные материалы:

Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/M1pUuwJ8Rw1kXQ

Перечень национальных и народных игр и забав (текстовый документ): https://disk.yandex.ru/i/4j4eFmd0Wnpeig

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
65
Приложение 6 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект игровой программы «Мы – одна команда!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: игровая программа.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
игровая программа, включающая задания на сплочение и командообразование, и проведение для отрядов своей игры, с которой ребята познакомились во время отрядного творчества «Мы –
Орлята!».
Оборудование и материалы: музыкальное оборудование (ноутбук, колонка, микрофон, фонограммы), маршрутные листы, реквизит для игр, упражнений и заданий (указан в самих играх, упражнениях и заданиях).
Место проведения: ровная площадка на улице с лесной территорией вокруг при хорошей погоде/ просторное помещение (спортивный зал) при плохой погоде.
Сценарный ход дела:
1. Старт игровой программы
Игровая программа начинается с общего сбора участников и проверки готовности отрядов к игровой программе.
Каждый отряд произносит своё название и девиз (кроме названия и девиза отряды могут
подготовить общий элемент, объединяющий
команду).
Во время старта ребята делают небольшую разминку в форме растанцовки под орлятские песни
(ссылка на песни «Орлёнка» находится в
дополнительных материалах) и играют в игру, чтобы проверить готовность поддерживать друг друга.
Игра заключается в следующем: все участники делятся условно на три большие группы. Одна группа будет громко кричать слово «Вместе»


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
66
(демонстрация), вторая группа

«Мы»
(демонстрация), третья группа – «Команда»
(демонстрация). Когда ведущий указывает на одну из групп, той необходимо дружно и громко выкрикнуть своё слово. Ведущий чередует группы, и так могут получиться фразы: «Мы – команда»,
«Мы – вместе», «Вместе – команда», «Мы, мы – вместе», «Мы, мы – команда, команда» и т.д. И в конце игры ведущий показывает группы по порядку, так, чтобы получилась фраза «Вместе мы команда!»
После разминки ребятам сообщают, что игровая программа состоит из двух этапов.
Участники получают маршрутные листы и отправляются отрядами на прохождение заданий первого этапа.
2. Первый этап игровой программы –
«Вместе мы команда»
Первый этап игровой программы включает в себя задания, упражнения и игры, позволяющие ребятам продемонстрировать умение работать в команде.
Примерный перечень игр, заданий и упражнений, которые можно использовать для первого этапа:
1 – Игра «Сырная история»
Реквизит: мяч, 4 доски (с верёвочками и отверстиями).
Описание игры: перед командой лежит один мяч («мышка») и четыре доски («кусочки сыра») с верёвками, за которые можно держаться участниками команды: первая доска – без отверстий, вторая доска – два отверстия, третья доска – три отверстия, четвертая доска – четыре отверстия. Команде необходимо провести мяч по доскам между отверстиями, не уронив его.
Запускает мяч один из участников команды. Если не хватает участников, то ведущий запускает мяч самостоятельно.
Вместо дощечек можно использовать листы

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
67 картона с проделанными в них отверстиями.
2 – Игра «Держи равновесие»
Реквизит: гимнастические палки по количеству участников в отряде.
Описание игры: команда встаёт в круг и каждому участнику нужно поставить палку вертикально, на расстоянии вытянутой руки параллельно ноге. По сигналу ведущего нужно сделать шаг вперед по часовой стрелке и не дать упасть палке перед участником. Задача пройти полный круг, не уронив ни одной палки. Как только одна из палок падает, игра начинается сначала.
3 – Упражнение «Кочки»
Реквизит: «кочки» – дощечки или большие листы картона любой геометрической формы.
Описание
упражнения:
команде предоставляется до шести «кочек». Их задача переправиться с одного «берега» на другой, не наступая ни на какую поверхность, кроме «кочек».
Когда первый участник начал путь, ни одна кочка не должна оставаться пустой, на ней должна находиться хотя бы одна нога, в противном случае кочку забирают.
4 – Упражнение «Паутинка»
Реквизит: верёвка, колокольчики.
Описание упражнения: между деревьями заранее натягивается верёвка, образуя воздушный лабиринт. Сквозь этот лабиринт команде предстоит пройти. Условие прохождения – команда берётся за руки и на протяжении передвижения всей команды ни один из участников не должен задеть верёвку.
Для удобства отслеживания задеваний можно на верёвку в разных местах повесить колокольчики.
5 – Задание «Электрическое поле»
Реквизит: верёвки, легкий большой предмет
(это может быть кубик), гимнастические палки (по


