Файл: маркетинг личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 2907

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исторический опыт свидетельствует: в разные века у разных народов периодически «нарождались» таланты и гении. Но далеко не во всех случаях для их воспитания и развития (создания товара) имелись подходящие материальные условия. Довольно часто гениальные люди, даже уже будучи известными личностями, пребывали в состоянии материальных и финансовых затруднений, а то и лишались последних средств к существованию. Вот лишь несколько примеров.

Христофор Колумб вознамерился отправиться в очередную экспедицию. После длительной борьбы с чиновниками проект Колумба был принят. В случае успеха этой экспедиции Колумба ждали невиданные почести: он должен был стать адмиралом, вице-королем и правителем всех открытых им земель, а также получать четвертую часть всех дохо­дов с них. Испанский король сдержал своё слово, пожаловав Колумбу и его семье дворянское достоинство и присвоив ему звание адмирала.

Иначе сложилась ситуация у великого Рембрандта. В какой-то период жизни финансовые дела гениального художника пошли из рук вон плохо. Кредиторы все более притесняли Рембрандта за растущие долги. В 1656 году прошла опись имущества художника, а вскоре в гостинице «Королевская корона» происходит его распродажа. В 1660 году был продан дом.

Как повествовал в своё время А.А. Аникст, доход великого драматурга Шекспира состоял из заработка актёра, гонорара за пьесы и причитавшейся ему доли прибыли как совладельцу основного капитала труппы. Наименьшую часть заработка составлял литературный гонорар, так как за пьесы тогда платили очень мало.

Трудно приходилось и известным композиторам. Бетховен был ещё юношей, когда умерла его мать. Он вынужден был принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Бетховен стал слу­жить в оперном театре, играя в оркестре на альте, выступать с концерта­ми, давать бесчисленное количество уроков. Начались суровые будни, тяжелая, полная труда и лишений юность.

Надо заметить, что наши сегодняшние представления о материальном благополучии не всегда адекватны потребностям великих людей, живших, мягко говоря, по несколько иным меркам.

Возьмем, к примеру, Моцарта.

По обычным для музыкантов меркам доходы Моцарта были велики, он имел слуг и собственный выезд. Тем не менее из-за расточительного образа жизни и неумения вести финансовые дела, а также из-за политических неурядиц, отвлекавших венскую аристократию от искусства, Моцарт часто испытывал материальные трудности.

В начале своей карьеры испытывал определённые затруднения и Вольтер. Однако успех его пьесы «Эдип» принёс ему значительные «подкрепления».

Вольтер обнаружил поразительное чутье и способности буржуазного дельца, проведя ряд удачных финансовых операций, и уже в начале двадцатых годов имел в своем распоряжении довольно крупные средства. В 1776 году годовой доход Вольтера составил двести тысяч ливров, что превратило его в одного их богатейших людей Франции.


Выше мы вели разговор о роли (и материальных возможностях!) семьи в обучении, развитии будущих мастеров и гениев. Сохранилось свидетельство современников о том, как эту проблему решали родители Микеланджело.

Видя, что сын всерьез увлекается живописью, отец смирился с его художественными увлечениями и в какой-то момент поверил, что из отрока может выйти толк. Из-под отцовской руки вышел любопытный документ:

«Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонарроти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти года, как ученик, для упражнения в живописи, и должен, кроме того, исполнять все, что его хозяева ему прикажут; в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть— в первый год, восемь – во второй и десять – в третий; всего 86 ливров».

С большим трудом решали свои материальные проблемы конструкторы летательных аппаратов Уилбер и Орвилл Райт. Они ставили один рекорд за другим, но это мало кого волновало в плане финансовой поддержки создателей аппаратов. Только весной 1906 года после долгих проволочек патент был, наконец, получен. Между тем постройка аэропланов оказалась непосильным бременем для мастерской Райт. В 1905 году они были вынуждены из-за финансовых затруднений прекратить свои полеты. Три года никто не знал об их изобретении. Только в 1907 году шумиха, поднятая во Франции слухами об их успехах, обратила, наконец, на них внимание местных чиновников. В том же году они получили заказ на летательный аппарат от военного министерства США, которое выплатило им за это 100 тысяч долларов.

А вот проекты У. Диснея находили неизменную поддержку в финансовых кругах. Так, затраты на строительство его знаменитого парка составили 17 млн. долларов. Но и проекты были не слабые. Уже при жизни Диснея созданная им киностудия приносила миллиардный оборот. Примечательно, что деньги никогда не имели для него решающего значения. Он писал: «Я не снимаю фильмы для того, чтобы делать деньги. Я делаю деньги, чтобы снимать больше хороших фильмов». Мудро, не правда ли?

Проявил мудрость и президент Бразилии. Когда в середине шестидесятых годов три итальян­ских клуба соединенными усилиями собрали более 2 миллионов долларов на покупку Пеле у «Сантоса», сделку отменил сам президент Бразилии, объявивший вслух то, что было и так известно всякому, что Пеле является «национальным достоянием».

