Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2616

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пути повышения эффективности работы культурно-спортивных комплексов Омской области. – Челябинск, 1991. – с. 9-28.


КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Эффективность общественного производства зависит от уровня развития производительных сил. Большую роль в ее повышении играют отношение человека к труду, профессиональная квалификация работающих, их умение продуктивно и целенаправленно трудиться на благо общества. Не в меньшей мере зависит она и от гражданской зрелости человека, развитости его духов­ных потребностей, богатства и раскрепощенности его внутреннего мира. Особое место отводится здесь разумно спланированному культурно насыщенному досугу людей – времени, предназначенному, по словам К. Маркса, «для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеско­го общения, для свободной игры физических и интел­лектуальных сил... »

В сфере свободного времени человек удовлетворяет многие свои нематериальные потребности – в культур­ном общении, в самообразовании, в творчестве, в куль­турном отдыхе и развлечениях, в занятиях физической культурой и спортом и т. д.

Домашний досуг, даже при условии оптимального его оснащения предметами культурного обихода (кинокамера, кинопроектор, видеомагнитофон, спортивный инвентарь, личная библиотека и т. п.), не в состоянии удовлетворить всех потребностей человека. Чем острее ощущается эта неудовлетворенность, тем быстрее при­общится человек к какому-либо виду культурно-досуго­вой деятельности в составе группы, объединения или коллектива единомышленников.

В большом городе и небольшом селе, в трудовом коллективе и студенческом общежитии, в воинской части и общеобразовательной школе – повсюду, где живут и действуют нормальные люди, рано или поздно склады­вается определенная система культурно-досуговой дея­тельности. Содержание и направленность ее могут быть самыми различными: самообразование, художественная самодеятельность, техническое творче­ство, культурный отдых и развлечения, физкультурно-спортивные занятия, какая-либо общественно-полезная деятельность в различных ее проявлениях. Будучи вклю­ченным в систему культурно-досуговой деятельности человек совершает акт познания, включается в общение с себе подобными, приобщается к творчеству. Благо­даря трём этим факторам формируется его личность; в этом смысле всякое общественно полезное и социально ценное занятие на досуге заслуживает внимания и ува­жения, поскольку здесь оказываются в обоюдном выиг­рыше и личность и общество.

Культурно-досуговая деятельность, если она проте­кает в оптимальных общественных условиях, – испытан­ное средство влияния на массы и воспитательного воз­действия на личность. Еще в прошлом веке прогрессивно мыслившие интеллигенты России непосредственно уча­ствовали в организации вечеров и любительских спек­таклей, устраивали публичные лекции, разнообразные благотворительные акции. Скорее интуитивно, нежели осознанно, они «нащупали» полезность обращения к искусству, как мощному фактору эмоционального воз­действия на умы и сердца людей, а к культурно-досуго­вой деятельности – как средству пробуждения их сознания, способу сплочения и самоорганизации.


Четко выраженная просветительская направленность культурно-досуговой деятельности дореволюционной поры определила и ее название: внешкольное образование, которое продолжало оставаться в обиходе вплоть до послеоктябрьской поры. Носившее по преимуществу политический характер культурное просвещение, особенно в годы гражданской войны, дало культурно-досуговой деятельности 20-40-х годов столь же определенное новое название: политико-просветительная работа. Связь просвещения с политикой долгие годы оставалась веду­щим принципом культурно-досуговой деятельности. Ус­ловия военной поры наложили свой отпечаток на стиль и методы политпросветработы. Получила развитие прак­тика излишней регламентации досуговых занятий, навя­зывания людям наиболее целесообразных, по мнению партийных работников, форм и методов поведения в свободное время. Довлеющее значение приобрели раз­личного рода циркуляры и инструкции по проведению досуга и организации культурной работы в массах. Ска­жем, та же клубная работа объективно предполагала широкую самодеятельность, добровольность участия в ней, инициативность самих членов клуба. На практике же утверждались совершенно иные нормы клубной жизни: навязывание форм и методов, командование и принуждение, шаблонизация и трафаретность, стрем­ление втиснуть живую и многообразную клубную работу в рамки циркуляров и инструкций.

Во второй половине текущего столетия описываемая сфера деятельности именуется уже более демократично – культурно-просветительная работа, хотя, надо сказать, настойчивая идеологизация досуга наблюдалась практически до конца восьмидесятых годов. Даже отме­на приснопамятной 6-й статьи Конституции о партийном руководстве не сразу была воспринята как начало демократических преобразований в сфере куль­туры и досуга, где все еще по инерции бытуют излиш­няя и порой совершенно неуместная помпезность, па­радная шумиха, политическая трескотня, барабанный бой, обезличенность в выборе конкретных форм куль­турно-досуговой деятельности. Именно так называется теперь широкая самодеятельность масс в сфере досуга. И это название лучше, чем какое-либо другое, отвечает природе и характеру этой деятельности.

