Файл: иннов.менеджемент в скд.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2649

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Куратор должен четко представлять себе структуру и назначение органов студенческого самоуправления. Тогда он сможет сформиро­вать и воспитать работоспособный актив, обеспечить наиболее целе­сообразное распределение обязанностей между студентами группы, тогда ни один студент не останется без поручения, а в конечном итоге постепенно в каждом будет воспитываться социальная актив­ность, что так необходимо будущему специалисту.

Зная эту особенность управления студенческим коллективом, куратор должен заранее изучить личные дела студентов, а также побеседовать с каждым в отдельности. Он может, внимательно присматриваясь к каждому члену группы, зара­нее подобрать кандидатуры в органы внутреннего самоуправления.

Куратору группы следует также с самого начала наладить систе­матический контроль за тем, что и как делается студентами на учеб­ных занятиях, в научно-исследовательской и общественной работе, в учебном корпусе и в общежитии, непосредственно в вузе и за его пределами. Разумеется, один он за всем проследить не в состоянии. Да этого и не требуется. Контроль может быть и внешним , и внутренним, когда каждый член группы ответственен перед своими товарищами за свои успеваемость, учебную дисциплину, выполнение общественных поручений и т. д. Правильно налаженный контроль – залог успешного и целенаправленного развития студенческого коллектива, разветвлен­ная система контроля – признак его зрелости и работоспособности.

Вместе с тем, следует предупредить преподавателя, прикреплен­ного к группе, о недопустимости опеки, от назойливого и чрезмер­ного интереса к жизни, учебе и общественной работе каждого сту­дента и группы в целом. Студенты – это взрослые люди, способные самостоятельно решать многие вопросы повседневной жизни. Главное здесь – воспитать ответственное отношение каждого к порученному делу, показать взаимосвязь предпринимаемых кем-то действий и со­ответствующих последствий этого для всего формирующегося коллектива.

Нелишне напомнить куратору о единстве учебной, научной, об­щественной и эмоциональной жизни коллектива группы. Это единство обеспечивается системой воспитательной и организаторской работы. Спорт, художественная самодеятельность, туризм, культурный отдых, бытовые условия и т. п. дополняют учебную деятельность, прямо или косвенно влияют на ее качественные результаты. Разумно орга­низованный досуг обогащает жизнь группы, способствует укреплению внутриколлективных связей и отношений, позволяет студентам лучше узнать друг друга, а куратору – своих подопечных. Чем целенаправ­леннее будут усилия куратора, тем теснее его связь с общевузов­скими организациями и их органами, тем активнее будут действовать руководящие силы в самой группе, тем бойче и разнообразнее бу­дет жизнь группы во всех сферах деятельности.


Особую значимость приобретают вопросы организации внеучеб­ной деятельности студентов в связи с мероприятиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Разумно органи­зованное свободное время – первейшее условие успеха в борьбе с пьянством, праздным времяпрепровождением.

Куратор, знающий, как его студенты проводят свободное время, вне всякого сомнения, добьется больших результатов в организатор­ской и воспитательной работе.

Преподавателю следует знать и учитывать и еще одну важную особенность в формировании и развитии студенческого коллектива: органическую связь группы о другими коллективами и объединениями как в самом вузе, так и за его пределами.

Коллективу группы не следует обособляться от окружающей жизни, так как в этом случае внешнее воспитательное воздействие под разными предлогами игнорируется. Бедность внешних связей ведет к оскудению и связей внутренних. Наступает состояние пре­сыщенности повторяющимися контактами и отношениями, теряется ин­терес людей друг к другу, а одновременно и к совместной деятель­ности, в том числе учебной и общественной.

Куратору необходимо учитывать, что вся деятельность выпуск­ника вуза, особенно если он обучается педагогической профессии, протекает в постоянном взаимодействии с людьми, их группами и коллективами, педагогу же приходится контактировать с трудовыми коллективами, семьями учащихся, руководителями общественных орга­низаций. К таким контактам надо быть готовым психологически, надо выработать в себе необходимые коммуникативные свойства и привыч­ки. Большую роль в этом должны сыграть отношения в студенческой группе.

Куратору следует позаботиться о том, чтобы коллектив его группы своевременно установил соответствующие контакты со студен­тами близких специальностей, с шефами, подшефными классами общеобразовательных школ и профтехучилищ и т. д.

