Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9341

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

учебникам и рассказам, но и, самое главное, путем личного на­блюдения и участия. В состав среды мы обязательно включим средства культуры и искусства, собственно социально-культурные технологии и тех, кто осваивает и воспроизводит эти технологии в интересах реабилитации - специалистов социальной, культурной и образовательной сфер.

К общим принципам относится и принцип дифференциро­ванного подхода к отдельным лицам и социальным группам как объектам социально-культурной реабилитации и поддержки. Дифференциация подходов к разрешению социокультурных про­блем различных групп пожилых людей и инвалидов проводится на основе учета целого ряда факторов. Это факторы социального риска, влияющие на положение этих групп; выявление индиви­дуальных культурных потребностей и интересов этих категорий населения; адресность при предоставлении образовательных, раз­влекательных, оздоровительных и других услуг с приоритетом со­действия пожилым гражданам и инвалидам; ориентация на разви­тие самопомощи и взаимоподдержки данных групп населения в социокультурной сфере; обеспечение информированности всего населения о положении инвалидов и пожилых людей, об их право­вых гарантиях и возможностях получения ими необходимой по­мощи и услуг.

Выбор пути и методов реабилитации и интеграции должен оп­тимально соответствовать потребностям, возможностям общества и конкретным условиям, в которых они осуществляются. В связи с этим он должен быть ориентирован на индивидуализацию, адрес­ность, непрерывность, последовательность, преемственность, ком­плексность и целостность подходов, а также предполагать воз­можность своевременной коррекции с учетом изменений психосо­матического состояния инвалида, условий и возможностей осуще­ствления реабилитационных мероприятий.

В число общих принципов включается и принцип обратной связи. Для органов и учреждений социальной защиты, культуры, здравооохранения, образования и всех занятых в них специалистов он предполагает регулярное получение информации о результатах их деятельности, о реакции непосредственных организаторов и исполнителей реабилитационных мероприятий и тех, на кого эти мероприятия непосредственно направлены. В результате обратной

240

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

сShape69 вязи появляется возможность предпринять необходимые коррек­тировочные действия.

Частные принципы представляют собой важнейшие требова­ния, без которых невозможно осуществление эффективной госу­дарственной политики, направленной на социально-культурную реабилитацию и поддержку социально незащищенных групп насе­ления. К ним относится ряд принципов, вытекающих из содержа­ния большинства законодательных актов Российской Федерации, а также нормативно-правовых документов, принятых субъектами РФ, регулирующих текущую деятельность государственных и об­щественных органов и учреждений социальной защиты, культуры, досуга, образования, спорта:

  • принцип государственной ответственности, предполагаю­
    щий постоянную и обязательную деятельность муниципаль­
    ных и общественных органов по созданию условий жизни,
    труда, быта и досуга граждан социально-недостаточных ка­
    тегорий;

  • принцип равных возможностей для лиц с ограниченными
    возможностями и граждан старшего поколения на пользова­
    ние культурными благами, на творчество, самореализацию и
    самоутверждение в социально-культурной сфере:

  • принцип единства, преемственности и стабильности государ­
    ственной политики в области социально-культурной реаби­
    литации и поддержки незащищенных групп населения;

  • принцип социального взаимодействия государства и обще­
    ства с инвалидами и пожилыми гражданами в целях их соци­
    ально-культурной реабилитации и поддержки, получения
    ими дополнительных культурных благ и повышения каче­
    ства их жизни, быта и досуга за счет собственных усилий,
    добровольного проявления инициативы и активности, интел­
    лектуального развития и творчества в течение всей жизни.

Соблюдение этих принципов способствует предупреждению причин, порождающих проблемы пожилых людей и инвалидов в социокультурной сфере, содействует практической реализации их прав и законных интересов, обеспечению возможности для их творческого самовыражения и самоутверждения, предупреждает возможное устранение их от участия в активной социокультурной

241


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

деятельности, а также обеспечивает соблюдение равенства прав и возможностей пожилых граждан и инвалидов при получении со­циально-культурных благ и услуг.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения напоми­нают о необходимости выражаться крайне осторожно в тех слу­чаях, когда применяется понятие ограничения жизнедеятельности. Если о пожилом человеке говорят: «У него имеется снижение спо­собности к обучению», то тем самым демонстрируются нейтраль­ность и такт по отношению к интерпретации имеющихся возмож­ностей данной личности. Но категорично заявить, что кто-то явля­ется «лицом с ограниченной жизнедеятельностью», даже если эта характеристика адекватна реальному состоянию личности, - зна­чит наклеить на человека ярлык, отказывая ему в праве заниматься какой-либо деятельностью в привычных для него условиях, ма­нере, темпах и т. д.

