Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
был задействован. Как только ребята завершают работу, ведущий просит
их рассказать про дом.
Ведущий: «Дом построен – великолепная работа! Осталось нам собрать урожай, чтобы приготовить еду».
Далее ребята встают в круг и играют в игру «Фрукты-овощи».
Ведущий встаёт в центр круга, говорит «фрукт»/ «овощ»/ «ягода» и кидает
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
170
мяч любому из участников. Тот должен очень быстро ответить.
Повторяться ребятам нельзя.
Ведущий: «Ну вот, и еда наша готова! Получилось удивительное путешествие! Давайте поздравим друг друга и скажем: «Какой мой сосед справа молодец»! «И какой мой сосед слева молодец»! А теперь погладим себя по голове и скажем: «А я-то какой молодец»! И дарим всем аплодисменты».
На этом игровая программа завершается. При необходимости педагог
может дополнить программу своими игровыми приёмами и расширить
сюжет.
Дополнительные материалы:
Шмаков С.А. Её величество – игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. М:. NB Магистр, 1992. – 160 с.
Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: методическое пособие. – М:. ЦГЛ, 2003. – 110 с.
Статья «Игры для младших детей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://summercamp.ru/
(дата обращения: 28.01.2022).
Каталог игр для младших школьников в помощь воспитателю пришкольного лагеря
[Электронный ресурс].
Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/09/09/katalog-igr- dlya-mladshih-shkolnikov-v-pomoshch
(дата обращения: 28.01.2022).
Игры для пришкольного лагеря [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/ighry-dlia-prishkol-nogho-laghieria.html
(дата обращения: 28.01.2022).
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
171
Приложение 2 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект общего сбора участников «Здравствуй, лагерь!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: линейка открытия смены и игра-путешествие.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
общий сбор участников включает в себя официальный старт смены – открытие с поднятием Государственного флага
РФ и исполнением Государственного гимна РФ, приветственной речью начальника лагеря и творческим номером. После торжественной части
(официального старта смены), отряды переходят на игру-путешествие по лагерю, которая подразумевает знакомство участников смены с территорией, основными правилами и распорядком дня, ключевыми людьми, к которым можно обращаться в течение смены.
Оборудование и материалы: музыкальное оборудование (ноутбук, колонка, микрофон, фонограммы), флагшток, Государственный флаг РФ, маршрутные листы для игры-путешествия по лагерю.
Место проведения: площадь при хорошей погоде/ актовый зал при плохой погоде.
Сценарный ход дела:
Предварительная подготовка
Перед стартом смены и общим сбором участников вожатые проверяют внешний вид ребят и напоминают о правилах поведения на торжественной части общего сбора: как исполняют Государственный гимн РФ, как нужно вести себя, когда поднимают Государственный флаг РФ и др., в соответствии с информационной справкой (ссылка на информационную справку
находится в дополнительных материалах).
1. Сбор участников, построение на площади
Может начинаться с фразы «На площадь приглашаются участники смены «Содружество Орлят
России».
Пока отряды собираются на площади, играют орлятские песни (ссылка на песни находится в
дополнительных материалах). Как только отряд
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
172 занимает своё место на площади, вожатые выходят вперёд и начинают проводить растанцовку (ссылка на
обучающее видео находится в дополнительных
материалах).
2. Фанфары, выход ведущих
Как только все отряды собрались на площади – звучат торжественные фанфары и выходят ведущие
(ссылка на фанфары находится в дополнительных
материалах).
Ведущие приветствуют всех на общем сборе и говорят небольшое вводное слово (может содержать
информацию об участниках, о смене, о том, что
ждёт ребят в ближайшие 14 дней). Далее ведущие переходят к тому, что «Мы – Орлята России, мы – часть нашей большой и необъятной страны, у которой есть свои символы и свои традиции» и подводят участников сбора к торжественной части.
3. Торжественная часть
Торжественная часть включает в себя: поднятие
Государственного флага
РФ, исполнение
Государственного гимна РФ, приветственное слово организаторов и гостей.
Для торжественной части необходимо использовать следующие команды:
- По традиции, смена считается открытой после поднятия
Государственного флага
Российской
Федерации.
(звучит сигнал «Орлёнок» – ссылка на сигнал
находится в дополнительных материалах)
- Лагерь, внимание! Государственный флаг
Российской Федерации поднять. Смирно! Звучит
Государственный гимн Российской Федерации!
(исполнение
Государственного
гимна
РФ,
поднятие Государственного флага РФ – ссылка на
Государственный
гимн
РФ
находится
в
дополнительных материалах)
- Вольно!
- Смена «Содружество Орлят России» объявляется открытой!
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
173
- Для приветственного слова к микрофону приглашаются
(приглашение
гостей
или
администрации лагеря).
После приветственного слова организаторов и гостей, ведущие ещё раз поздравляют ребят с открытием смены и переходят к объявлению творческого номера.
