ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2649
Скачиваний: 3
Куратор должен четко представлять себе структуру и назначение органов студенческого самоуправления. Тогда он сможет сформировать и воспитать работоспособный актив, обеспечить наиболее целесообразное распределение обязанностей между студентами группы, тогда ни один студент не останется без поручения, а в конечном итоге постепенно в каждом будет воспитываться социальная активность, что так необходимо будущему специалисту.
Зная эту особенность управления студенческим коллективом, куратор должен заранее изучить личные дела студентов, а также побеседовать с каждым в отдельности. Он может, внимательно присматриваясь к каждому члену группы, заранее подобрать кандидатуры в органы внутреннего самоуправления.
Куратору группы следует также с самого начала наладить систематический контроль за тем, что и как делается студентами на учебных занятиях, в научно-исследовательской и общественной работе, в учебном корпусе и в общежитии, непосредственно в вузе и за его пределами. Разумеется, один он за всем проследить не в состоянии. Да этого и не требуется. Контроль может быть и внешним , и внутренним, когда каждый член группы ответственен перед своими товарищами за свои успеваемость, учебную дисциплину, выполнение общественных поручений и т. д. Правильно налаженный контроль – залог успешного и целенаправленного развития студенческого коллектива, разветвленная система контроля – признак его зрелости и работоспособности.
Вместе с тем, следует предупредить преподавателя, прикрепленного к группе, о недопустимости опеки, от назойливого и чрезмерного интереса к жизни, учебе и общественной работе каждого студента и группы в целом. Студенты – это взрослые люди, способные самостоятельно решать многие вопросы повседневной жизни. Главное здесь – воспитать ответственное отношение каждого к порученному делу, показать взаимосвязь предпринимаемых кем-то действий и соответствующих последствий этого для всего формирующегося коллектива.
Нелишне напомнить куратору о единстве учебной, научной, общественной и эмоциональной жизни коллектива группы. Это единство обеспечивается системой воспитательной и организаторской работы. Спорт, художественная самодеятельность, туризм, культурный отдых, бытовые условия и т. п. дополняют учебную деятельность, прямо или косвенно влияют на ее качественные результаты. Разумно организованный досуг обогащает жизнь группы, способствует укреплению внутриколлективных связей и отношений, позволяет студентам лучше узнать друг друга, а куратору – своих подопечных. Чем целенаправленнее будут усилия куратора, тем теснее его связь с общевузовскими организациями и их органами, тем активнее будут действовать руководящие силы в самой группе, тем бойче и разнообразнее будет жизнь группы во всех сферах деятельности.
Особую значимость приобретают вопросы организации внеучебной деятельности студентов в связи с мероприятиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Разумно организованное свободное время – первейшее условие успеха в борьбе с пьянством, праздным времяпрепровождением.
Куратор, знающий, как его студенты проводят свободное время, вне всякого сомнения, добьется больших результатов в организаторской и воспитательной работе.
Преподавателю следует знать и учитывать и еще одну важную особенность в формировании и развитии студенческого коллектива: органическую связь группы о другими коллективами и объединениями как в самом вузе, так и за его пределами.
Коллективу группы не следует обособляться от окружающей жизни, так как в этом случае внешнее воспитательное воздействие под разными предлогами игнорируется. Бедность внешних связей ведет к оскудению и связей внутренних. Наступает состояние пресыщенности повторяющимися контактами и отношениями, теряется интерес людей друг к другу, а одновременно и к совместной деятельности, в том числе учебной и общественной.
Куратору необходимо учитывать, что вся деятельность выпускника вуза, особенно если он обучается педагогической профессии, протекает в постоянном взаимодействии с людьми, их группами и коллективами, педагогу же приходится контактировать с трудовыми коллективами, семьями учащихся, руководителями общественных организаций. К таким контактам надо быть готовым психологически, надо выработать в себе необходимые коммуникативные свойства и привычки. Большую роль в этом должны сыграть отношения в студенческой группе.
Куратору следует позаботиться о том, чтобы коллектив его группы своевременно установил соответствующие контакты со студентами близких специальностей, с шефами, подшефными классами общеобразовательных школ и профтехучилищ и т. д.