Печально складывались и складываются судьбы многих деятелей искусств и в современной России. Об этом много раз писали и центральные и местные газеты и журналы. Так, ряд грустных историй рассказала в одном из своих номеров газета «Россия» Часто ли мы задумываемся над тем, куда про­падают бывшие наши кумиры, как складываются судьбы тех, кто еще недавно был в ореоле славы? А ведь за кадром оста­лись многие скрытые от широ­кой публики человеческие дра­мы. У кого-то жизнь была дале­ко не безгрешной. Кто-то бросил актерскую профессию и раство­рился в другой сфере. А кто-то нашел утешение на дне бутыл­ки. Из-за этого рушились семьи, нередко прерывалась нить жиз­ни раньше, чем ей было опреде­лено Богом.


Не выдержал невостребо­ванности в театре известный ак­тер Леонид Дьячков. Он снялся более чем в 70 фильмах, лучшие из них – «Ты и я» Ларисы Ше­питько, «Гори, гори, моя звез­да!» Александра Митты, «Пре­мия» Сергея Микаэляна, «Вкус хлеба» Алексея Сахарова. Но в последние годы ни в театре, ни в кино интересных ролей не было. И тогда он выбросился из ок­на... Умирал в безвестности Станислав Хитров (помните его слугу в «Беге»?), тосковал о ра­боте в бедности и запоях Вален­тин Зубков.

Нищим и за­бытым ушел из жизни велико­лепный актер Бо­рис Новиков. В годы расцвета отечественного кино он был одним из самых по­пулярных артис­тов: десятки прекрасных работ в популярных фильмах, шум­ные успехи на те­атральной сцене (на его Василия Теркина ломи­лась вся Москва) остались в про­шлом. Когда гря­нула перестрой­ка, Новикову пришлось туго. Он очень тяжело переживал отсут­ствие работы. А тут еще заболел, и потребовались дорогие лекарства. И семья ока­залась буквально на грани вы­живания. Тогда на помощь при­шел Леонид Ярмольник – он распорядился, чтобы из его «L-клуба» Борису Никитичу выпла­тили 200 долларов. Когда Нови­ков получил эти деньги, он за­плакал. И тут же заявил, что вер­нет их, как только выздоровеет. Ярмольник и дальше помогал актеру, когда тому приходилось совсем туго.

Смерть настигла Новикова в дни очередного международ­ного кинофестиваля, гремевше­го в Москве. До него никому не было дела. Его смерть даже не заметили. Хоронили заслужен­ного артиста России жена и трое родственников.

Несколько лучше складывались финансовые дела у мастеров искусств, «своевременно» покинувших родину. Не только не бедствовали, но и по сей день занимаются благотворительностью В. Ростропович и Г. Вишневская. А легендарный Р. Нуреев мог бы и сегодня «служить примером» для иных звёзд российской эстрады.

Нурееву удалось стать самым богатым человеком в мире балета, с состоянием, оцениваемым в десятки миллионов долларов. Его недвижимость включала ранчо в сельской части Вирджинии, бунгало на берегу Карибского моря, в Сен-Бартелеми, каменистый остров в средиземном море возле Капри, Ли-Галли, парижскую квартиру на набережной Вольтера и семикомнатные апартаменты в небоскребе в Нью-Йорке.

Но, как показывает практика последних лет, для того, чтобы сколотить приличное состояние, вовсе не обязательно бежать за кордон. Достаточно основательно «раскрутиться» у себя на родине. Словоохотливая «Комсомолка» раскрыла, накануне Нового 2006 года коммерческие тайны некоторых отечественных звёзд шоу-бизнеса. В номере за 29 декабря 2005 года приведён список известных исполнителей с указанием гонораров за их новогодние тусовки (в долл. США): Алла Пугачева – 100 тыс., Валерий Леонтьев – 60 тыс., «Любэ» – 60 тыс., Филипп Киркоров – 50 тыс., Дима Билан – 50 тыс. , Верка Сердючка – 50 тыс., «ВИА Гра» – 50 тыс., «Блестящие» – 40 тыс., Алсу – 40 тыс., Кристина Орбакайте – 35 тыс., Валерий Меладзе – 30 тыс., Лариса Долина – 35 тыс., Николай Басков – 25 тыс., Ирина Аллегрова –20 тыс., Глюкоза – 16 тыс., Надежда Бабкина – 15 тыс. и т. д.


Но это звёзды, так сказать, первой величины. Что же касается рядовых артистов провинциальных театров, то многие их них буквально бедствуют. И они не одиноки. Не в лучшем положении находятся у нас и врачи, преподаватели вузов и учителя школ, среди которых есть много талантливых специалистов и достаточно интересных личностей.

Зато впечатляет список отечественных богачей, приведённый, в частности, в одном из ноябрьских номеров газеты «Новосибирск»:

1. Роман Абрамович, 38 лет, «Сибнефть» – 14,7 млрд. долларов.

2. Владимир Лисин, 49 лет, Новолипецкий металлургический комби­нат – 7 млрд. долларов.

3. Виктор Вексельберг, 48 лет, ТНК-ВР, СУАЛ-холдинг – 6,1 млрд.

4. Олег Дерипаска, 37 лет, «Русский алюми­ний», РусПромАвто – 5,8 млрд. долларов.

