Файл: Программы смен Содружество Орлят России для проведения в детских лагерях Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 433
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 4 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект тематического часа
«Открывая страницы интересной книги»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: авторская разработка.
Форма дела: тематический час.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
тематический час предполагает знакомство с волшебной книгой, которую отряд получил по итогам творческой встречи орлят.
Оборудование и материалы: ноутбук, колонка, фонограмма, волшебная книга, материалы для творческих заданий, фломастеры и цветные карандаши.
Место проведения: актовый зал
Особенности организации дела: тематический час начинается с приветствия ребят и обозначения задач этого часа. Педагог предлагает ребятам совершить маленький ритуал, чтобы активизировать волшебную книгу (ссылка на волшебную книгу находится в дополнительных материалах),которую им вручили на творческой встрече орлят: например, все одномоментно должны положить на нее руки. Далее может прозвучать
«звук волшебства» (ссылка на звук волшебства находится в дополнительных материалах) или ребята могут придумать какое-то заклинание, которое поможет им открыть волшебную книгу. Как только ребята открывают книгу, происходит волшебство – они попадают в неизвестную страну. Книга становится своеобразным порталом, отправляющим ребят в Страну
Маленьких и Великих Открытий.
Особенность книги заключается в том, что ребята видят только одно послание от жителей неизвестной страны. В этом послании жители приглашают ребят познакомиться со Страной, узнать о ней больше; но, чтобы отправиться в путешествие по Стране, ребятам нужно выполнить ряд заданий и узнать ее правила и традиции.
Примеры творческих заданий, которые могут дать жители Страны
(первое задание может содержаться в тексте послания, а остальные
задания педагог вклеивает в книгу в тот момент, пока ребята выполняют
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
180
задание, или это могут аудиопослания от жителей Страны, которые
педагог включает после выполнения ребятами задания):
- записать на видео название и девиз отряда;
- написать 10 причин, зачем ребята отправляются в путешествие по неизвестной стране;
- нарисовать портрет класса с его качествами и умениями;
- разгадать кроссворд/ расшифровать картинки/собрать пазл с правилами и традициями жителей неизвестной страны.
Правила жителей Страны Маленьких и Великих Открытий:
- каждый житель Страны ежедневно выполняет зарядку по утрам, чистит зубы и прибирается в своей комнате;
- каждый житель Страны, когда встречает кого-нибудь на своём пути, улыбается ему и приветствует фразой: «Доброе утро», «Добрый день» или
«Добрый вечер»;
- каждый житель Страны уважает труд других людей и относится к ним с пониманием, заботой и уважением – бережёт имущество, сохраняет природу и чистоту, старается не мешать, когда другие заняты делом;
- каждый житель Страны всегда знает, что происходит в стране, потому что интересуется новостями;
- каждый житель Страны старается каждый день делать что-то, чтобы становиться лучше – занимается спортом, творчеством, читает книги, что-то мастерит или рисует, играет, помогает другим;
- каждый житель Страны уважает своё время и время других жителей, поэтому везде приходит вовремя;
- каждый житель Страны знает много интересных и красивых песен и поёт их, когда хочется поднять настроение, успокоиться, поразмышлять о чём-нибудь;
- каждый житель Страны ежедневно подводит итоги дня, анализирует прожитое, исполняет вечернюю песню и вечернюю речёвку;
- каждый житель Страны не покидает свою территорию, а если выходит за её пределы, то обязательно со взрослым или по разрешению;
- каждый житель Страны, когда хочет что-то сказать, поднимает руку, и тогда все обращают на него внимание и готовятся выслушать.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
181
Как только задания выполнены и правила изучены, ребята получают первое поручение – распределиться на группы. Распределение на группы может происходить разными способами: исходя из интересов ребят/исходя из мнения педагога (чтобы ребята побывали в разных группах и попробовали разные направления деятельности).
В качестве ЧТП (чередования творческих поручений) можно взять: группу, ответственную за двигательную активность, за все новости, за творчество, за порядок, и другие группы, исходя из правил и традиций жителей неизвестной страны. Важно не навязывать детям поручения, а дать возможность подумать, что они могут выполнять и на какие группы разделиться для успешного путешествия по новой стране. Может они придумают создать группу, которая будет собирать всю новую информацию о Стране или каждый день придумывать интересное пожелание и гороскоп на новый день для всех жителей неизвестной страны и их отряда. Список первых групп ребята вывешивают на отрядном уголке.