4. Творческий номер
Творческий номер (песня, танец, сценка) может быть подготовлен творческим коллективом, каким- либо классом или вожатским составом до начала смены. Номер должен быть ярким, заряжающим.
5. Переход на игру- путешествие по лагерю.
После того, как дан официальный старт смене, ребята отправляются знакомиться с лагерем и его инфраструктурой.
Игра-путешествие может быть организована как на уровне отряда – в таком случае вожатые проводят её самостоятельно, или на уровне лагеря – после творческого номера начальник лагеря вручает отрядам маршрутные листы и даёт обратный отсчёт для начала игры-путешествия по лагерю.
Особенности организации игры-путешествия по лагерю:
На игре-путешествии по лагерю происходит знакомство с правилами и нормами жизнедеятельности, с территорией и сотрудниками лагеря, предъявление единых бытовых, хозяйственных требований, требований к безопасной жизнедеятельности, принятие законов проживания.
Игра-путешествие может пройти в двух вариантах:
1 вариант. Первоначально необходимо познакомить детей с едиными бытовыми и хозяйственными требованиями (распорядок дня, санитарно- гигиенические требования, правила безопасного пребывания, правила использования сотовых телефонов), а затем всем вместе договориться о правилах совместного проживания. Составной частью игры является знакомство с сотрудниками и службами детского лагеря, которое чаще всего проходит в форме экскурсии. Знакомя детей с территорией, важно рекомендовать им быть внимательными хозяевами и хорошими соседями, поддерживать порядок и проявлять гостеприимство, а на территорию других отрядов не входить без разрешения, прерывая дело или мешая шумом важному разговору.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
174
2 вариант. Игра-путешествие может пройти в формате игры по станциям, где каждая станция соответствует значимому месту в лагере. На станции даётся короткая информация о месте и дополнительная информация
(например, о правилах). Пример: станция у столовой — дети знакомятся с местом принятия пищи, с сотрудниками столовой, здесь же узнают распорядок подачи еды. Кроме того, на этой станции ребята могут получить творческое задание (например, нарисовать циферблат, отметить часы приёма пищи и нарисовать рисунки, соответствующие завтраку, обеду, полднику, ужину, второму ужину). В течение игры ребята могут собирать какие-либо символы или элементы и затем приклеить на условную карту лагеря, тем самым вспоминая, что где находится.
По итогам игры-путешествия каждый ребёнок должен знать, где он находится в данную минуту, к кому можно обратиться по тому или иному вопросу, где в лагере расположены основные места пользования (душ, туалет, столовая, медицинский пункт и т.д.), какие в лагере есть правила и как провести время интересно, с пользой и безопасно для своего здоровья.
Дополнительные материалы:
Информационная справка о Государственных символах Российской
Федерации (текстовый документ): https://disk.yandex.ru/i/3dBUGkakRUgR8w
Перечень песен «Орлёнка» для растанцовки (фонограммы): https://disk.yandex.ru/d/9kG9ITv7UGyFHg
Обучающее видео по растанцовке (видео): https://disk.yandex.ru/d/A-
QNOtZN0ikZ0w
Фанфары для выхода ведущих (фонограмма): https://disk.yandex.ru/d/6G5m409krv-ZYw
Сигнал «Орлёнок» (фонограмма): https://disk.yandex.ru/d/CC-
NvkWXRZ_6Pg
Государственный гимн РФ (фонограмма): https://disk.yandex.ru/d/Adbkgi3PWEpf8g
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
175
Приложение 3 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект вечернего огонька «Слева друг и справа друг»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: огонёк.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
знакомство ребят с традициями и легендами вечернего огонька. В рамках первого огонька ребятам предлагается рассказать о себе и поразмышлять о своих ожиданиях на смену. По итогам огонька педагог вручает отряду волшебную книгу.
Оборудование и материалы: свечки или живой огонь, талисман, места для сидения, гитара или колонка с фонограммами, иные предметы, создающие атмосферу огонька.
Место проведения: аудитория или костровое место.
Особенности организации дела:
Огонёк – это форма общего разговора, позволяющая сформировать у каждого ребёнка представление об отряде и о себе в этом отряде. Он задаёт эмоциональный настрой, формирует правила и культуру взаимоотношений на все последующие дни.
На огоньке педагоги-напарники проявляют интерес, доброту и внимательность к каждому, учат говорить правду, честно выражать своё отношения к различным жизненным ситуациям и событиям. Одна из главных тем на первом огоньке: «Давайте проживём эти дни так, чтобы ни у кого не было времени грустить и скучать, давайте попробуем быть самостоятельными и творческими, сделаем нашу жизнь яркой и незабываемой, а наш отряд – самым лучшим отрядом в лагере!»
Огонёк можно начать с лирической песни (например, «Добрый вечер, дорогие ребята» О. Наумова). Далее необходимо познакомить ребят с традициями огонька: традицией доброго отношения к песне, традицией орлятского круга, а в конце разговора – с традицией вечерней речёвки
(Сборник «Сто незаданных вопросов», стр.13-17).
