ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2650
Скачиваний: 3
Едва ли не центральное положение среди обсуждаемых толстыми журналами проблем, занимает вопрос о внедрении в сферу образовательно-воспитательной деятельности учебных заведений принципов и методов педагогического менеджмента. Преподавателям вузов культуры, никогда не стоявшим в стороне от «педагогических революций», приходится овладевать премудростями современной терминологии, адаптировать высокие педагогические идеи к собственной повседневной практике. Приветствуя неподдельный интерес моих коллег к различного рода новациям, хочу предостеречь их: в области педагогического менеджмента поверхностность и поспешность недопустимы, здесь нужен глубокий и взвешенный подход, поскольку речь идет не об очередном «латании дыр», но о принципиально важных положениях современной педагогики, в том числе вузовской.
Традиционная (классическая) система обучения создавалась на просветительско-вербальной основе. Ориентированная на освоение опыта предшествующих поколений, нацеленная на передачу обучающимся значительного объема готовых знаний, преследовавшая цель формирования всесторонне развитой коммунистической личности, ориентированная на выживание человека в техногенной цивилизации данная система не могла подготовить специалиста, способного «передвинуть» российское общество на рельсы рыночной экономики. Проще говоря, специалист вчерашней формации в новых условиях оказался невостребованным. Свою негативную роль здесь сыграла и порочная по своей сути система управления образовательной деятельностью.
Словом, административно-хозяйственная по стилю управления, информационно-репродуктивная по типу обучения, догматическая по методам и традиционная по форме обучения классическая система образования стала неизбежным тормозом в поступательном развитии российского общества.
Иное дело инновационная система обучения. Продуктивная по своей идеологии, преобразовательно-созидательная по своему характеру, направленная на решение приоритетных проблем нового времени, преследующая цель развития нового менталитета человека-специалиста – гражданина, умеющего глобально мыслить и локально созидающе действовать, новая, пусть пока еще только складывающаяся, система обучения справедливо считается перспективной.
Для новой системы обучения характерны: ноосферная ориентация, развитие инновационной системы мыследеятельности, креативно-акмеологическая парадигма управления, продуктивно-демократический стиль общения преподавателя и студента, проблемно-поисковые методы овладения программным и дополнительным материалом. В инновационной системе обучения, и это тоже важно подчеркнуть, преподаватель превращается из привычного «урокодателя» в режиссера поиска, тьютор-консультанта «школы мысли», технолога интерактивного группового общения, менеджера инновационно-творческой деятельности. В такой системе обучения слушатель, учащийся, студент – уже не прежний пассивный потребитель готовой информации, но активный собеседник, инициативный соучастник совместного поиска, творческий партнер инновационных преобразований. В такой педагогике преподаватель использует эвристические, прогностические и акмеологические методы. При наличии необходимой квалификации и педагогической компетентности он прибегает к использованию таких форм обучения как учебные игры, коммуникативные тренинги, фронтальное или локальное тестирование, интеллектуальные шоу-турниры, круглые столы, кейс-стади, мозговые штурмы, пресс-турне, аукционы идей, инновационное проектирование и др.
В такой ситуации иной должна быть и система управления познавательной деятельностью обучающихся. Она должна быть по сути своей децентрализованной и саморазвивающаяся, интегративная по своему содержанию. Прежний преподаватель-ментор превращается в такой системе обучения в партнера-консультанта, его монологи, пусть даже содержательные и страстные, не всегда уместны, он должен демонстрировать продуктивно-демократический стиль общения с обучающимися.
Менеджмент – это инновационная система управления, это и наука и искусство воздействия на людей, а еще точнее – взаимодействие с ними.
Для педагогического менеджмента характерны не «новомодные педагогические забавы» гораздых на выдумку преподавателей, но продуктивный результат, эффективность обучения. Цель педагогического менеджмента – создать познавательные системы опережающе-развивающего обучения. Знания в этом случае обретаются не на сегодня, а на день завтрашний, отдаленный по времени от момента постижения премудростей инновационных технологий. Он объективно направлен на развитие природы, социума, человека; в нем самом изначально заложены инновации. Иначе говоря, он потому и менеджмент, что инновационный взгляд на вещи – его родовая особенность, в отличие от традиционно понимаемого управления.
В научных изданиях педагогический менеджмент квалифицируется как управленческая акмеология, включающая в себя три «само»: саморазвитие, самоуправление и самореализация. Определяющим принципом такого менеджмента является нестандартность мышления и действия. Специалисты утверждают, что инновационно мыслящий специалист конкурентоспособен в любой ситуации на рынке труда, поскольку действует не по однажды усвоенному алгоритму, а в соответствии со сложившимися условиями и обстоятельствами.