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/it6W4LXDkrji1w
Звук волшебства (фонограмма): https://disk.yandex.ru/d/LvpW4qKnDTbX4Q
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
182
Приложение 5 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект времени отрядного творчества «Мы – Орлята!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: время отрядного творчества.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
подготовка отряда к творческой встрече, оформление отрядного уголка названием, эмблемой отряда и другими составляющими.
Оборудование и материалы: ноутбук, колонка, материалы для оформления отрядного уголка, иные материалы и костюмы для подготовки творческой визитки, стулья по количеству участников и 2-3 стола для подготовки оформления на отрядный уголок.
Место проведения: аудитория или отрядное место.
Особенности организации дела: во время отрядного творчества ребятам нужно подготовить творческую визитку и оформить отрядный уголок. Для того чтобы работа шла продуктивно, предлагается разделить отряд на небольшие группы. Так как на протяжении учебного года у класса уже сформировалось своё название, девиз и эмблема, то ребята, которые возьмутся за оформление отрядного уголка, могут сразу приступать к своей задаче. Все остальные устраивают мозговой штурм на тему, как интересно и творчески представить отряд. Как только задача определена, часть ребят занимаются проработкой номера (придумывают движения танца или сюжет сценки), а оставшаяся часть ребят придумывать символику/атрибуты для всего отряда – единый стиль. При необходимости, если в лагере есть костюмерная, третья группа может выбрать костюмы и реквизит для выступающих, а также подготовить необходимое музыкальное и визуальное сопровождение творческого номера.
Как только все группы готовы, отряд воссоединяется и начинается общая репетиция номера. Здесь важно проработать музыкальное и визуальное сопровождение (если оно предполагается), отрепетировать работу с микрофонами и все сценические передвижения.
Необходимо также провести генеральную репетицию на сцене в костюмах, чтобы ребята чувствовали себя уверенно.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
183
При подготовке творческого номера важно учитывать:
- индивидуальные способности ребят;
- максимальное участие всего отряда в номере и участие хотя бы одного из взрослых напарников для помощи в непредвиденной ситуации;
- закладываемые в номер смыслы: они должны отражать суть отряда и не противоречить смыслам смены;
- номер должен сопровождаться музыкой и визуальными образами
России.
После репетиции творческого номера отряд возвращается к отрядному уголку и дорабатывает его совместно – там могут появится, например, ладошки каждого участника с пожеланиями на смену, добрые слова, рисунки и т.д.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
184
Приложение 6 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект творческой встречи орлят «Давайте познакомимся!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: творческая встреча.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
знакомство отрядов друг с другом, творческая презентация визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой
«вожатского» отряда – коллективом учителей, педагогов, которые принимают участие в реализации смены.
Оборудование и материалы: оборудование для музыкального и визуального сопровождения (ноутбук, проектор, экран, колонки, микрофоны, фонограммы), необходимые костюмы и реквизит для отрядов.
Место проведения: актовый зал.
Особенности
организации
дела:
творческая встреча орлят предполагает выступление отрядов (классов) на сцене с представлением своей визитки, названия и девиза. Поэтому предварительно, до момента проведения творческой встречи орлят, необходима качественная подготовка.
1-й шаг – Знакомство ребят с задачами дела, выработка
первоначальных идей. Важно объяснить детям, что творческая презентация – это способ знакомства большой группы орлят друг с другом. Каждый отряд должен выразить свою уникальность, особенные качества ребят, входящих в его состав. Как только ребята договариваются, что они хотят сказать о себе, вместе с педагогом они вырабатывают форму подачи: танец, стихи, песню, сценку, театр теней или интерактив с залом. Идеи на этом этапе принимаются все, затем их можно творчески переработать: так детям дают понять, что в любой идее можно найти что-то интересное.
2-й шаг – Определение установок на подготовку творческого номера.