Корректное использование терминологии является одной из норм профессиональной этики специалистов, работающих в среде пожилых. Это требование актуально как для осуществления гума­нитарных программ, так и для подготовки дипломированных ме­неджеров, педагогов-психологов, технологов в области соци­ально-культурной реабилитации.

В результате лица «третьего возраста» и инвалиды, полностью или частично утратившие свою способность к реализации жизнен­ных функций, в обиходе получают неадекватные характеристики, что негативно отражается на их весьма неопределенном социаль­ном статусе. Социальные работники, например, пользуются ши­роко распространенным термином «инвалиды», в то время как в семейной среде говорят о снижении у одного из ее членов способ­ности говорить, видеть, слышать, ходить и т.д. Медики, занимаясь пожилыми пациентами, более склонны рассматривать причины и следствия нарушений и ограничений их жизнедеятельности.

В любом случае основной целью социально-культурной реа­билитации всегда было и остается формирование у инвалидов и пожилых людей стремления к самодостаточному, независимому и здоровому образу жизни, соответствующему исконно российской духовной традиции и принципам этики.

242

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ОShape70 собенности социально-культурной реабилитации и поддержки инвалидов

В соответствии с Федеральным законом «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инва­лидов предусматривает систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и социально-культур­ных мероприятий, направленных на устранение или возможно бо­лее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вы­званных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление соци­ального и культурного статуса инвалида, достижение им матери­альной независимости и его социальная адаптация, а в содержание реабилитации входят:

  • медицинская реабилитация, которая состоит из восстанови­
    тельной терапии, реконструктивной хирургии; протезирования
    и ортезирования;

  • профессиональная реабилитация, которая включает профес­
    сиональную      ориентацию,      профессиональное      образование,
    профессионально-производственную      адаптацию      и      трудо­
    устройство;

  • социальная реабилитация, которая состоит из социально-
    средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
    Основу разработки и реализации технологий социально-культурной

реабилитации инвалидов на территории каждого субъекта РФ составляет не только необходимое нормативно-правовое поле, но и комплекс теоре­тических положений и практических рекомендаций, содержащихся в одобренной Министерством культуры РФ (январь 1995 года) Концепции государственной социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Существует целый ряд других документов, за­крепляющих и регулирующих процесс становления практически новой для страны инфраструктуры учреждений и организаций, призванных взять на себя осуществление социально-культурной реабилитации инва­лидов с помощью как общих педагогических, так и специализированных технологий.

В соответствии с законодательством в стране создана государ­ственная служба социальной защиты лиц с ограниченными воз­можностями. Вся деятельность социальных учреждений в этом направлении осуществляется на основе разработки и реализации

243


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильншов. Социально-культурная деятельность

индивидуальных программ реабилитации (ИПР) для отдельных категорий инвалидов.

Реабилитация должна обеспечивать восстановление или уменьшение ограничений у инвалида, приводящих к социальному ущербу его самого, семьи и общества. При этом важное значение имеет целостный подход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, индивидуальные потребности, надежды и интересы, социальный фон. Инвалид из объекта превращается в полноправ­ного субъекта, стоящего в центре процесса реабилитации и ак­тивно участвующего в нем.

При рассмотрении процесса социально-культурной реабилита­ции и поддержки детей и взрослых с ограниченными возможно­стями следует иметь в виду, что инвалид, как любой человек в об­ществе, является частью его культурной системы, понимаемой широко: как быт и нравы, семейный уклад, этика производствен­ных отношений, досуг и традиции, приверженность определенным видам искусства и формы праздничного общения.

Поэтому, определяя пути социальной реабилитации инвалида, необходимо иметь в виду возможность обеспечения основных форм жизнедеятельности через социокультурную интеграцию личности.

Оценивая накопленный опыт и возможности средств куль­туры, способной путем использования различных технологий по­мочь лицам с ограниченными возможностями наладить социаль­ные связи, выявить и развить творческие способности и удовле­творить эстетические интересы, самоутвердиться в новой сложной ситуации, можно утверждать, что есть все основания представлять социокультурную реабилитацию как часть социальной реабилита­ции.

Целесообразность включения ее в систему комплексной реа­билитации инвалидов продиктована как основополагающей ролью культуры в развитии и самореализации личности, так и практиче­ским опытом социокультурной деятельности учреждений куль­туры, убедительно подтверждающим благотворное влияние средств культуры, искусства, творчества на образ жизни инвали­дов. Эффективное использование этих средств в процессе реаби­литации инвалида способствует формированию у него духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в

244

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

жShape71 изни, которые обеспечивают корректирующее и восстанавли­вающее воздействие на здоровье и мотивацию независимости в различных сферах жизнедеятельности.

