Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58 заметному росту стоимости компаний, ни к активному интересу азиатских инвесторов. Тем не менее, Гонконг останется лидером по IPO, а номером два скоро может стать Шанхайская фондовая биржа.
43
Китайские инвестиционные банки постепенно отвоевывают рынок проведения IPO в Гонконге у своих западных конкурентов, применяя следующий метод. С целью привлечения клиентов они все чаще обещают последним полный выкуп нераспроданных в результате размещения акций при проведении андеррайтинга. Поэтому с 2008 по 2010 год доля рынка проведения
IPO в Гонконге, занимаемая банками материкового Китая, выросла с 9,3 до
24%.
44
Нужно сказать, что компаниям не стоит откладывать подготовку IPO до появления благоприятных условий (то есть низкой волатильности на рынках и высокой стоимости). Чтобы успешно выйти на фондовый рынок, надо потратить около года на разработку стратегии, обучение персонала. Поэтому те компании, кто начнет готовиться к IPO уже сейчас, невзирая на сложные рыночные условия, могут весьма удачно разместиться, как только кризис пойдет на спад.
Приведем ряд примеров для наглядности.
Крупнейший брокерский дом КНР Citic Securities завершил проведение
IPO в Гонконге, которое принесло ему почти $2 млрд. В середине сентября 2011 года компания открыла подписку на свои бумаги, рассчитывая привлечь зарубежных институциональных инвесторов. Нестабильная обстановка на фондовых рынках планеты не смогла навредить грядущему IPO: андеррайтеры размещения взяли на себя обязательство выкупить почти все бумаги в случае форс-мажора.
43
Там же
44
Е. Басманов
Китайские банки вытесняют западных конкурентов с рынка IPO в Гонконге, http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3303166
59
Прием заказов на покупку бумаг Citic Securities, начавшийся в середине сентября прошлого года, позволил инвесторам приобрести долю в крупнейшем брокере Китае в диапазоне от 12,84 до 15,2 гонконгского доллара ($1,64—$1,95) за акцию. Это крупнейшее IPO в Гонконге с середины лета, когда на биржу вышел итальянский производитель люксовой одежды, обуви и аксессуаров
Prada, привлекший в июне $2,5 млрд.
45
Несмотря на не очень удачный момент для размещения акций, IPO Citic, прошло довольно гладко. Интерес к приобретению бумаг компании выразили такие крупные институциональные инвесторы, как американские фонды
Waddell & Reed и Och-Ziff Capital Management Group, суверенные фонды Kuwait
Investment Authority и Temasek Holdings, бразильский инвестиционный банк
BTG Pactual. В совокупности эти структуры приобрели около 44% размещаемых акций. ICBC International Holdings, CCB International, BOC
International, Bocom International Securities и Agricultural Bank of China
Internationa взяли на себя обязательства выкупить бумаги Citic на сумму, не превышающую $1,4 млрд.
46
На тот момент в Гонконге не было представлено ни одной брокерской компании из Китая, что стало огромным преимуществом для Citic. Тем не менее нельзя забывать и об очень высокой конкуренции в секторе, которая, безусловно, сказалась на прибылях местных брокеров.
Перейдем к рассмотрению ситуации, сложившейся на европейских площадках.
Интересна ситуация, связанная с компанией BlackRock, являющейся крупнейшим инвестором на фондовом рынке страны. В мае 2011 года представители сразу нескольких ведущих банков Великобритании получили гневное письмо от компании BlackRock о том, что желание банкиров
45
Е. Басманов. Крупнейший брокер Китая проводит IPO на 2 млрд. долларов, http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3238222 46
Там же
60 максимизировать прибыль при организации публичных размещений негативно сказывается на оценке стоимости акций и подрывает доверие инвесторов к таким бумагам.
Топ-менеджеры BlackRock призывали банкиров отказаться от взятых на вооружение практик по организации IPO, были, в частности, недовольны чересчур «агрессивным» подходом банков к оценке стоимости размещаемых акций. Менеджеры были крайне обеспокоены тем, что компании выбирают организаторов IPO, основываясь на нереалистичных оценках последних.
Вдобавок к этому на процесс формирования цены крайне негативно влиял создание крупных синдикатов. Исходя из этого, BlackRock решили уделять меньше внимания размещениям, организованным крупными группами банков.
Инвесторов также не устраивало то, что фондам не дают поближе познакомиться с размещающимися компаниями, а общение с руководством перед IPO обычно длится лишь около часа, в рамках которого крайне сложно вынести суждение о компании. В BlackRock уверены, что одной из главных причин переоценки бумаг является то, как инвестбанки оценивают свою работу в рамках организации IPO.