Организаторы смены заранее обозначают временной регламент выступления
(обычно это 2-3 минуты, если отрядов в лагере немного – 5-7 минут)и обязательные условия, которые должны соблюдаться в визитке (название, девиз, возможно, картинка с визуальным оформлением на экран).
Ограниченный регламент позволяет не затягивать дело. На основе этого отряд (класс) формирует итоговую идею и начинает подготовку творческой визитки.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
185
3-й шаг – Подготовка визитки начинается с планирования, чтобы не упустить самое важное. Отряду нужно договориться:
- о костюмах, внешнем виде выступающих;
- визуальном оформлении сцены (декорации, видеоряд, футажи, картинки);
- реквизите для номера;
- музыкальном сопровождении номера (живой звук, фонограммы, количество микрофонов, необходимое музыкальное оборудование, использование музыкальных инструментов);
- об игре со светом (затемнение, мигание, спецэффекты);
- о сценарных ходах визитки и кто какую роль будет играть.
После того как всё учтено, отряд (класс) полноценно приступает к подготовке – репетирует, подбирает всё необходимое для выступления.
4-й шаг – Репетиции. Прежде чем выступать на сцене, ребята должны отрепетировать номер на месте, чтобы почувствовать размеры сцены, выяснить, кто из какой кулисы выходит и в какую уходит, где брать микрофоны на время выступления и т.д. Во время репетиции с ребятами важно проговорить правила поведения в зале и работы на сцене:
Пока ребята находятся в зале и ждут своего выступления, они
смотрят выступления других ребят. В это время нужно вести себя тихо, не
перемещаться по залу. Когда артисты выходят на сцену или уходят с неё,
принято аплодировать, поддерживать их. Если необходимо выйти, то
делать это нужно между номерами, пока звучат аплодисменты. За два
номера до своего отряд должен выйти из зала, чтобы успеть
подготовиться, разойтись по кулисам, из которых нужно выходить, взять
реквизит и микрофоны, настроиться на выступление. За кулисами шуметь
нельзя, так как всё будет слышно в зале.
Когда ребята становятся артистами, нужно показать, как им следует вести себя на сцене – как выходить (с улыбкой, лицом к зрителю, со слегка развёрнутым корпусом), где именно работать (обычно это центр сцены или площадка посередине между центром и передним краем), как говорить в микрофон (нельзя вставать напротив колонок – звук будет фонить, нельзя стучать по микрофону, чтобы проверить звук и т.д.), кому и в какой момент выносить и уносить декорации и другой реквизит. Также необходимо объяснить, как после завершения номера спокойно, без шума вернуться в зал
(между номерами, во время аплодисментов) и снова стать зрителями.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
186
4 – Готовность к выступлению. Перед выступлением важно положительно настроить ребят: это могут быть добрые слова-пожелания или свои отрядные традиции – сделать солнышко из рук и пожелать удачного выступления, или «обнимашки». Как только ребята готовы, нужно ещё раз проверить их внешний вид (прически, единый стиль/костюмы, обувь), наличие микрофонов, и помочь занять свои места за кулисами.
Разумеется, большая часть подготовки ложится на организаторов и педагогов, работающих с детьми. Организаторам необходимо подготовить сценарий творческой встречи орлят, включающий небольшое вступление
(возможно, старт определённой сюжетной линии), связки между творческими номерами, интересное завершение дела. По мере готовности сценария начинается работа с ведущими. Они должны быть яркими и харизматичными, умеющими ориентироваться на сцене и по возможности импровизировать, чтобы суметь в любой момент времени заинтересовать зрителей. Отдельное внимание необходимо уделить оформлению сцены; требуется также найти людей для работы с микрофонами за кулисами (чтобы контролировать весь процесс), музыкой (вовремя включить и выключить, проверить готовность всех фонограмм для выступлений), с визуальным рядом и освещением.
Педагогический коллектив также готовит свою творческую визитку, которая должна стать для ребят образцом для подражания.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
187
Приложение 7 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект коллективно-творческой игры «КЛАССики»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: коллективно-творческая игра.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
коллективно-творческая игра знакомит ребят с национальными играми и забавами. В процессе выполнения заданий ребята узнают, как в национальную игру играли раньше, какие изменения появились сейчас и как можно заинтересовать игрой окружающих. Выбрав одну игру, ребята готовятся к представлению ее на марафоне интересных игр.