Сам куратор не должен ограничиваться советами и пожеланиями студенческому активу. Надо, чтобы и он лично в таких контактах и встречах был лицом заинтересованным, чтобы он сам стал их активным участником. Только в тесной связи с окружающей средой может сформироваться мобильный и слаженный студенческий коллектив.
Таковы наиболее общие особенности студенческого коллектива, которые следует учитывать преподавателю, прикрепленному к группе, в работе с вверенным ему студенческим коллективом, а вернее – с группой, которая под его руководством должна превратиться в коллектив.
Воспитательная работа куратора в студенческой группе. – Харьков, 1986.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ-ЗАОЧНИКАМИ.
Полифункциональная по своей сущности профессия работника культурно-досугового учреждения объективно предполагает наличие у него адекватного запаса профессиональных знаний, умений и навыков. Как известно, критерий теории – практика. Но если у студента дневного отделения практика следует за теоретическим поиском и естественным образом дополняет его, то у студента-заочника как раз все наоборот: в институт культуры заочник приходит, имея опыт работы в каком-либо культурно-досуговом учреждении. Такая рекомбинация накладывает особую ответственность на вузовского педагога, заставляет его искать инновационные подходы, экспериментировать, – словом, оптимизировать процесс обучения.
Традиционные лекции-монологи уходят в прошлое. Современному вузовскому преподавателю приходится считаться с непредсказуемостью реакции студенческой аудитории на услышанное и увиденное, нередко ему приходится прерывать изложение материала и включаться в стихийно возникшие микро-дискуссии.
По традиции к активным методам обучения относятся семинары. Подобное отношение к такой форме учебных занятий правомерно там и тогда, где и когда семинары проходят действительно при значительной активности студенческой аудитории. В условиях ВУЗа культуры и искусства классическая форма семинара культивируется все реже. Довольно часто семинарское занятие проводится в форме диспута, дискуссии, викторины и т. п.
Подавляющая часть практических занятий в ВУЗах искусств и культуры носит активный характер. В момент, когда получивший определенный объем знаний студент включается в самостоятельную практическую деятельность, решаются одновременно три важные педагогические задачи: закрепляются и фиксируются в памяти ранее усвоенные положения и определения; формируются первоначальные мнения и навыки; если созданы соответствующие условия, полученные знания применяются для решения проблем практики, в нашем случае – проблем культурно-досуговой деятельности. Переход от абстрактного мышления к реальной практике как раз и осуществляется посредством практических действий обучающихся в процессе выполнения задач, поставленных преподавателем.
Вооруженность студента-заочника определенным запасом практических умений и навыков может выступать как полезный «задел», для отработки учебных задач только в том случае, если он отвечает современным представлениям о культурно-досуговой деятельности, уровне и способах ее организации. Если же этот запас умений и навыков не содержит в себе даже намека на новые технологии и методики, он скорее окажется тормозом в овладении знаниями, потребует от преподавателя дополнительных усилий по нейтрализации консервативно-рутинных подходов.
В институтах культуры сложилась целая система студенческих практик: ознакомительная, учебная, производственная, преддипломная и т. п. В целом эта система обеспечивает необходимую практическую подготовку специалистов, однако между практиками существует значительная пауза, заполнить которую надо не вообще, а конкретным учебным материалом, который обучающимся надо до выхода на практику основательно усвоить, так сказать, пропустить его через себя в учебном варианте. Не во всех институтах есть свой учебный клуб, а если таковой имеется, то занятия в нем проводятся со студентами не всегда, особенно когда речь идет о студентах-заочниках. В таких случаях преподавателю могут оказаться полезными собственно активные методы обучения, предполагающие интенсивную мыслительную деятельность каждого студента. Назовем лишь два из них: анализ модулируемых ситуаций и учебно-деятельностная игра.