Коснувшиеся, хотя и с приличным опозданием, сфе­ры культуры и досуга демократические преобразования вносят существенные коррективы в систему культурно-досуговой деятельности. Здесь постепенно разбюрокра­чиваются процессы управления различными учреждения­ми, экспериментально проверяются новые формы организации досуга: «богатырские игры», «музыкальный ринг», «ярмарка солидарности», «аукцион идей», «клуб знатоков», «ассамблея», и т. п. В наши дни реально создаются перспективы для самовоспитания и самораз­вития личности, проявления инициативы и организатор­ских способностей взрослых и детей. Становятся привыч­ными еще вчера шокировавшие нас диско­теки и видеотеки, центры досуга и школы эстетического всеобуча, кооперативы и фирмы, занимающиеся куль­турной организацией свободного времени свободных граждан.


Люди, создающие оптимальные условия для культур­но-досуговой деятельности прогнозируют создание кол­лективов и развитие личности, планируют и организуют всевозможные культурно-воспитательные акции, коор­динируют работу учреждений-смежников, руководят коллективами и объединениями, регулируют потоки от­дыхающих и занимающихся в кружках, контролируют ход выполнения намеченных мероприятий, учитывают проделанную работу и отчитываются за ее состояние, анализируют позитивные и негативные моменты в дея­тельности учреждений, отделов, служб и т. п. Иными словами, они управляют культурно-досуговой деятельно­стью, создают для нее необходимые экономические, ма­териальные и социально-психологические предпосылки.

Наряду с профессионалами-специалистами (работники клубов, парков, музеев, библиотек и т. д.) определенную часть такой управленческой деятельности выполняют активисты, члены различных любительских и инициативных объединений и групп, организаций, движений, обществ и т. п. Но и работник культуры, и активист-общественник должны знать механизмы самоорганизации и самоуправления людей, законы формирования и развития любительских коллективов, свободно ориентироваться в самых неожиданных ситуа­циях, возникающих в процессе культурно-досуговой дея­тельности. К управлению учреждениями культуры и досуга приходят сегодня новые люди. Среди них немало энтузиастов своего дела, увлеченных и интересных лю­дей. Но многим из них не хватает специальных знаний по теории и методике культурно-досуговой деятельности, а без необходимой и достаточной компетенции нечего и думать наладить результативную деятельность людей на досуге и вообще трудно рассчитывать на успех в работе.


Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. – Омск, 1992. – с. 3-7.


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Слухи о неизбежной гибели культуры, а вместе с ней важной её области – культурно-досуговой деятельности под «асфальтовым кат­ком» рыночной экономики оказались сильно пре­увеличенными.

Вопреки мрачным прогнозам некоторых куль­турологов, социологов и журналистов культу­ра живет, развивается и, как свидетельствует практика многих российских регионов, прира­стает новыми театрами, государственными и об­щественными музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремёсел, детскими школами искусств – словом, разнообразными способами удовлетворения не­прерывно изменяющихся духовных потребностей населения.

Но, к сожалению, не удалось избежать и до­садных потерь. Так, например, утратили свою прежнюю роль дома и дворцы культуры, еще вчера слывшие флагманами культурно-просвети­тельной работы; они либо отданы в аренду слу­чайным организациям, либо того хуже – проданы с молотка.


Казавшийся вечным и незыблемым «Культ­просвет» не только изменил свое название, но и утратил прежнюю роль в общественной жизни городских и сельских жителей. Сегодня он обо­гащается благодаря поиску новых путей и спо­собов удовлетворения все возрастающих духов­ных потребностей населения, здесь все настой­чивее отыскиваются и осваиваются инновацион­ные подходы и новые технологии деятельности и управления. Но раньше, чем мы коснемся со­временных технологий культурно-досуговой де­ятельности, их состояния, проблем и перспектив развития, необходимо хотя бы в общих чертах проследить основные этапы становления систе­мы социальной организации досуга в стране, на­чиная с дореволюционной поры и до наших дней.

В дореволюционную пору доминирующим на­правлением в содержании культурного досуга правомерно считать просвещение. В деятельно­сти бытовавших в конце XIX в. благотворитель­ных обществ и правительственных ведомств чет­ко прослеживается стремление к распростране­нию знаний среди населения, не охваченного тра­диционными формами обучения в университе­тах, институтах, общеобразовательных школах и т. п. Яркий пример тому – народный университет Шанявского, благополучно просуществовавший в Москве с 1908 по 1918 годы. Созданный на средства столичной профессуры, он успешно конку­рировал с государственным университетом, хо­тя в деятельности его четко просматриваются не академические, но культурно-просветительские традиции.

Спектакли любительских театров, благотво­рительные концерты, самодеятельные кружки, объединения, наконец, массовые праздники, посвященные знаменательным датам (1000-летие России, 100-летие Бородинской битвы, 300-летие дома Романовых и др.), – все это готовилось и проводилось с участием не только государствен­ных ведомств, но и при широком участии интел­лигенции. Многие формы культурной деятель­ности, родившиеся до 1917 г., дошли до наших дней: массовые праздники, торжественные прие­мы, балы и карнавалы, народные гуляния, лек­ции, концерты и спектакли. Так что эре внешкольного образования, а длилась она вплоть до 1920 г., наши современники обя­заны многим.