Оборудование и материалы: мелки, карточки с национальными играми, материалы для проведения национальных игр (описаны в самих играх).
Место проведения: просторное помещение или открытая площадка с ровной поверхностью.
Особенности организации дела:
Дело начинается с общего сбора отряда, где ребята открывают волшебную книгу и находят послание от невидимых жителей Страны
Маленьких и Великих Открытий (ссылка на волшебную книгу находится в
дополнительных материалах).
Название «КЛАССики» отражает многогранность игры:
1 – КЛАССики – как традиционная детская игра, с нарисованными мелом на дороге клетками и числами в них.
2 – КЛАССики – как игра для класса – единого коллектива.
3 – КЛАССики – как классная, интересная игра.
В соответствии с этим предлагается следующий сценарий коллективно- творческого дела.
Рекомендуется проводить игру на улице, на ровной площадке (в случае
плохой погоды игра может пройти в холле лагеря или в зале). На этой площадке педагог заранее рисует традиционные «классики».
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
188
Каждая клетка «классиков» содержит в себе одну из национальных игр.
Играя, ребята знакомятся с разными играми; одну из них они выбирают для марафона интересных игр. Проводить эти игры могут и сами ребята, ознакомившись предварительно с правилами и посоветовавшись с педагогом.
Та игра, которая больше всего запомнилась и понравилась ребятам, предлагается к проведению на несколько отрядов. Ребята могут дополнить игру новыми правилами и деталями. Делают это они в микрогруппах, чтобы получить больше интересных и необычных идей.
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/it6W4LXDkrji1w
Перечень национальных и народных игр и забав (текстовый документ): https://disk.yandex.ru/i/YU-y3IEtSIxVug
План-конспект тематического часа
«Открывая страницы интересной книги»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: авторская разработка.
Форма дела: тематический час.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
тематический час предполагает знакомство с волшебной книгой, которую отряд получил по итогам творческой встречи орлят.
Оборудование и материалы: ноутбук, колонка, фонограмма, волшебная книга, материалы для творческих заданий, фломастеры и цветные карандаши.
Место проведения: актовый зал
Особенности организации дела: тематический час начинается с приветствия ребят и обозначения задач этого часа. Педагог предлагает ребятам совершить маленький ритуал, чтобы активизировать волшебную книгу (ссылка на волшебную книгу находится в дополнительных материалах),которую им вручили на творческой встрече орлят: например, все одномоментно должны положить на нее руки. Далее может прозвучать
«звук волшебства» (ссылка на звук волшебства находится в дополнительных материалах) или ребята могут придумать какое-то заклинание, которое поможет им открыть волшебную книгу. Как только ребята открывают книгу, происходит волшебство – они попадают в неизвестную страну. Книга становится своеобразным порталом, отправляющим ребят в Страну
Маленьких и Великих Открытий.
Особенность книги заключается в том, что ребята видят только одно послание от жителей неизвестной страны. В этом послании жители приглашают ребят познакомиться со Страной, узнать о ней больше; но, чтобы отправиться в путешествие по Стране, ребятам нужно выполнить ряд заданий и узнать ее правила и традиции.
Примеры творческих заданий, которые могут дать жители Страны
(первое задание может содержаться в тексте послания, а остальные
задания педагог вклеивает в книгу в тот момент, пока ребята выполняют
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
180
задание, или это могут аудиопослания от жителей Страны, которые
педагог включает после выполнения ребятами задания):
- записать на видео название и девиз отряда;
- написать 10 причин, зачем ребята отправляются в путешествие по неизвестной стране;
- нарисовать портрет класса с его качествами и умениями;
- разгадать кроссворд/ расшифровать картинки/собрать пазл с правилами и традициями жителей неизвестной страны.