Сам куратор не должен ограничиваться советами и пожеланиями студенческому активу. Надо, чтобы и он лично в таких контактах и встречах был лицом заинтересованным, чтобы он сам стал их актив­ным участником. Только в тесной связи с окружающей средой может сформироваться мобильный и слаженный студенческий коллектив.

Таковы наиболее общие особенности студенческого коллектива, которые следует учитывать преподавателю, прикрепленному к группе, в работе с вверенным ему студенческим коллективом, а вернее – с группой, которая под его руководством должна превратиться в коллектив.


Воспитательная работа куратора в студенческой группе. – Харьков, 1986.


АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ-ЗАОЧНИКАМИ.

Полифункциональная по своей сущности профессия работ­ника культурно-досугового учреждения объективно предпола­гает наличие у него адекватного запаса профессиональных знаний, умений и навыков. Как известно, критерий теории – практика. Но если у студента дневного отделения практика следует за теоретическим поиском и естественным образом дополняет его, то у студента-заочника как раз все наоборот: в институт культуры заочник приходит, имея опыт работы в каком-либо культурно-досуговом учреж­дении. Такая рекомбинация накладывает особую ответствен­ность на вузовского педагога, заставляет его искать инно­вационные подходы, экспериментировать, – словом, оптимизи­ровать процесс обучения.

Традиционные лекции-монологи уходят в прошлое. Сов­ременному вузовскому преподавателю приходится считаться с непредсказуемостью реакции студенческой аудитории на услы­шанное и увиденное, нередко ему приходится прерывать изло­жение материала и включаться в стихийно возникшие микро-дискуссии.

По традиции к активным методам обучения относятся се­минары. Подобное отношение к такой форме учебных занятий правомерно там и тогда, где и когда семинары проходят действительно при значительной активности студенческой ау­дитории. В условиях ВУЗа культуры и искусства классическая форма семинара культивируется все реже. Довольно часто се­минарское занятие проводится в форме диспута, дискуссии, викторины и т. п.

Подавляющая часть практических занятий в ВУЗах искусств и культуры носит активный характер. В момент, когда полу­чивший определенный объем знаний студент включается в са­мостоятельную практическую деятельность, решаются одновре­менно три важные педагогические задачи: закрепляются и фикси­руются в памяти ранее усвоенные положения и определения; формируются первоначальные мнения и навыки; если созданы соответствующие условия, полученные знания применяются для решения проблем практики, в нашем случае – проблем культур­но-досуговой деятельности. Переход от абстрактного мышления к реальной практике как раз и осуществляется посредством практических действий обучающихся в процессе выполнения задач, поставленных преподавателем.

Вооруженность студента-заочника определенным запасом практических умений и навыков может выступать как полезный «задел», для отработки учебных задач только в том случае, если он отвечает современным представлениям о культурно-до­суговой деятельности, уровне и способах ее организации. Если же этот запас умений и навыков не содержит в себе да­же намека на новые технологии и методики, он скорее окажет­ся тормозом в овладении знаниями, потребует от преподавате­ля дополнительных усилий по нейтрализации консервативно-ру­тинных подходов.


В институтах культуры сложилась целая система студенчес­ких практик: ознакомительная, учебная, производственная, преддипломная и т. п. В целом эта система обеспечивает нео­бходимую практическую подготовку специалистов, однако меж­ду практиками существует значительная пауза, заполнить ко­торую надо не вообще, а конкретным учебным материалом, ко­торый обучающимся надо до выхода на практику основательно усвоить, так сказать, пропустить его через себя в учебном варианте. Не во всех институтах есть свой учебный клуб, а если таковой имеется, то занятия в нем проводятся со студен­тами не всегда, особенно когда речь идет о студентах-заоч­никах. В таких случаях преподавателю могут оказаться полез­ными собственно активные методы обучения, предполагающие ин­тенсивную мыслительную деятельность каждого студента. Назовем лишь два из них: анализ модулируемых ситуаций и учебно-деятельностная игра.