В советское время доминантой социально ор­ганизованного досуга становится политика. При­шедшие к власти большевики открыто декла­рировали завоеванные ими права, в том числе и на организацию мероприятий в сфере свобод­ного времени. Связь просвещения с политикой (об отдыхе и развлечениях много рассуждать, как видно, не полагалось) надолго осталась ве­дущим принципом политико-просветительной ра­боты. Традиционный театр заменяется массо­выми действиями, лекции маститых универси­тетских профессоров – политическими агитка­ми, подлинно народные праздники – искусствен­но сконструированной системой замысловатых организационно-методических форм: инсцениро­ванный доклад, политбой, агитсуд, а позднее – живая газета, синяя блуза. ТРАМы и т. п. Нет нужды доказывать, чьим интересам служила эта чуждая досугу нормальных людей система, от начала до конца пронизанная духом классовой борьбы.


Но и политико-просветительная работа оста­вила в истории социализированного досуга свой позитивный след. Именно в 1920-1940 гг. в ар­сенале работников «культурного фронта» по­явились бытующие и поныне диспуты и диску­ссии, научно-просветительные вечера, олимпиа­ды, разнообразные кружки, курсы, другие ин­тересные формы досуговой деятельности город­ских и сельских жителей.

Третий этап – самый продолжительный. В отечественной истории он рассматривается как эпоха строительства коммунистического обще­ства. Понятно, что работникам культуры ни­чего другого не оставалось, как всей своей де­ятельностью пропагандировать коммунистические идеи, нести в массы коммунистические лозунги, звать к новым победам коммунисти­ческого строительства. Доминантой социализи­рованного досуга становится идеология, а ра­ботники идеологического фронта гордо имену­ют себя не иначе как «идеологические бойцы.» В безобидном с виду назва­нии «культурно-просветительная работа», опре­делявшем миссию работников культуры вплоть до начала 90-х годов, скрывался повсеместно де­кларируемый принцип коммунистической идей­ности и партийности. А поскольку партийность эту надлежало иметь в виду всякий раз, когда в учреждении культуры устраивались какие-либо мероприятия, а идейность должна была букваль­но пронизывать едва ли не каждое произнесенное с клубной сцены слово, по всем направлениям культурной деятельности распространились и закрепились на многие десятилетия идеологиче­ские штампы и трафаретные методические прие­мы.

Для рассматриваемого этапа характерно одно ощутимое противоречие, суть которого вот в чем. За прошедшие послевоенные десятилетия культра­ботниками найден и введен в практическое упо­требление значительный спектр разнообразных организационно-методических форм досуговой деятельности: народные театры и образцовые детские коллективы, возродившиеся народные университеты и появившиеся школы культуры, пережившие свое второе рождение агитационно-художественные бригады и разнообразные «неде­ли», «декады», «месячники», разнообразные лю­бительские объединения и клубы по интересам, любопытные по замыслу праздники и обряды и т. п.

Однако, все эти и другие интересные пути и способы организации свободного времени людей напрочь компрометировались назойливой и вез­десущей агитацией и пропагандой, иными сло­вами – все той же коммунистической идейно­стью. Это существенно вредило делу, отталки­вало людей от учреждений культуры, пагубно сказывалось на посещаемости мероприятий. Ра­ботники культуры стали все чаще работать «на холостых оборотах», получая заработную плату за сам факт своего существования. Разумеется, долго так продолжаться не могло.

Политические потрясения конца 1980-на­чала 1990-х гг., последовавшие затем экономи­ческие преобразования привели к существен­ным переменам и в социально-культурной сфе­ре. С идеологическим воспитанием и культур­ным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Российская интеллигенция с болью и озабоченностью заговорила о необхо­димости духовного возрождения нации. Начав­шиеся в сфере культуры преобразования косну­лись прежде всего сложившейся практики упра­вления отраслью. Принятие Закона о культу­ре (1992 г.), Конституции Российской Федера­ции (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учрежде­ний культуры на новые условия функциониро­вания, внедрение хозяйственного расчета, рас­ширение прав культурно-досуговых учрежде­ний в области финансово-экономической дея­тельности в корне изменили представления и о культурном досуге и способах его органи­зации Доминантой начавшихся преобразований становится собственно культура с присущими ей функциями, целями и задачами, созидательным характером деятельности ее институтов. Сего­дня все мы являемся свидетелями нового эта­па в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о про­блемах и перспективах развития которой теперь много говорят и пишут. Само слово «деятель­ность» как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демокра­тичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии упра­вленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредствен­ное участие населения в реализации культур­ных проектов и программ. Во всяком случае, с прежними трафаретно-шаблонными подхода­ми и, казалось, застывшими на вечные времена методиками приходится расставаться решительно и бесповоротно.


Смотрите также файлы