5. Михаил Фридман, 41 год, «Альфа-Групп» – 5,8 млрд. долларов.

6. Владимир Евтушенков, 56 лет, АФК «Систе­ма» – 5,1 млрд. долларов.

7. Алексей Мордашов, 39 лет, «Северсталь-групп» – 5,1 млрд. долларов.

8. Владимир Потанин, 44 года, ГМК «Нориль­ский никель» – 4,7 млрд. долларов.

9. Михаил Прохоров, 40 лет, ГМК «Нориль­ский никель» – 4,7 млрд. долларов.

10. Вагит Алекперов, 54 года, ЛУКОЙЛ – 4,1 млрд. долларов.

В первую же сотню самых богатых вошли люди, чье минималь­ное состояние составляет 280 миллионов долларов.

Кстати, список самых богатых людей России подтверждает, что власть в нашей стране легко конвертируется в деньги. В «золотой сотне» – 18 «слуг народа»: семь сенаторов, шесть депутатов Госдумы, два депутата региональных парламентов, два президента республик и один губернатор.

История хранит имена состоятельных соотечественников, также располагавших значительными доходами, которыми они щедро делились с театрами и музеями, библиотеками и народными домами, оказывали основательную поддержку деятелям культуры и искусства. Строгановы, Морозовы, Третьяковы, Н.Ф. фон Мекк… Много ли среди сегодняшних олигархов найдется лиц, «засветившихся» в сфере благотворительности и меценатства? Какие театры ими открыты, какие музеи оснащены, какие дворцы реконструированы, какие народные таланты «поставлены на крыло»?




Глава восьмая

Ценообразующие факторы и
ценовые стратегии личности



Жизнь дорожает, возможно, потому что вчерашняя роскошь – это сегодняшняя необходимость. Везучие живут с деньгами, невезучие – без, а негодяи – для.

Ж. Элгози



Ценный специалист. Трудно переоценить. Явно недооценивается. Бесценное качество. Переоценили собственные возможности. Такие люди всегда в цене. Грош ему цена. Он доброго отношения к себе не ценит. Он знает себе цену…

В приведённых словосочетаниях, независимо от их содержания и значения, заключён один и тот же смысл: оценка (собственная или со стороны окружающих) определённых качественных характеристик личности, её свойств как весьма своеобразного товара.

Необходимость такой оценки возникает при заключении трудовых контрактов, назначении на новую должность, определении размера вознаграждения за выполненную работу, распределении различного рода дополнительных выплат и т.д. и т.п. Во всех этих и подобных случаях как бы определяется стоимость личности в денежном её выражении. В особых случаях в основу оценки кладутся какие-либо внешние признаки: рост, телосложение, тембр голоса, физическая привлекательность лица, оригинальная причёска и т.п. Для эстрадных звезд, дикторов телевидения, артистов кино, фотомоделей это, безусловно, важные качества. В последнее время почему-то принято обращать внимание и на весьма своеобразное качество, имя которому – сексуальность.

В других случаях оценке подлежат личностные, профессиональные и деловые качества специалиста, его образование, опыт работы, известные творческие достижения и/или общественные заслуги. Такого рода оценки не всегда даются в денежном выражении, иногда здесь превалирует сугубо эмоциональное восприятие человека окружающими – администраторами, менеджерами, кадровыми агентами, продюсерами и т.п. Как известно, цены назначаются на все предлагаемые для обмена, приобретения и потребления товары: материальные предметы, проекты, места, организации и др.

В теории классического маркетинга разделы, посвященные ценообразованию, рассматриваются, главным образом, по отношению к товарам-изделиям. Достаточно полно рассмотрены цели и задачи ценообразования, названы и подробно раскрыты ценообразующие факторы, определены методы ценообразования, дана подробная классификация ценовых стратегий, наконец, раскрыто и обобщающее понятие – ценовая политика.

Опираясь на известные теоретические положения, попытаемся охарактеризовать различные подходы по отношению к маркетингу отдельных лиц.

Как известно, ценовая политика продавца зависит от типа рынка. Профессиональный работник – специалист в какой-либо области деятельности – выступает как продавец собственной рабочей силы (профессиональных знаний, умений и навыков) и сопутствующих, свойственных той или иной профессии личностных качеств, в том числе рассматриваемых как «подкрепления к основному товару»: броская внешность, крепкое физическое здоровье, владение смежными профессиями, ПК, иностранными языками и т.п. Но наш продавец, если он, по крайней мере, не выпускник Оксфордского университета и не конструктор космических кораблей, скорее всего, окажется на рынке чистой конкуренции, ему придется подбирать себе примерно такое же место работы, на какое (или какие) ориентируются и другие претенденты. На таком рынке и рабочих мест может быть достаточно. В этом случае специалист, скорее всего, не сумеет «набить себе цену» и согласится работать на тех же условиях, что и его конкуренты. Подобное происходит с выпускниками вузов, получившими достаточно распространённую профессию: инженер, строитель, химик, геодезист, программист и т.п. Заработная плата таких специалистов примерно везде одинакова. Никаких ценовых «протуберанцев» здесь ждать не приходится.