В этой работе, которая связана с созданием условий, благопри­ятствующих художественно-эстетическому и нравственному вос­питанию детей и взрослых - инвалидов, категорически недопус­тимо жертвовать качеством ради количества, массовости. Такого рода практика приводит к отрицательным последствиям, которые могут выразиться в устойчивой реакции отторжения на художест­венно-просветительские воздействия извне со стороны лиц с огра­ниченными возможностями.

Подобная закономерность в наибольшей степени проявляется в детской инвалидной среде. Помочь ребенку с аномальным разви­тием адекватно ориентироваться в потоке художественной ин­формации, реализовать свои творческие способности может толь­ко квалифицированный педагог. Однако такого уровня взрослых специалистов и наставников крайне мало среди сотрудников реа­билитационных центров, преподавателей школ, родителей, то есть всех тех, кто призван обеспечить социально-культурное со­провождение такого ребенка на пути в мир искусства и самобыт­ного творчества. Именно поэтому мы вновь и вновь возвращаемся к вопросу о жизненной необходимости активного, дееспособного субъекта социально-культурной реабилитации по отношению к детской инвалидной среде.

Результаты исследований свидетельствуют о целесообразно­сти разделения людей, выступающих в качестве объекта и субъ­екта социально-культурной реабилитации, на две группы. Первую группу составляют дети с ограниченными возможностями, кото­рых отличает активное участие в культурной жизни, в самобытном художественном, техническом, прикладном творчестве, музыке, спорте, где у них интенсивно формируются соответствующие зна­ния, умения и навыки, удовлетворяются разнообразные потребно­сти и интересы.

Вторая группа включает в себя «культурный авангард» или «культурную элиту». В ней представлены не только специалисты реабилитационных центров и учреждений культуры - психологи, социальные работники и социальные педагоги, владеющие совре­менными    культуротерапевтическими    технологиями.    Наиболее

245


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

значимую часть этой элиты, её культурное ядро составляют взрос­лые люди с ограниченными возможностями, наиболее актив­ные, талантливые, профессионально продвинутые, творчески ода­ренные авторы и исполнители из инвалидной среды.

Задача государственных органов и общественности - создать условия, необходимые для роста и консолидации этой прослойки, усиления возможностей её влияния на окружающую среду, пре­жде всего на детей-инвалидов. Наличие внутри самой инва­лидной общности активно действующей социально-культурной оси «элита - дети» объективно способствует творческому разви­тию ребенка с ограниченными возможностями. Благодаря такой оси и у взрослых, и у детей-инвалидов возникают благоприятные условия для самореализации, внутренней консолидации, осущест­вления по отношению к обществу социально-культурных функ­ций, получения необходимой моральной и материальной под­держки со стороны общества и государства.

Постоянное взаимодействие и партнерство перечисленных групп открывает большие перспективы в реабилитационной ра­боте, дает возможность эффективнее использовать социально-культурную среду, ввести инвалидов и их семьи в реальный бога­тейший мир культуры.

Особенности социально-культурной поддержки лиц пожилого возраста

Значительная доля нарушений, ограничений жизнедеятельно­сти и социальной недостаточности приходится на лиц пожилого возраста. Россия вместе с другими странами СНГ занимает четвер­тое место в мире по численности пожилых людей, или людей «третьего возраста». Население России начиная с 60-х годов счи­тается по международным меркам «старым». По статистическим данным, 16,7% населения России составляют люди старше 60-лет­него возраста. Демографический показатель средней продолжи­тельности жизни в России ниже соответствующего показателя в развитых странах. Женщины в России живут на 12 лет дольше мужчин. Старение страны происходит на фоне уменьшения чис­ленности населения включая детей до 14 лет.

Данная ситуация ставит перед российским обществом про­блемы    экономического,    социально-культурного,    психологиче-

246

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

сShape72 кого, педагогического, нравственного, социологического плана. Она вызывает беспокойство и заставляет задумываться над тем, какие меры необходимо предпринять в области социально-куль­турной политики, что следует сделать в России для увеличения продолжительности жизни людей после наступления пенсионного возраста и повышения ее качества.

Своеобразие современного положения пожилых россиян за­ключается в том, что объективный социальный риск, связанный с наступлением старости, возрос в условиях переходной экономики.

Отсюда особую значимость и актуальность приобретают во­просы повышения адаптации, социальной защищенности пожи­лого населения в существующих социально-экономических усло­виях.

В контексте оценки здоровья пожилых и престарелых людей термин «нарушение» означает любую потерю или аномалию пси­хологической, физиологической или анатомической структуры или функции конкретного человека. Отметим, что использование термина «нарушение» вместо, например, термина «расстройство», более корректно, поскольку к нарушению относятся и потери ана­томического свойства (утрата руки, ноги и т.д.), которые никак нельзя связать с расстройством.

