ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2905
Скачиваний: 4
Рис. 9. Профессиональный маркетинговый обмен
При дефиците специалистов происходит обратная картина: право выбора будущего места работы принадлежит претенденту, соискателю. Здесь мы имеем дело с рынком продавца. Именно он выдвигает свои условия, так сказать, назначает цену, определяет стоимость профессиональной сделки.
Если в качестве товара рассматривать личность работника, то тогда производителем такого товара следует считать какое-либо учебное заведение, подготовившее квалифицированного специалиста и предложившее его определенному учреждению. Но, как известно, государственное распределение выпускников по местам работы давно отменено (а напрасно!) и нанимающийся работник решает сам, где он смог бы и хотел бы трудиться после окончания учебы. Вот почему товаром в профессиональном обмене правомерно считать именно профессиональные услуги, т.е. профессиональные знания, умения и навыки (квалификация), реализуемые в каких-либо действиях, трудовых операциях. А раз носителем этих качеств является потенциальный работник, то он и выступает «от имени товара».
Платит за профессиональные услуги работодатель – руководитель, выступающий от имени возглавляемого им учреждения. Он и будет являться покупателем, потребителем товара, т.е. профессиональных услуг специалиста. В качестве цены в профессиональном обмене выступает заработная плата (вознаграждение, гонорар и т.п.). Чем квалифицированней специалист, тем выше стоимость его профессиональных услуг, тем более высокую цену готов за него дать работодатель. В зависимости от содержания, характера и объема выполняемой работы, сроков и качества ее исполнения цена может меняться как в сторону повышения, так и в сторону понижения. При оптимальном соотношении «спрос-предложение» возникает равновесная цена.
Весьма своеобразна в интернальном маркетинге и сбытовая политика. При государственном распределении специалистов каналы сбыта устанавливались заблаговременно. Министерство направляло в вузы «Планы распределения специалистов», которые надлежало неукоснительно выполнять. Теперь таких планов нет, специалисты вынуждены трудоустраиваться сами. В зависимости от места проживания (пребывания) специалиста он может быть либо востребован, либо отвергнут.
Распределения интенсивного в наши дни уже не наблюдается. Эксклюзивное распределение возможно в случае, когда организация приглашает на работу высокопрофессионального специалиста, мастера своего дела. Чаще же приходится наблюдать селективное распределение.
Товародвижение можно рассматривать и как проезд приглашенного специалиста к месту предстоящей работы и как его продвижение по службе. Но здесь мы уже подходим к жизненному циклу товара и способам его возможного продления.
Коммуникационная политика в интернальном маркетинге важна как для продавца, так и для покупателя. Причем, в одном случае специалист дает объявление о том, что ему нужна работа, обращается в бюро по трудоустройству и информации населения, кадровые агентства и т.п., в другом – все наоборот: работодатель обращается в те же инстанции в поисках «товара». Обеим сторонам в равной мере нужны паблисити и паблик рилейшнз. Обособившаяся от окружающего мира организация никогда не привлечет внимания толковых специалистов; не включенный в культурную, общественную среду специалист так и останется неизвестным и невостребованным. Так что обеим сторонам имеет смысл почаще обращаться в учебные заведения, общества, ассоциации, к средствам массовой информации, к услугам Интернет. Если с помощью Интернет оказывается возможным найти себе мужа или жену, то почему не найти специалиста или место работы?
С момента трудоустройства (оформления на работу) специалист включается в систему коллективных связей и отношений и, казалось бы, перестает быть «товарной единицей», смешиваясь с «товарной массой». На самом деле он остается автономным субъектом и вправе рассчитывать на индивидуальную заботу со стороны работодателя, изменение условий труда и размера заработной платы, моральное и материальное стимулирование, социальную защиту, продвижение по службе, творческий рост.
Работодатель, «купивший товар» на рынке профессионального труда, может либо испытывать чувство удовлетворения (специалист оказался именно тем и таким, кем и каким он представлялся на стадии заключения контракта), восхищения (специалист превзошел самые лучшие ожидания) или разочарования (специалист не оправдал даже скромных ожиданий). В зависимости от этого руководство либо использует «товар» по назначению, либо находит ему иное применение, либо избавляется от него, т.е. разрывает с ним трудовые отношения, попросту увольняет и ищет ему замену. Но это самый простой путь, не требующий от работодателя особых усилий. А где гарантия, что «новый товар», приобретенный взамен прежнего, окажется более качественным?