Опасения также вызывало наличие комиссий, привязанных к цене акций в первый день торгов, а не к их средней цене за первые полгода после размещения. Такие комиссии не способствовали согласованию интересов участников процесса и провоцировали банки на более агрессивное поведение. В результате завышенных оценок банков вкладывающиеся в бумаги участники рынка теряют свои средства.
47
Ярким примером такой ситуации может служило IPO компании Glencore.
Рыночная стоимость акций компании так и не превысила стоимость размещения, подтвердив тем самым опасения некоторых аналитиков о слишком
47
Е. Басманов. Банкиры-андеррайтеры намеренно завышают стоимость акций при IPO, http://www.rbcdaily.ru/2011/05/31/world/562949980340275
61 щедрой оценке бумаг при организации IPO. При этом синдикат банков, готовивших выход на биржу, получил от Glencore по разным данным от 170 до
200 млн фунтов к качестве оплаты за оказанные услуги.
48
Интересно отметить, что инициатива топ-менеджеров BlackRock стала не первой попыткой «образумить» банки касательно практик организации IPO.
Незадолго до этого ряд организаций, отстаивающих права акционеров, обратились в Министерство бизнеса Великобритании с жалобой на высокие комиссии банков при организации IPO и трудности с привлечением последних к ответственности. Предполагается, что в скором времени банки могут обязать получать комиссии за проведение IPO акциями размещаемых компаний. Такая мера будет способствовать более взвешенной оценке стоимости бумаг.
По данным Ernst & Young, процесс проведения IPO на американских площадках занимает от одного до двух лет, тогда как на европейских Euronext или Deutsche Boerse — от шести до 12 месяцев. Расходы на андеррайтинг при проведении размещения на NYSE и NASDAQ составляют 6,5-7% от суммы привлечения, а на LSE, Deutsche Boerse или Euronext они не превысят 3,5 или
5% для иностранных компаний.
49
В качестве примера международной практики андеррайтинга также можно привести IPO компании General Motors стало крупнейшим в мире в 2010 году, так как андеррайтеры реализовали свои опционы на покупку акций на сумму $3 млрд (по данным Reuters).
С помощью опционов андеррайтеры дополнительно купили еще 71.7 млн обыкновенных акций GM на сумму $2.37 млрд и 13 млн привилегированных акций на сумму $650 млн, в результате чего общая сумма размещения достигла
$23.1 млрд. Это превышает $22.1 млрд, который смог привлечь китайский
48
Е. Басманов. Банкиры-андеррайтеры намеренно завышают стоимость акций при IPO, http://www.rbcdaily.ru/2011/05/31/world/562949980340275 49
Гайдаев, В. Дерзкие площадки / В. Гайдаев // Деньги. – М., 2008. - № 33(688)
62
Сельскохозяйственный банк (Agricultural Bank of China) в 2006 году, таким образом IPO GM стало крупнейшим в мире.
50
Ведущими андеррайтерами размещения выступали J.P.Morgan Chase,
Bank of America и Citigroup. Также в IPO участвовали Barclays Capital, Credit
Suisse Group, Deutsche Bank AG и Goldman Sachs.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вывод
по Главе 2:
В США разработан и применяется четкий механизм организации размещения ценных бумаг, практика андеррайтинга сложилась и успешно развивается.
Преимуществами андеррайтинга в США являются:
1) высокая капитализация компаний;
2) большой опыт размещений, вследствие чего механизм андеррайтинга четко налажен и эффективно функционирует;
3) четкое регулирование процесса со стороны государства;
4) размещение с помощью крупных эмиссионных синдикатов.
Основная функция андеррайтера в международной практике – это предоставление комплексной помощи эмитенту на всех этапах организации эмиссии, а также реализация ценных бумаг инвесторам.
Тенденциями рынков последнее время является увеличение числа размещений бумаг по закрытой подписке (т.к. это быстрее и менее затратно). То есть все большее число американских компаний пользуются преимуществами законодательства, регулирующего обращение ценных бумаг и позволяющего представителям бизнеса избегать трудоемких и дорогостоящих процедур регистрации при проведении эмиссии акций и облигаций. В Европе имеет место частичный переход от размещений через крупные синдикаты к размещению с помощью сравнительно небольшие компании (это результат
50
IPO GM все-таки стало крупнейшим в истории, http://www.uazpower.ru/news/201011291223-ipo-gm-vse-taki- stalo-krupneyshim-v-istorii
63 завышения комиссий за андеррайтинг, которые взимают крупные, известные инвестбанки).
64
3. Российский опыт андеррайтинга.
3.1. Механизм осуществления андеррайтинга в российской практике.
По сравнению с международной практикой, рассмотренной выше, механизм размещения ценных бумаг в России остается довольно трудным и растянутым во времени.
