ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2616
Скачиваний: 3
Пути повышения эффективности работы культурно-спортивных комплексов Омской области. – Челябинск, 1991. – с. 9-28.
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Эффективность общественного производства зависит от уровня развития производительных сил. Большую роль в ее повышении играют отношение человека к труду, профессиональная квалификация работающих, их умение продуктивно и целенаправленно трудиться на благо общества. Не в меньшей мере зависит она и от гражданской зрелости человека, развитости его духовных потребностей, богатства и раскрепощенности его внутреннего мира. Особое место отводится здесь разумно спланированному культурно насыщенному досугу людей – времени, предназначенному, по словам К. Маркса, «для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил... »
В сфере свободного времени человек удовлетворяет многие свои нематериальные потребности – в культурном общении, в самообразовании, в творчестве, в культурном отдыхе и развлечениях, в занятиях физической культурой и спортом и т. д.
Домашний досуг, даже при условии оптимального его оснащения предметами культурного обихода (кинокамера, кинопроектор, видеомагнитофон, спортивный инвентарь, личная библиотека и т. п.), не в состоянии удовлетворить всех потребностей человека. Чем острее ощущается эта неудовлетворенность, тем быстрее приобщится человек к какому-либо виду культурно-досуговой деятельности в составе группы, объединения или коллектива единомышленников.
В большом городе и небольшом селе, в трудовом коллективе и студенческом общежитии, в воинской части и общеобразовательной школе – повсюду, где живут и действуют нормальные люди, рано или поздно складывается определенная система культурно-досуговой деятельности. Содержание и направленность ее могут быть самыми различными: самообразование, художественная самодеятельность, техническое творчество, культурный отдых и развлечения, физкультурно-спортивные занятия, какая-либо общественно-полезная деятельность в различных ее проявлениях. Будучи включенным в систему культурно-досуговой деятельности человек совершает акт познания, включается в общение с себе подобными, приобщается к творчеству. Благодаря трём этим факторам формируется его личность; в этом смысле всякое общественно полезное и социально ценное занятие на досуге заслуживает внимания и уважения, поскольку здесь оказываются в обоюдном выигрыше и личность и общество.
Культурно-досуговая деятельность, если она протекает в оптимальных общественных условиях, – испытанное средство влияния на массы и воспитательного воздействия на личность. Еще в прошлом веке прогрессивно мыслившие интеллигенты России непосредственно участвовали в организации вечеров и любительских спектаклей, устраивали публичные лекции, разнообразные благотворительные акции. Скорее интуитивно, нежели осознанно, они «нащупали» полезность обращения к искусству, как мощному фактору эмоционального воздействия на умы и сердца людей, а к культурно-досуговой деятельности – как средству пробуждения их сознания, способу сплочения и самоорганизации.
Четко выраженная просветительская направленность культурно-досуговой деятельности дореволюционной поры определила и ее название: внешкольное образование, которое продолжало оставаться в обиходе вплоть до послеоктябрьской поры. Носившее по преимуществу политический характер культурное просвещение, особенно в годы гражданской войны, дало культурно-досуговой деятельности 20-40-х годов столь же определенное новое название: политико-просветительная работа. Связь просвещения с политикой долгие годы оставалась ведущим принципом культурно-досуговой деятельности. Условия военной поры наложили свой отпечаток на стиль и методы политпросветработы. Получила развитие практика излишней регламентации досуговых занятий, навязывания людям наиболее целесообразных, по мнению партийных работников, форм и методов поведения в свободное время. Довлеющее значение приобрели различного рода циркуляры и инструкции по проведению досуга и организации культурной работы в массах. Скажем, та же клубная работа объективно предполагала широкую самодеятельность, добровольность участия в ней, инициативность самих членов клуба. На практике же утверждались совершенно иные нормы клубной жизни: навязывание форм и методов, командование и принуждение, шаблонизация и трафаретность, стремление втиснуть живую и многообразную клубную работу в рамки циркуляров и инструкций.
Во второй половине текущего столетия описываемая сфера деятельности именуется уже более демократично – культурно-просветительная работа, хотя, надо сказать, настойчивая идеологизация досуга наблюдалась практически до конца восьмидесятых годов. Даже отмена приснопамятной 6-й статьи Конституции о партийном руководстве не сразу была воспринята как начало демократических преобразований в сфере культуры и досуга, где все еще по инерции бытуют излишняя и порой совершенно неуместная помпезность, парадная шумиха, политическая трескотня, барабанный бой, обезличенность в выборе конкретных форм культурно-досуговой деятельности. Именно так называется теперь широкая самодеятельность масс в сфере досуга. И это название лучше, чем какое-либо другое, отвечает природе и характеру этой деятельности.