Правила жителей Страны Маленьких и Великих Открытий:
- каждый житель Страны ежедневно выполняет зарядку по утрам, чистит зубы и прибирается в своей комнате;
- каждый житель Страны, когда встречает кого-нибудь на своём пути, улыбается ему и приветствует фразой: «Доброе утро», «Добрый день» или
«Добрый вечер»;
- каждый житель Страны уважает труд других людей и относится к ним с пониманием, заботой и уважением – бережёт имущество, сохраняет природу и чистоту, старается не мешать, когда другие заняты делом;
- каждый житель Страны всегда знает, что происходит в стране, потому что интересуется новостями;
- каждый житель Страны старается каждый день делать что-то, чтобы становиться лучше – занимается спортом, творчеством, читает книги, что-то мастерит или рисует, играет, помогает другим;
- каждый житель Страны уважает своё время и время других жителей, поэтому везде приходит вовремя;
- каждый житель Страны знает много интересных и красивых песен и поёт их, когда хочется поднять настроение, успокоиться, поразмышлять о чём-нибудь;
- каждый житель Страны ежедневно подводит итоги дня, анализирует прожитое, исполняет вечернюю песню и вечернюю речёвку;
- каждый житель Страны не покидает свою территорию, а если выходит за её пределы, то обязательно со взрослым или по разрешению;
- каждый житель Страны, когда хочет что-то сказать, поднимает руку, и тогда все обращают на него внимание и готовятся выслушать.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
181
Как только задания выполнены и правила изучены, ребята получают первое поручение – распределиться на группы. Распределение на группы может происходить разными способами: исходя из интересов ребят/исходя из мнения педагога (чтобы ребята побывали в разных группах и попробовали разные направления деятельности).
В качестве ЧТП (чередования творческих поручений) можно взять: группу, ответственную за двигательную активность, за все новости, за творчество, за порядок, и другие группы, исходя из правил и традиций жителей неизвестной страны. Важно не навязывать детям поручения, а дать возможность подумать, что они могут выполнять и на какие группы разделиться для успешного путешествия по новой стране. Может они придумают создать группу, которая будет собирать всю новую информацию о Стране или каждый день придумывать интересное пожелание и гороскоп на новый день для всех жителей неизвестной страны и их отряда. Список первых групп ребята вывешивают на отрядном уголке.
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/it6W4LXDkrji1w
Звук волшебства (фонограмма): https://disk.yandex.ru/d/LvpW4qKnDTbX4Q
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
182
Приложение 5 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект времени отрядного творчества «Мы – Орлята!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: время отрядного творчества.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
подготовка отряда к творческой встрече, оформление отрядного уголка названием, эмблемой отряда и другими составляющими.
Оборудование и материалы: ноутбук, колонка, материалы для оформления отрядного уголка, иные материалы и костюмы для подготовки творческой визитки, стулья по количеству участников и 2-3 стола для подготовки оформления на отрядный уголок.
Место проведения: аудитория или отрядное место.
Особенности организации дела: во время отрядного творчества ребятам нужно подготовить творческую визитку и оформить отрядный уголок. Для того чтобы работа шла продуктивно, предлагается разделить отряд на небольшие группы. Так как на протяжении учебного года у класса уже сформировалось своё название, девиз и эмблема, то ребята, которые возьмутся за оформление отрядного уголка, могут сразу приступать к своей задаче. Все остальные устраивают мозговой штурм на тему, как интересно и творчески представить отряд. Как только задача определена, часть ребят занимаются проработкой номера (придумывают движения танца или сюжет сценки), а оставшаяся часть ребят придумывать символику/атрибуты для всего отряда – единый стиль. При необходимости, если в лагере есть костюмерная, третья группа может выбрать костюмы и реквизит для выступающих, а также подготовить необходимое музыкальное и визуальное сопровождение творческого номера.
Как только все группы готовы, отряд воссоединяется и начинается общая репетиция номера. Здесь важно проработать музыкальное и визуальное сопровождение (если оно предполагается), отрепетировать работу с микрофонами и все сценические передвижения.
Необходимо также провести генеральную репетицию на сцене в костюмах, чтобы ребята чувствовали себя уверенно.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
183
При подготовке творческого номера важно учитывать:
- индивидуальные способности ребят;
- максимальное участие всего отряда в номере и участие хотя бы одного из взрослых напарников для помощи в непредвиденной ситуации;
- закладываемые в номер смыслы: они должны отражать суть отряда и не противоречить смыслам смены;
- номер должен сопровождаться музыкой и визуальными образами
России.