Таким образом, суть педагогического менеджмента в инноватике, что предполагает а) престижность избранной специальности, б) достаточную квалификацию специалиста, в) непрерывное расширение и углубление профессиональных знаний, умений и навыков, г) «энерговооруженность» и мобильность специалиста, способного действовать в нештатных ситуациях, д) наличие дополнительных характеристик (уверенное обращение с компьютерной техникой, знание хотя бы одного делового иностранного языка, наличие водительских прав и пр.), е) профессиональная культура, позитивная репутация, соответствующий имидж, ж) постоянный поиск новых резервов личности, з) валеология (здоровый образ жизни) и др.
Подготовка таких специалистов в вузах культуры и искусства – задача дня. Ее успешное решение существенно затрудняется недостатком современных педагогических кадров, слабой оснащенностью учебного процесса, неразвитостью современных положений педагогики высшей школы, бессистемной учебно-методической работой на многих специальных кафедрах вузов, инертностью мышления преподавателей и леностью ума нелюбопытных студентов, пришедших в вузы из общеобразовательных школ и средних учебных заведений, где названные проблемы еще острее и глубже.
Подготовка кадров для учреждений культуры и искусства. – Омск, 1999. – с. 60-63.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ЗНАНИЯ В ТЕОРИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Маркетинговые технологии, получившие в России повсеместное распространение и применение, носят в значительной своей части универсальный характер: в каждой из них (исследование рынка и его сегментация; выбор целевых сегментов и позиционирование товаров; разработка новых и/или модернизация производимых продуктов; выбор оптимальной стратегии ценообразования; организация распределения и товародвижения; формирование спроса и стимулирование сбыта; коммуникационные акции, направленные на продвижение товаров на избранные сегменты рынка; разработка и осуществление маркетинговых планов и программ, обучение и воспитание персонала на принципах интернального маркетинга и др.) есть общее, частное, особенное и единичное.
В
последние годы активно развиваются все
формы бытования маркетинга: маркетинг
практический, управление маркетинговой
деятельностью, маркетинг как научная
дисциплина, а также маркетинг прикладной,
учебный. За короткий отрезок времени
маркетинг превратился из увлечения и
подражания, а именно таким он был в
отечественной практике в конце 80-х гг.
минувшего столетия, в концепцию
производственной деятельности и
управления. Не будет преувеличением
сказать: в области маркетинга российскими
учеными и инновационно мыслящими
практиками совершен ощутимый
прорыв.
Маркетинговые технологии внедряются сегодня не только в производственных, но в непроизводственных отраслях экономики : наука, образование, культура, искусство и др.
Опыт последних пятнадцати лет показал: в социально-культурной сфере одинаково успешно могут развиваться как классический, коммерческий (ориентированный на прибыль) маркетинг, так и маркетинг социальный, некоммерческий (нонпрофитный), преследующий цель более полного удовлетворения культурных потребностей населения. В силу общественной природы и самодеятельного характера социально-культурной деятельности в социально-культурной сфере наибольшее распространение получил маркетинг нонпрофитный. Однако, с переходом учреждений социально-культурной сферы на новые условия функционирования и развития, здесь все активнее внедряется и маркетинг коммерческий.
Сегодня можно совершенно обоснованно говорить об активизирующей роли маркетинговых технологий в организации деятельности учреждений отрасли: клубов, парков культуры и отдыха, библиотек, музеев и др. Что же касается коммерческого маркетинга, то его с полным основанием можно считать надежным инструментом повышения результативности деятельности организаций, «тяготеющих» к предпринимательству и бизнесу.
Применение маркетинговых технологий в социально-культурной сфере даёт свои ощутимые позитивные результаты: возрастает число потребителей (посетителей, пользователей, слушателей), увеличивается количество проведенных учреждениями культурно-досуговых акций, активнее развиваются выездные формы культурного обслуживания, растет удовлетворенность персонала результатами труда, укрепляется морально-психологический климат в трудовых коллективах, повышается имидж учреждений, меняется отношение к ним населения.
Обстоятельный концептуальный анализ значительного числа нонпрофитных маркетинговых технологий, используемых учреждениями культуры, позволил обнаружить полную или частичную их идентичность формам и методам социально-культурной деятельности. В определенной своей части социально-культурная деятельность – не что иное, как деятельность маркетинговая по своим технологическим признакам, внешнему проявлению и внутреннему содержанию. Это ставит социально-культурного работника в один ряд со специалистом-маркетологом, занимающимся рекламой, паблисити, паблик рилейшнз, подготовкой и проведением выставок, презентаций, ярмарок и т. п.