Коснувшиеся, хотя и с приличным опозданием, сферы культуры и досуга демократические преобразования вносят существенные коррективы в систему культурно-досуговой деятельности. Здесь постепенно разбюрокрачиваются процессы управления различными учреждениями, экспериментально проверяются новые формы организации досуга: «богатырские игры», «музыкальный ринг», «ярмарка солидарности», «аукцион идей», «клуб знатоков», «ассамблея», и т. п. В наши дни реально создаются перспективы для самовоспитания и саморазвития личности, проявления инициативы и организаторских способностей взрослых и детей. Становятся привычными еще вчера шокировавшие нас дискотеки и видеотеки, центры досуга и школы эстетического всеобуча, кооперативы и фирмы, занимающиеся культурной организацией свободного времени свободных граждан.
Люди, создающие оптимальные условия для культурно-досуговой деятельности прогнозируют создание коллективов и развитие личности, планируют и организуют всевозможные культурно-воспитательные акции, координируют работу учреждений-смежников, руководят коллективами и объединениями, регулируют потоки отдыхающих и занимающихся в кружках, контролируют ход выполнения намеченных мероприятий, учитывают проделанную работу и отчитываются за ее состояние, анализируют позитивные и негативные моменты в деятельности учреждений, отделов, служб и т. п. Иными словами, они управляют культурно-досуговой деятельностью, создают для нее необходимые экономические, материальные и социально-психологические предпосылки.
Наряду с профессионалами-специалистами (работники клубов, парков, музеев, библиотек и т. д.) определенную часть такой управленческой деятельности выполняют активисты, члены различных любительских и инициативных объединений и групп, организаций, движений, обществ и т. п. Но и работник культуры, и активист-общественник должны знать механизмы самоорганизации и самоуправления людей, законы формирования и развития любительских коллективов, свободно ориентироваться в самых неожиданных ситуациях, возникающих в процессе культурно-досуговой деятельности. К управлению учреждениями культуры и досуга приходят сегодня новые люди. Среди них немало энтузиастов своего дела, увлеченных и интересных людей. Но многим из них не хватает специальных знаний по теории и методике культурно-досуговой деятельности, а без необходимой и достаточной компетенции нечего и думать наладить результативную деятельность людей на досуге и вообще трудно рассчитывать на успех в работе.
Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. – Омск, 1992. – с. 3-7.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Слухи о неизбежной гибели культуры, а вместе с ней важной её области – культурно-досуговой деятельности под «асфальтовым катком» рыночной экономики оказались сильно преувеличенными.
Вопреки мрачным прогнозам некоторых культурологов, социологов и журналистов культура живет, развивается и, как свидетельствует практика многих российских регионов, прирастает новыми театрами, государственными и общественными музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремёсел, детскими школами искусств – словом, разнообразными способами удовлетворения непрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.
Но, к сожалению, не удалось избежать и досадных потерь. Так, например, утратили свою прежнюю роль дома и дворцы культуры, еще вчера слывшие флагманами культурно-просветительной работы; они либо отданы в аренду случайным организациям, либо того хуже – проданы с молотка.
Казавшийся вечным и незыблемым «Культпросвет» не только изменил свое название, но и утратил прежнюю роль в общественной жизни городских и сельских жителей. Сегодня он обогащается благодаря поиску новых путей и способов удовлетворения все возрастающих духовных потребностей населения, здесь все настойчивее отыскиваются и осваиваются инновационные подходы и новые технологии деятельности и управления. Но раньше, чем мы коснемся современных технологий культурно-досуговой деятельности, их состояния, проблем и перспектив развития, необходимо хотя бы в общих чертах проследить основные этапы становления системы социальной организации досуга в стране, начиная с дореволюционной поры и до наших дней.
В дореволюционную пору доминирующим направлением в содержании культурного досуга правомерно считать просвещение. В деятельности бытовавших в конце XIX в. благотворительных обществ и правительственных ведомств четко прослеживается стремление к распространению знаний среди населения, не охваченного традиционными формами обучения в университетах, институтах, общеобразовательных школах и т. п. Яркий пример тому – народный университет Шанявского, благополучно просуществовавший в Москве с 1908 по 1918 годы. Созданный на средства столичной профессуры, он успешно конкурировал с государственным университетом, хотя в деятельности его четко просматриваются не академические, но культурно-просветительские традиции.