После репетиции творческого номера отряд возвращается к отрядному уголку и дорабатывает его совместно – там могут появится, например, ладошки каждого участника с пожеланиями на смену, добрые слова, рисунки и т.д.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
184
Приложение 6 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект творческой встречи орлят «Давайте познакомимся!»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: творческая встреча.
Участники дела: все отряды лагеря.
Краткое описание дела:
знакомство отрядов друг с другом, творческая презентация визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой
«вожатского» отряда – коллективом учителей, педагогов, которые принимают участие в реализации смены.
Оборудование и материалы: оборудование для музыкального и визуального сопровождения (ноутбук, проектор, экран, колонки, микрофоны, фонограммы), необходимые костюмы и реквизит для отрядов.
Место проведения: актовый зал.
Особенности
организации
дела:
творческая встреча орлят предполагает выступление отрядов (классов) на сцене с представлением своей визитки, названия и девиза. Поэтому предварительно, до момента проведения творческой встречи орлят, необходима качественная подготовка.
1-й шаг – Знакомство ребят с задачами дела, выработка
первоначальных идей. Важно объяснить детям, что творческая презентация – это способ знакомства большой группы орлят друг с другом. Каждый отряд должен выразить свою уникальность, особенные качества ребят, входящих в его состав. Как только ребята договариваются, что они хотят сказать о себе, вместе с педагогом они вырабатывают форму подачи: танец, стихи, песню, сценку, театр теней или интерактив с залом. Идеи на этом этапе принимаются все, затем их можно творчески переработать: так детям дают понять, что в любой идее можно найти что-то интересное.
2-й шаг – Определение установок на подготовку творческого номера.
Организаторы смены заранее обозначают временной регламент выступления
(обычно это 2-3 минуты, если отрядов в лагере немного – 5-7 минут)и обязательные условия, которые должны соблюдаться в визитке (название, девиз, возможно, картинка с визуальным оформлением на экран).
Ограниченный регламент позволяет не затягивать дело. На основе этого отряд (класс) формирует итоговую идею и начинает подготовку творческой визитки.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
185
3-й шаг – Подготовка визитки начинается с планирования, чтобы не упустить самое важное. Отряду нужно договориться:
- о костюмах, внешнем виде выступающих;
- визуальном оформлении сцены (декорации, видеоряд, футажи, картинки);
- реквизите для номера;
- музыкальном сопровождении номера (живой звук, фонограммы, количество микрофонов, необходимое музыкальное оборудование, использование музыкальных инструментов);
- об игре со светом (затемнение, мигание, спецэффекты);
- о сценарных ходах визитки и кто какую роль будет играть.
После того как всё учтено, отряд (класс) полноценно приступает к подготовке – репетирует, подбирает всё необходимое для выступления.
4-й шаг – Репетиции. Прежде чем выступать на сцене, ребята должны отрепетировать номер на месте, чтобы почувствовать размеры сцены, выяснить, кто из какой кулисы выходит и в какую уходит, где брать микрофоны на время выступления и т.д. Во время репетиции с ребятами важно проговорить правила поведения в зале и работы на сцене:
Пока ребята находятся в зале и ждут своего выступления, они
смотрят выступления других ребят. В это время нужно вести себя тихо, не
перемещаться по залу. Когда артисты выходят на сцену или уходят с неё,
принято аплодировать, поддерживать их. Если необходимо выйти, то
делать это нужно между номерами, пока звучат аплодисменты. За два
номера до своего отряд должен выйти из зала, чтобы успеть
подготовиться, разойтись по кулисам, из которых нужно выходить, взять
реквизит и микрофоны, настроиться на выступление. За кулисами шуметь
нельзя, так как всё будет слышно в зале.