Включению студентов в игру предшествует этап самостоятельного решения ими предлагаемых задач. Условия таких задач формули­рующихся заранее, они отражают, с одной стороны, реальные ситуации из сферы культурно-досуговой деятельности, с дру­гой – основные темы и разделы изучаемого учебного материала. В большей мере здесь удаются различные управленческие ситу­ации: назначение директора, составление плана работы, кон­фликт в самодеятельном коллективе и т. п. Студенты-заочники с готовностью включаются в решение подобных задач и живо анализируют предлагаемые ситуации. На втором этапе студен­ты моделируют управленческие ситуации самостоятельно, они же формулируют и задание своим товарищам. Перекрестное ре­шение составленных студентами задач активизирует познава­тельную деятельность, мобилизует волю и фантазию, застав­ляет быть нетрадиционными и изобретательными. Редкий сту­дент остается пассивным при проведении подобного рода «раз­минок».

В учебно-деятельностную игру включаются студенты, уже накопившие опыт совместного решения поставленных задач, получившие первичные навыки делового общения, умеющие от­личать инновационные подходы от традиционных. Из года в год повторяется, к примеру, учебно-деятельностная игра «ГЕРАКЛ», в процессе которой студенты сообща формулируют современные проблемы управления культурно-досуговыми учреждениями, под­бирают себе партнеров по работе, отыскивают рациональные пути и способы выхода из проблемных ситуаций. В таких учеб­но-деятельностных играх мобилизуются творческое мышление, отрабатывается умение сообща находить конструктивные реше­ния, закрепляются знания не только по основному предмету, но и по сопредельным, ранее изученным дисциплинам. Это еще не практика, но почти практика, поскольку в игру включа­ются люди, знающие проблему реальной жизни.


Известно, что в целом ряде институтов культуры учебную практику проводят в стенах института. У такого порядка вещей немало противников, утверждающих, что это – шаг в сторону от практики. С таким отношением к учебно-практи­ческим занятиям согласиться нельзя. Если студенты, объеди­ненные в смешанные (по их специализациям) группы, готовят и проводят учебно-показательные мероприятия, которые затем обсуждаются товарищами по курсу, то такая практика превра­щается в своеобразную творческую лабораторию. После прохож­дения такой практики в ВУЗе, когда рядом – преподаватели, товарищи и единомышленники, студенты смелее идут в клубы и включаются много уверенней в реальную культурно-досуговую деятельность. Когда же учебное мероприятие готовит группа студентов-заочников, польза от такого мероприятия особенно велика. Ведь, во-первых, среди студентов-заочников, есть и те, которые почему-либо пока не работают в клубах. Для них учебная практика – это первое приближение к профессии. Во-вторых, на мероприятиях, подготовленных опытными заочниками, присутствуют и студенты дневного отделения. Для них это – тоже хорошая практика, добрый пример для подражания.

Многолетний опыт вузовской работы подтверждает полезность и перспективность многих активных форм и методов обучения: учебных экскурсий, просмотров и обсуждений видеофи­льмов, творческих отчетов групп перед курсом, подготовки и экспонирования учебных выставок и т. п. Эти и другие ак­тивные формы и методы нуждаются в тщательном и всестороннем изучении. Но и имеющийся опыт учит: в группах, где настой­чиво внедряются формы и методы обучения, выше интерес сту­дентов к учебе, устойчивее отношение к избранной профессии, глубже и разностороннее интересы и увлечения на досуге, слаженней и работоспособней студенческие коллективы.


Взаимосвязь и единство учебного и научного процессов в системе
заочного обучения. – Самара, 1992. – с. 11-14.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Инновационные процессы, все увереннее «набирающие обороты» во многих сферах общественной жизни, судя по всему, «докатились» и до сферы образования. О проблемах оптимизации обучения, активизации учебно-воспитательной работы в школах и специальных, высших и средних, учебных заведениях ученые умы не раз размышляли и прежде. Однако, никогда ранее вопрос о реформировании отечественной системы образования не ставился так остро и не звучал так «инновационно-революционно» как в последние годы.

Педагогическая периодика наших дней буквально пестрит рассуждениями о реорганизации образования на основе научной прогностики, интернационализации и социологизации образовательного пространства, акмеологизации и аксиологизации менталитета современного специалиста, гуманизации и глобализации мировоззрения, ноосферной концептуализации, опережающе-развивающей стратегии обучения, культуротворческой модели обучения, управленческой акмеологии и т. п.


Смотрите также файлы