В данном случае уместно напомнить, что многие известные нам товары поддаются усовершенствованию, причем делается это непосредственно потребителем. Так, капризный и привередливый покупатель, обнаружив какие-либо дефекты в приобретенном им товаре, вернется в магазин, станет писать рекламацию на завод, обратится и общество по защите прав потребителей и т.п. Другой покупатель, спокойный и покладистый, достанет необходимые инструменты и «доведет товар до ума»: что-то отрегулирует, что-то укоротит или надставит, заменит замок или пуговицы, придумает полезные дополнения, перекрасит и т.д. Но ведь и человек, в особенности, если это молодой специалист, поддается качественным изменениям. Важно лишь приставить его к нужному делу, подучить, проинструктировать, помочь, наставить, проконтролировать. И человек, благодаря усилиям руководства организации и более опытных коллег, «встанет на крыло», обнаружит новые положительные свойства и качества, сможет реализовать свой творческий потенциал. Но само по себе это не произойдет, здесь нужна повседневная целеустремленная работа.
Пожилому работнику тоже необходимо внимание. События последних лет в корне изменили наши представления о содержании труда, используемых методиках и технологиях, технической оснащенности трудовых процессов и т.п. Кадровому работнику, еще вчера успешно справлявшемуся со своими обязанностями, приходится перестраиваться, овладевать новыми приемами и способами труда, учиться обращению с новой оргтехникой, компьютерами, с требовательными потребителями... Как здесь легко растеряться, впасть в отчаяние, написать заявление об уходе. Но если повнимательней присмотреться, не все еще потеряно, жизненный цикл «товара» может быть продлен, для того и существуют маркетинговые технологии.
Итак, цели интернального маркетинга сводятся, во-первых, к максимальному удовлетворению потребностей отдельных работников, прежде всего специалистов, во-вторых, к созданию слаженного и работоспособного коллектива единомышленников (команды), в-третьих, к более полному удовлетворению спроса потребителей на различные товары.
Осталось добавить, что в качестве внутрифирменной микросреды может выступать не только персонал традиционно понимаемой фирмы (коммерческого предприятия), но и профессиональный коллектив любой другой организации: научного учреждения, учреждения культуры и искусства, а также личный состав спортивной команды, профессорско-преподавательский состав учебного заведения и т.п.
А если принять во внимание этап появления и развития личности (допрофессиональный период жизни человека), то придется считаться и с влиянием семьи, дошкольного и школьного детских коллективов – словом, всей окружающей среды, рассматриваемой в педагогике в качестве важного фактора развития и социализации личности. При этом будем помнить, что кроме коммерческого маркетинга, преследующего цель извлечения прибыли, есть ещё и социальный, ориентированный на удовлетворение потребностей личности и общества, а в нашем случае на развитие творческой личности.
7.3.
Влияние макросреды на развитие
и
самочувствие личности
С влиянием факторов микросреды личность сталкивается, главным образом, в процессе профессионально-трудовой деятельности. Что же касается макросреды (см. рис. 10), то, казалось бы, она не может и/или не должна оказывать непосредственного влияния на личность, на её развитие, социальное вызревание, на её творческое и морально–психологическое состояние. Однако это далеко не так. История полна примеров того, когда политика или экономика, демография или социокультурная ситуация определяли судьбы многих личностей, в том числе известных, пользовавшихся мировой славой. Понимание того, что маркетинг может стать (и ведь становится!) надежным инструментом разрешения глубоких личностных кризисов, пришло гораздо позднее. Но не раз и не два попавшие в беду известные всему миру люди инстинктивно нащупывали подходы к маркетинговым технологиям, и здравый смысл не отказывал им.
Научно-технические
факторы
Природные факторы
Политические факторы
Экономические факторы
Факторы культурного окружения
Демографические факторы
Фирма
Рис. 10. Факторы макросреды
А. Демографический фактор
Как известно, рынки – большие и малые – состоят из людей. «Демографические взрывы», «детские бумы», «дефицит рождений», старение населения, рост смертности – всё это важно учитывать в крупном бизнесе и международном маркетинге. Отдельно взятую личность эти проблемы волнуют гораздо в меньшей степени. В самом деле, не станет же композитор переживать по поводу снижения рождаемости, боясь потерять в будущем часть потенциальных слушателей. Ученый может подарить миру изобретение, проживая в каком-нибудь княжестве или, подобно К.Д. Циолковскому, провинциальном городке.
Политического кандидата вряд ли всерьез интересует проблема миграции населения. В разных странах и регионах на рост народонаселения смотрят по-разному: в Китае рождаемость регулируется, а точнее ограничивается, принятыми законами, а в это самое время администрация Ахтубинского района Астраханской области проводит уникальный в своем роде эксперимент, суть которого заключается в обмене детей… на квартиры.
«ЭТА идея пришла мне в голову, когда я был главой одного из сел, – рассказывает глава Ахтубинского района Алексей Фурик. – Мы строили коттеджи, и я предложил строителям в подарок часть коттеджа в обмен на ребенка. Таким образом, не меньше 40 детей я подарил селу».