Спектакли любительских театров, благотворительные концерты, самодеятельные кружки, объединения, наконец, массовые праздники, посвященные знаменательным датам (1000-летие России, 100-летие Бородинской битвы, 300-летие дома Романовых и др.), – все это готовилось и проводилось с участием не только государственных ведомств, но и при широком участии интеллигенции. Многие формы культурной деятельности, родившиеся до 1917 г., дошли до наших дней: массовые праздники, торжественные приемы, балы и карнавалы, народные гуляния, лекции, концерты и спектакли. Так что эре внешкольного образования, а длилась она вплоть до 1920 г., наши современники обязаны многим.
В советское время доминантой социально организованного досуга становится политика. Пришедшие к власти большевики открыто декларировали завоеванные ими права, в том числе и на организацию мероприятий в сфере свободного времени. Связь просвещения с политикой (об отдыхе и развлечениях много рассуждать, как видно, не полагалось) надолго осталась ведущим принципом политико-просветительной работы. Традиционный театр заменяется массовыми действиями, лекции маститых университетских профессоров – политическими агитками, подлинно народные праздники – искусственно сконструированной системой замысловатых организационно-методических форм: инсценированный доклад, политбой, агитсуд, а позднее – живая газета, синяя блуза. ТРАМы и т. п. Нет нужды доказывать, чьим интересам служила эта чуждая досугу нормальных людей система, от начала до конца пронизанная духом классовой борьбы.
Но и политико-просветительная работа оставила в истории социализированного досуга свой позитивный след. Именно в 1920-1940 гг. в арсенале работников «культурного фронта» появились бытующие и поныне диспуты и дискуссии, научно-просветительные вечера, олимпиады, разнообразные кружки, курсы, другие интересные формы досуговой деятельности городских и сельских жителей.
Третий этап – самый продолжительный. В отечественной истории он рассматривается как эпоха строительства коммунистического общества. Понятно, что работникам культуры ничего другого не оставалось, как всей своей деятельностью пропагандировать коммунистические идеи, нести в массы коммунистические лозунги, звать к новым победам коммунистического строительства. Доминантой социализированного досуга становится идеология, а работники идеологического фронта гордо именуют себя не иначе как «идеологические бойцы.» В безобидном с виду названии «культурно-просветительная работа», определявшем миссию работников культуры вплоть до начала 90-х годов, скрывался повсеместно декларируемый принцип коммунистической идейности и партийности. А поскольку партийность эту надлежало иметь в виду всякий раз, когда в учреждении культуры устраивались какие-либо мероприятия, а идейность должна была буквально пронизывать едва ли не каждое произнесенное с клубной сцены слово, по всем направлениям культурной деятельности распространились и закрепились на многие десятилетия идеологические штампы и трафаретные методические приемы.
Для рассматриваемого этапа характерно одно ощутимое противоречие, суть которого вот в чем. За прошедшие послевоенные десятилетия культработниками найден и введен в практическое употребление значительный спектр разнообразных организационно-методических форм досуговой деятельности: народные театры и образцовые детские коллективы, возродившиеся народные университеты и появившиеся школы культуры, пережившие свое второе рождение агитационно-художественные бригады и разнообразные «недели», «декады», «месячники», разнообразные любительские объединения и клубы по интересам, любопытные по замыслу праздники и обряды и т. п.
Однако, все эти и другие интересные пути и способы организации свободного времени людей напрочь компрометировались назойливой и вездесущей агитацией и пропагандой, иными словами – все той же коммунистической идейностью. Это существенно вредило делу, отталкивало людей от учреждений культуры, пагубно сказывалось на посещаемости мероприятий. Работники культуры стали все чаще работать «на холостых оборотах», получая заработную плату за сам факт своего существования. Разумеется, долго так продолжаться не могло.
Политические потрясения конца 1980-начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Российская интеллигенция с болью и озабоченностью заговорила о необходимости духовного возрождения нации. Начавшиеся в сфере культуры преобразования коснулись прежде всего сложившейся практики управления отраслью. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге и способах его организации Доминантой начавшихся преобразований становится собственно культура с присущими ей функциями, целями и задачами, созидательным характером деятельности ее институтов. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой теперь много говорят и пишут. Само слово «деятельность» как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае, с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками приходится расставаться решительно и бесповоротно.