По сравнению с международным опытом практика проведения андеррайтинга в России невелика. Появление института андеррайтинга относится к 90-м годам. В начале 90-х по инициативе ряда крупных американских банков и при финансировании британского Know How Fund даже внедрялся проект по осуществлению показательных андеррайтинговых кампаний в четырех городах России, однако проект был реализован лишь отчасти.
51
Первый андеррайтинг корпоративных ценных бумаг был применен при эмиссии акций приватизированного предприятия ОАО «Красный октябрь»
(эмиссия была зарегистрирована в декабре 1994 года). Андеррайтеры (ими были английские компании) в качестве платы за андеррайтинг получили 10 % от суммы реально привлеченных средств. Затраты на подготовку проспекта эмиссии, рекламную компанию и так далее составили 700 тысяч долларов, однако эмиссия не была размещена полностью, 1,6 млн. штук акций были аннулированы.
Говоря об андеррайтинге в России, необходимо отметить, что, несмотря на ряд особенностей и проблем, в целом институт андеррайтинга уже сложился
52
. Роль андеррайтеров выполняют преимущественно коммерческие банки, обладающие значительными свободными финансовыми ресурсами.
51
Колтынюк, Б. Инвестиции http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=25&id=1195146653&p=149 52
Новиков, С. Андеррайтинг в США и России / С. Новиков, Ю. Сухановский // Финансовый бизнес. – М., 2007. -
№ 3. - С. 61
65
Комиссионные, выплачиваемы андеррайтеру, зависят от объема эмиссии (с ростом объема эмиссии наблюдается снижение процента, уплачиваемого андеррайтеру), и составляют в среднем от 0,5% до 6% от суммы выпуска.
Рассмотрим механизм процедуры андеррайтинга в России на примере организации эмиссии облигаций.
53 1. Предварительная оценка и фондовая инвентаризация эмитента.
На данном этапе происходит оценка условий рынка, в частности, динамика и структура спроса и предложения, цены, доходности и т.д.
Анализируется также и эмитент: его кредитный рейтинг, известность имени, участие и позиции в рейтингах и рэнкингах, отношения с государством, прибыльность, анализируются финансовые коэффициенты, отражающие состояние компании. Это необходимо для того, чтобы правильно разработать схему андеррайтинга, чтобы достичь наивысших результатов.
Ведущий андеррайтер проводит фондовую инвентаризацию эмитента, задачами которой являются:
– своевременное выявление и помощь в устранении несоответствий в деятельности эмитента и его документов требованиям законодательства
Российской Федерации о рынке ценных бумаг, об акционерный обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов;
– установление и устранение существующих препятствий для осуществления новых эмиссий ценных бумаг.
Идет анализ учредительных, приватизационных документов, документов по эмиссиям ценных бумаг, по раскрытию информации, по ведению реестра, документов по взаимодействию с государственными органами, регулирующими финансовый рынок (например, на предмет наличия неурегурированных
53
За основу взят механизм, рассмотренный в Руководстве по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций. Миркин Я. М. Руководство по организации эмиссии и обращения корпоративных облигаций / Я. М.
Миркин, С. В. Лосев, Б. Б. Рубцов, И. В. Добашина, З.А. Воробьева. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 538 с.
66 требований и неисполненных предписаний, выданных государственными органами).
2. Подготовка облигационного займа и принятия решения эмитентом.
В начале данного этапа эмитентом / ведущим андеррайтером (по договору с эмитентом) разрабатывается проект бизнес-плана, оцениваются возможности размещения займа, а также проводятся первичные переговоры с ведущим андеррайтером.
В случае, если стороны настроены на сотрудничество, они заключают андеррайтинговый договор, где устанавливается объект и вид андеррайтинга, структура услуг и сроки их предоставления, взаимное распределение прав и обязанностей, ответственность сторон. В рамках договора определяются цены на отдельные услуги андеррайтера, смета затрат на эмиссию, устанавливается механизм вознаграждения ведущего андеррайтера, принципы оплаты иных организаций, который будут привлекаться для подготовки и размещения эмиссии облигаций.
После этого ведущий андеррайтер составляет окончательный вариант бизнес-плана и оформляет Концепцию облигационного займа, которые затем согласуются с эмитентом и утверждаются.
Далее начинается поиск инвесторов (поручителей, гарантов), финансового консультанта, ведутся переговоры с ними. Для этих целей ведущий андеррайтер готовит инвестиционный меморандум, в которой содержится вся основная информация о предстоящей эмиссии. Также распространяется бизнес-план и концепция облигационного займа.
При этом определяются объемные, ценовые и иные условия эмиссии облигаций и их размещения, являющиеся привлекательными для рынка.
Происходи т подбор ведущим андеррайтером финансового консультанта, проведение переговоров с участием эмитента о распределении прав и обязанностей по эмиссии между эмитентом, ведущим андеррайтером и