Начинает огонек один из двух педагогов – он задаёт схему рассказа о себе. Когда примерно половина детей представится, кто-то может заскучать.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
176
В этот момент второй педагог возвращает интерес группы с помощью легенды. В конце он говорит: «Какие замечательные люди собрались в нашем отряде, какой интересной и радостной будет жизнь нашего отряда!
Мы уверены, что у нас получится сплочённый, дружный коллектив и каждый из вас станет чуточку смелее, взрослее и самостоятельнее!» – После чего передаёт слово ребятам, которые ещё не говорили.
Воспитателю важно помнить, что в ходе разговора у каждого ребенка должно сформироваться положительное отношение к своему отряду, к перспективам совместной жизнедеятельности. Также необходимо повторить те правила и традиции, которыми нужно руководствоваться в жизни, чтобы стать достойным человеком своей страны. Завершить предлагается в орлятском кругу, с песней Сергея Иванова-Гончарука «Разговоры еле слышны», начиная со слов:
Слева друг и справа друг –
Чуть качнётся орлятский круг.
Здесь лишь о главном услышишь слова,
Руки в размахе крыльев орла:
Справа на плечи, слева на пояс.
Тихо звучит о серьёзном твой голос.
Круг неразрывный нельзя разорвать.
В центр лишь прощаясь можно ступать.
После песни произносятся слова речёвки:
«День отшумел, и, ночью объятый, лагерь зовёт уснуть. (говорят все)
Доброй вам ночи, ребята-орлята! (говорят девочки)
Доброй вам ночи, девчата-орлята! (говорят мальчики)
Доброй вам ночи, вожатые наши! (говорят все дети)
Завтра нам снова в путь. (говорят все)
Всем-всем спокойной ночи, мы вас любим очень-очень!» (говорят все)
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
177
Варианты проведения огонька:
Метод
Описание метода
Метод
«неоконченных предложений»
Для этого метода необходимо заготовить листочки с началом предложения и многоточием вместо окончания, а также небольшую коробочку. Свернутые или сложенные листочки помещаются в коробку. Каждый ребёнок, вытащив один листочек, продолжает предложение и после этого передаёт коробочку дальше по кругу. Здесь педагог может задавать уточняющие вопросы, чтобы ребёнок смог ответить достаточно развёрнуто.
Метод
«ассоциаций»
Для этого метода необходимо заранее подготовить картинки или предметы, при помощи которых ребята будут вести рассказ о себе и о своих ожиданиях.
Для начала разговора ребятам предлагается выбрать себе изображение или предмет, который ему приглянулся больше всего. И после этого предлагается рассказать о себе или о своих ожиданиях через этот предмет или изображение.
Метод
«создания рисунка»
Для этого метода необходимо подготовить по листочку на каждого ребёнка и достаточное количество карандашей и фломастеров.
На одной половинке листа участник схематично рисует
«Ожидание от смены». Когда все ребята готовы, они по кругу начинают рассказывать о своих рисунках.
Этот метод рекомендуется использовать в том случае, если педагог сохранит все рисунки детей и в конце смены предложит нарисовать им рисунок «Реальность» с таким же обсуждением.
В этом методе могут использоваться не две половинки, а два отдельных листа. В конце смены «Ожидания» сравнивается с «Реальностью».
Метод
«фотографии»
Для этого метода необходимо заранее подготовить три рамки для визуального оформления и написать вопросы, которые будут предложены ребятам.
Фоторамки определяют три темы: «Какой будет наш отряд в конце смены?», «Какой буду я в конце смены?»,
«Какой будет наша смена?»
Для начала обсуждения ребёнок выбирает одну из трёх рамок и представляет свой ответ на этот вопрос. Здесь можно дать волю фантазии и поразмышлять на заданную тему.
Метод
Метод предполагает свободное обсуждение по
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
178
«открытого микрофона» заданной педагогом теме в свободном формате. В качестве условного «микрофона» может выступить выбранный талисман или символ огонька.
Здесь можно задать такие темы: «Расскажи о себе то, чего про тебя не знают ребята», «Поделись своим увлечением, что ты больше всего любишь», «Расскажи нам то, что бы ты хотел, что мы о тебе знали» и т.д.
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/it6W4LXDkrji1w
Сборник «Сто незаданных вопросов» (текстовый документ): https://vk.com/doc40967630_498114022?hash=06feddabbae4a66ed9&dl=5952c4f b8bbf81526e
Песня «Добрый вечер, дорогие орлята», О. Наумова (фонограмма): https://disk.yandex.ru/d/tPDcqCr7dsZwZA
Песня «Разговоры еле слышны», С. Иванов-Гончарук (фонограмма): https://disk.yandex.ru/d/4ig2VT4IZjRS_w
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
179
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 22