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
68 одной на два участника).
Описание задания: внутрь треугольного поля, обозначенного натянутыми верёвками на высоте 70-
120 см от земли, помещён нетяжелый предмет. Все участники берут по палке (они должны быть подготовлены заранее, желательно одной длины) и не дотрагиваясь до «электрического поля», всей командой должны достать предмет из центра поля и переместить за его пределы.
6 – Задание «Шишка в центре»
Реквизит: листок с заданием, мелок, газета, шишки.
Описание задания: это задание позволяет участникам не только научиться работать в команде, но и проявить нестандартное мышление, так как все, что не запрещено – разрешено.
Ребята, придя на станцию, получают листок со следующим заданием: «Одной девочке из вашей команды нужно, не заступая за черту, попасть шишкой в центр газеты».
При этом уже имеется нарисованная черта с шишками рядом, в метрах 10-15 лежит лист газеты.
Ребята могут попробовать кидать шишки, возможно, кто-то попадёт. Но кому-то могут прийти в голову и нестандартные решения. Например, мальчики могут взять девочку на руки и перенести её прямо к газете, или мальчики могут сходить за газетой и поднести её ближе, или могут зайти за черту несколько девочек вместо одной, или девочка может не заступать за черту, а перейти или перепрыгнуть через неё и т.д. Но такие варианты ребятам можно будет подсказать, после того как они предложили своё решение.
Эти и другие игры можно использовать в первом этапе игровой программы. Желательно взять не более 4-6 игр, чтобы ребята успели перейти на следующий этап. На этот этап отрядам отводится
30 минут.

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
69 3. Второй этап игровой программы –
«Отрядные игры»
Второй этап игровой программы начинается с того, что все участники вновь собираются на исходном месте. Во время сбора проходит растанцовка (ссылки на песни для растанцовки и
обучающее видео находятся в дополнительных
материалах), которая завершается проверкой всех собравшихся по их названиям и девизам.
Далее все отряды разбиваются парами или тройками (это зависит от количества отрядов в
лагере), занимают свободную площадку, и внутри пары/тройки проводят игру, которую подготовили во время отрядного творчества.
На этот этап отрядам отводится 15 минут.
4. Подведение итогов дела
Отряды вновь собираются на точке старта; им предлагается встать со своим отрядом в орлятский круг и подвести итоги – проговорить, стала ли их команда дружнее, какие чувства и эмоции они испытывают после проведения своей игры, понравилась ли им игра другого отряда и т.д.
Дополнительные материалы:

Песни для растанцовки (фонограммы): https://disk.yandex.ru/d/9kG9ITv7UGyFHg

Обучающее видео по растанцовке (видео): https://disk.yandex.ru/d/A-
QNOtZN0ikZ0w


ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
70
Приложение 7 к пояснительной записке пришкольного лагеря
План-конспект конкурса знатоков «Ларец народной мудрости»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: конкурс.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
конкурс знатоков направлен на знакомство детей с устным народным творчеством России/региона Российской
Федерации. Это могут быть сказы и сказки, рассказы, былины, повести, песни, пословицы и поговорки.
Оборудование и материалы: игровое поле, элементы игры, материалы заданий, ноутбук, фонограммы, колонка, бумага, фломастеры.
Место проведения: аудитория со столами и стульями по количеству участников.
Сценарный ход дела:
1. Послание от жителей Страны
Маленьких и
Великих Открытий
В начале дня ребята находят в волшебной книге новое послание от жителей Страны
Маленьких и Великих Открытий. На этот раз жители хотят познакомить ребят с устным народным творчеством, включающим в себя сказки, былины, пословицы, поговорки, песни, потешки и многое другое.
2. Деление на команды
Для того чтобы участвовать в конкурсе знатоков, отряд предварительно необходимо поделить на 3 команды. К этим командам могут быть прикреплены персонажи, которые будут помогать командам.
Команды предварительно могут придумать названия и кричалки.
3. Выполнение заданий конкурса знатоков
Варианты заданий предложены ниже — можно воспользоваться ими, а можно придумать и подобрать свои варианты. Содержание заданий может быть ориентировано на знакомство с

ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
71 региональным устным народным творчеством. Если регион не обладает образцами устного народного творчества, то можно взять устное народное творчество страны в целом.
4. Подведение итогов конкурса знатоков
По итогам дела ребятам можно вручить грамоты или медали знатоков, а также наградить аплодисментами.
Конкурс знатоков может строиться по принципу «Своей игры», где есть три категории: «Сказки и былины», «Пословицы и поговорки», «Песни и потешки» и пять уровней заданий и вопросов – на 100, 200, 300, 400 и 500 баллов. Поле игры может быть не стандартным, в форме таблицы, – а интересным для детей этого возраста: в форме дуба у Лукоморья, на котором златая цепь и кот учёный, как символ знаний и мудрости (ссылки на игровое
поле и элементы игры находятся в дополнительных материалах).
Ниже в таблице предложены варианты заданий и примеры материалов, которые можно использовать. За основу можно взять и устное народное творчество своего региона, таким образом дети познакомятся с культурным наследием своего родного края, своей малой Родины.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22