Нарушение представляет собой отключение от нормы в био­медицинском состоянии пожилого и престарелого человека. Опре­деление у него характеристик нарушения могут дать только врачи-специалисты. Только они могут сделать заключение об отклоне­ниях в выполнении физических и умственных функций человека, сопоставляя их с общепринятыми стандартами.

Потери или отклонения от нормы могут быть временными или постоянными. Существенна констатация на определенный момент времени наличия или появления в организме какой-либо анома­лии, дефекта или потери конечности, органа, ткани или других частей тела, дефекта в функционировании системы или механизма тела включая систему умственной деятельности.

Рассматривая пожилых людей в качестве хранителей и актив­ных субъектов передачи своего социально-культурного опыта и традиций, необходимо принимать во внимание и учитывать ряд физиологических и психологических особенностей этого воз­раста.

247


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

По статистике, каждый третий человек после шестидесяти лет сталкивается с атеросклерозом сосудов головного мозга, нараста­нием атеросклеротических изменений психики, что, как известно, включает в себя и нарушения памяти.

Ограничение жизнедеятельности у людей «третьего возраста», представляющее собой отклонение от нормы, одновременно мо­жет квалифицироваться и как любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) способности осуществлять социальную, культурную, научную и другую аналогичную деятельность, так как это считается нормальным, привычным для человека данного возраста. Основным критерием для измерения масштабов наруше­ния здесь может служить степень проявления ограничения жизне­деятельности.

Нарастание атеросклеротических изменений психики сопро­вождается прогрессирующим нарушением памяти у пожилых лю­дей. Забываются текущие события: срабатывает так называемый закон Рибо, согласно которому то, что запоминается позже, со­трется раньше, воспоминания детства и юности, события, проис­шедшие много лет назад, остаются яркими и насыщенными, а фак­ты и дела, имевшие место накануне или даже сегодня утром, не­умолимо блекнут, пока не исчезнут из памяти вовсе.

К частым расстройствам при атеросклерозе у пожилых отно­сятся слабоумие, повышенная сентиментальность либо гипертро­фированные мнительность и обидчивость. Нередко пожилой жен­щине трудно удержать слезы жалости к героине душещипательной «мыльной оперы» или трогательного умиления при виде доверчи­вого ребенка, симпатичной кошечки. Многим знакома преувели­ченная реакция стариков на каждую мелочь, когда припоминаются застарелые обиды, а общение с близкими превращается в беско­нечную череду взаимных упреков.

Именно в «третьем возрасте» у людей усиливаются, искажа­ются присущие им индивидуальные особенности: экономный че­ловек становится скрягой, осторожный - подозрительным, консер­ватор - брюзгой, тонко чувствующий - капризным.

Здесь следует упомянуть об этических аспектах проблемы оценки степени жизнедеятельности лиц «третьего возраста». Так, например, анализ религиозной ситуации в России позволяет сде­лать вывод, что религия для этих людей выполняет прежде всего

248

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

кShape73 омпенсаторную функцию. Важное значение здесь приобретает психологический аспект - снятие стресса, утешение, катарсис, ме­дитация, духовное наслаждение и др.

Особо активизируются коммуникативная и регулятивная функции, поскольку общение людей, как известно, происходит как в нерелигиозной, так и в религиозной среде с помощью опреде­ленных идей, ценностей, установок, мнений, традиций; обычно большое значение имеет система норм - религиозного права, мо­рали.

Сегодня социально-культурные интересы и потребности лю­дей старших возрастов концентрируются на необходимости полу­чения индивидуальных услуг высокого качества в различных сфе­рах. Основой организации как медицинского и социального, так и культурного обслуживания и образования пожилого населения являются стандарты, заложенные в концептуальных документах ООН и российском законодательстве.

В Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях реализуется новый подход к созданию сети учреждений, призванных удовлетворять потребности пожилых людей в соци­альных услугах. Характерными чертами такого подхода, отве­чающего требованиям гражданского общества, являются сочета­ние специализированной социальной помощи с оказанием ком­плекса множества дополнительных, в том числе социально-куль­турных, досуговых услуг; развитие, наряду со стационарным, по­лустационарного и внестационарного обслуживания пожилых людей и расширение сети соответствующих учреждений; соеди­нение возможностей специализированных учреждений с мощной социализирующей поддержкой со стороны семьи и общественных организаций.

Действующим законодательством закреплены два типа соци­ального обслуживания лиц пожилого возраста - стационарное и полу стационарное. Стационарные учреждения (геронтологические центры), благодаря однородности состава клиентов, сходству их потребностей и интересов, обеспечивают комфортную среду жиз­недеятельности, благоприятную психологическую атмосферу, по­стоянный медицинский контроль и уход. Это позволяет более эф­фективно решать проблему психологической и социально-куль­турной адаптации пожилых людей к изменившимся условиям

249