Учреждениями социально-культурной сферы уже накоплен позитивный опыт в области практического маркетинга: существенно обновился арсенал организационно-методических форм социально-культурной деятельности (как платных, так и общедоступных), четче и определеннее дифференцируется аудитория культурных акций, постоянно совершенствуются методы организационной и воспитательной работы, богаче и разнообразнее стали средства организационно-педагогического воздействия, рачительнее используются ресурсы; в социально-культурную сферу приходят квалифицированные экономисты, что позволяет оптимизировать ценовую политику, расширять спектр применяемых стратегий ценообразования; существенно активизировалась сбытовая деятельность (выездные формы культурного обслуживания, гастроли в сопредельных регионах, международный культурный обмен и т. п.); достигнуты ощутимые сдвиги в коммуникационной деятельности (информационно-рекламная работа, паблисити, паблик рилейшнз).
Вместе с тем, до настоящего времени медленно и непрофессионально решаются вопросы управления маркетингом, в особенности в учреждениях районного и сельского уровней. Маркетинговые службы (отделы, секторы, квалифицированные маркетологи) в учреждениях социально-культурной сферы все еще редки. Исключением здесь являются лишь профессиональные театры, филармонии, крупные библиотеки и музеи. Во многом это объясняется дефицитом соответствующих специалистов, к подготовке которых едва успели приступить вузы культуры и искусства. Обследование значительного числа учреждений социально-культурной сферы (изучение документации, анализ сложившейся практики, беседы с персоналом учреждений, интервьюирование руководителей, «круглые столы» и «мозговые штурмы») позволило обнаружить существенные пробелы в управлении маркетингом: маркетинговые исследования проводятся с нарушением известных методик и, к тому же, нерегулярно; рынки услуг культуры сегментируются без учета географических, социально-демографических и иных факторов; выбор сегментов для осуществления социально-культурных мероприятий не всегда адекватен культурным потребностям населения и реальному спросу на предлагаемые «продукты культурной деятельности»; маркетинговые планы и программы во многих случаях эклектичны и трафаретны, внедрение разработанных проектов осуществляется не всегда целенаправленно и настойчиво; маркетинговый контроль формален и бессистемен.
Названные выше проблемы и затруднения в значительной своей части объясняются недостаточной разработанностью теоретических основ маркетинговых технологий применительно к социально-культурной сфере, а значит, отсутствием необходимых практикам научных знаний, недооценкой роли и значения маркетинга руководителями учреждений и, что особенно важно подчеркнуть, органов культуры. Культурологам, педагогам социально-культурной сферы, специалистам в области экономики и управления социально-культурной сферой, социологам и социальным психологам еще предстоит дать ответы на многие волнующие практиков вопросы, а еще раньше – сформировать в сознании практиков позитивное отношение к маркетингу, убедить менеджеров и администраторов всех уровней в необходимости и полезности обращения к маркетингу как проверенному инструменту активизации социально-культурной деятельности и повышения эффективности функционирования учреждений культуры в условиях нарастающего развития рыночных отношений.
Изучение сложившейся в минувшее десятилетие практики подготовки и переподготовки специалистов социально-культурной деятельности, детальный анализ существующих в этой области проблем дают основания для следующего вывода: учебный маркетинг, преподаваемый теперь повсеместно, конституциировался в ведущую специальную дисциплину; здесь разработаны и апробируются современные методики преподавания, настойчиво и целеустремленно ведется научно-методический поиск, отрабатываются инновационные технологии обучения и воспитания специалистов новой формации. Однако, еще не преодолены до конца стереотипы прошлого, допускаются формализм и начетничество. В ряде учебных заведений преподаватели-маркетологи попросту отсутствуют, а соответствующие учебные поручения распределяются между людьми, имеющими о маркетинге в лучшем случае абстрактно-теоретические представления.
Совокупность используемых в социально-культурной деятельности маркетинговых технологий, объединенных едиными целями и задачами организации, складывается при благоприятных условиях в систему, своего рода маркетинговую концепцию деятельности и управления. Реализация такой концепции зависит от отношения к маркетингу персонала учреждений культуры, отсюда – в опережающем порядке должен развиваться и интернальный маркетинг, направленный на оптимизацию работы с кадрами: создание оптимальных условий труда, разносторонняя мотивация, социальная защита, подготовка и переподготовка, удовлетворение профессиональных, социальных и культурных потребностей, охрана здоровья, создание и поддержание на оптимальном уровне морально-психологического климата, материальное и моральное стимулирование труда и т. п. Проведенными исследованиями установлена прямая зависимость результативности работы персонала учреждений культуры от уровня организации труда в них, а ещё раньше – от отношения к маркетингу, руководителей и администраторов.