Включению студентов в игру предшествует этап самостоятельного решения ими предлагаемых задач. Условия таких задач формулирующихся заранее, они отражают, с одной стороны, реальные ситуации из сферы культурно-досуговой деятельности, с другой – основные темы и разделы изучаемого учебного материала. В большей мере здесь удаются различные управленческие ситуации: назначение директора, составление плана работы, конфликт в самодеятельном коллективе и т. п. Студенты-заочники с готовностью включаются в решение подобных задач и живо анализируют предлагаемые ситуации. На втором этапе студенты моделируют управленческие ситуации самостоятельно, они же формулируют и задание своим товарищам. Перекрестное решение составленных студентами задач активизирует познавательную деятельность, мобилизует волю и фантазию, заставляет быть нетрадиционными и изобретательными. Редкий студент остается пассивным при проведении подобного рода «разминок».
В учебно-деятельностную игру включаются студенты, уже накопившие опыт совместного решения поставленных задач, получившие первичные навыки делового общения, умеющие отличать инновационные подходы от традиционных. Из года в год повторяется, к примеру, учебно-деятельностная игра «ГЕРАКЛ», в процессе которой студенты сообща формулируют современные проблемы управления культурно-досуговыми учреждениями, подбирают себе партнеров по работе, отыскивают рациональные пути и способы выхода из проблемных ситуаций. В таких учебно-деятельностных играх мобилизуются творческое мышление, отрабатывается умение сообща находить конструктивные решения, закрепляются знания не только по основному предмету, но и по сопредельным, ранее изученным дисциплинам. Это еще не практика, но почти практика, поскольку в игру включаются люди, знающие проблему реальной жизни.
Известно, что в целом ряде институтов культуры учебную практику проводят в стенах института. У такого порядка вещей немало противников, утверждающих, что это – шаг в сторону от практики. С таким отношением к учебно-практическим занятиям согласиться нельзя. Если студенты, объединенные в смешанные (по их специализациям) группы, готовят и проводят учебно-показательные мероприятия, которые затем обсуждаются товарищами по курсу, то такая практика превращается в своеобразную творческую лабораторию. После прохождения такой практики в ВУЗе, когда рядом – преподаватели, товарищи и единомышленники, студенты смелее идут в клубы и включаются много уверенней в реальную культурно-досуговую деятельность. Когда же учебное мероприятие готовит группа студентов-заочников, польза от такого мероприятия особенно велика. Ведь, во-первых, среди студентов-заочников, есть и те, которые почему-либо пока не работают в клубах. Для них учебная практика – это первое приближение к профессии. Во-вторых, на мероприятиях, подготовленных опытными заочниками, присутствуют и студенты дневного отделения. Для них это – тоже хорошая практика, добрый пример для подражания.
Многолетний опыт вузовской работы подтверждает полезность и перспективность многих активных форм и методов обучения: учебных экскурсий, просмотров и обсуждений видеофильмов, творческих отчетов групп перед курсом, подготовки и экспонирования учебных выставок и т. п. Эти и другие активные формы и методы нуждаются в тщательном и всестороннем изучении. Но и имеющийся опыт учит: в группах, где настойчиво внедряются формы и методы обучения, выше интерес студентов к учебе, устойчивее отношение к избранной профессии, глубже и разностороннее интересы и увлечения на досуге, слаженней и работоспособней студенческие коллективы.
Взаимосвязь
и единство учебного и научного процессов
в системе
заочного обучения. – Самара,
1992. – с. 11-14.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ
Инновационные процессы, все увереннее «набирающие обороты» во многих сферах общественной жизни, судя по всему, «докатились» и до сферы образования. О проблемах оптимизации обучения, активизации учебно-воспитательной работы в школах и специальных, высших и средних, учебных заведениях ученые умы не раз размышляли и прежде. Однако, никогда ранее вопрос о реформировании отечественной системы образования не ставился так остро и не звучал так «инновационно-революционно» как в последние годы.
Педагогическая периодика наших дней буквально пестрит рассуждениями о реорганизации образования на основе научной прогностики, интернационализации и социологизации образовательного пространства, акмеологизации и аксиологизации менталитета современного специалиста, гуманизации и глобализации мировоззрения, ноосферной концептуализации, опережающе-развивающей стратегии обучения, культуротворческой модели обучения, управленческой акмеологии и т. п.