Теперь идеи Алексея Александровича живут и процветают в областных масштабах: молодым семьям (не старше 30 лет) предлагают деньги на покупку подходящего жилья – до 120 тыс. руб. (Не на руки, конечно, выдают. Сначала надо найти квартиру, потом в местном отделении сбербанка на имя продавца открывается счет, и администрация кладет туда деньги.) Только эту сумму надо «заслужить»: родить не менее троих ребятишек» (АиФ, 2002,№37).
И всё-таки демографический фактор существовал всегда, безусловно, как-то отражался на судьбе отдельных личностей. Первое, на что следует обратить внимание, это социальное происхождение великих и известных людей.
Мать Тереза родилась в семье богатого бакалейщика, а всю свою жизнь посвятила борьбе с бедностью. Платон принадлежал к одному из знатных афинских родов, но это не помешало ему оставить свой след в мировой философской мысли. Аристотель был сыном лекаря, а впоследствии стал воспитателем Александра Македонского. Отец Вольтера был скромным чиновником, а сам Вольтер остался в исторической памяти народа «королём философии». Великий Достоевский родился в семье лекаря. Отец Сталина, как известно, был простым сапожником. Происхождение ученого-энцеклопидиста М.В. Ломоносова нам известно ещё со школы… Выходит, происхождение ни в коей мере не предопределяет судьбы человека? Пусть уважаемый читатель, если он того пожелает, опровергнет это наше заключение.
Любопытно, что и количество детей в родительской семье и количество детей в семье собственной тоже, строго говоря, ничего не решало, если не считать естественных в таких ситуациях проблем, связанных с получением образования, дополнительными материальными трудностями и т.п.
Наш
соотечественник Д.И. Менделеев был…
семнадцатым ребенком в семье, но это
никак не сказалось на обучении и развитии
будущего ученого. Выдающийся композитор
И.-С. Бах имел более… 20 детей,
многие из которых стали также музыкантами.
Совершенно удивительно сложилась в
этом плане судьба легендарного Ч. Чаплина.
Несколько неудачных браков и следовавших
затем бракоразводных процессов едва
не сломали всю его жизнь. А вот последний
брак оказался на редкость удачным. Его
избраннице Уне О’ Нил было всего 18 лет,
в то время, как Чаплину …55! Но это
обстоятельство не помешало супружеской
чете в сравнительно короткие сроки
обзавестись 8 детьми, последний из
которых родился в 1962 году, когда великому
деятелю мирового кино исполнилось…73
года!
Из наших современников поставить рядом с Чаплиным некого. Разве что А. Михалкова-Кончаловского, четыре жены которого подарили ему 7 детей…
Совершенно удивительным представляется тот факт, что многие известные или великие люди очень рано лишились своих родителей.
Ин Чжену, императору Древнего Китая, было всего 13 лет, когда скончался его отец. Николай Коперник остался без отца в 10 лет, тот умер от чумы. Великий Рафаэль в 8 лет лишился матери, а спустя ещё 3 года и отца. В 13 лет осталась без матери королева Англии Елизавета I. Джордж Вашингтон потерял отца в 11 лет, а мать А. Линкольна скончалась от лихорадки, когда будущему президенту США исполнилось...7 лет. Великий естествоиспытатель Ч. Дарвин осиротел в 8 лет. Вольтеру было 7 лет, когда скончалась его мать. Автору «Войны и мира» Л.Н. Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Менее всего повезло в этом плане А. Смиту и И. Ньютону: их отцы умерли ещё… до рождения сыновей – будущих великих учёных. Что это? Простое совпадение? Предначертание судьбы?
Печальные события, преследовавшие будущих известных политиков и государственных деятелей накладывали определенный отпечаток на их характер, поведение, стиль жизни, отношение к людям. Достаточно упомянуть здесь имена двух советских вождей – Ленина и Сталина. Известно, что в 15 лет Володя Ульянов лишился отца, а в 17 лет потерял любимого брата… Рано умер отец и у Иосифа Джугашвили. В 1909 году умерла его первая жена Е. Сванидзе, а в 1932 году покончила жизнь самоубийством вторая жена – С. Аллилуева. В годы войны оказался в фашистском плену его сын.
Особая тема для рассуждения – женщина, прославившая себя на политическом, научном или каком-либо ином поприще. Их судьбам могли бы позавидовать многие известные и неизвестные мужчины включая современников. Мать Тереза, Клеопатра, Елизавета I, Екатерина II, Жанна Д’Арк, М. Кюри-Склодовская, Софья Перовская, Анна Павлова, Коко Шанель, Мария Каллас, Лариса Латынина, Майя Плисецкая, Лидия Русланова, К. Райз, А. Меркель… Книги о многих из этих выдающихся женщинах ещё предстоит написать. Ведь у них, как и у их простых современниц, были мужья и дети, любовь и страсть, была всего одна судьба, одна жизнь. Не у всех!