Когда ребята становятся артистами, нужно показать, как им следует вести себя на сцене – как выходить (с улыбкой, лицом к зрителю, со слегка развёрнутым корпусом), где именно работать (обычно это центр сцены или площадка посередине между центром и передним краем), как говорить в микрофон (нельзя вставать напротив колонок – звук будет фонить, нельзя стучать по микрофону, чтобы проверить звук и т.д.), кому и в какой момент выносить и уносить декорации и другой реквизит. Также необходимо объяснить, как после завершения номера спокойно, без шума вернуться в зал
(между номерами, во время аплодисментов) и снова стать зрителями.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
186
4 – Готовность к выступлению. Перед выступлением важно положительно настроить ребят: это могут быть добрые слова-пожелания или свои отрядные традиции – сделать солнышко из рук и пожелать удачного выступления, или «обнимашки». Как только ребята готовы, нужно ещё раз проверить их внешний вид (прически, единый стиль/костюмы, обувь), наличие микрофонов, и помочь занять свои места за кулисами.
Разумеется, большая часть подготовки ложится на организаторов и педагогов, работающих с детьми. Организаторам необходимо подготовить сценарий творческой встречи орлят, включающий небольшое вступление
(возможно, старт определённой сюжетной линии), связки между творческими номерами, интересное завершение дела. По мере готовности сценария начинается работа с ведущими. Они должны быть яркими и харизматичными, умеющими ориентироваться на сцене и по возможности импровизировать, чтобы суметь в любой момент времени заинтересовать зрителей. Отдельное внимание необходимо уделить оформлению сцены; требуется также найти людей для работы с микрофонами за кулисами (чтобы контролировать весь процесс), музыкой (вовремя включить и выключить, проверить готовность всех фонограмм для выступлений), с визуальным рядом и освещением.
Педагогический коллектив также готовит свою творческую визитку, которая должна стать для ребят образцом для подражания.
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
187
Приложение 7 к пояснительной записке регионального лагеря
План-конспект коллективно-творческой игры «КЛАССики»
Автор-разработчик: Волкова Наталья Александровна,
методист отдела обеспечения реализации программы
«Орлята России» ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Степень авторства: творческая переработка идей
других педагогов.
Форма дела: коллективно-творческая игра.
Участники дела: отряд.
Краткое описание дела:
коллективно-творческая игра знакомит ребят с национальными играми и забавами. В процессе выполнения заданий ребята узнают, как в национальную игру играли раньше, какие изменения появились сейчас и как можно заинтересовать игрой окружающих. Выбрав одну игру, ребята готовятся к представлению ее на марафоне интересных игр.
Оборудование и материалы: мелки, карточки с национальными играми, материалы для проведения национальных игр (описаны в самих играх).
Место проведения: просторное помещение или открытая площадка с ровной поверхностью.
Особенности организации дела:
Дело начинается с общего сбора отряда, где ребята открывают волшебную книгу и находят послание от невидимых жителей Страны
Маленьких и Великих Открытий (ссылка на волшебную книгу находится в
дополнительных материалах).
Название «КЛАССики» отражает многогранность игры:
1 – КЛАССики – как традиционная детская игра, с нарисованными мелом на дороге клетками и числами в них.
2 – КЛАССики – как игра для класса – единого коллектива.
3 – КЛАССики – как классная, интересная игра.
В соответствии с этим предлагается следующий сценарий коллективно- творческого дела.
Рекомендуется проводить игру на улице, на ровной площадке (в случае
плохой погоды игра может пройти в холле лагеря или в зале). На этой площадке педагог заранее рисует традиционные «классики».
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
188
Каждая клетка «классиков» содержит в себе одну из национальных игр.
Играя, ребята знакомятся с разными играми; одну из них они выбирают для марафона интересных игр. Проводить эти игры могут и сами ребята, ознакомившись предварительно с правилами и посоветовавшись с педагогом.
Та игра, которая больше всего запомнилась и понравилась ребятам, предлагается к проведению на несколько отрядов. Ребята могут дополнить игру новыми правилами и деталями. Делают это они в микрогруппах, чтобы получить больше интересных и необычных идей.
Дополнительные материалы:
Волшебная книга и руководство по работе с ней (текстовые документы): https://disk.yandex.ru/d/it6W4LXDkrji1w
Перечень национальных и народных игр и забав (текстовый документ): https://disk.yandex.ru/i/YU-y3IEtSIxVug